Методические рекомендации по проведению прогулок в весеннее время года
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вылегжанина Анна Сергеевна

Методические рекомендации по проведению прогулок  в весеннее время года с детьми трех - семи лет. Подборка материалов для организации прогулок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Методические рекомендации по организации и проведению прогулок

 для детей 3 - 7 лет, разработаны Вылегжаниной А.С., старшим воспитателем МБДОУ детский сад № 5  г. Нижнего Новгорода)

Организация и методика проведения прогулок в детском саду

в весеннее время года.

Ежедневные прогулки  на свежем воздухе имеют большое значение для физического развития детей. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с трудом в цветнике – дети сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.  Для пребывания детей на свежем воздухе отводится три-четыре часа в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Подготовка к прогулке. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Детей первой и второй младших групп помогает одевать младший воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Структура прогулки:

- наблюдение;

- подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей;

- труд детей на участке;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств;

- самостоятельная игровая деятельность.

 Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные, но сухие дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить в теплые весенние сухие дни, когда на участке уже нет луж и наледи.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим детям овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Приложение № 1

рекомендации по проведению прогулок

 для детей 3 - 7 лет

Весна. Пришла весна

Цель: дать представление о ранней весне, о том, каюте изменения произошли с солнцем.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. С детьми старших групп ведутся наблюдения за увеличением продолжительности дня, отмечается, что день становится длиннее.

Стихи по теме:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей...

Я. Колас

Солнце дарит всем весну,

Вытаяли стежки.

Р. Бородулин

Дни повеселели,

Солнышку не спится.

Г. Ладонщиков

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

По двору текло.

А. Барто

Скоро снова солнце встанет

И возьмется припекать.

Е. Благинина

Загадки

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

{Весной)

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

{Солнце)

Один костер

Весь свет согревает.

{Солнце)

Голубой платок,

Красный колобок.

{Солнце)

Дидактические игры

  • «Когда это бывает?» - воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Цель - закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
  • «Отгадай-ка» - дети описывают предложенный предмет. Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  • «Выложи сам»
  • Выложить солнышко из цветных льдинок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Очистить дорожку от снега.
  • Скольжение по ледяной дорожке.

Подвижные игры

  • «Пустое место».

Цель - развить быстроту, ловкость.

Ход игры:

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший — водит.

  • «Веснянка».

Цель- координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

 Ход игры:

Солнышко, солнышко,

Дети идут по кругу, (взявшись за руки).

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу).

Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу).

А сугробы тают, тают, (медленно приседают).

А цветочки подрастают, (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Весна. Наблюдаем за небом и облаками

Цель: закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Стихи по теме:

Синее небо,

Синие тени.

Синие реки

Сбросили лед.

Л. Яхнин

Шумные, теплые ветра

Весну на поле принесли.

Я. Аким

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Е. Баратынский

Загадки

По синему морю

Белые гуси плывут.

(Облака)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, а не птица.

(Ветер)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет.

(Ветер)

Дидактические игры

  • «Какое небо» - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.
  • «Сосчитай» - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  • Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Собрать выносной материал.
  • Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.

Подвижные игры

  • «Тише едешь - дальше будешь».

Цель - развить быстроту реакции.

Ход игры: Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три... замри!» Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды ведущего «Замри!». Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает на исходное положение.

  • «Челнок».

Цель - тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота.

Ход игры: Все встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Усложнение - пробегая через ворота, проносить разные предметы.

Весна. Наблюдаем за снегом

Цель: расширить представления о весне. Разобрать свойства снега.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Организовать игры со снегом, при этом побуждать к сравнению -  снеговиков они лепили и зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше (на солнечной или в тени). Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему? Со старшими детьми уточнить свойства снега - переход из одного состояния в другое. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка - наст.

Стихи по теме:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

И. Токмакова

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

А. Плещеев

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

К. Кубилинскас

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли.

А. Толстой

Загадки

Лежало одеяло

Мягкое, белое,

Солнце припекло —

Одеяло потекло.

(Снег)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу... {проталинки).

Н. Нищева

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал.

(Снег)

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.

(Сугроб)

Дидактическая игра

  • «Придумай предложение» -  дети составляют предложения со словом «снег», заданным в определенной форме.

Цель - научить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме, развить речевую активность.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • «Игры со снегом» - лепим снежки.
  • Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили, («Лепят снежок»).

Круглый, крепкий, очень гладкий (вместе, показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий, (Грозят пальником).

Раз - подбросим. «Подбрасывают».

Два - поймаем. Приседают, «ловят».

Три - уроним. Встают, «роняют».

И... сломаем. Топают.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Слепить снеговика.
  • Метание снежков в цель правой и левой рукой.

