Главные вкладки

    Представление опыта работы по теме: "Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни"
    статья по теме

    Зубенко Олеся Владимировна

    Опыт работы по ЗОЖ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx24.67 КБ

    Предварительный просмотр:

       «Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни».

    Зубенко Олеся Владимировна

    Воспитатель МБДОУ № 27

    г. Канск

        Сегодня потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с  общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Еще  Ж.Ж. Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

         Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.  Наш коллектив ДОУ реализует программу «Детство», в которой одна из основных задач - укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Также в   своей работе я использую программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанную авторским коллективом (Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева) и  рекомендованную Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в работе с дошкольниками, методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников», авторы – К. Белая, В. Зимонина, Л. Куцакова.

        По результатам наблюдений я выявила, что у  детей недостаточно сформированы представления о здоровом образе жизни, сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, а также потребности в здоровом образе жизни.    Все   это и  повлияло на выбор моей темы.  

       Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста не только ценить, беречь и укреплять своё здоровье, но  и в процессе экспериментально – исследовательской  деятельности познавать себя, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только физически, личностно,  интеллектуально, но и  духовно.

    Перед собой я  поставила   следующие задачи:

    1. Обеспечивать детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
    2. Формировать представление о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путем наблюдения реальных объектов, явлений и событий.
    3. Учить находить разные способы решения одной задачи, путем исследовательских действий и экспериментирования.

     Я наметила для себя следующие пути решения данной проблемы:

    1. Использование разнообразных форм работы: занятия по социальному и природному миру, игры, игровые ситуации, беседы с медсестрой, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
    2. Создание условий для проведения экспериментально-исследовательской  детской деятельности.
    3.  Работу  по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности,  я начинаю со своими воспитанниками с младшего возраста. В систему моей  работы с детьми включены различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, организация досуговой деятельности, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

         В режиме дня и во время занятий рационально использую двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации).

        На занятиях по социальному и природному миру, таких как «Я-человек»,  

    « Все люди разные», «Мои уши» и мн. др., я  формирую представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.

         В своей работе использую разнообразные формы организации обучения: занятия, игры, игровые ситуации «Купаем Машу», «У Вани болят зубки», беседы «Где живут витамины?», «Для чего нам нужны руки? Уход за ними», акции «Добрая игрушка», театрализованные представления «Сказка про молоко», «Микробы - вредители здоровья», «Королева Зубная щетка», чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Федорино горе», рисование «Мы на зарядке», «Все самое полезное».

         Помимо занятий мои воспитанники с удовольствием принимают участие в играх – конкурсах с элементами исследования: «Сколькими способами можно напиться?», «Какими способами можно очистить свою кожу?» и др. Они дают детям возможность убедиться в том, что путем исследовательских действий выполнение любого задания можно варьировать, помогают закрепить гигиенические навыки, развивают воображение

         Мною разработан цикл занятий, которые помогают расширять представления детей о состоянии собственного тела, узнавать свой организм, учат беречь свое    здоровье и заботиться о нем,  помогают детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.

      Старший возраст– «Разговор о правильном питании», «Твоя телефонная сеть», «Лекарственные растения», «Чистота – залог здоровья», «Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда», «Мой организм» и др.

      Средний возраст - «Рыцарь в доспехах», «Живой панцирь», «Как стать неболейкой», «Кто такие микробы», «Мой организм» и др.

      Младший возраст – «У Зайчик заболело горлышко», «Доктор приехал», «Мишка поранил лапу» и др.

        Данные занятия расширяют знания дошкольников о питании, его значимости о взаимосвязи здоровья и питания, лекарственных растениях.

       В решении данной проблемы одним из важных направлений является экспериментально - исследовательская деятельность.

       В процессе проведения экспериментальной детской деятельности я придерживаюсь структуры, которая включает: постановку проблемы, отбор способов её решения, проверку гипотез предложенных детьми, формулировку выводов, фиксацию результатов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к самостоятельным исследованиям. Я  считаю, что основной функцией педагога является не трансляция информации, а рациональная организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем.

        В группе у меня создана опытно – экспериментальный центр, состоящий  из  уголка «Познай себя» (градусники, лупы, изображение скелета человека, сантиметровая лента), уголка «Умные пальчики», в котором находятся     дидактические игры для  развития мелкой моторики,

    уголка «Здоровые ножки», где находятся оборудование для профилактики плоскостопия, а также   уголок  «Советы доктора Градусника», помогающие  ребенку познать себя, сохранять и беречь  своё здоровье и здоровье окружающих.

         Исследовательско – поисковую  работу с детьми провожу на интегрированных занятиях, таких как «Путешествие в страну микробов», «Зачем нам ноги?», «В гостях у большого уха» и др., в игровой и свободной деятельности детей, при нерегламентированном общении взрослого с ребенком.

        По данным педагогической диагностики, предлагаемой программой «Детство»,  я увидела что уровень сформированности представления о здоровом образе жизни, сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, а также потребности в здоровом образе жизни повысился.

       В нашем детском саду на протяжении уже 5 лет высоким остается индекс здоровья, а также    в саду хорошая посещаемость и низкая заболеваемость.    

       Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе  экспериментально - исследовательской деятельности  детей  можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. Формирование потребности здорового образа жизни является показатель не только физического здоровья, а так же и духовно - нравственного развития детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

    Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения.  Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Здоровый крепкий организм до...

    Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

    Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

    Инновационная деятельность: Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи

    Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи....

    Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни в условиях детского сада

    Пердставлен опыт работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом  образе жизни...

    Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»

    Консультация для родителей  «Воспитание  у  дошкольников  потребности   в  здоровом  образе  жизни»...

    из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»

    «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»...

    Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

    Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...