Здоровая семья - здоровая нация
проект на тему

Тихонова Наталья Викторовна

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровые дети - будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zdorovyu.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Катюша»

Утвержден

на педагогическом совещании

от 17.05.2011 № 4

Проект

"Здоровая семья -  здоровая нация!"

Составители:

Н. А.Маликова - зам.зав. по УВР Н.В.Тихонова - педагог-психолог

Сургут

2011


Актуальность

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровые дети - будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Все родители желают видеть своего ребенка здоровым: сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье - важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни - это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть непреднамеренно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.


Проблемный анализ

В   современном:   обществе,   в   эпоху   XXI   века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям способностям. Постоянно усиливающееся  влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей.

С целью выявления роли родителей в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни на базе нашего МДОУ проводился анкетный опрос родителей с участием 120 респондентов. Анализ полученных данных позволил установить, что среди ценностных ориентаций родителей занимает:

  1. крепкое здоровье (82%),
  2. образование (52%),
  3. морально-нравственные качества (27%),
  4. материальное благополучие (21%),
  5. волевые качества (2%).

Большинство (53%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как удовлетворительное, 45% - как хорошее, и 1% - как плохое и затруднились ответить.

По мнению родителей, дома дети предпочитают:

  • просмотр детских телевизионных передач (40%),
  • занятия рисованием и лепкой (31%),
  • прослушивание рассказов, сказок (31%),
  •  подвижные игры (30%),
  • пешие прогулки вместе с родителями (25%),
  •  игры настольные, с игрушками (24%),
  • конструирование (12%),
  • занятия физическими упражнениями с родителями (10%),
  • танцы  (2%).

Полученные данные не вызывают оптимизма, так как первые три лидирующие позиции занимают занятия с недостаточной двигательной деятельностью.
          Наибольшая часть родителей уделяет внимание укреплению здоровья своего ребенка ежедневно (36%), почти столько же (35%) респондентов имеют возможность укреплять здоровье детей несколько раз в неделю, 15% - только в выходные дни, 8% - во время отпуска, 6% - вообще не имеют такой возможности.                 Среди причин, мешающих уделять больше внимания укреплению здоровья ребенка, родители называют:

62% дефицит времени,

38% - отсутствие специальных знаний и умений,

13% - недостаточный уровень материального обеспечения,

6% - считают, что ребенок не нуждается в этом, так как достаточно здоров,

  4% - признаются в собственной инертности,

1% - не видят в этом смысла.

 Из этого можно предположить, что оценки родителей не всегда совпадают с реальным положением дел. Противоречием является тот факт, что большинство родителей ежедневно укрепляют здоровье ребенка и вместе с тем испытывают для этого большой дефицит времени.

По мнению респондентов, наиболее значимыми факторами, отрицательно влияющими на состояние здоровья человека, становятся :

  • экологические загрязнения (74%),
  • наследственные заболевания (42%),
  • неправильное питание (38%),
  • вредные привычки (32%),
  • недостаточный уровень двигательной активности (26%),
  • отрицательные эмоции (20%),
  •  низкий уровень материальной обеспеченности (13%).

Таким образом, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние.

  Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей:      

  • регулярно соблюдают режим дня и санитарно-гигиенические нормы - (50% и 51%),
  • 44% - используют прогулки на свежем воздухе,
  • 30% - следят за рациональным питанием,
  •  27% - регулярно принимают лекарства,
  •  15% - занимаются физическими упражнениями и спортом,
  •  8% - используют закаливание,
  •  6% - посещают врачей.

Лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями и спортом находятся на шестом месте.

Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка является

 их собственный жизненный опыт (56%),

 консультации специалистов в области медицины (31%),

советы родителей, друзей, знакомых (29%).

И хотя 38% родителей считают причиной, мешающей уделять больше времени здоровью своего ребенка, отсутствие специальных знаний и умений, только 21% респондентов обращаются к специальной методической и научно-популярной литературе и 15% - к специальным передачам по ТВ и радио.
          Большинство родителей (44%) испытывают потребность в информации о профилактике простудных заболеваний, 29% - о физической подготовке ребенка, 27% - о профилактике нарушений осанки и плоскостопия, 26% - о способах закаливания. Гораздо меньше их интересуют вопросы эмоционального здоровья детей (23%), организации спортивных игр (21%), рационального питания (19%).                    Практически не востребованы вопросы организации режима дня (12%) и активного отдыха в семье (13%). По мнению родителей, главным фактором, влияющим на процесс приобщения ребенка к здоровому образу жизни, является личный пример членов семьи (69%). Далее следуют воспитательно-образовательный процесс в детском саду (51%) и личные наблюдения ребенка

(10%). Несмотря на приоритет личного примера, таковой нельзя рассматривать как позитивный, учитывая данные опроса.

Анкетирование показало, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья не актуализированы и в этой связи не реализованы в повседневной жизнедеятельности.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей ЗУНов по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Отношения семьи и нашего детского сада определяются понятиями:

- сотрудничество: общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

- взаимодействие: способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди участников проекта

    Задачи:

  • повысить профессиональную компетентность педагогов МДОУ в использовании эффективных форм работы с семьёй;
  • обогатить детско – родительские отношения путём проведения совместных мероприятий посвящённых пропаганде здорового образа жизни; сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей.