Подвижные игры

  • «Дальше бросишь - ближе бежать».

Цель - упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте.

Ход игры: дети встают парами на черте, каждый держит палочку. На счет «Раз, два, три!» нужно бросить свою палочку как можно дальше и сорваться с места. То же делает соперник. Но бежит каждый не за своей палочкой, а за чужой. Кто первый,  вернулся с палкой на черту, тот победил.

  • «Кто сделает меньше шагов».

Цель - научить ходить широкими шагами, слушать сигнал.

Ход игры: дети в шеренге на одной стороне. По сигналу шагают широкими шагами на другую сторону площадки. Кто меньше, сделал шагов, тот побеждает.

Весна. Капель

Цель: расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями.

Ход прогулки:

Наблюдение: Характерное явление для начала весны - появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. С детьми старших групп понаблюдать, почему на одной стороне дома сосулек больше. Как образуются сосульки? Почему днем сосульки блестят и падают? Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Можно предложить детям взять сосульки, подержать их в руках, чтобы увидеть, что с ними произойдет. Прийти к выводу, что сосульки - это замерзшая вода, от тепла они тают. Спросить, есть ли капель утром, вечером. Установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда сосульки растают, выяснить, почему их не стало.

Стихи по теме:

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки...

И тают сосульки — веселые льдинки.

И. Демьянов

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

А. Алферов

Но завтра солнце снова встанет,

Оно возьмется припекать,

И по крыльцу забарабанит

Капель веселая опять.

Е. Благинина

Весна пришла,

Сосульками карнизы украшая.

Е. Стюарт

Загадки

Висит она вниз головою,

Не летом растет, а весною.

Лишь солнышко припечет,

Растает она и умрет.

(Сосулька)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась... (сосулька).

В. Нищее

Снег в лесу. Сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает... (капель).

В. Нищее

Сели детки на карниз

И растут все время вниз.

(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Висит за окошком кулек водяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода?

(Сосулька)

Л. Гулыга

Морковка бела

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело.

(Сосулька)

Пословицы

Коли капель — в весну раннюю верь.

Дидактические игры

  • «Что бывает короткое, длинное» - дети рассуждают о величине предметов.

Цель - уточнить представления детей о величине предметов, развить быстроту мышления.

  • «Где звенит капель?» -  дети наблюдают за капелью, определяют, используя слова «слева», «справа», где она находится.

Цель - развить слух, умение ориентироваться в пространстве.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • «Выложи узор» - составить узор из цветных льдинок.
  • Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап...»

Кап, кап, кап - звенит капель. Каждый слог ребенок отстукивает.

Приближается апрель.

Н. Нищева

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Накормить птиц.
  • Скольжение по ледяной дорожке.

Подвижные игры

  • «Зайка серый умывается».

Цель - выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.

Ход игры:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

  • «Попрыгунчики».

 Цель - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Ход игры: На земле чертят круг. Один из играющих встает на середину - он пятнашки. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть пойманными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный, становится пятнашкой.

Весна. Кругом вода

Цель: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д.

Стихи по теме:

На солнышке согрелась ель.

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

3. Александрова

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

С. Маршак

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

А. Плещеев

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

По двору текло.

А. Барто

Снова нет ручьям покоя —

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Б. Асаналиса

Загадки

A. Текло, текло — и легло под стекло.

(Река и лед)

В огне — не горит,

В воде — не тонет.

(Лед)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Зимнее стекло

Весною потекло.

(Лед)

В. Мусатов

Пословицы

Март с водой, апрель с травой.

В марте курочка под порожком воды напьется.

Скороговорки

Мелкие ручейки несите, струйки.

Сверху ясно, внизу грязно.

Дидактические игры

  • «Какой ручей» -  дети составляют предложения, описывая ручей.

 Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.

  • «Что бывает широким и узким» - дети рассуждают о величине предметов.

 Цель - уточнить представления детей о величине предметов, научить классифицировать предметы по определенному признаку, развить быстроту мышления.

  • «Хорошо – плохо» -  дети рассуждают на заданную тему.

 Цель - развить логическое мышление и системный анализ.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Нарисуй ручеек»

  • Нарисовать на влажном песке волнистые линии.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Измерить лопатой или палочкой глубину лужи в разных местах.
  • Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. Сделать запруды.

Набрать на участке камешки, веточки, палочки. Все эти предметы можно запускать в плавание по луже, дополнив шишками, бумажками, каждый раз отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают.

  • Упражнение: перепрыгнуть через ручеек.

Подвижные игры

  • «Два гуся».

Цель - научить выполнять имитационные движения по ходу игры.

