Консультация «Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»
консультация на тему

Мамелина Юлия Викторовна

Актуальность выбранной темы: состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Консультация для педагогов в ГБОУ детский сад №1989, провела Мамелина Ю.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

План

  • Теоретическая часть

«Значение физической культуры в жизни ребенка».

  • Практическая часть
  • Роль личного примера в мотивации  развития интереса дошкольников к физической культуре.

Цель

Создание условий для решения проблемы приобщения детей к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей. Обогащение практического опыта.

Задачи:

1. Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей.
2. Развивать интерес к различным доступным ребенку видам движений.
3. Создавать условия для формирования правильной осанки.
4. Совершенствовать умения и навыки в основных видах движений в НОД и в повсеместной жизни.
5. Воспитание положительных нравственно-волевых черт личности .
6. Развивать пространственную ориентировку детей.
7. Поощрять участие в совместных играх и физических упражнениях.
8. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
9. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности.

 

Актуальность выбранной темы: состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов:
• 
ухудшение экологической обстановка
некачественная вода, химические добавки в продуктах питания,  возрастающее светомерцающее, электронно-лучевое,  «металло-звуковое » облучение детей
(компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов);
• 
дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах 
Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха и т.д.;
• 
значительное ограничение двигательной активности;
• 
социальная напряженность в обществе.

Анализ заболеваемости детей  за последние шесть месяцев с сентября по декабрь 2014г показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний с 4 группой здоровья, нарушение осанки и сколиоза. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей, начиная с дошкольного возраста.
     
Значение физической культьтуры и спорта в жизни ребенка.

Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне ее. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и т.д., то можно говорить о духовной «физической культуре», как о явлении, которое воздействует на природу человека, изменяя ее в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности.
Физические упражнении –это основное и специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а так же подвижные игры.
Особую роль в формировании двигательного развития играет подвижная игра. Будучи своеобразным «музеем культуры социума», она обеспечивает раскрытие двигательного и интеллектуального потенциала, приобщает к национальным традициям, обычаям, культуре движения, а через них - постижению общечеловеческих ценностей. 
Данные средства физического воспитания оказывают разностороннее влияние на развитие детей.
При использовании средств физической культуры необходимо ориентироваться на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок; на возрастные и индивидуальные физические и психические особенности детей; на широкое и умелое применение природных средств  для закаливания.
      Таким образом, 
приобщение к физической культуре и спорту - одна из важнейших программных задач дошкольного воспитания.
Успешному разрешению ее в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни. Положительным является то, что воспитатель имеет право выбора средств, форм в методов оздоровительно-культурной работы.
        В этом году прошли консультации, мастер-классы для педагогов и родителей, для того чтобы дать  знания, умения по использованию различных возможностей окружающей действительности при обучении детей движениям и двигательным действиям, формирование у них физических качеств, ознакомлении с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых приемов.

Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Укрепление здоровья дошкольников рассматривается как один из ключевых приоритетов образования.
Сегодня наверняка все понимают, что без физической культуры полноценное здоровье невозможно. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В базисной программе «Истоки» под руководством А.В. Запорожца определены конкретные знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены детьми на различных возрастных этапах.
         В программе система формирования физического развития основывается на организации двигательной активности детей в течение дня, развитии и совершенствовании уже имеющихся локомоторных навыков. Именно это является физиологической прерогативой дошкольного возраста.
       В понятие «физическая подготовка» вкладывается следующее:
• состояние хорошего самочувствия
• возможность быть добрым и энергичным в течение дня
• осуществление ребенком широкого спектра действий, движений

Для повышения уровня физического развития детей необходимо работать над следующими задачами:
•  
улучшение здоровья детей
•  повышение физической подготовленности дошкольников
• воспитание положительного эмоционального отношения к занятиям, физическим  упражнениям

Условия жизни заставляют многих работников дошкольных учреждений искать иные подходы к обучению детей, в том числе и к проведению физкультурных занятий. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования игровых методов, а так же методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста.

