Здоровая семья - здоровая нация
проект на тему
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровые дети - будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zdorovyu.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Катюша»
Утвержден
на педагогическом совещании
от 17.05.2011 № 4
Проект
"Здоровая семья - здоровая нация!"
Составители:
Н. А.Маликова - зам.зав. по УВР Н.В.Тихонова - педагог-психолог
Сургут
2011
Актуальность
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровые дети - будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Все родители желают видеть своего ребенка здоровым: сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье - важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни - это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть непреднамеренно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Проблемный анализ
В современном: обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни на базе нашего МДОУ проводился анкетный опрос родителей с участием 120 респондентов. Анализ полученных данных позволил установить, что среди ценностных ориентаций родителей занимает:
- крепкое здоровье (82%),
- образование (52%),
- морально-нравственные качества (27%),
- материальное благополучие (21%),
- волевые качества (2%).
Большинство (53%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как удовлетворительное, 45% - как хорошее, и 1% - как плохое и затруднились ответить.
По мнению родителей, дома дети предпочитают:
- просмотр детских телевизионных передач (40%),
- занятия рисованием и лепкой (31%),
- прослушивание рассказов, сказок (31%),
- подвижные игры (30%),
- пешие прогулки вместе с родителями (25%),
- игры настольные, с игрушками (24%),
- конструирование (12%),
- занятия физическими упражнениями с родителями (10%),
- танцы (2%).
Полученные данные не вызывают оптимизма, так как первые три лидирующие позиции занимают занятия с недостаточной двигательной деятельностью.
Наибольшая часть родителей уделяет внимание укреплению здоровья своего ребенка ежедневно (36%), почти столько же (35%) респондентов имеют возможность укреплять здоровье детей несколько раз в неделю, 15% - только в выходные дни, 8% - во время отпуска, 6% - вообще не имеют такой возможности. Среди причин, мешающих уделять больше внимания укреплению здоровья ребенка, родители называют:
62% дефицит времени,
38% - отсутствие специальных знаний и умений,
13% - недостаточный уровень материального обеспечения,
6% - считают, что ребенок не нуждается в этом, так как достаточно здоров,
4% - признаются в собственной инертности,
1% - не видят в этом смысла.
Из этого можно предположить, что оценки родителей не всегда совпадают с реальным положением дел. Противоречием является тот факт, что большинство родителей ежедневно укрепляют здоровье ребенка и вместе с тем испытывают для этого большой дефицит времени.
По мнению респондентов, наиболее значимыми факторами, отрицательно влияющими на состояние здоровья человека, становятся :
- экологические загрязнения (74%),
- наследственные заболевания (42%),
- неправильное питание (38%),
- вредные привычки (32%),
- недостаточный уровень двигательной активности (26%),
- отрицательные эмоции (20%),
- низкий уровень материальной обеспеченности (13%).
Таким образом, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние.
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей:
- регулярно соблюдают режим дня и санитарно-гигиенические нормы - (50% и 51%),
- 44% - используют прогулки на свежем воздухе,
- 30% - следят за рациональным питанием,
- 27% - регулярно принимают лекарства,
- 15% - занимаются физическими упражнениями и спортом,
- 8% - используют закаливание,
- 6% - посещают врачей.
Лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями и спортом находятся на шестом месте.
Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка является
их собственный жизненный опыт (56%),
консультации специалистов в области медицины (31%),
советы родителей, друзей, знакомых (29%).
И хотя 38% родителей считают причиной, мешающей уделять больше времени здоровью своего ребенка, отсутствие специальных знаний и умений, только 21% респондентов обращаются к специальной методической и научно-популярной литературе и 15% - к специальным передачам по ТВ и радио.
Большинство родителей (44%) испытывают потребность в информации о профилактике простудных заболеваний, 29% - о физической подготовке ребенка, 27% - о профилактике нарушений осанки и плоскостопия, 26% - о способах закаливания. Гораздо меньше их интересуют вопросы эмоционального здоровья детей (23%), организации спортивных игр (21%), рационального питания (19%). Практически не востребованы вопросы организации режима дня (12%) и активного отдыха в семье (13%). По мнению родителей, главным фактором, влияющим на процесс приобщения ребенка к здоровому образу жизни, является личный пример членов семьи (69%). Далее следуют воспитательно-образовательный процесс в детском саду (51%) и личные наблюдения ребенка
(10%). Несмотря на приоритет личного примера, таковой нельзя рассматривать как позитивный, учитывая данные опроса.
Анкетирование показало, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья не актуализированы и в этой связи не реализованы в повседневной жизнедеятельности.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей ЗУНов по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Отношения семьи и нашего детского сада определяются понятиями:
- сотрудничество: общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие: способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди участников проекта
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов МДОУ в использовании эффективных форм работы с семьёй;
- обогатить детско – родительские отношения путём проведения совместных мероприятий посвящённых пропаганде здорового образа жизни; сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей.
