Главные вкладки

    «Органы чувств человека».
    план-конспект занятия по обж (старшая группа)

    Ярцева Зоя Сергеевна

     

    «Органы чувств человека».

    Цель: Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств и их значении.

    Задачи:

    Образовательные: Закрепить знания об органах чувств человека.

    Развивающие: Развивать речь при ответах на вопросы, тренировать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, развивать продуктивную деятельность при изготовлении альбома «Наши органы чувств».

    Воспитательные: Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

    Словарная работа: слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.

    Материал: музыкальный центр, набор геометрических фигур, записи голосов (домашних животных), запись звуков поезда, яблоко, морковь, банан, печенье, конфеты, медальоны от киндер сюрпризов с запахами, камень, вата, опорные картинки, папка с файлами, клей, альбомные листы, влажные салфетки, предметы для игры «Чудесный мешочек», пластины для игры «Найди пару».

     

    Ход занятия.

    Дети стоят полукругом.

    Воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Здравствуйте, меня зовут Зоя Сергеевна, а это мой друг Лунтик мы пришли к вам в гости и хотим с вами познакомиться.

    Лунтик знакомится с детьми.

    Воспитатель Ребята наш друг Лунтик какой – то невеселый. Он говорить, что он по пал в одну историю и хочет вам рассказать.

    Лунтик Я во сне свалился с Луны, узнал, что есть такая планета Земля, на ней живут люди. Не могли бы вы рассказать про себя. Я могу бегать, прыгать, выполнять разные задания.  Я однажды услышал, что у людей есть органы чувств, но не понял, что такое чувствовать запахи и вкусы, зачем надо слышать и видеть. Что это такое расскажите мне.

    Воспитатель ну что ребята поможем Лунтику?

    Дети отвечают

    Воспитатель отлично тогда мы с вами отправляемся в волшебную страну под названьем «Наши органы чувств».

    Воспитатель Ну тогда садимся в волшебный поезд и в путь.

    Звучит музыка.

    Первая остановка

     Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадав её, поймёте какой какой орган

    Брат с братом через дорожку живут,

     А друг друга не видят. (глаза)

    Воспитатель Правильно здесь живут органы зрения – глаза.

    Воспитатель Для чего людям нужны глаза?

    Ответы детей чтобы видеть окружающие предметы.

    -Воспитатель ребята я предлагаю вам вместе с Лунтиком поиграть в игру взяться за руки и сделать ворота Ребята, предлагаю пройти через ворота двумя способами. Первый раз вы пройдете с открытыми глазами, а во второй раз – с закрытыми глазами. (Дети проходят через ворота двумя способами.)

    Легко ли было пройти через ворота во второй раз? Почему?  (ответы детей и вывод вместе с ними, что глаза помогают ориентироваться в пространстве). Сейчас мы проверим, что могут еще наши глаза.

    - Посмотрим, смогут ли они определить форму? Как называется эта фигура?

    Предлагаю детям геометрические фигуры.

    Ответы детей

    Круг

    Квадрат

    Овал

    Прямоугольник

    - Для чего нам необходимо зрение? (Ответы детей.) Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение? (Ответы детей.) Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

    Ответы детей.

    1.     Нельзя тереть глаза грязными руками.

    2.     Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

    3.     Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

         4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

    5.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

    6.     Нужно гулять на свежем воздухе.

    Воспитатель Лунтик ты запомнил для чего нужны глаза?

    Лунтик запомнил.

    Воспитатель а чтобы не забыть мы с вами возьмем сувенир картинку

    Берут опорную картинку «Глаза» и правила.

    Воспитатель тогда я предлагаю отравиться дальше.  Садимся в поезд.

    Звучит музыка

    Остановка вторая

    Воспитатель-Ребята, послушайте и отгадайте загадку: 

    Оля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле
    (Ушки)

    Правильно, ребята!                                                                                                           

    -Да, живут органы органы слуха.                                                   

    (Говорю тихо) Встаньте.                                                                                                  

     Дети встают.                                                                                                                   

     Почему вы встали?                                                                                                          

     Дети отвечают: потому что услышали, что вы сказали.

    (Говорю тихо) закройте глаза и вместе с Луником поиграем в игру «Чей голос?»

    Провожу игру запись голосов, собаки, кошки, коровы, козы.

    Воспитатель Отлично ребята.

    Отлично все справились с заданием.

    -Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как?

    Ответы детей (мыть уши, не лазить в них острыми предметами ,не слушать громкую музыку).

    Воспитатель Запомнил Лунтик Для чего нужны уши, а чтобы не забыть мы с вами возьмем сувенир картинку.

    Берут опорную картинку «Уши» и правила.

    Воспитатель ну что отправляеся дальше садимся в поезд.

    Звучит музыка.

    Третья остановка.