Целесообразно  использовать личный пример педагога в формировании навыков и знаний детей: проведение утренней гимнастики с детьми,  участие в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах,  фото выставки, проектная деятельность, решение проблемных  ситуаций.  Непосредственное участие педагога в игровых мероприятиях вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.
     Пример физкультурного занятия с  непосредственным  участием педагога.
Структура занятия
1. Вводная часть
В вводной части физкультурного занятия текст решает не только образовательные но и психологические задачи:
- активизировать внимание детей
- вызвать у детей интерес к занятию
- создать эмоционально-положительный настрой.
2. Основная часть
В основной части занятия стихотворный текст выполняет несколько функций:
1) помогает в развитии психических процессов
2) способствует формированию звуковой культуры речи (дети запоминают текст и повторяют его)
З) является организатором одной из форм активного отдыха детей
4) является хорошим стимулом для проявления эмоциональных и нравственных качеств детей
5) облегчает формирование двигательных навыков
(«Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»)
Основная часть способам передачи двигательной выразительности, побуждает к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных  ситуаций, способствует поиску детьми творческих композиций.
З. Заключительная часть
В заключительной части занятия нужно подготовить детей к его окончанию: «До свидания, звери!». «До свидания, лес!». «Ждут вас повар, няня и вкусный наш обед!»

Заключительная часть решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.

Организация и формы работы  занятий с непосредственным  участием педагога по физической культуре детей дошкольного возраста.

В младшем и среднем возрасте необходимо основным методом обучения использовать импровизации.
Он способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности помогает «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз использование сюрпризного момента прихода в гости кого-либо.
Описание воображаемой ситуации — это один из наиболее эффективных приемов, в которой симпатичный детям персонаж попадает в трудное и опасное положение, а ребенок выступает в позиции помощника или защитника. Дети, действуя в эмоциональной раскрытой или воображаемой ситуации, спешат на помощь любимому горою.
Например: воспитатель может выступить в роли сказочницы бабушки Арины, в процессе занятия рассказать детям, что знакомый персонаж из сказки «Теремок» попал в беду. Затем предложить детям спасти его от опасности.
Дети с радостью откликаются на просьбу воспитателя. Не замечая усталости, бегут будто - бы по узкому мосту, перешагивают через «камешки» и «лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручьи». Дети имитируют соответствующие движения, выбирают способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Выполнив задание, дети радуются и испытывают удовольствие от затраченных усилий и достигнутого результата.
      Такие занятия развивают выносливость, смелость.
В ходе занятия необходимо пробудить у детей сочувствие к заботам персонажей, предлагая не только выручить или спасти героев, но и просто порадовать их совместными играми.

Например: предложить сходить в гости к игрушкам, игрушки очень соскучились и ждут встречи с детьми. Затем предложить порадовать друзей и поиграть с нами в веселые игры. Здесь нужно научить детей ценить дружбу и бережно относиться к игрушкам.
Самым занимательным является то, что чем разнообразнее действия, тем точнее и правильнее дети их выполняют. И чем привлекательнее роль для детей, тем больше удовольствия дети получают.
Проводя физкультурные занятая — игры, нужно постоянно помнить о том, что коррекция качества выполнения движений, оценка деятельности детей — все это проводятся через роль от лица игрового сказочного персонажа, через воображаемую ситуацию.
Особое значение имеет значение характер общения детей с взрослым и сверстниками: они нуждаются в своевременной помощи, поддержке, поощрении. Играя с детьми, воспитатель должен помочь им увидеть в меловой черте настоящее препятствие, в гимнастической скамейке — большой пригорок, а следовательно и способ выполнения нужного движения не вызывает вопросов и сомнений, он находится сам.
Для детей большое удовольствие доставляют сюжетные подвижные игры. Чтобы провести такие игры, нужно придумать сюжеты в виде сказок.
Например: игра «Воробушки  и автомобиль»
- Жили-были маленькие веселые воробушки. Они перелетали  с ветки на ветку. Опускались на землю в поисках еды. На дорожках клевали семечки, искали маленьких мошек и т.д.

С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре важно позаботится о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор физического оборудования, его обновления путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка - все это помогает реализовать содержание занятий.
В старшем возрасте в содержание занятия необходимо включать упражнения имитационного и образного характера, ритмическую гимнастику, элементы спортивных игр, основные виды движений, эстафеты, подвижные игры, задания по интересам.
Обучение, совершенствование и закрепление основных движений проводятся в форме творческих, комплексных или игровых заданий, а также заданий по интересам.
Опыт работы показывает, что в основной части занятия целесообразнее планировать 4 вида основных движений, которые выполняются поточным способом, что увеличивает моторную плотность занятия.
Игры, эстафеты, комплексные задания и задания по интересам закрепляют приобретенные навыки в основных движениях.

