Методическая разработка. «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа) по теме

Швайкова Наталья Евгеньевна

Предмет, который я хочу подробнее изучить и изложить в работе –это культурно- гигиенические навыки, а именно их воспитание. Объектом  моего исследования являются дети второй  младшей группы  в возрасте от 3 до 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аттестационная работа72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ

«Кисельнинская средняя общеобразовательная школа»

(дошкольные группы)

Аттестационная работа

Тема: «Воспитание культурно - гигиенических навыков»

Швайкова Н.Е.

Воспитатель второй  младшей группы

Волховский р-н

 Кисельня

2009

Содержание

Введение

1. Аналитическая справка

        1.1.Анализ здоровья детей группы

        1.2. Образовательное пространство.

1.2.1.Базовая программа группы.

1.2.2.Расширение содержания образования.

1.3.Предметно-развивающая среда в группе.

1.4.Взаимодействие с родителями:

        1.4.1.Социальный паспорт группы.

        1.4.2.Формы работы с родителями.

        1.4.3.Перспективный план работы с родителями от группы.

1.5.Группа в социуме.

2. Опытно методическая работа.

        2.1.Вводная (теоретическая)  часть.

        2.2.Задачи, формы работы.

        2.3.Перспективный план работы.

3. Диагностика.

4. Анализ проведённой работы, планы, перспективы деятельности на будущее.

5.Приложение (конспекты, фотографии)        

Введение

Предмет, который я хочу подробнее изучить и изложить в работе –это культурно- гигиенические навыки, а именно их воспитание. Объектом  моего исследования являются дети второй  младшей группы  в возрасте от 3 до 4 лет.

Известно, что самые прочные привычки, как и полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание-основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.  

Пути формирования КГН.

  • Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. 
  • По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН. 
  • КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам , начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Цель- Пробудить в детях интерес к освоению культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

1. Использовать различные приёмы и формы работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков;

2. Отметить поведение ребёнка и выявить степень его участия;

3. Предложить детям  проявить себя самостоятельно;

4. Дать ребёнку выбрать свою модель, по которой с помощью воспитателя он будет лучше усваивать культурно-гигиенические навыки, не как дисциплину, а как важную и необходимую частичку своей жизни.

 

Список детей

1. Кукава Биата

2. Кузьмин Никита

3.Логинова Екатерина

4. Логинова Дарья

5. Мазалев Павел

6. Пехтерев Илья

7. Полянина Дарья

8. Смирнов Владислав

9. Тимофеева Василиса

10. Утышев Даниил

11. Фионин Иван

12. Щербакова Ольга

     

Оздоровительная работа в детском саду

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем. что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект - отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как “быстрее, скорее, поторопись” или “живее, не туда” и т.д.., т.к. дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Состояние здоровья детей

Группы здоровья
количество детей

2007

2008

2009

I гр
(здоровые дети)

56

55

51

II гр
(имеющие отклонения по состоянию здоровья)

1

1

1

III гр
(имеющие хронические заболевания)

2

2

4

Дети-инвалиды

-

-

-

Состояние физического развития

2007

2008

2009

Нормальное физическое развитие

43

44

41

Дефииит массы тела

3

2

1

Избыток массы тела

5

4

4

Нарушение осанки

4

3

3

Плоскостопие

~ Низкий рост

1

2

2

Высокий рост

Заболеваемость (случаи)

Год

По детскому саду

Ясли,        2-я  младшая,средняя,        старшая,

подготовительная группа

Вторая младшая группа

2007

254

224

30

2008

313

274

39

2009

247

216

31

Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни

Год

По детскому саду

Ясли,  2-я

младшая,  средняя, старшая,

подготовительная группа

Вторая младшая группа

2007

14,8

12,4        ~

23,9

2008

12,3

I0,8

I7,9

2009

         11,8

9,9

19,4

Мероприятия по снижению заболеваемости

•~ Музыкотерапия, как альтернативная медицина (см. nрил. 1.а.)

• Кислородный коктейль (см. прил. 1.6.)

• Профилактика простудных заболеваний.

• Физкультурные досуги и спортивные праздники с привлечением родителей (см. прил. 1.в.)        

• Закаливание

• утренняя гимнастика (см. прил. 1.г.)

• Йоговская гимнастика (см. прил. 1.д.) • Гимнастика на свежем воздухе, коррегирующая гимнастика

1.2. Образовательное пространство.

1.2.1.  Базовая программа группы

Наша группа, как и все ДОУ, работает по ,»Программе воспитания и обучения в детском саду» ( ред. Васильева).  Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными  психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.    

Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность осуществить их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.

Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных  занятиях, так и в повседневной жизни.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков правильной осанки.

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств ( ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры.

Программа предусматривает развитие у детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Большое внимание уделено развитию устной речи детей.

В программе ставится задача развития у детей элементарных пространственных представлений.

Значительное место в умственном воспитании детей отводится конструированию.

Нравственное воспитание является одной из важных сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех вида деятельности, потому задачи нравственного воспитания начиная с младших групп проходят через все разделы программы.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, навыков  культурного поведения, нравственны привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирования умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Всё это является началом воспитания сознательной дисциплины.

Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия. Используя это, воспитатель развивает социальные чувства детей, их коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Особой формой общественной жизни дошкольников является самостоятельная деятельность-игра, где они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляя свои замыслы. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственных качеств ( коллективизма. товарищества, доброжелательности и др. ), творческих способностей.

В программе определены задачи по развитию и совершенствованию все видов игр с учётом возраста детей.

