Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности
презентация на тему

Алла Федоровна Малышева

Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, систематическая работа способствует интеллектуальному, нравственному развитию и активизации познавательной деятельности ребёнка -дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности

1. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Недаром гласит народная мудрость:  «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в  молодости не найдёшь до самой старости».     Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро:  плохое самочувствие и болезни детей являются причинами их отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.  Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в планах воспитательной работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.  Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным,  бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть, не болеть.  Поэтому одной из главных задач в работе воспитателя является: научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.

     Не случайно в нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей. Ребенок познает окружающее пространство через активное перемещение в нем и благодаря этому у него формируется осознание собственного тела. Ребенок не просто удовлетворяет желание двигаться, а познает себя и окружающее пространство через движение, которое становится средством получения информации.

2. Таким образом, мною были выдвинуты ряд задач:

- Создать и обогатить пространственную предметно-развивающую среду в группе;

-Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

- Способствовать развитию у детей определённого уровня знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии;

-Сформировать у детей практические умение и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

3. Для реализации поставленных задач, мы постарались создать пространственную предметно-развивающую среду, которая обеспечивает условия для укрепления здоровья и закаливания организма каждого: уголок здоровья с мячами, скакалками, обручами, кеглями и нестандартным оборудованием. Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких изготовили игры и пособия для надувания: снежинки, красочные бабочки, трубочки для игры с жидкостью, мыльные пузыри, воздушные шарики. Для массажа и укрепления мышц нижних конечностей приобрели ортопедические коврики и коврики из сизали.

Основными формами работы в моей практике являются игры, создание образовательных ситуаций, проектная деятельность, просмотр и обсуждение видеоклипов, отрывков из фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, продуктивная деятельность, пешие прогулки, дни здоровья, смотры и конкурсы, спортивные праздники, досуги, режимные моменты.

Для обеспечения образовательного процесса собрали демонстрационный материал для фронтальных пособий, иллюстративный материал. Изготовили атрибуты и необходимое оборудование для организации культурных практик, обучающих ситуаций, сюжетно-ролевых игр, более осовременив их «Центр здоровья», «Салон красоты» (для расширения знаний о труде медицинского персонала).

Изготовили дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины - полезные продукты», «Съедобное - несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде», «Собери сердечко».

В своей работе использовали такие формы организации обучения:

  • часы общения, беседы;
  • проблемно-игровые ситуации, логические задачи;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • экскурсии, наблюдения;
  • экспериментирование;
  • встречи с медработниками.

4. Свою работу организовывали по тематическим блокам:

«В гостях у Мойдодыра»

«Как я устроен»

«Если хочешь быть здоров»

«Уроки Неболейки»

«Помоги себе сам».

При построении такого плана учли следующие принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании.

Процесс обучения строили линейно-концентрически (как бы по спирали), т.е. использовали те же темы, но усложнили их содержание, наполнили новым объемом знаний.

5. В старшей группе, путешествую по «городу Чистоты и Порядка», обсуждали ситуации, требующие мытья рук. Обращали внимание детей на то, что в одних случаях руки следует мыть «до», а в других «после» определенных действий. Предлагали посчитать и сказать, сколько раз в день мы моем руки в детском саду. Основные гигиенические правила, дети закрепляли, работая с алгоритмом мытья рук и чистки зубов.

После прослушивания «Сказки о микробах», предлагали детям творческие задания - нарисовать разные микробы и рассказать, каким образом они попадают в организм человека

Использовали игровую ситуацию «Вредные советы», в которых дети не слушались и делали все наоборот - не умывались, не причесывались.

Предлагали подумать и высказать свое мнение об этих советах. Дети рисовали портрет человека, который выполнял эти вредные советы.

Были проведены занятия: «Откуда берутся грязнули», «Чистота и здоровье».

6. Следующий тематический блок озаглавили «Как я устроен», направленный на развитие представлений о строении своего тела.

Вначале было проведено занятие на тему: «Какие мы», на котором обратили внимание детей на то, что все мы люди, похожие друг на друга формой своего тела, но отличаемся по возрасту, цвету глаз, волос.

Предлагали детям разложить карточки с изображением человека в разном возрасте в том порядке, в каком человек изменяется со временем. - «Как человек растет». Детям было предложено такое упражнение: стать перед зеркалом и по очереди поднять руки, ноги, покачать головой, пошевелить пальчиками. При этом обращали внимание на то, какие они у них красивые, умелые, ловкие, веселые. Использовали при этом художественное слово, веселую ритмичную музыку, под которую детям легче двигаться. Это давало возможность почувствовать свое тело, увидеть, как работают его части.