Ход игры: дети выполняют движения по тексту.

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один белый,

Другой серый,

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один белый,

Другой серый,

Спрятались в канавке.

Вытянули шеи —

У кого длиннее.

Один белый,

Другой серый,

У кого длиннее.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один белый,

Другой серый,

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один белый,

Другой серый,

Кланялись бабусе.

  • «Ручейки у озера».

Цель -  научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. Ход игры: дети делятся на команды и по сигналу «Ручейки!» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро!» становятся в круг.

Весна.  Ледоход

Цель: закрепить уже известные признаки весны на водоеме, вспомнить водный транспорт, его названия.

Ход прогулки:

Наблюдение:

 Показать детям водоход на водоеме. Спросить, все ли льдинки одинаковые, откуда они берутся? Объяснить, что лед подтаивает и раскалывается. Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоему. С детьми старших групп вспомнить водный транспорт: лодку, катер, пароход, метеор и другие. Для чего он нужен, кто им управляет.

Стихи по теме:

На реке и треск, и гром,

Это значит - ледолом.

На реке идет лед,

Это значит - ледоход.

Н. Нищева

Ледоход: лед идет,

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лед в кусочки разбивает.

(Потешка)

Шумит река, сильна, грозна,

Большие льдины крушит.

Как широка! Зимой она

Была в три раза уже.

С. Егоров

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Е. Баратынский

Загадки

Было гладкое, прозрачное стекло,

А под солнышком под ярким -потекло.

(Лед)

Белый, по реке идет,

А не теплоход.

(Ледоход)

По воде плывут

Белые кусочки.

(Льдины)

Поговорка

И тихая вода берега подрывает.

Дидактическая игра

  • «Придумай слово» - дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем. Цель - научить составлять однокоренные слова.

Упражнения на развитое мелкой моторики рук.

  • «Составь узор»-  составить узор из цветных льдинок.
  • Пальчиковая гимнастика «Погреемся»

Поиграем-ка немножко.  Дети хлопают в ладоши.

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем, Сжимают пальцы в кулак и разжимают.

Их сжимаем, разжимаем.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Покормить птиц.

Метание в даль камешков, льдинок.

Подвижные игры

  • «Гуси-лебеди»

 Цель - научить бегущего уворачиваться, развить навыки пространственной ориентации. Ход игры:

Гуси-лебеди, домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой! (Волк догоняет.)

  • «Удочка».

Цель - научить перепрыгивать через скакалку.

Ход игры. Водящий в центре круга на небольшой высоте вертит вокруг себя скакалку, дети должны перепрыгнуть через нее, кто не успел, становится водящим.

  • «Гуси». Цель - учить детей диалоговой речи.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да, да, да!

— Хлеба с маслом?

— Нет!

— А чего же вам?

— Конфет!!!

— Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три — домой беги!

(Гуси бегут, волк догоняет.)

Весна.  Знакомимся с перелетными птицами

Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц. С детьми старших групп найти разницу между зимующими и перелетными птицами, вспомнить их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.

Стихи по теме:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

— Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

Возвращаются скворцы —

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Загадки

Кто приклеил майским днем

Рукавичку под окном,

Поселил в нее жильцов —

Непоседливых птенцов?

(Ласточка)

Н. Красильников

Чик-чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

Кто это?

(Воробей)

Черный, проворный,

Кричит: «Грак!»

(Грач)

Белый как снег,

Надутый как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест.

(Гусь)

Дидактические игры

«Угадай птицу по описанию»

 Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

«Назови одним словом».

Цель - активизировать в речи обобщающие слова.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • Покрошить хлеб для птиц.
  • Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

На каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды с каждым пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

-За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну - красну.

(Русская народная потешка)

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Покормить птиц.
  • Спрыгивание, приземляясь на две ноги.

Подвижная игра

  • «Птички, раз! Птички, два!»

Цель - научить детей выполнять движения, счету.

Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу.

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птички, раз! Поднимают одну руку.

Птички, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.

Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птички, два! Закрывают другой глаз.

Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

(Игра проводится 2-3 раза)

Весна.  Первые листья на деревьях.

Цель: повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы — круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе - сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе - блестящие, клейкие, темно-зеленые. Рассматривая почки с детьми старших групп, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие — позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.

Стихи по теме:

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе,

Мохнатые, точно шмели.

Я.Аким

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

А. Плещеев

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

В. Рождественский

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

— Неужели это...

Неужели лето?

— Нет, еще не лето,

Но уже — весна!

В. Данько

Вчера крыжовник весь светился —

Он был корявый и смешной.

А нынче сразу распустился,

Стоит под зеленью сплошной.