Трудовому воспитанию в развитии ребёнка, его нравственном становлении отводится большое место.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

В программе предусматривается воспитание у детей в процессе знакомства с разными видами искусства, с окружающей действительностью любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, развития воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их. На занятиях по изобразительной деятельности решаются задачи: формирование у детей первых представлений об искусстве, способности воспринимать его, развитие умений в рисовании, лепке, аппликации. На музыкальных занятиях у детей развиваются любовь к музыке, к ритмическим движениям, певческие умения.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст-от рождения до 2 лет ( первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст-от 2 до 4 лет ( первая и вторая младшая группы), средний возраст-до 5 лет ( средняя группа), старший дошкольный возраст-от 5 до 7 лет ( старшая и подготовительная к школе группы).

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне знаний.

Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении возможно только при условии знания воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерностей их развития.

1.2.2. Расширение содержания образования

Расширение содержания образования

Разделы программы

Физическое воспитание

Умственное воспитание

Трудовое воспитание

Художественная литература

Худож.-эстет. воспитание

Культ.-досуговая деят-ть

игра

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Иные технологии и разделы из других программ на данном этапе моей работы не используются. Это поможет выделить методы и приёмы, которые дают результат, а также отменить неприемлемые для данной работы стороны. Тогда будет возможность более точно охарактеризовать применяемую программу и воспользоваться дополнительными методиками, применив их в практике.

1.3. Предметно-развивающая среда в группе.

Раздевалка:

Демонстрационный материал: наборы для 2-х кукол Мити и Даши: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, юбка, туфли.

Наглядный материал: « Парные предметы гардероба» - сапоги, туфли, перчатки, варежки, носки.

Наглядный материал: « Что за чем надо одевать ?»

Групповая:

Детский спортивный комплекс « Крепыш»;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: посуда кухонная, посуда чайная, посуда столовая, детская плита, муляжи фруктов и овощей, парикмахерская, больница, инструменты плотника.

Дидактические игры:

Атрибуты для подвижных игр: мячи, обручи,

Умывальная комната:

Уголок дежурного;

Наглядный материал разменный на стенах ( « Части тела»-голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея. Грудь. Живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти,  колени,локти,ступни);

Дидактический материал « Предмет санитарии», состоящий из мыла, мыльницы, мочалки, расчёски, зубной щётки, зубной пасты, ножниц, тазика, ванночки, полотенца.

Спальня:

Дидактическая кровать.

Массажные коврики.

1.4. Взаимодействие с семьёй.

1.4.1. Социальный паспорт группы

Подгруппа вторая младшая

На январь 2009 г.

1. Классификация семьи

Всего семей  -12

1. Количество детей:

Многодетные отсутствуют

2 ребёнка – отсутствуют

2 детей – 3 семьи

2. Вид семьи

Полная простая ( родители и дети) – отсутствуют.

Полная сложная ( родители, дети и родители родителей) -  5.

Полная изменённая ( мама и папа не родные) – отсутствуют.

Неполная – 1.

2. Образовательный уровень родителей

Всего родителей – 23.

Среднее образование -12.

Среднее специальное – 7.

Среднее техническое – 2.

Неполное высшее – 1.

Высшее – 1.

3. Социальный уровень родителей

Всего родителей – 23.

Рабочие – 15.

Служащие -7.

Безработные – 1.

4. Интернациональные семьи – отсутствуют.

5.Льготная плата за ДОУ – 2.

6. Прожиточный минимум

Есть -8.

Нет – отсутствуют.

Высокообеспеченные семьи -1.

7.Степень благополучия

Благополучная – 7.

Формально благополучная – 2.

Неблагополучная – отсутствуют.      

Воспитатели: Швайкова Наталья Евгеньевна,          Гравнек  Елана Валерьевна

1.4.2. Формы работы с родителями


Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень советских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. «Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические янания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.
Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи своих питомцев, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).
Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Целесообразно, чтобы заведующий помог воспитателю (особенно если у него небольшой опыт) подготовиться к такому посещению: посоветует заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.
Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Придя к ребенку домой повторно, воспитатель обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Добиваясь выполнения своих указаний, воспитатель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи.
Если в момент прихода воспитателя, кроме отца и матери ребенка, дома присутствуют и другие члены семьи, их тоже нужно привлечь к беседе. Например, невнимание к бабушке, которая в основном к занимается воспитанием внука, может свести на нет этот визит, а в некоторых случаях даже вызвать конфликт. Положительный опыт семейного воспитания заведующий детским садом и воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях, в стенной печати, через местное радио.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация детского сада; помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Содержание папок периодически просматривает заведующая или воспитатель-методист.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей.
На некоторые консультации можно приглашать родителей из всех групп (например, если это беседа врача по поводу дефектов зрения и речи, нарушения осанки, аллергии у детей). Для всех родителей хорошо провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты при жэке, диетолога.
Отдельные консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей, имеющих одного ребенка, и т. д.
Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.
На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Кандидатура докладчика и содержание выступления согласовываются с заведующим детским садом, который советует, как сделать выступление более конкретным, ярким, чтобы вызвать активность всех присутствующих на собрании.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду.
Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре — октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании — в августе и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе — феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.
На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Контроль за выполнением решений возлагается на администрацию и педагогическую комиссию родительского комитета. О выполнении решений докладывается на следующем собрании.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть — в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.
С повседневной жизнью и работой детского сада родители могут также познакомиться в процессе дежурства в группе. Дежурства организуются по-разному, в зависимости от конкретных условий жизни детского сада, работы и пожеланий родителей. Важно, чтобы к дежурствам постепенно привлекались не только желающие, но и малоактивные родители. С ними следует заранее договориться об удобном для них дне и часе дежурства — такая персональная договоренность дисциплинирует родителей.

