Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике.
учебно-методический материал на тему

Клюева Гузалия Фаязовна

Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике. (Из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

      В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

     Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

     Профилактика глазных заболеваний

      Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5- 10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

На своих занятиях использую специальные физминутки для детей с нарушениями зрения:

«Прогулка в зимний лес», «Жук», «На поляне» и т. д. Все движения прослеживаются взглядом и сопровождаются речью детей.

Профилактика нарушения осанки

       Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

Игровые оздоровительные технологии

      Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Появившиеся компьютерные игры еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.

Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной активности – подвижных, оздоровительныз игр, игровых упражнений, игр спортивного характера и др. – должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма с тем, чтобы, в конечном счёте, способствовать сохранению и укреплению здоровья

Таким образом, один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально-подобранных, а при необходимости – специально сконструированных и индивидуально-дозированных игр оздоровительной направленности.

      На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояния здоровья школьника.

   Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. создания механизма формирования здоровье-сберегающей среды

     Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль, т. к. через неё проходят все. Поэтому проблема укрепления и сохранения здоровья пробудила  желание создать на занятиях условия, позволяющие отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся.

      Владение коррекционными развивающими технологиями целесообразно и необходимо для педагога, который работает с любой категорией детей. Коррекционные технологии включают в себя использование универсальных технологий, которые применяются в работе как с разными возрастными группами, так и с разными категориями детей.

      В своей работе я использую следующие коррекционные технологии: танцетерапия, сказкотерапия и музыкатерапия. Элементы данных технологий я использую на различных видах занятий с разными группами детей в качестве минуток отдыха, динамических пауз, физкультминуток.

Танцетерапия – универсальная технология, её цель – самоформирование и самосовершенствование с помощью различных движений, соповождающихся музыкальным оформлением. Виды работ Работа в парах по приипу «зеркало»: один человек в паре – ведущий- с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нём звучащая музыка, другой – его отражение – с открытыми глазами всё повторяет. Затем роли меняются.

  • Техника перевоплощений: изобразить животное, названное ведущим, передать характерные движения группы животных, придумать и изобразить своё животое
  • Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств: передать состояние, обозначенное на карточке ( радость, грусть и т. д.)

Музыкатерапия. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты и, напротив, «оживают» заторможенные дети и взрослые.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает... Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

     Сказкотерапия также является универсальной технологией, которую можно использовать практически на всех видах занятий.

  Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Использование на занятиях сказочных сюжетов ведёт к повышению интереса детей к занятиям, тем самым повышая мотивацию и работоспособность детей.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

      Как эта проблема решается в нашей школе? Начнём с диагностики По данным медиков

Практически здоровых детей- 30%, детей с хроническими заболеваниями-  70%.

Стало ясно, что необходимо оздоровление образовательной среды.

Затем были намечены пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья:

  1. Формирование культуры здоровья учителей
  2. Создание в школе условий для обучения без вреда здоровью:

 -оздоровительная направленность обучения

-использование здания и участка школы

-адекватность учебных нагрузок

-реализация межпредметных связей

Что мы делаем для создания здоровье сберегающей среды в школе?

     Решение этой задачи осуществляется комплексно:

-в обучении – применение коррекционно-развивающей технологии обучения

Г, Ф. Кумариной.

      Применение этой технологии способствует:

-созданию щадящих условий обучения- положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах

-разработке индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на знании личностных особенностей детей с ориентацией на зону ближайшего развития, оценку результатов по критерию относительной успешности и применение различных видов помощи

-реализация принципов педагогики сотрудничества.

     Таким образом, на основе реализации коррекционно-развивающей технологии Кумариной становится возможным как успешное усвоение учебной программы, так и сохранение здоровья детей.

      Важным элементом психолого-педагогических условий является  также включение в занятия упражнений по коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы

Проводим нестандартные уроки: урок-сказка, урок-соревнование, урок-игра и т. д.

Это снизило напряжённость на занятиях.

Устраняем перегрузку на уроке с помощью смены видов деятельности, проведения физминуток, динамических пауз.

       Для повышения интереса, развития обьёма и переключения внимания: применяю игры

«Найди слово»

Это может быть темой урока или ребята должны отгадать, куда они отправятся путешествовать или какому сказочному герою они будут помогать сегодня.

Например:

-Рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: между буквами М и Г, Д и Ж, Ю и Ч

Глазами проследите путь от цифры 1 до буквы, записать результат, затем проследить путь от цифры 2 до буквы, и так до тех пор, пока не отгадают слово

1                                                    Л

2                                                    И    

3                                                     С

4                                                     О

5                                                      Г                  

Для развития концентрации и устойчивости внимания провожу игры   

«Что лишнее?», «Что изменилось в слове?», «Кто внимательнее?»

На наборном полотне составляем слово, затем прочитываем его. Дети закрывают глаза, в это время меняется одна буква. Дети открывают глаза, читают новое слово и определяют, что в нём изменилось и т. д.

СОК – СОН – СОР – СЫР – СЫН…     

Провожу работу со слоговыми таблицами 

МА        ЛИ           КА            НА  

           

        РЕ           ШИ           ЗИ

                                  

          ИГ          РА         МО          КО

СА         МА          ЛО          ЛА

Составить слова из слогов, найти «лишний слог», подсчитать общее количество слогов с гласной А и т. д. 

      Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью поддерживаю тесный контакт с родителями детей, провожу с ними индивидуальные беседы и консультации, выступаю на родительских собраниях, по мере возможностей родители присутствуют на занятиях , оформила стенд «Советы логопеда»

     Совокупность педагогических, психологических, медицинских и других условий, создаваемых в нашей школе, способствует успешному обучению и сохранению здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике"

Перед специалистами-логопедами, работающими в сфере дошкольного специального образования, постоянно встают вопросы совершенствования приемов преодоления речевых нарушений.В этом плане определенные рес...

Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.

презентация по теме: "Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях"....

Использование здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

Как можно развивать мелкую моторику у ребенка (приемы развития)...

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике

Материал опубликова в рамках конкурсного задания "Методический семинар" на конкурсе "Учитель года 2016"...

использование здоровье сберегающих технологий в логопедической группе ДОУ

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.

  Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с речевыми нарушениями высок процент тех, у кого имеются проблемы с р...

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, как наиболее эффективные методы и средства коррекции речевых нарушений, а также общего оздоровления детей.  ...