При формировании новых двигательных навыков можно использовать игру – творчество.
На первом этапе обучения используется игра «Угадай-ка». Она проводится в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения двигательных элементов.
На втором этапе (совершенствование навыка) в действие вступает игра «Почемучка». С помощью этой игры осуществляется контроль качества выполнения упражнения. На этом этапе обучения основные двигательные действия детям уже знакомы, поэтому у них активизируется внимание на конечный результат.
На последнем этапе проводится игра «Поиграй-ка». С помощью, которой закрепляются двигательные навыки.
Творческие задания являются своеобразным средством познания окружающего мира.
В содержании игровых занятий необходимо включать познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. В одном случае составляются задания на имитацию движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, в другом – движения выполняются с целью проявления физических качеств в сочетании с мыслительными операциям. В третьем — проявление умственных способностей ребенка.
Например, игра «Зайцы в огороде» .Текст определяет содержание игры:
- Вышли зайцы на лужок, видят зайцы огород. Там капуста, все вперед! Но, Дружок, знакомый пес стережет тот огород. Как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить?
Игра имеет несколько вариантов творческих заданий:
1. Зайцы должны утащить капусту, не вставая на задние лапы.
2. Каждый заяц неся капусту, заметает следы.
3. Указать способ передвижения: на одной лапе, трех лапах и др.
Реально - условная ситуация таких заданий помогает ребенку воспроизвести знакомый ему жизненный образ и проявить творчество в решении двигательной задачи.
            
Творческие задания можно предлагать детям, используя карточки. Для каждого игрового занятия разрабатываются серии творческих заданий, которые систематизированы и используются в работе с детьми.
           
Комплексные задания на физкультурных занятиях используются не только для физического и психологического развития детей, но и обогащают их знания об окружающем мире, явлениях природы, быта. А таюке помогают воспитателю готовить детей к школе. Все задания основаны на игровых приемах.
           Самостоятельные задания можно применять со средней группы. На начальном этапе обучения планируются легкие задания, но по мере нако- пления двигательного опыта у детей они усложняются. Эти задания решаются через игровую форму с применением карточек, кубов, цветов- ромашек и книжек - сказок.
           
Таким образом, проводимое  занятие имеет высокий образовательно-воспитательный эффект: дети владеют большим  объемом  умений и навыков, у них лучше развиты физические качества, а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей.
           Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения педагогических задач и, конечно же, это важный шаг к повседневному непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития.
Взаимосвязь с родителями
           
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
          Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм: мозаике, лото, домино и т.д. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
         
Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности, как по содержанию, так и по составу движений.
         А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

 

     Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующие приемы и методы:
           • Дни открытых дверей.
           Родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике,      
          физкультурном занятии наблюдать организацию питания, сна.
          • Домашние задания.
          Позволяют решать сразу несколько задач: повысить двигательную   
           активность детей, подтянуть отстающих, организовать содержательное        
          общение родителей с детьми.
          Домашние задания должны быть обязательно индивидуальными,  
          небольшими по объему, конкретными по содержанию.
          • Встречи с родителями.
          
• Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.
     Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
      
Формирование двигательных умений, основанных на овладении определенным кругом знаний, позволяет дошкольникам усвоить культуру выполнения физических упражнений, развивает у них вдумчивое отношение к своим действиям. Сочетание знаний и умений значительно повышает результативность двигательной деятельности детей, повышает интерес к ней, расширяет границы самостоятельности. 
      В результате систематической работы большинство детей успешно осваивают движения, становятся более ловкими, сильными, решительными, смелыми, находчивыми. Принимают активное участие в занятиях - играх, городских спартакиадах среди ДОУ. Кроме того, понизилась заболеваемость часто болеющих детей.
     Регулярность проводимых физкультурно-оздоровительных занятий повысила: уровень физической подготовки детей до 92%, уровень посещаемости в группе до 90%. Повысилась двигательная активность детей во всех видах деятельности  до 100%.

Список используемой литературы.

1. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». — М: «Просвещение», 1986 г.

2. Муллаева Н.Б. «Конспекты - сценарии занятий по физической культуре для дошкольников».  - СП. б: «Детство – пресс», 2005 г.

3. Научно - практический журнал
            «Управление ДОУ». 2006г. N1.

      4. Глазырина Л.Д.
           «Физическая культура — дошкольникам».- М: Гуманит, изд. Центр   
           «Владос», 2001 г.

5. Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А.
             Методика физического воспитания детей дошкольлого возраста — М:
            Гуманит, изд. центр «Владос», 2001 г.

6. Научно-методический журнал
            «Дошкольное воспитание» 1997г. N 5
            «Дошкольное воспитание» 2006г. N 3
           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность физкультурно - познавательных занятий для развития у дошкольников интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В данной консультации раскрываются методы и приемы, игры способствующие поддержанию у дошкольников интереса к физкультурным занятиям....

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми....

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...

«Черлидинг как инновационное средство здоровьесберегающих технологий для привлечения дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка.  Физическое развитие – одно из основных приоритетных направлений в образовательной деятельности дошкольного учреждения....

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника"

В общей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...