Здоровьесберегающие аспекты деятельности педагога в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ламонова Светлана Евгеньевна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей с ОНР "Академия здоровых наук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie-_konspekt_podg.gr_microsoft_word.docx121.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 151 «Голубка»

городского округа Тольятти

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Академия Здоровых Наук»

в подготовительной к школе группе ОНР

№ 8 «Журавушки»

                                                       Воспитатель: Ламонова С.Е.

Сентябрь

2014

 Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о работе органов чувств человека, об их значимости для полноценной жизни.
  • Формировать привычку заботиться о своём здоровье.
  • Формировать представление о зависимости здоровья человека от соблюдения гигиенических процедур, от занятий спортом, от правильного питания, от закаливания.
  • Расширять знания детей о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности.
  • Закреплять знания детей о полезных и вредных продуктах.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес воспитанников к компонентам здорового образа жизни.
  • Развивать речь дошкольников.
  • Развивать умение действовать, выбирая стратегию поведения с позиции сохранения здоровья.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство самосохранения.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседа о гигиене, режиме дня, правильном питании и пользе физкультуры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, формирование здоровье сберегающих умений и навыков.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, мр3проигрыватель, диск с записью аудиописьма, презентация с наглядным материалом, зеркала по количеству детей, дидактические игры: «Угадай по запаху», «Чёрный ящик», Дорисуй портрет», «Один или два», «Полезно-вредно»; эмблемы «Цветок Здоровья», мр3запись ритмической гимнастики, музыкального сопровождения для дидактических игр.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня по электронной почте нам пришло письмо от профессора Здоровейкина. Послушайте его.

Звучит аудиозапись письма.

Профессор Здоровейкин: Здравствуйте, дорогие ребята. С радостью сообщаю вам о приёме  учеников в  Академию Здоровых Наук. Для поступления в Академию вы должны пройти испытания и доказать, что многое знаете о работе вашего организма. Предлагаю вам раскрасить этот цветок- чувств. Желаю всем удачи!»

На экране появляется силуэт цветка.

Слайд № 1

Воспитатель: Чтобы поступить в Академию нужно раскрасить этот серый, невзрачный, скучный цветок знаниями о пяти органах чувств человека, о пяти наших помощниках. Ведь жизнь без органов чувств становится скучной, грустной и унылой. Что это за помощники я и предлагаю вам выяснить и раскрасить цветок яркими, цветными и чудесными красками. Ну что же готовы? Тогда вперёд! И первого помощника предлагаю вам отгадать,  прослушав загадку:

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

Дети: Это нос.

Воспитатель: Верно, а как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать.

Воспитатель: Правильно, а ещё в носу согревается воздух, которым мы дышим. Нос, как хороший страж, пропускает чистый воздух, а микробы задерживает. А ещё нос является органом обоняния, с его помощью мы ощущаем и узнаём многие запахи. Давайте посмотрим, как же работает нос.

Д/и «Угадай по запаху»

На столе лежат пластиковые яички (от  Киндер- сюрприз, в них множество маленьких дырочек), в них находятся: мята, чеснок, апельсин, ваниль, лук. Все яички пронумерованы. Правила: Дети выполняют под музыку танцевальные движения, с окончанием музыки-  берут по- одному яичку и   определяют содержимое по запаху, называют его и несут в корзинку, к которой прикреплена картинка с соответствующим изображением. После того, как все яички разложены по корзинкам, детям предлагается таблица с расшифровкой цифр. (1- мята, 2- чеснок, 3- апельсин, 4- лук, 5- огурец) После подведения итогов игры на экране раскрашивается первый лепесток.

Воспитатель: Посмотрите, первый цветной лепесточек.  Слушайте следующую загадку и узнаете о другом органе чувств:

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

Дети: Язык.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, для чего нам нужен язык?

Дети: Чтобы говорить.

Воспитатель: Да, благодаря своему языку мы можем произносить различные звуки, слова, петь песни, рассказывать стихотворения и сказки. Давайте сделаем зарядку для языка.