На схеме представлены основные формы работы с семьёй

Родительские собрания

Дни открытых

дверей

Анкетирование

Совет

д\с

Консультации

специалистов

Творческие отчёты

воспитателей

Совместные

праздники

1.4.3. Перспективный план взаимодействия с родителями

1. Собрания

Групповое родительское собрание – организационное

Групповое родительское собрание – итоговое.

2.Анкетирование, использование метода включённого наблюдения ( см. прил. 2а, 2б).

3.Консультации специалистов:

« Советы врача при недомогании ребёнка» - Педиатр Смирнова С.В. ( см. прил. 3).

4. Консультации:

« Самоуважение. Как его воспитывать» ( см. прил. 4а).

«Готовимся к прогулкам, путешествиям по городу, району» ( см. прил. 4б).

«Детская застенчивость» ( см. прил. 4в).

5. Совместные праздники.

«Праздник мороженного» ( родители исполняют роли сказочных и мультипликационных героев).

«Путешествие на остров Нехочух».

Новогодний утренник для детей (см.прил.)

6.Беседы:

Внеплановые индивидуальные беседы с родителями ( см. прил. 6).

7.Папки – передвижки:

«Предупреждение дорожно-транспортного травматизма»

«Закаливание ребёнка»

8.Оформление стендов

Информационный стенд

Тематический стенд « Здоровье»

Тематический стенд « Чем мы сегодня занимались»

Стенд с фотографиями « Жизнь замечательных детей»

9.Привлечение родителей к активному участию детского сада.

Настил линолеума в спальной комнате

Ремонт игрушек

Совместное создание фотоархива группы

Подготовка и проведение Новогоднего утренника

Установка детского спортивного комплекса « Крепыш»

1.5.Группа в социуме

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка- дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

. Сад—чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей З-4 года жизни с социумом. Поэтому работа педагогов направлена на систематическое и целенаnравленное обучение младших дошкольников: наблюдать, запоминать, ориентироваться в nпространстве, тем самым, способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Мы не согласны с мнением, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального зала, кухни, медблока — излишнее — ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, и так все увидит и запомнит. Но, ведь проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься — слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться гобеленом на стене или пособиями и игрушками в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных для ребенка вещей можно увидеть в кабинете заведующей или старшего воспитателя! Кроме познавательной ценности у таких экскурсий есть еще одно — экскурсии способствуют болев легкой и быстрой адаптации детей.  Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему.

Воспитанники данной группы по возможности взаимодействуют со всеми имеющимися в посёлке объектами социальной жизни.

Внешние связи

Непосредственная близость со С Ш  например, позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные праздники уже с детьми старшей группы.

 В селе нет учреждений дополнительного образования, поэтому детский сад поддерживает тесную связь с Домом культуры и библиотекой. Диагностический осмотр, профилактический осмотр врачами-специалистами, консультации врача, физиопроцедуры,  осуществляется специалистами Кисельнинской  амбулатории.

2. Углублённая работа по теме.

( Опытно методическая работа по теме)

2.1.  Вводная ( теоретическая ) часть.