Е. Благинина

Загадки

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня... (весна).

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

(Береза)

Матушкой-весной я в платье цветном,

Мачехой-зимой — в саване одном.

(Черемуха)

Над водой

Стоит с красной бородой.

(Калина)

Пословица

Май лес наряжает, лето в гости ожидает.

Дидактические игры

  • «Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения.

Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.

  • «Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева.

Цель - употребить в речи относительные прилагательные.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • Выложить листики из камней.
  • Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
  • Допрыгни до листика (прыжки в высоту).

Подвижные игры

  • «Зевака».

Цель - развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча.

Ход игры: Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2-3 упражнения с мячом.

  • «Охотник».

Цель - упражняться в бросании и метании мяча.

Ход игры. Одного выбирают «охотником», все остальные — «дичь». «Охотник» играет в мяч, остальные в этом время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!». Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный, становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).

Весна. Зеленый ковер

Цель:  повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: «Травушка-муравушка. Травка шелковая». Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. У детей старших групп спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая.

Стихи по теме:

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется —

Мне смеяться хочется!

О. Бедарев

Дождик, дождик, пуще!

Будет травка гуще!

(Потешка)

Травка-муравка

Со сна поднялась.

(Осетинская народная потешка)

Загадки

На черном полотне

Зеленый узор.

(Трава)

Весною зеленеет,

Осенью желтеет.

(Трава)

Считалка

Серый зайка вырвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет.

Дидактическая игра

  • «Вершки и корешки»

Дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем. Цель - повторить строение растений.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи узор»

  • Выложить узор из травинок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Очистить граблями участок от прошлогодних листьев и травы.
  • Перепрыгнуть через нарисованную на траве дорожку (прыжки с места на двух ногах).

Подвижная игра

  • «Стадо».

Цель - научиться быстро, реагировать на сигнал.

Ход игры. Выбирают «пастуха» и «волка» («волк» в середине площадки). «Овцы» зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Трава мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!»

По сигналу «пастуха» «Волк!» «овцы» бегут в «дом» на противоположную сторону площадки.

Весна. Цветут деревья и кустарники

Цель:  познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. С детьми старших групп понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Стихи по теме:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А. Фет

Залит солнцем день весенний,

И сквозь окна светлые

Смотрят в сад кусты сирени

Тучкой фиолетовой.

В. Жак

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень,

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень...

А. Плещеев

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

С. Есенин

— Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь бела?

Е. Благинина

Сиянье, плеск и щебет во дворе...

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны

Доверчивые первенцы весны!

Е. Благинина

Солнце дарит всем весну,

Вытаяли стежки.

Я за пазухой несу

Вербные сережки.

Р. Бородулин

Загадка

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась... (верба).

Н. Нищева

Дидактические игры

«Найди дерево» -  научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

«Угадай по описанию»  - научить детей составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи цветочек»

  • Из камней или пробок выложить цветок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Смастерить из песка вазу для цветов.
  • Прыжки вокруг дерева на двух ногах.

Подвижные игры

  • «Бусинки».

 Цель - научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Ход игры: Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь - бусы. Поет медленно:

Как мы бусинки лепили, Ведет цепь по прямой.

Как мы бусинки лепили, Ведет цепь плавно из одной стороны в другую, медленно кружится, завивая цепь вокруг себя.

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы с бусами играли,

Как на нитку собирали

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы бусы завивали,

Как мы бусы завивали,

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Останавливается и говорит:

«Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась.

Стали распутывать, она и порвалась.

Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тара-pax! Дети разбегаются по площадке.

Ой, как далеко раскатились наши бусинки!

Надо опять все бусы на ниточку собирать!»

  • «Заинька, выйди в сад»

 Цель - научить детей действовать в соответствии со словами.

Ход игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Заинька, выйди в сад,

Серенький, выйди в сад,

Вот так, вот так,

Выйди в сад.

Вот так, вот так,

Выйди в сад.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот так,

Топни ножкой.

Вот так, вот так,

Топни ножкой.

Заинька, покружись,

Серенький, покружись,

Вот так, вот так,

Покружись.

Вот так, вот так,

Покружись.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так,

Попляши!

Твои ножки хороши!

  • «Волшебный клад».

Цель - уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. Ход игры: Воспитатель объясняет задачу: «Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки, спрятанные в разных местах». Дети ищут.

Весна. Солнышки на траве

Цель: познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики - первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. С детьми старших групп сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой - шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика.

Стихи по теме:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е. Серова

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца золотой портрет.

О. Высотская

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала —

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках —

Круглые комочки.