     Воспитатель Переходим с вами дальше . Чтобы узнать, кто здесь живет, отгадайте ещё одну загадку:

    Вот гора, а у горы –
    Две глубокие норы.
    В этих норах воздух бродит:
    То заходит, то выходит.
    (Нос) –

    Дети скажите, для чего человеку нос? (ответы детей)

    -Правильно, носом мы дышим! А ещё нам нужен нос для того чтобы различать запахи. Нос- орган обоняния. (повторяем вместе)

    Провожу игру «Узнай по запаху»

    -Предлагаю детям взять понравившиеся коробочки и определить по запаху, что там внутри.

    Хорошо! Все справились с заданием.

    Воспитатель Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю вместе с Лунтиком выполнить дыхательную гимнастику

    Дыхательная гимнастика

    Раз, два, три, четыре, пять!

     Все умеем мы считать.
    Отдыхать умеем тоже - 
    Руки за спину положим,

     Голову поднимем выше
    И легко - легко подышим.

    -Ребята, а как нужно беречь нос? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи).

    Воспитатель Лунитик какой орган тебе помог определить, что внутри коробочки и даже не видя предмет.

    Лунтик  -нос

    Воспитатель чтобы не забыть Лунтик Возьми картинку, на которой нарисован нос и правила.

    Берут картинку.

    Отправляемся дальше.

    Звучит музыка.

    Остановка четвертая.

    Воспитатель -Ребята, а как можно ещё определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус).  Именно здесь живет этот орган вкуса - язык. 

    Какую работу выполняет язык? (помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).

    -Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус.

    -Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым, солёным? (ответы детей).

    -А теперь давайте поиграем с язычком.

    Провожу артикуляционную гимнастику.

    Приоткрыл Язык окно, 
    А на улице тепло.
    Язычок наш потянулся,
    Широко нам улыбнулся.

    Громко песенку запел

    Споем песенку

    Произнесите гласные звуки с голосом:
    аaaaaaaaaaaaa
    яяяяяяяяяяяяяя 
    ооооооооооооо 
    ёёёёёёёёёёёёё 
    иииииииииииии 

    Хорошо поиграли язычком.

    Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру, называется она «Определи на вкус»

    Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.

    -Молодцы, все справились с заданием, правильно определили на вкус продукты.

    Что нельзя пробовать языком?

     -нельзя есть таблетки

     -принимать слишком горячую пищу

     -нельзя брать острые предметы

     -нельзя есть холодное

     -брать грязные предметы.

    Воспитатель Лунтик выбери картинку на которой нарисован орган вкуса и возьми ее собой и правила.

    Воспитатель ну что отправляемся на нашем поезде дальше. Все садятся.

    Звучит музыка.

    Воспитатель — Вот последняя остановка кто здесь живет мы сейчас узнаем.

    Игра «Чудесный мешочек» (разные предметы на ощупь).

    Воспитатель какой орган вам помог определить предметы?

    Ответы детей – пальцы, руки.

    Воспитатель чтобы наши пальчики были развитые и помогали нам все определять давайте с вами поиграем.

    Провожу с детьми пальчиковую гимнастику.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы во двор пришли гулять.

    «Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили,

    С горки покатались,

    И в снегу валялись.

    Все в снегу домой пришли.

    Съели суп и спать легли.

    Воспитатель, а теперь давайте с Лунитком поиграем в игру проверим, что могут ощущать ваши руки.

    Игра «Найди пару»

     

    Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)

    Воспитатель Ребята Что нельзя делать руками?

    Ответы детей (брать горячие предметы, брать острые и колючие предметы).

    Воспитатель Лунтик ты запомнил, что с помощью пальчиков мы ощущаем окружающие предметы. А что бы не забыть, что нам помогает ощущать мы возьмём картинку на память

    Берут картинку «Руки» и правила.

    Вот и закончилось наше путешествие по стране «Наши органы чувств».

    Мы с вами узнали много интересного и полезного о нашем организме, а чтобы ничего не забыть, давайте изготовим альбом «Наши органы чувств и правила «как сохранить наши органы чувств?»». Заранее, приготовлен титульный лист на папке на папке с файлами. На столе разложен клей, альбомные листы, дети наклеивают картинки и правила. Вложить в файлы.

    Воспитатель ребята ка к хорошо вы с правились с заданием.

    Вы сегодня были молодцы, помогли Лунтику узнать про органы чувств и за это он нам подарил лунные угощения.

    «А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся и друг другу на прощанье мы подарим добрые пожелания. Будте здоровы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_na_vospitatel_goda.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Органы чувств человека».

    Цель: Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств и их значении.

    Задачи:

    Образовательные: Закрепить знания об органах чувств человека.