Значение навыков и привычек в жизни ребёнка

'Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно... Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу', - писал русский педагог К. Д. Ушинский.
Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия: брать игрушку из рук воспитателей, ходить, перешагивать через препятствия, бегать, рисовать карандашом и кисточкой, действовать молотком, иголкой...
Сначала всякое новое действие, выполняемое малышом, очень несовершенно. Делая первые шаги, он с трудом удерживает равновесие, часто падает. День ото дня он ходит все увереннее, устойчивее держится на ногах, а в три года он шагает уже без всякого напряжения, не контролируя отдельных движений, составляющих ходьбу. Это значит, что ребенок овладел навыком ходьбы.
Вымыть самостоятельно руки для двухлетнего ребенка тоже оказывается не просто. На первых порах приходится подумать, с чего начать, как намылить руки, что потереть сначала - ладошки или тыльную сторону - и как бы не забыть смыть пену. Поначалу как неловки его движения, каких усилий стоит ему такое, казалось бы, простое дело!
Но вот проходит время, и малыш, ежедневно выполняющий эту процедуру, постепенно запоминает последовательность движений. Они становятся все более ловкими, и одно движение как бы само собой влечет следующее, да и выполняются они быстрее и качественнее. Вырабатывается навык мытья рук.
Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыйа сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.
При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Изменяются и приемы контроля за выполнением действия: зрительный заменяется мускульным. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собою, без специального планирования.
Образование автоматизированных действий, какими являются навыки, возможно благодаря особым процессам, происходящим в коре головного мозга в процессе деятельности ребенка. Академик И. П. Павлов доказал, что под влиянием внешних воздействий в коре головного мозга образуются временные связи. Отдельные временные связи, или условные рефлексы, образуют прочную систему, если вызвавшие их воздействия следуют неоднократно в одной и той же последовательности. Такую систему Павлов назвал динамическим стереотипом. Образование динамического стереотипа возможно только при следовании условных рефлексов всегда в одном и том же порядке. Поэтому для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать последовательность операций, входящих в состав сложного действия. Если эта последовательность не поддерживается, условные связи не объединяются в стереотип и навык не образуется. Эту особенность динамического стереотипа необходимо учитывать при обучении детей тем или иным навыкам. Например, чтобы научить ребенка одеваться, надо указать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы, а потом платье и обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой именно последовательности, у него вскоре закрепится навык.
Последовательность в формировании навыка одевания небезразлична и в гигиеническом отношении. Например, ребенок должен надеть прежде всего штанишки, чтобы обнаженные части тела не соприкасались со стулом, сидя на котором он будет продолжать одеваться. Обувается ребенок после того, как наденет трусы, в противном случае, протягивая ногу, он загрязнит белье.
Следует говорить о частичной автоматизации действия, поскольку у человека нет чисто механических действий; даже при высокой их автоматизированности он осмысливает обстановку, ситуацию, цель действий. Обучая старших дошкольников ремонту книг, воспитатель рассказывает детям о наиболее целесообразной последовательности действий: подобрать полоску бумаги по длине обложки, затем согнуть ее пополам, по долевой линии, смазать клеем одну половину полоски и наложить на нее книгу, затем смазать вторую половину и приклеить к обложке.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется.
Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие. Вы купили шестилетнему сыну новенькую книжку-раскраску и, довольные своим подарком, усаживаетесь вместе с ним за стол, чтобы показать, как и что надо делать. Не забудьте за этим увлекательным занятием обратить внимание на позу сына. Ведь именно теперь, когда ребенок все больше приобщается к занятиям за столом, у него формируется привычная поза. Если с самого начала не показать детям, как надо сидеть, занимаясь за столом, и не проследить, чтобы они не наклонялись слишком низко, сидели прямо, у них может сформироваться неправильная посадка, которая наносит вред физическому развитию, в частности, может привести к искривлению позвоночника.
Сказанное выше не означает, конечно, что закрепившийся неправильный навык нельзя изменить. Однако исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. Если уже закрепились ошибочные действия, ребенку надо показать, как следует действовать, и разъяснить, в чем состоят его ошибки. Например, если у него сформировалась неправильная поза во время игр и занятий за столом, надо не только указать, как он должен держать корпус, на сколько придвинуть стул к столу, как положить руки и т. д., но и обратить его внимание на то, что он, например, слишком далеко отодвигает стул или, напротив, прижимается к столу, так как стул сильно придвинут, или очень низко наклоняет голову к листу бумаги. Попутно заметим, что в тех случаях, когда ребенок упорно и систематически низко наклоняет голову во время рисования или рассматривания картинок, необходимо проверить его зрение. Если выяснится, что это не является результатом пониженного зрения, значит, ребенок привык неправильно сидеть. Исправление неправильного навыка достигается за счет многократных упражнений в правильном выполнении действия. Необходимо следить, чтобы во время повторных действий ребенок соблюдал все требования.
И еще одну общую закономерность надо иметь в виду: чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. Так, например, научившись ходить на лыжах, легче научиться кататься на коньках. Умея пользоваться ложкой, четырехлетний ребенок без труда научится есть вилкой.
Это связано с определенной закономерностью: с овладением навыками возрастает общая умелость, а значит, и способность к обучению. Кроме того, различные навыки могут иметь в своем составе однородные элементы. Поэтому необоснованные ограничения ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживают его развитие.
Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими еще не обеспечивает правильного поведения. Воспитатели и родители на опыте убеждаются в том, что дети, имеющие соответствующие умения, далеко не всегда регулярно пользуются ими. Малыш поел, но, выйдя из-за стола, не задвинул свой стул. Воспитатель напоминает ему, и мальчик быстро и ловко выполняет требование. И другой пример: девочка после обеда проводит рукавом по губам. Заметив это, воспитатель укоризненно качает головой и многозначительно пододвигает салфетку. Оказывается, девочка прекрасно может пользоваться ею. В чем же дело? Почему мальчик и девочка не делали без напоминания воспитателя того, с чем могли справиться сами? Да потому, что у них имеются навыки и даже знания, но нет соответствующих привычек. Приобретая навык, ребенок получает только возможность совершить те или иные действия легко и быстро.
Девочка, умеющая расчесывать волосы и заплетать косы, станет регулярно причесываться только в том случае, если у нее есть привычка держать волосы в порядке. Кому из взрослых не знакома обращенная к детям фраза: 'Что надо сказать тете (дяде, папе, воспитателю)?' Ребенок в таком случае безошибочно произносит: 'Спасибо'. Без напоминания благодарят только те дети, у которых имеется привычка это делать.
Привычки, как и навыки, представляют собой частично автоматизированные действия. Но в отличие от навыков они создают не только возможность выполнения того или иного действия, но обеспечивают и сам факт его осуществления.
Приобретение привычки большей частью начинается с овладения навыком. Прежде всего надо научить ребенка хорошо выполнять действие. 'Опять неправильно сложила! - делает замечание девочке взрослый. - Ведь сколько раз говорила...' Аленка снова пытается сложить книжку-ширмочку, но длинная вереница плотных страничек никак не слушается маленьких ручонок. Взрослый берет ширмочку и так быстро ее складывает, что девочка даже и не успевает заметить, как надо делать. Ошибка взрослого заключается в том, что следовало сначала научить ребенка складывать книжку-ширмочку (тем более что детям второго и третьего года жизни рекомендуется давать книжки-ширмочки, состоящие не более чем из двух-трех страниц), а потом уже требовать от него самостоятельного выполнения задания.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных одинаковых или сходных условиях. Если ребенка научили, например, перед сном умываться и он будет делать это регулярно сначала по указанию взрослых, а затем самостоятельно, то постепенно привычка закрепится, он уже не ляжет спать, не умывшись.
Пользование навыком лишь от случая к случаю затрудняет образование привычки. Если ребенок, встав из-за стола по окончании еды, то благодарит взрослых, то забывает и ему не напоминают об этом, привычка не сформируется.
Таким образом, привычка делать так, а не иначе становится своего рода потребностью. Когда ребенок не может поступить соответственно ей, он ощущает неудовлетворенность. Как растерянно чувствует себя малыш, который постоянно во время еды пользуется салфеткой, когда ее вдруг на столе не оказывается! С недоумением протягивает он испачканную компотом руку, поглядывая по сторонам, словно спрашивая: 'Что же делать?' Потому-то и говорят о силе привычек, что они заставляют человека действовать в соответствии с ними при любых обстоятельствах. Например, дошкольник благодарит взрослых за оказанную помощь или за угощение и в детском саду, и дома, и в гостях. Но бывает и так: при обычных обстоятельствах ребенок поступает одним образом, а при измененных - другим. Например, в детском саду и дома не перебивает разговаривающих между собой взрослых, умеет подождать окончания беседы, а в гостях то и дело теребит маму, задает ей вопросы, требует немедленного ответа. Значит, в этом отношении еще надо с ним поработать.
На основе привычек у ребенка формируются черты характера. Маленький ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослых определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству - основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Ребенок привыкает трудиться еще до того, как сможет понять, что труд является обязанностью и долгом каждого члена нашего общества. Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке и т. п., взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.
Итак, многое начинается с привычек. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.