Участники проекта:

  •  Дети, посещающие МБДОУ №63 «Катюша»
  • Семьи детей, посещающих МБДОУ №63 «Катюша»
  • Педагоги МБДОУ №63 «Катюша»

Формы работы

  • Практические занятия
  • Походы
  • Физкультурные досуги
  • Праздники
  • Акции
  • Родительские собрания
  • Выпуск газет
  • Семинары - практикумы

Ожидаемый результат:

  • Улучшение показателей детского здоровья
  • Рост профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьёй по физическому воспитанию детей
  • Активное включение семей в воспитательно – образовательный процесс МДОУ
  • Преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и детском саду – как средство эффективности работы по оздоровлению детей


Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

  • Анализ состояния здоровья детей, ознакомление родителей с результатами  
  • Ознакомление педагогов с мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление  здоровья всех участников проекта
  • Активизация знаний по формам и методам взаимодействия детского сада и семьи

II этап – реализационный

  • Ознакомление родителей с содержанием и формами оздоровительной работы в ДОУ;
  • Вовлечение родителей в реализацию оздоровительного направления воспитательно – образовательного процесса путём:
  • ведения целенаправленной работы по пропаганде ЗОЖ;
  • консультирования и обучения традиционным и нетрадиционным приёмам и методам оздоровления

III этап – рефлексивный

  • Анализ работы с семьёй по пропаганде ЗОЖ
  • Осознание трудностей реализации проекта и перспектив дальнейшего взаимодействия с семьёй;
  • Анализ показателей здоровья детей;
  • Обобщение положительного опыта воспитателей по взаимодействию с семьёй.

СЕНТЯБРЬ

Мероприятие

ответственный

1

Развлечение «Красный, жёлтый, зелёный» (старшие группы)

Инструктор по ФК

2

Фотовыставка «Мы растём здоровыми, крепкими, весёлыми»

эколог

3

Анкетирование родителей.

Презентация Центра здоровья на общем родительском собрании

Педагог - психолог

ОКТЯБРЬ

4

Весёлые старты

Инструктор по ФК

5

Практикум для педагогов

Зарядка для детей 2 мл.гр. «Весёлые медвежата»

Педагоги 2 мл.гр.

6

Практикум для педагогов «Игры северных народов»

театрал

7

Открытое занятие с детьми

Прокопович З.Д.

8

Открытое родительское собрание «Активный отдых»

Карасёва Е.Б.

Кобылянская Е.М.

НОЯБРЬ

9

Круглый стол для родителей

  • «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ»

  • Практикум «Дыхательная гимнастика»
  • Практикум «Стресс. Как его победить?»

Инструктор по ФК

Логопед

психолог

10

Выставка рисунков «Прыгать, бегать – здорово!»

ИЗО

11

Открытое занятие с детьми

Капшанова А.М.

12

Консультация для родителей «Зимние забавы»

Инструктор по ФК

13

Открытое занятие с детьми

Саламова С.М.

ЯНВАРЬ

14

Развлечение для детей «Мы – котята – шалунишки»

 (2мл. и ср.гр)

Инструктор по ФК

15

Выставка рисунков «Здоровый мир глазами ребёнка»

Изо

16

Открытое занятие с детьми

Рябикова Н.М.


ФЕВРАЛЬ

17

Физкультурный досуг «Аты – баты, мы – солдаты»»

Инструктор по ФК

18

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Педагог - психолог

19

Открытое занятие с детьми

Кагарманова С.Н.

МАРТ

20

Консультация для родителей  «Грипп и ОРЗ»

 Мед. сестра..

21

Открытое занятие с детьми

Сапунова Т.А.

22

Развлечение для детей «Двенадцать месяцев»

Педагог доп.образования.

АПРЕЛЬ

23

Развлечение «Смейтесь на здоровье»

Муз. рук.

24

Викторина с родителями «Спорт – это жизнь»

Физ - рук

25

Анкетирование родителей и педагогов

Педагог - психолог

26

Спортивный праздник «Путешествие к разноцветным планетам»

Инструктор по ФК

МАЙ

27

Деловая игра с педагогами «Влияние цвета на здоровье»

Педагог –психолог.

28

Консультация для родителей «Правила поведения на воде»

Мед.сестра

29

Представление отчёта о работе ЦЗ на общем родительском собрании

Педагог - психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровая семья-здоровая нация

Олимпийское движение-проект для детей 5-6 лет...

Здоровая семья-здоровая нация

Олимпийское движение-проект для детей 5-6 лет...

Здоровая семья- здоровая нация !

Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство- движение. Физические движения, упражнения должны прочно войти в быт кажд...

Проект"Здоровая семья, здоровая нация".

Долгосрочный, групповой, детско-родительский,творческий.Длительность проекта- месяц. Этот проект мы задумали,как полбор дополнительного материала к изучению темы "Олимпийское  движение"....

Материал к долгосрочному проекту "Здоровая семья- здоровая нация".

Иллюстративный и информативный материал по теме: "Работа по ознакомлению дошкольника с Олимпийским движением"....

Дополнительный материал к долгосрочному проекту"Здоровая семья- здоровая нация".

Художественное творчество- РИСОВАНИЕ, Аппликация,конструирование.Иллюстративный материал к проекту....

Дополнительный материал по проекту"Здоровая семья-здоровая нация".

Иллюстративный материал по проекту для занятий по Развитию речи,Формированию целостной картины мира,Культурно-гигиенических навыков,развивающие игры зимой....