    Развивающие: Развивать речь при ответах на вопросы, тренировать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, развивать продуктивную деятельность при изготовлении альбома «Наши органы чувств».

    Воспитательные: Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

    Словарная работа: слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.

    Материал: музыкальный центр, набор геометрических фигур, записи голосов (домашних животных), запись звуков поезда, яблоко, морковь, банан, печенье, конфеты, медальоны от киндер сюрпризов с запахами, камень, вата, опорные картинки, папка с файлами, клей, альбомные листы, влажные салфетки, предметы для игры «Чудесный мешочек», пластины для игры «Найди пару».

    Ход занятия.

    Дети стоят полукругом.

    Воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Здравствуйте, меня зовут Зоя Сергеевна, а это мой друг Лунтик мы пришли к вам в гости и хотим с вами познакомиться.

    Лунтик знакомится с детьми.

    Воспитатель Ребята наш друг Лунтик какой – то невеселый. Он говорить, что он по пал в одну историю и хочет вам рассказать.

    Лунтик Я во сне свалился с Луны, узнал, что есть такая планета Земля, на ней живут люди. Не могли бы вы рассказать про себя. Я могу бегать, прыгать, выполнять разные задания.  Я однажды услышал, что у людей есть органы чувств, но не понял, что такое чувствовать запахи и вкусы, зачем надо слышать и видеть. Что это такое расскажите мне.

    Воспитатель ну что ребята поможем Лунтику?

    Дети отвечают

    Воспитатель отлично тогда мы с вами отправляемся в волшебную страну под названьем «Наши органы чувств».

    Воспитатель Ну тогда садимся в волшебный поезд и в путь.

    Звучит музыка.

    Первая остановка

     Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадав её, поймёте какой какой орган

    Брат с братом через дорожку живут,

     А друг друга не видят. (глаза)

    Воспитатель Правильно здесь живут органы зрения – глаза.

    Воспитатель Для чего людям нужны глаза?

    Ответы детей чтобы видеть окружающие предметы.

    -Воспитатель ребята я предлагаю вам вместе с Лунтиком поиграть в игру взяться за руки и сделать ворота Ребята, предлагаю пройти через ворота двумя способами. Первый раз вы пройдете с открытыми глазами, а во второй раз – с закрытыми глазами. (Дети проходят через ворота двумя способами.)

    Легко ли было пройти через ворота во второй раз? Почему?  (ответы детей и вывод вместе с ними, что глаза помогают ориентироваться в пространстве). Сейчас мы проверим, что могут еще наши глаза.

    - Посмотрим, смогут ли они определить форму? Как называется эта фигура?

    Предлагаю детям геометрические фигуры.

    Ответы детей

    Круг

    Квадрат

    Овал

    Прямоугольник

    - Для чего нам необходимо зрение? (Ответы детей.) Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение? (Ответы детей.) Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

    Ответы детей.

    1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
    2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
    3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

         4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

    5.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

    1. Нужно гулять на свежем воздухе.

    Воспитатель Лунтик ты запомнил для чего нужны глаза?

    Лунтик запомнил.

    Воспитатель а чтобы не забыть мы с вами возьмем сувенир картинку

    Берут опорную картинку «Глаза» и правила.

    Воспитатель тогда я предлагаю отравиться дальше.  Садимся в поезд.

    Звучит музыка

    Остановка вторая

    Воспитатель-Ребята, послушайте и отгадайте загадку:  

    Оля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле
    (Ушки)

    Правильно, ребята!                                                                                                            

    -Да, живут органы органы слуха.                                                    

    (Говорю тихо) Встаньте.                                                                                                  

     Дети встают.                                                                                                                    

     Почему вы встали?                                                                                                          

     Дети отвечают: потому что услышали, что вы сказали.

    (Говорю тихо) закройте глаза и вместе с Луником поиграем в игру «Чей голос?»

    Провожу игру запись голосов, собаки, кошки, коровы, козы.

    Воспитатель Отлично ребята.

    Отлично все справились с заданием.

    -Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как?

    Ответы детей (мыть уши, не лазить в них острыми предметами ,не слушать громкую музыку).

    Воспитатель Запомнил Лунтик Для чего нужны уши, а чтобы не забыть мы с вами возьмем сувенир картинку.

    Берут опорную картинку «Уши» и правила.

    Воспитатель ну что отправляеся дальше садимся в поезд.

    Звучит музыка.

    Третья остановка.

     Воспитатель Переходим с вами дальше . Чтобы узнать, кто здесь живет, отгадайте ещё одну загадку:

    Вот гора, а у горы –
    Две глубокие норы.
    В этих норах воздух бродит:
    То заходит, то выходит.
    (Нос) –

    Дети скажите, для чего человеку нос? (ответы детей)

    -Правильно, носом мы дышим! А ещё нам нужен нос для того чтобы различать запахи. Нос- орган обоняния. (повторяем вместе)

    Провожу игру «Узнай по запаху»

    -Предлагаю детям взять понравившиеся коробочки и определить по запаху, что там внутри.