Условия формирования навыков и привычек 


В беседах с родителями воспитатель должен подробно и в доступной форме разъяснить, при каких условиях наиболее успешно формируются навыки и привычки.
Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Чем моложе ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движение и сопровождать его объяснениями. Например, обучая малыша чистить зубы, надо показать, как вымыть зубную щетку, выдавить из тюбика пасту, правильно водить щеткой сверху вниз и снизу вверх. Затем можно предложить самому выполнить эти действия в присутствии взрослого. В первое время надо следить за тем, чтобы ребенок делал все правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития. Требовать от четырехлетнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать этого от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой.
Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу.
На одном из собраний в детском саду отец трехлетнего Димы рассказал о постигшей его неудаче. Вдохновленный идеями трудового воспитания, молодой папа предложил сыну отремонтировать деревянный автомобиль. Дал мальчику молоток, гвоздик и показал, как прибить отломившуюся стенку кузова. Дима с интересом взялся за дело, но сразу же поранил палец. Помахав рукой и подув на палец, подбадриваемый отцом, малыш мужественно принялся снова за дело, но оно никак не клеилось. Разочарованный, он сдался, бросив в сторону молоток, а в ответ на настойчивые уговоры отца пустился в рев. «Чтобы отвлечь Диму и успокоить, — рассказывал отец, — я предложил ему построгать со мной дощечку. Но Дима воспринял это предложение как наказание: подозрительно посматривая то на ушибленный палец, то на маленький рубанок, решительно отказался от предложения».
Вместе с тем существует и другая опасность — опоздание в формировании того или иного навыка. Дело в том, что успех в обучении ребенка преддошкольного и дошкольного возраста во многом зависит от его заинтересованности, так как все поведение детей этого возраста носит преимущественно непроизвольный характер, т. е. строится на их интересе к выполняемому заданию. То, что привлекает ребенка, что радует его, что ново, выполняется им охотно и поэтому успешнее. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора-двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во-первых, уже привыкает к тому, что его кормят взрослые, и, во-вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить возрастающую потребность в проявлении самостоятельности.
Воспитание навыков и привычек — одна из задач всестороннего развития ребенка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все педагогические правила. Особенно большое значение имеет пример окружающих ребенка взрослых. А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят. Он говорил: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение» (1).
Эти слова А. С. Макаренко, безусловно, в полной мере относятся и к формированию привычек. Действительно, поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Как бы часто ни говорили ребенку, что, входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребенка прочной привычки не образуется.
На занятиях по счету в детском саду девочка особенно внимательно и с большим интересом слушает объяснения воспитателя. Когда ее просят ответить на вопрос, она вначале тянет руку к затылку, затем дает правильный ответ. И так несколько раз. И всегда, прежде чем произнести слово, рука направляется к затылку, будто только с помощью такого жеста она может правильно ответить. За девочкой в детский сад пришел папа. Не стоило начинать с ним разговор с упоминания об этой нежелательной привычке. Девочку сначала похвалили за сообразительность. «Считать она любит»,— сказал папа, теребя сзади волосы. Стало ясно, откуда у ребенка некрасивый жест.
В поведении ребенка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами. Детям необходима спокойная, радостная обстановка, понимание их внутреннего мира. Вместе с тем доброжелательность в отношениях взрослых с детьми должна сочетаться с требовательностью.
Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его. Если это не соблюдается, если требования детского сада не поддерживаются родителями или один из них отменяет то, что считает необходимым требовать другой, прочные навыки и привычки не могут образоваться.
Жертвой как раз такого положения дел стал четырехлетний Миша. Его мама Татьяна Леонидовна в полном согласии с воспитателем приучает мальчика самостоятельно одеваться и терпеливо добивается этого по утрам. Но когда сына в детский сад ведет папа, у него не хватает терпения наблюдать неловкие движения малыша, и он быстро одевает Мишу сам, сэкономив несколько минут, но не подумав, какой ущерб воспитанию сынишки тем самым он наносит. Результат не замедлил сказаться: мальчик начинает одеваться только после маминых напоминаний, в детском саду после дневного сна одевается неумело, медленнее других детей.
Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение. И малыш, самостоятельно надевший и даже зашнуровавший ботинок, и ребенок постарше, так старательно уложивший игрушки в игровом уголке, будут рады услышать слово одобрения. Оно поддержит желание ребят и в дальнейшем поступать так же.
Спокойный, дружелюбный тон старших настраивает детей положительно по отношению к тем действиям, которые должны стать привычкой. Раздражительность, нервозность — плохие помощники в воспитании.
Воспитание новых для ребенка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее. Напутствуя «выпускников» детского сада, воспитатель напоминает им о необходимости беречь школьные принадлежности, относиться к ним так же бережно, как она учила их обращаться с игрушками и пособиями в детском саду. К. Д. Ушинский, высказавший много чрезвычайно ценных мыслей о природе навыков и привычек и их воспитании, писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных» (1).
В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Можно найти множество средств, чтобы закрепить ту или иную полезную привычку. Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра — самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка-дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно.
Однако игра — средство воспитания при условии руководства ею со стороны взрослых. Родители могут тактично помочь ребенку довести игру до завершения, при необходимости подсказать возможные варианты ее продолжения или усложнения, включившись в игру, напомнить о том или ином правиле.
Стараясь сохранять игрушки, не портить их, не разбрасывать, ребенок учится бережному отношению к вещам вообще. Предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, родители тем самым закрепляют у него навыки одевания.
Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т. п.
Формирование привычек — процесс постепенный, не допускающий «авралов». И если есть в воспитании пробелы, восполнить их можно также постепенно. Именно поэтому родителям, намеревающимся отдать ребенка в ясли или детский сад, так настойчиво предлагается заранее готовить детей к этому событию, и в первую очередь соотнести круг их умений с теми требованиями, которые будут предъявляться в дошкольном учреждении.
Воспитателю надо познакомиться с родителями еще до прихода ребенка в детский сад, сообщить им о режиме дня, предложить приобщать к нему ребенка. Желательно приблизить и рацион питания, и способ приготовления пищи к тому, который принят в дошкольном учреждении. Следует также приучать ребенка к посильной самостоятельности..
Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать, кроме общих закономерностей, и индивидуальные особенности их формирования. Это не значит, безусловно, что одни дети могут усвоить такие навыки и привычки, которые недоступны другим. Однако нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, аккуратно складывать игрушки, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура. Другим больше по душе все, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки. Они охотно участвуют в подвижных играх, физкультурных занятиях и быстро усваивают соответствующие навыки. Зато такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости. Но есть дети, которые в равной мере проявляют склонности к занятиям, требующим как усидчивости, так и подвижности; приобретение ими различных навыков и привычек протекает примерно с равной затратой сил.
Чем же объясняются эти различия? Немалую роль здесь играют уклад жизни семьи, ее интересы, профессия старших, семейные традиции. В семье, где увлекаются спортом, дети рано начинают приобщаться к гимнастике, лыжам, конькам, плаванию, рано приобретают соответствующие навыки. А в другой — интересы иные...