7. Использовали при этом пальчиковую гимнастику. Для закрепления знаний детей о частях тела проводила игры «Конструктор тела», «Путаница», «Покажи правильно». В логической задаче «Что было бы, если...» дети высказывали свое мнение о том, зачем нужны части тела, может ли человек обойтись без них.

При знакомстве с лицом, его частями выражением различных эмоций, предлагали упражнение «волшебное зеркало». Спрашивали, что это за замечательный ребенок смотрит на нас, какого цвета у него глаза, брови, ресницы, где подбородок, щеки, лоб? Предлагали нарисовать себя. Обращали внимание ребят на то, что один и тот же человек может выглядеть по- разному в зависимости от того, какое у него настроение.

8. На следующем этапе проводили работу по теме «Моя кожа». Объясняли, что благодаря коже - мы можем «ощущать». Чтобы узнать, что это такое, проводили эксперименты: предлагали потрогать гладкую обложку книги и провести по шершавому дивану; почувствовать тепло своей щеки и холод оконного стекла; если на ладонь положить тяжелый предмет - то ощутишь давление, а если уколешь палец - боль. Использовали игры «Сундучок ощущений», «Что полезно для кожи, что вредно». Провела цикл бесед «Зачем нужна человеку кожа», «Что появляется на грязной коже?», «Что любит моя кожа». В ходе элементарных опытов выявляли, что кожа имеет поры, чтобы дышать; кожа защищает от бактерий, жары и холода. Очень положительное влияние оказывает ситуации - иллюстрации: обсуждение с детьми сути и поступков из повседневной жизни, что развивает умение анализировать и оценивать поступки детей своей группы и себя.

В ходе этой темы предусмотрели ряд мероприятий по ОБЖ. Совместно с детьми рассматривались опасные ситуации, которые приводили к травмам; учились оказывать первую медицинскую помощь при порезе, ссадинах, укусах насекомых. Рассматривали и обсуждали то, что опасно и вредно для их кожи: солнечный загар, чрезмерное охлаждение; как поступить, чтобы предупредить несчастный случай.

9. Для закрепления полученных знаний были организованы сюжетно- ролевые игры: «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения».

Совместно с детьми были изготовлены атрибуты из бросового и другого подручного материала: носилки, лекарственные препараты, кабинет компьютерной диагностики. Отмечали, что дети затрудняются рассказать о том, что болит, что они чувствуют, переживают, не умеют объяснить причину своего недомогания. А в игре они учатся обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что их беспокоит. Заостряли внимание детей на том, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и не бояться этих визитов.

10. Следующая тема в работе с детьми старшего дошкольного возраста касалась опорно-двигательного аппарата: знакомство дошкольников с условным изображением строения человеческого тела, назначением костей, их ролью в строении тела и движении.

Предлагали детям пофантазировать, если у нас не будет скелета, на что мы можем быть похожи?

Проводили эксперимент: предлагали, не сгибая коленей попробовать сесть, маршировать. Вместе с детьми рассматривали и обсуждали иллюстрации, где изображены люди с правильной и неправильной осанкой. Использовали оздоровительную минутку «Хождение по камушкам» (с мешочком на голове), закрепление правила для поддержания правильной осанки. Использовали тренинг, предлагали изобразить плохую осанку, обсудить как это некрасиво, а затем выпрямиться и продемонстрировать красивую осанку.

В ходе элементарных исследовательских действий подводили детей к пониманию: что кости имеют важное значение, определяют форму тела человека, участвуют во всех движениях.

11. Основной целью следующей темы «Мое сердце» являлось: знакомство дошкольников с назначением и работой сердца. Возникал вопрос, как познакомить ребенка с работой этой сложной системы, чтобы ему было понятно. Во-первых, отбирали то содержание материала, которое больше подходило детям, учитывали их интересы и особенности психологического развития. Подходили к детям дифференцировано: одним сообщали часть материала до занятия в индивидуальных беседах, другим предлагали более полную информацию, некоторым информацию давали в игровой форме, используя иллюстрации, схемы. Считаем - главное не усвоение ребенком формальных знаний, а понимание им того, как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу, как научиться беречь его.

Использовали игровые упражнения «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и другого ребенка».