    Хорошо! Все справились с заданием.

    Воспитатель Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю вместе с Лунтиком выполнить дыхательную гимнастику

    Дыхательная гимнастика

    Раз, два, три, четыре, пять!

     Все умеем мы считать.
    Отдыхать умеем тоже -
     
    Руки за спину положим,

     Голову поднимем выше
    И легко - легко подышим.

    -Ребята, а как нужно беречь нос? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи).

    Воспитатель Лунитик какой орган тебе помог определить, что внутри коробочки и даже не видя предмет.

    Лунтик  -нос

    Воспитатель чтобы не забыть Лунтик Возьми картинку, на которой нарисован нос и правила.

    Берут картинку.

    Отправляемся дальше.

    Звучит музыка.

    Остановка четвертая.

    Воспитатель -Ребята, а как можно ещё определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус).  Именно здесь живет этот орган вкуса - язык.  

    Какую работу выполняет язык? (помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).

    -Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус.

    -Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым, солёным? (ответы детей).

    -А теперь давайте поиграем с язычком.

    Провожу артикуляционную гимнастику.

    Приоткрыл Язык окно, 
    А на улице тепло.
    Язычок наш потянулся,
    Широко нам улыбнулся.

    Громко песенку запел

    Споем песенку

    Произнесите гласные звуки с голосом:
    аaaaaaaaaaaaa
    яяяяяяяяяяяяяя 
    ооооооооооооо 
    ёёёёёёёёёёёёё 
    иииииииииииии 

    Хорошо поиграли язычком.

    Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру, называется она «Определи на вкус»

    Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.

    -Молодцы, все справились с заданием, правильно определили на вкус продукты.

    Что нельзя пробовать языком?

     -нельзя есть таблетки

     -принимать слишком горячую пищу

     -нельзя брать острые предметы

     -нельзя есть холодное

     -брать грязные предметы.

    Воспитатель Лунтик выбери картинку на которой нарисован орган вкуса и возьми ее собой и правила.

    Воспитатель ну что отправляемся на нашем поезде дальше. Все садятся.

    Звучит музыка.

    Воспитатель — Вот последняя остановка кто здесь живет мы сейчас узнаем.

    Игра «Чудесный мешочек» (разные предметы на ощупь).

    Воспитатель какой орган вам помог определить предметы?

    Ответы детей – пальцы, руки.

    Воспитатель чтобы наши пальчики были развитые и помогали нам все определять давайте с вами поиграем.

    Провожу с детьми пальчиковую гимнастику.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы во двор пришли гулять.

    «Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили,

    С горки покатались,

    И в снегу валялись.

    Все в снегу домой пришли.

    Съели суп и спать легли.

    Воспитатель, а теперь давайте с Лунитком поиграем в игру проверим, что могут ощущать ваши руки.

    Игра «Найди пару»

    Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)

    Воспитатель Ребята Что нельзя делать руками?

    Ответы детей (брать горячие предметы, брать острые и колючие предметы).

    Воспитатель Лунтик ты запомнил, что с помощью пальчиков мы ощущаем окружающие предметы. А что бы не забыть, что нам помогает ощущать мы возьмём картинку на память

    Берут картинку «Руки» и правила.

    Вот и закончилось наше путешествие по стране «Наши органы чувств».

    Мы с вами узнали много интересного и полезного о нашем организме, а чтобы ничего не забыть, давайте изготовим альбом «Наши органы чувств и правила «как сохранить наши органы чувств?»». Заранее, приготовлен титульный лист на папке на папке с файлами. На столе разложен клей, альбомные листы, дети наклеивают картинки и правила. Вложить в файлы.

    Воспитатель ребята ка к хорошо вы с правились с заданием.

    Вы сегодня были молодцы, помогли Лунтику узнать про органы чувств и за это он нам подарил лунные угощения.

    «А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся и друг другу на прощанье мы подарим добрые пожелания. Будьте все здоровы».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

    Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

    Органы чувств человека

    Ознакомление детей с органами чувств человека...

    Конспект развлечения на закрепление темы «Органы чувств человека»

    Развлечение на закрепление темы "Органы чувств человека"...

    "Органы чувств человека".

    Образовательные задачи:Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять структуру поверхности,...

    Конспект по познавательному развитию «Пять помощников — органы чувств человека!»

    Дать знания детям об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Органы чувств человека» для детей старшей группы.

    Расширяет знания детей о значении органов чувств  для жизни человека.Развивает валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.Конспект образовательной деятельности для детей с...

    Презентация "Органы чувств человека"

    Презентация "Органы чувств человека"...