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Бульдог»Артикуляционная гимнастика в стихах — Бульдог

За верхнюю губку заложен язык – 

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Маляр»Артикуляционная гимнастика в стихах — Маляр

Язык – как кисточка моя, 

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

«Грибок»

На лесной опушке,   Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Часики»

Тик – так, тик – так – Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Орешки»Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ещё наш язык – это орган вкуса. Посмотрите внимательно в зеркало.

Дети рассматривают свой язык в зеркала.

Видите, снаружи язык  покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков, умеющих ощущать, что попало к нам в рот: кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаёте его вкус. Края языка, лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Также язык человека определяет качество пищи: холодная или горячая вода, твёрдая или мягкая. Вот мы и отгадали нашего второго помощника.

На экране появляется второй яркий лепесток.

Воспитатель: А сейчас предлагаю всем поиграть и узнать о следующем  органе чувств.

Д/и «Чёрный ящик» с музыкальным сопровождением

Дети делятся на три команды и встают в три колонны. Напротив каждой колонны на расстоянии 3-4 м стоит стол с чёрным ящиком. В ящиках лежат предметы из разных материалов. Первая команда должна достать только  деревянные предметы, вторая- все металлические, а третья- пластмассовые предметы. Побеждает та команда, которая правильно достала все предметы. Правила: доставать можно только по- одному предмету, обязательно называть предмет и его признак, следующий игрок начинает только после передачи эстафеты.

Когда все предметы дети достали, выясняется, что на кубиках есть буквы. Предлагается детям сложить из них слово. Должно получиться слово «Рука».

Воспитатель: Ребята, на руках есть множество нервных окончаний, благодаря чему мы с лёгкостью, даже не видя предмета, можем определить его качества.

Воспитатель: Гладкий он или

Дети: шершавый.

Воспитатель: Холодный или…

Дети: Горячий

Воспитатель: Большой или

Дети: Маленький.

Воспитатель: Широкий или

Дети: Узкий.

Воспитатель: Длинный или

Дети: Короткий.

Воспитатель: Тяжёлый или

Дети: Лёгкий.

Воспитатель: Такой орган чувств называется- осязание.

На экране раскрашивается третий лепесток.

Ведущая: Следующего нашего помощника мы узнаем, поиграв в игру «Мы не скажем, а покажем!»

Д/игра «Мы не скажем, а покажем!»

Ведущий выходит в центр группы и изображает спортсмена. Правила игры: нельзя рассказывать, кого изображаешь; изображать  спортсмена нужно в движении. Кто первый отгадал спортсмена и правильно назвал движение- тот и становиться следующим ведущим.

Ведущая: Отгадайте, ребята, о каком помощнике идёт речь?

Дети: О слухе.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы представляли, каково бы нам жилось без слуха. Вот видите, ребята, не так то просто жить без слуха. Это очень важный наш помощник.

На экране появляется четвёртый цветной лепесток.

Воспитатель: Ребята, а следующий орган чувств вы отгадаете сами после эстафеты «Дорисуй картинку».

Эстафета «Дорисуй портрет».

Ведущая вызывает одного ребёнка,  завязывает ему глаза и предлагает дорисовать портрет профессора Здоровейкина. Напротив стоит мольберт с силуэтом портрета. Правила игры: рисовать только по одному органу  лица, не подсматривать.

Воспитатель: Какой забавный у нас получился портрет. Обязательно отправим его профессору Здоровейкину в  Академию Здоровых Наук. Ребята, вы уже, наверное, догадались о каком органе идёт речь?

Дети: О зрении.

Воспитатель: Верно отгадали, молодцы, ребята!

На экране появляется пятый последний лепесток.

Слайд № 1

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! Посмотрите, наш цветок стал ярким, цветным и насыщенным. Благодаря нашим органам чувств мы можем любоваться красотой родной природы, наслаждаться ароматами цветущего сада, весенним пением птиц. А знаете ли вы, какие у нас в организме ещё есть органы и сколько их: один или два?