Различие в быстроте формирования навыков и привычек и избирательной склонности ребенка к приобретению их зависит так же от типа высшей нервной деятельности ребенка, который предопределяет его темперамент: уравновешенный, шустрый, медлительный или робкий. Поэтому у одних детей привычки формируются легче, у других для их образования требуется как от самого ребенка, так и от воспитывающих его взрослых больше усилий. Например, у ребенка уравновешенного или шустрого они закрепляются быстрее, чем у медлительного. Но зато медленное закрепление, требующее большего числа упражнений, ведет порой к большей их прочности. Поэтому навыки медлительного ребенка могут оказаться более устойчивыми, чем у шустрого.
К сожалению, взрослые нередко весьма своеобразно учитывают особенности ребенка. Кому неизвестны «штатные» помощники воспитателя! Это спокойные, уравновешенные дети или шустрые, всегда готовые выполнить любое поручение: позвать к телефону кого-то из взрослых, принести на участок лопатки... Необходимо приобщать к подобным поручениям и других детей, чтобы они учились преодолевать робость или медлительность. Важные выводы может сделать для себя воспитатель (и поделиться этим с родителями), наблюдая, какие игры и игрушки предпочитает тот или иной ребенок .

     В процессе формирования у ребенка необходимых в данном возрасте навыков и привычек, в том числе и тех, к которым у него нет врожденной расположенности, следует соблюдать осторожность, чувство меры, такт. Нельзя против воли заставлять малыша бегать, прыгать или рассматривать картинки в книжке. В ответ на это могут быть слезы, упрямство, отчужденность; не помогут в таком деле и уговоры. Лучшее средство в достижении положительного результата в воспитании дошкольника — его заинтересованность.

Отрицательные привычки – откуда они?