Я. Нищева

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

М. Полянская

Загадки

Отцвел желтенький цветок,

Остался беленький пушок.

(Одуванчик)

Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой

стороной пожурит, словно мачеха.

(Мать-и-мачеха)

Дидактические игры

«Придумай предложение» - воспитатель предлагает детям составить предложение из определенного набора слов.

Цель - научить составлять предложение из заданных слов.

«Когда это бывает» -  воспитатель описывает время года, дети определяют его.

Цель - закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • «Сплети венок» - сплести из цветов венок.
  • Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне, Показать руками цветок.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питание Движение пальцами вместе — врозь.

Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Н. Нищева

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Сбор выносного материала.
  • Ходьба по ограниченной поверхности. (Не наступи на цветок.)

Подвижная игра

«Змейка».

Цель - научить детей бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего.

Весна. Наблюдаем за работой дворника

Цель: продолжить наблюдения за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.

Ход прогулки:

Наблюдение:

Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? С детьми старших групп посмотреть, как дворник обрезает кусты. Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек.

Стихи по теме:

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Загадки

Стоят в один ряд

Острые пальчики,

Цап-царапки.

Подбирай охапки.

(Грабли)

Быстро грызет,

Мелко жует,

А сама не глотает.

(Пила)

Железная сестрица

Зубаста и остра:

Ее и клен боится,

И тополь, и сосна...

И даже дуб боится

Попасть на зуб сестрице.

(Пила)

Скороговорка

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

"Сено граблями, краб, грабь!"

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы?».

Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи - орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Упражнение «Назови одним словом».

Цель - закрепить обобщающие слова.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Собери из веточек веник».

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Помочь дворнику очистить участок.
  • Отбивание мяча правой и левой рукой.

Подвижная игра

  • «Шлепанки».

Цель - упражнять в отбивании мяча. Ход игры: Дети встают в круг. Выбирают водящего, считают до пяти: пятый — водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч об землю в его направлении. Тот, чье имя назвали, ловит мяч и отбивает его, стоя на месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более пяти. После отбивания игрок перебрасывает его водящему. Если, игрок уронит мяч, то, он становится водящим.

Весна. Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде

Цель: познакомить детей с правилами посева семян в огороде и в цветнике. Научить уважать труд взрослых.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Спросить, для чего нужны цветы. Рассмотреть семена разных цветов. Обратить внимание детей старших групп на почву (сухая земля), на перекопку земли, ее рыхление. выяснить значение влаги как одного из условий роста растений. Провести опыт: замочить часть семян за несколько дней до посадки, другую часть посадить сухими. Проследить, какие быстрее взойдут.

Стихи по теме:

Я давно весну ждала,

У меня свои дела:

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна —

Это любят семена.

В. Глущенко

Загадки

Ходит полем

Из края в край,

Режет черный каравай.

(Плуг)

На полях гудят с утра,

Пашут землю...(трактора).

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг.

(Лопата)

Поговорки

Сажая капусту, приговаривают:

Не будь пустая, будь густая;

Не будь голенаста, будь пузаста;

Не будь красна, будь вкусна;

Не будь стара, будь молода;

Не будь мала, а будь велика.

Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

Умелые руки не знают скуки.

Повеселимся и спляшем, когда пашню вспашем.

Поля в поле просо полет.

Всякое семя знает свое время.

Дидактическая игра 

  • «Загадай, мы отгадаем».

Цель - закрепить знания детей о растениях, растущих в саду и огороде, назвать их признаки.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи узор»

  • выложить узор из семечек.

Труд и индивидуальные физические упражнения

  • Помочь воспитателю рыхлить землю при посадке, делать бороздки.
  • Прыжки через скакалку.

Подвижная игра

  • «Солнышко и дождик»

Цель - научить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу. Ход игры: На сигнал: «Солнышко!» дети бегают по площадке, на сигнал «Дождик!» прячутся в домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению прогулок в ДОУ.

Веселый гомон, шум, визг и безудержный смех – вот что должно быть слышно на прогулке. Гулять любят все дошколята, независимо от погоды и времени года....

Консультация для педагогов на тему"Особенности проведения прогулок в теплое время года»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ....

Консультация для педагогов «Особенности проведения прогулок в теплое время года с детьми ОВЗ»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей с ОВЗ в ДОУ.                                ...

«Особенности проведения прогулок в теплое время года»

laquo;Особенности проведения прогулок в теплое время года»...

Инструкция по правилам безопасного поведения воспитанников при проведении прогулок в зимнее время года, гололед

Инструкцияпо правилам безопасного поведения воспитанниковпри проведении прогулок в зимнее время года, гололед...

Консультация для воспитателей «Особенности проведения прогулок в теплое время года»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сн...