Д/и- эстафета «Один или два?» с музыкальным сопровождением

Дети делятся на две команды и встают в две колонны. Напортив детей, на расстоянии 3- 4 м стоит столик с картинками, изображающими различные органы и части тела человека: нос, губы, глаза, брови, сердце, кишечник,  уши, лёгкие, почки, печень, желудок и два мольберта.  Правила игры: по команде участники выбирают картинку и прикрепляют её магнитом на мольберт, можно взять только одну картинку, дети должны передать эстафету следующему; первая команда выбирает только  органы и части тела, которые у человека одни (нос, губы, кишечник, сердце и печень), а вторая команда- парные (глаза, уши, почки, лёгкие, брови).

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на экран.

На экране появляется два силуэта человека.

Слайд № 2

 На правом силуэте появляются органы: нос, губы, кишечник, сердце и печень , а на левом- глаза, уши, почки, лёгкие, брови

Воспитатель: Всё верно.  Чтобы наш организм  исправно работал, никогда не болел, нужно заботиться о его здоровье. Как вы думаете, как сохранить и преумножить здоровье? Что мы должны делать, чтобы стать ещё крепче, сильнее, здоровее?

Дети: Правильно питаться, заниматься спортом, соблюдать режим дня, выполнять гигиенические процедуры и закаляться.

Ребёнок 6: Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

Появляется слайд № 3

Ребёнок 7: По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

Появляется слайд №4

Ребёнок 8: Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

Появляется слайд №5

Ребёнок 9: Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья,
Должен быть режим у дня.

Появляется слайд №6

Ребёнок 10: Подружившись с физкультурой,

Гордо смотрим мы вперёд!

Мы не лечимся микстурой-

Мы здоровы целый год!!!

Появляется слайд №7

На экране появляются соответствующие картинки.

Воспитатель: А мы сейчас проверим, всегда ли вы соблюдаете эти несложные правила.

Дидактическая игра «Полезно-вредно»- авторская разработка

На интерактивной доске появляется картинки: мусорная корзина и сумка для продуктов. По- одному появляются изображения разных продуктов питания: овощи, фрукты, мясо, рыба, крупы, кока- кола, конфеты, кириешки). Дети должны рассказать о пользе или вреде этого продукта и положить его соответственно в сумку или в мусорную корзинку. Правила: полезные продукты нужно отправить в сумку, а вредные- в мусорную корзину, обязательно обосновав свой выбор.

1 ребёнок: Знают взрослые и дети.

Не полезные орешки,

А плохие кириешки.

Никогда не покупайте,

И друзей не угощайте!

2 ребёнок: Любят дети, любят мамы

Его любят даже папы.

Покорить любого сможет

Вкусный и полезный йогурт.

3 ребёнок: Я открою вам секрет

Раньше много ел конфет

Живот болел, чернели зубы…

Лучше кушать их не буду!

Если сильно захочу,

Съем не 10, а одну.

4 ребёнок:  Лук, помидор, морковь и чеснок

Сто овощей перечислить я б смог

Главное кушать их не забывайте,

И в каждое блюдо их добавляйте!

5 ребёнок:  Кока-колу вы не пейте,

Лучше чай себе налейте.

Пользы нет в ней никакой,

А для здоровья вред большой.

Появляется слайд № 9

Воспитатель: Молодцы, ребята! Поздравляю вас с поступлением в Академию Здоровых Наук и с радостью вручаю вам эти эмблемы.

Воспитатель под музыку приклеивает на грудь детям эмблему «Цветок Здоровья» (из самоклеющийся плёнки)

Воспитатель: А сейчас предлагаю всем размяться, выходите на зарядку.

Под музыку дети выполняют ритмическую гимнастику.

«Зарядка для детей- Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационный аспект и формы совместной деятельности педагога с родителями дошкольников по коррекционно-развивающему направлению.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Реализация  целей ...

Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...

Аспекты конкурсной деятельности педагогов и воспитанников ДОУ

Анализ ситуации участия в конкурсах педагогов и воспитанников детского сада...

Семинар "Технологические аспекты деятельности педагогов по реализации программы воспитания ДОУ"

С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации. В  презентации " Технологические аспекты деятель...

Мастер - класс для педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения»

Вашему вниманию хочу представить мастер - класс"Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения"...

Воспитание социально – ответственной личности: современный аспект деятельности педагога дошкольного образования

Современное дошкольное образование переживает сложный период развития. С одной стороны,     общественность предъявляет все   более  высокие требования к воспитанию и...