 


С привычками ребенок не рождается. Плохому мы, взрослые, его не учим. Откуда же у детей нежелательные привычки?
Об одной существенной причине уже говорилось выше — это пример старших. Вспомним отца, который во время разговора теребил на затылке волосы, и дочку, подражавшую ему. Надо напомнить родителям, что ребенок очень восприимчив как к хорошему, так и к дурному и как важно поэтому не давать повода для образования нежелательных привычек.
Отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания полезных привычек также может открыть путь для нежелательного в поведении ребенка. Например, если взрослые не требуют от детей, чтобы они не выходили из-за стола, не прожевав и не проглотив пищу, ребята бегут играть с полным ртом.
Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок еще не знает, как себя вести; его опыт невелик, привычной формы поведения в этих новых обстоятельствах еще нет. Если взрослые не подскажут, как надо себя вести, и не проследят, чтобы все делалось, как надо, образование привычек будет стихийным. Эту мысль воспитателю важно донести до родителей, иллюстрируя ее на примерах из жизни детского сада и семьи.
Некоторые дети, не имея опыта взаимоотношений со сверстниками, в детском саду вступают в конфликты, предпочитают разрешать их в драках, по каждому пустяку жалуются воспитателю. Здесь важны согласованные действия воспитателя и родителей, чтобы не допустить образования привычки драться, ябедничать, научить ребенка дружески относиться к сверстникам. Неправы те родители, которые внушают ребенку, что надо уметь «дать сдачу», видя в этом главный способ самоутверждения ребенка. Воспитатель разубеждает сторонников такого метода, на примерах показывает, как у ребенка может сформироваться жестокость.
Маленькому ребенку порой приходится решать большие для него проблемы из области, которую мы, взрослые, именуем моралью. Правда, пока вопросы, над которыми бьется малыш, еще не назовешь в полном смысле моральными проблемами и решаются они в сугубо практическом плане — в поступках ребенка. Но то, что потом из этого вырастает, безусловно, относится именно к этой области. И здесь тоже дело не обходится без привычек.
Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причем в таких количествах, которые превышают его потребности. Это нередко ведет к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться при одном только виде пищи.
Некрасивые привычки возникают у детей из-за неудобной одежды, отсутствия носового платка или неудачной прически. Причины, породившие их, устранимы значительно легче, чем вызванные ими и прочно закрепившиеся действия. Поэтому так важно заботливо следить за одеждой ребенка, вовремя подстригать волосы, приучать самого ребенка следить за тем, чтобы у него всегда с собой был носовой платок.
Правильные взаимоотношения с детьми, построенные на взаимном уважении и доверии, — залог успеха в воспитании ребенка, в том числе и в воспитании полезных привычек. Чрезмерная строгость порождает у детей привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает самостоятельности, ограничивает возможность приобретения многих навыков и полезных привычек, доступных их сверстникам.

Как избавить ребёнка от вредной привычки?


Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться... Но в том-то и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с нею.
Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».
Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила. «При искоренении привычки, — писал К. Д. Ушинский,— следует вникнуть, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий».
Вспоминается такой случай. Среднюю группу детского сада посещала девочка, которая имела привычку в момент волнения, будь то радость или огорчение, сжимать левой рукой кисть правой руки и одновременно подносить руки к лицу. Это была, безусловно, нервная девочка. Трудно сказать, каким образом возникла необычная привычка, но, как всегда у нервных детей, она быстро закрепилась. Воспитатель старалась в такие минуты переключить девочку на какое-нибудь интересное занятие. Но и само обращение к ней взрослого вызывало у девочки волнение. Посоветовали матери обратиться к врачу. Однако она решила действовать по-своему: строго-настрого приказала дочери прекратить подобные действия. Запрет, увы, не помог. Тогда мать стала бить девочку по рукам при повторении привычного жеста. В результате ребенок замкнулся, а привычка не только не исчезла, но еще более укоренилась. Боясь наказания, девочка не хотела уходить из детского сада. Только настойчивое требование воспитателя заставило мать обратиться к врачу. Укрепление нервной системы, которое по его рекомендации стала проводить мать, ласка и внимание со стороны родителей и воспитателя и развитие интересов помогли ребенку в течение года избавиться от этой привычки.
Одно из средств перевоспитания вредной привычки — замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.
Ребенок мусорит в помещении, на улице: бросает на пол бумажки от конфет, огрызки яблока, обрезки бумаги — приучайте его на улице использовать урну, укажите, как поступать в таких случаях дома. На первых порах не обойтись без напоминаний. Не менее важно, чтобы остальные члены семьи служили образцом в этом отношении, нужная привычка вскоре закрепится.
Выше уже отмечалось, что искоренение нежелательного — процесс постепенный, нередко более трудный и продолжительный, чем образование новой привычки. На первых порах надо помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: напоминать, отвлекать, переключать внимание. Это поможет ему забыть нехорошую привычку.
Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными — вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка.
В тех случаях, когда малыш поступает в соответствии с требованиями взрослых вопреки своей привычке, он нуждается в одобрении. Если он стремится исправиться, его усилия надо поддержать добрым словом. Такое поощрение вызовет ещё большее старание и породит уверенность в своих силах. Однако поощрение не предполагает вознаграждения ребенка за то, что он поступил так, как требуют правила («Вот тебе конфетка!»). Это порождает нехорошую черту характера — торгашество.
Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно очень чутко реагируют на изменение отношения старших и стараются вернуть их расположение, заслужить одобрение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Но надо всегда помнить, что увлечение наказаниями отдаляет ребенка от родителей, порождает у него чувство отчужденности, жестокость. Запуганный наказаниями, малыш нередко продолжает делать недозволенное тайно. Ребенок нервничает, раздражается, а это в свою очередь благоприятная почва для образования нежелательных привычек. Опираясь на то положительное, что уже воспитано у ребенка, на его любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных наказаний.
Ведь само-то непослушание малыша вызывается не столько нежеланием, сколько незнанием, как надо поступить в том или ином случае, неумением оценить, «что такое хорошо или что такое плохо», слабым развитием произвольного поведения, его импульсивностью, непосредственностью.
Часто взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребенка, когда он становится школьником: в ранце «жеваные» тетради, возвращается из школы с перемазанными чернилами руками и одеждой, в классе вертится за партой, плохо выполняет обязанности дежурного. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки и привычки.