Аналогично выше изложенной методике знакомили детей с системой пищеварения, уделяла особое внимание уходу за зубами, пользе «здоровой пищи», витаминов. Было организовано занятие на темы «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм», дидактическую игру «Вредно - полезно». Детей старшего дошкольного возраста знакомились с нервной системой.

Объясняли, что ни одна часть тела, ни один орган не будет действовать по своей воле, без «приказа» самого главного «начальника» - головного мозга.

В работе использовали иллюстрированный материал, детскую научно - исследовательскую литературу. Нацеливали на то, что мозгу, как и другим органам необходим отдых. Спрашивали: почему сон называют лучшим лекарством для человека? Выслушав мнение детей, объясняли, что сон необходим человеку, т.к. во сне отдыхают все органы, в том числе и мозг.

Знакомя детей со строением своего тела, формировали умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать. Такому тематическому блоку я дали название «Если хочешь быть здоров». Здесь вырабатывали у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.

12. Вместе с детьми рассматривали карточки иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Предлагали детям вспомнить: есть ли у них знакомые, которые ведут себя неправильно, не соблюдают режим дня? Спрашивали: как это может отразиться на их здоровье? Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовали ситуации - провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?» Рассматривая фотографии спортсменов, спрашивали: почему у них хорошо развиты мышцы, благодаря физическим упражнениям. Сравнивали их со сказочными героями Кащеем Бессмертным, Бабой Ягой, Соловьем - разбойником. Проводили игры «Хорошо - плохо», «Делаем зарядку».

13. Использовали различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физминутки, дни здоровья, пальчиковую и дыхательную гимнастику, массаж.

14. Было проведено открытое занятие для города «Мой веселый звонкий мяч» (все игры, игровые упражнения с мячами разных размеров).

Использовали игровое упражнение «Как выглядит здоровый человек?» (подобрать слова для характеристики здорового человека)

Следующий блок - «Уроки Неболейки», где рассказывали детям, что такое здоровье и что такое болезнь.

Разрешали проблемные ситуации: «Если человек заболел гриппом, необходимо...». Предлагали рассмотреть карточки - иллюстрации, назвать ситуации опасные для здоровья и объяснить почему. Напоминали, что следует заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Пополняли знания детей старшего возраста о работе врачей: терапевта, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья».

В заключительном тематическом блоке «Помоги себе сам» знакомили детей с правилами поведения при травмах. Использовали игру-соревнование «Кто больше?» (назвать бытовые предметы, используя которые можно получить травму).

Предлагали проблемно-игровые ситуации, учили оказывать первую помощь:

  • Если я поцарапал руку, то...
  • Если я промочил ноги, то...
  • Если озябло лицо на морозе...
  • Если перегрелся на солнце ...

С целью оздоровления детского организма проводили такие мероприятия: музыкотерапию, аромотерапию, ритмотерапию (хлопки в ритм).

15. С целью выявление активности родителей в физкультурно- оздоровительной работе с детьми было проведено анкетирование, в ходе которого выявлено:

- основной причиной заболеваемости детей 80% родителей считают наследственную предрасположенность и экологическую среду в городе;

  • для укрепления здоровья ребенка 45% родителей считают необходимым занятие физкультурой; 42% - прогулки; 13% - правильное питание и закаливание;
  • 64% занимаются с ребенком физкультурой дома, 24% - иногда 12% - очень редко.
  • у 100% семей имеется дома спортивный инвентарь.

Подводя итог, мы отметили, что родители заинтересованы в проведении мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. На практике убедились, что семья станет партнером детского сада в этом процессе, если лучики света и добра, которые идут от детского сада, не погаснут в каждом доме, где растет маленький человек, а проникнут в него и сделают его светлее.

16. Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, в отношении к своему здоровью, планомерная и систематическая работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни         , в котором ребенок выступает активным исследователем, способствует нравственному, интеллектуальному развитию детей, активизации их познавательной деятельности.

17. Многоплановая и разносторонняя работа дала положительные результаты. Снизилась детская заболеваемость, повысилось количество дней посещения каждым ребенком. все это является залогом привития детям здорового образа жизни.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья сре...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.

laquo;Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», -  отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно...

Презентация "Организация работы в группе №1 для детей с нарушением зрения по формированию основ здорового образа жизни дошкольников"

Распространение опыта работы  по организации работы по ЗОЖ в группе детей с нарушением зрения...

Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди дош...

Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди дош...

Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья среди дош...

Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья сред...