Участники проекта:
- Дети, посещающие МБДОУ №63 «Катюша»
- Семьи детей, посещающих МБДОУ №63 «Катюша»
- Педагоги МБДОУ №63 «Катюша»
Формы работы
- Практические занятия
- Походы
- Физкультурные досуги
- Праздники
- Акции
- Родительские собрания
- Выпуск газет
- Семинары - практикумы
Ожидаемый результат:
- Улучшение показателей детского здоровья
- Рост профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьёй по физическому воспитанию детей
- Активное включение семей в воспитательно – образовательный процесс МДОУ
- Преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и детском саду – как средство эффективности работы по оздоровлению детей
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- Анализ состояния здоровья детей, ознакомление родителей с результатами
- Ознакомление педагогов с мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья всех участников проекта
- Активизация знаний по формам и методам взаимодействия детского сада и семьи
II этап – реализационный
- Ознакомление родителей с содержанием и формами оздоровительной работы в ДОУ;
- Вовлечение родителей в реализацию оздоровительного направления воспитательно – образовательного процесса путём:
- ведения целенаправленной работы по пропаганде ЗОЖ;
- консультирования и обучения традиционным и нетрадиционным приёмам и методам оздоровления
III этап – рефлексивный
- Анализ работы с семьёй по пропаганде ЗОЖ
- Осознание трудностей реализации проекта и перспектив дальнейшего взаимодействия с семьёй;
- Анализ показателей здоровья детей;
- Обобщение положительного опыта воспитателей по взаимодействию с семьёй.
СЕНТЯБРЬ
№ | Мероприятие | ответственный |
1 | Развлечение «Красный, жёлтый, зелёный» (старшие группы) | Инструктор по ФК |
2 | Фотовыставка «Мы растём здоровыми, крепкими, весёлыми» | эколог |
3 | Анкетирование родителей. Презентация Центра здоровья на общем родительском собрании | Педагог - психолог |
ОКТЯБРЬ | ||
4 | Весёлые старты | Инструктор по ФК |
5 | Практикум для педагогов Зарядка для детей 2 мл.гр. «Весёлые медвежата» | Педагоги 2 мл.гр. |
6 | Практикум для педагогов «Игры северных народов» | театрал |
7 | Открытое занятие с детьми | Прокопович З.Д. |
8 | Открытое родительское собрание «Активный отдых» | Карасёва Е.Б. Кобылянская Е.М. |
НОЯБРЬ | ||
9 | Круглый стол для родителей
| Инструктор по ФК Логопед психолог |
10 | Выставка рисунков «Прыгать, бегать – здорово!» | ИЗО |
11 | Открытое занятие с детьми | Капшанова А.М. |
12 | Консультация для родителей «Зимние забавы» | Инструктор по ФК |
13 | Открытое занятие с детьми | Саламова С.М. |
ЯНВАРЬ | ||
14 | Развлечение для детей «Мы – котята – шалунишки» (2мл. и ср.гр) | Инструктор по ФК |
15 | Выставка рисунков «Здоровый мир глазами ребёнка» | Изо |
16 | Открытое занятие с детьми | Рябикова Н.М. |
ФЕВРАЛЬ | ||
17 | Физкультурный досуг «Аты – баты, мы – солдаты»» | Инструктор по ФК |
18 | Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания | Педагог - психолог |
19 | Открытое занятие с детьми | Кагарманова С.Н. |
МАРТ | ||
20 | Консультация для родителей «Грипп и ОРЗ» | Мед. сестра.. |
21 | Открытое занятие с детьми | Сапунова Т.А. |
22 | Развлечение для детей «Двенадцать месяцев» | Педагог доп.образования. |
АПРЕЛЬ | ||
23 | Развлечение «Смейтесь на здоровье» | Муз. рук. |
24 | Викторина с родителями «Спорт – это жизнь» | Физ - рук |
25 | Анкетирование родителей и педагогов | Педагог - психолог |
26 | Спортивный праздник «Путешествие к разноцветным планетам» | Инструктор по ФК |
МАЙ | ||
27 | Деловая игра с педагогами «Влияние цвета на здоровье» | Педагог –психолог. |
28 | Консультация для родителей «Правила поведения на воде» | Мед.сестра |
29 | Представление отчёта о работе ЦЗ на общем родительском собрании | Педагог - психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровая семья-здоровая нация
Олимпийское движение-проект для детей 5-6 лет...
Здоровая семья-здоровая нация
Олимпийское движение-проект для детей 5-6 лет...
Здоровая семья- здоровая нация !
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство- движение. Физические движения, упражнения должны прочно войти в быт кажд...
Проект"Здоровая семья, здоровая нация".
Долгосрочный, групповой, детско-родительский,творческий.Длительность проекта- месяц. Этот проект мы задумали,как полбор дополнительного материала к изучению темы "Олимпийское движение"....
Материал к долгосрочному проекту "Здоровая семья- здоровая нация".
Иллюстративный и информативный материал по теме: "Работа по ознакомлению дошкольника с Олимпийским движением"....
Дополнительный материал к долгосрочному проекту"Здоровая семья- здоровая нация".
Художественное творчество- РИСОВАНИЕ, Аппликация,конструирование.Иллюстративный материал к проекту....
Дополнительный материал по проекту"Здоровая семья-здоровая нация".
Иллюстративный материал по проекту для занятий по Развитию речи,Формированию целостной картины мира,Культурно-гигиенических навыков,развивающие игры зимой....