Если ребёнок заболел



Во время болезни, а иногда и в предшествующий заболеванию период меняется поведение ребенка: ухудшается общее состояние, ребенок плохо ест, отказывается от выполнения привычных действий. Особенно часто отмечается нарушение привычек у детей раннего возраста. Трёх-, четырехлетние дети, приученные к опрятности, могут проснуться мокрыми, или умеющие самостоятельно есть вдруг требуют, чтобы их покормили. Возврат к старым привычкам, которые, казалось бы, давно забыты ребенком, объясняется тем, что условные связи, образующиеся в коре головного мозга при закреплении привычки, не разрушаются в процессе переучивания ребенка, а только угасают. Болезнь изменяет функциональное состояние коры головного мозга, в результате чего новые условные связи могут затормаживаться, а старые восстанавливаться. Неожиданная утрата ребенком уже упрочившихся привычек может быть сигналом заболевания.


Во время болезни ребенок нуждается в щадящем режиме, но не следует отказываться от режима совсем. Больной ребенок не должен, например, оставаться неумытым. Если состояние не позволяет ребенку встать, он может умыться, сидя в кровати, над тазиком. После выздоровления надо обратить внимание на восстановление тех привычек, которые не соблюдались в период болезни.


Однако болезнь не только тормозит укрепление порой с трудом приобретенных привычек, но и может порождать нежелательные. Поэтому делать скидки на болезнь и не выполнять то, к чему ребенок приучен, надо очень осторожно.
Иногда за вредные привычки принимаются симптомы болезни. Например, подергивания головой могут быть не только следствием неудачной прически, но и симптомом заболевания хореей. Если нет видимых причин для подобных движений, надо показать ребенка врачу.

2.2.Задачи воспитания – вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) ( М.А.Васильева)

Продолжать работу по укреплению здоровья детей ¸закаливанию организма и совершенствованию его  функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во все видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

 

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы.

. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей

действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

Формы работы

В этом разделе я хочу перечислить формы работы, которые использую в процессе воспитания. Описание их находится в Перспективном плане на год, а также в Приложениях 2.а.-2.к.

Формы работы: игры, сказки,    утренняя зарядка, индивидуальная работа, групповая дискуссия.  Тренинговые упражнения , , труд.

4. Анализ проведённой работы, планы , перспективы деятельности на будущее.

 Итак, в начале работы я выделила объект исследования - это воспитанники второй младшей

группы. Также здесь поставлена цель, определены задачи. Для меня эта тема была и есть

актуальной.

Перед началом работы я провела диагностику детей по освоению культурно-гигиенических навыков, чтобы в конце определить полученный результат.

Теперь можно сделать вывод, что дети овладели большими навыками, не только в силу

своего взросления, но и в силу появившегося интереса к культурно-гигиеническим

навыкам. Некоторые ребята не овладели всеми требуемыми программой навыками, тем не менее, исчезло негативное отношение, раздражительность к этой теме и т.д.

При неудачах, ребята стали меньше отступать, стали усерднее заниматься, хотят добиваться

поставленных задач перед собой. Одним из важных качеств характера, приобретенных почти всеми воспитанниками, стала самостоятельность.

Следовательно, при воспитании культурно-гигиенических навыков, затрагивается много взаимосвязанных между собой черт характера человека, которые необходимо развивать, открывать, укреплять.

Самое главное, позволив высказаться детям, выразить себя во всех используемых формах работы , я по поведению, «подсказке» ребенка выделила тот или иной приемлемый для него вариант обучения.

В перспективе можно попробовать создать специальную теоретическую базу, которая могла бы подойти для всех участников группы, учтя при этом все индивидуальные возможности каждого ребенка.

Список литературы

1. Программа воспитания и обvчения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. — М.; Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

2.Голицьша П.С Перспективное планирование        воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. — М.: «Издательство Скрипторий

2003». 2008 —3 2 с.

~. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2006. —160 с.

4. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие — М., Центр педагогического образования, 2007. — 144 с.

5. Большая книга игр. — М.:Эксмо; 2007. - 512 с.

б. Большая книга правил поведения для воспитанных деrей / Г.П.Шалаева. — М.:Филол. О- во СЛОВО, Эксмо, 2008 - 496 с.: ил.

7. Человек. Пер. с анг. В.Чуткава. - М.: ЩЩЩ «Издательство Астрель», ЩЩЩ «Издательство АСТ» , 2002. — 64 с. -(Сто тысяч Как? и Почему?)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содерж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Навыки поведения за столом приобретаются с раннего детства. Ребенок уже с пяти – шести лет должен уметь правильно пользоваться вилкой, а с семи лет - и ножом, должен знать, как и что этим ножом ...

Методическая разработка: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в детстве устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья....

Методическая разработка "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков играет важную роль в развитии детей раннего возраста.Они лежат в основе первых трудовых функций малыша-навыков самообслуживания. Поэтому работу по воспитанию...

Методическая разработка «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Культypно-гигиеничeские нaвыки - важная cоcтавнaя чaсть культyры повeдeния. Необхoдимocть oпрятности, cодержаниe в чистоте лица, телa, пpичeски, oдeжды, обyви, продиктoвaнa нe толькo трeбoвaниями гиги...

Методическая разработка "Формирование Культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями

Максимальное овладение навыками самообслуживания  - это основа воспитания и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому педагогам и другим специалистам...