Организация нетрадиционных методов закаливания
консультация на тему

Маракаева Светлана Евгеньевна

Статистические исследования показывают, что здоровье населения с каждым годом становится все хуже. Как же найти выход из такой удручающей ситуации? На помощь придет закаливание. Но чтобы оно принесло пользу, необходимо соблюдать некоторые принципы. Закаливанием называют комплекс действий, направленных на то, чтобы повысить сопротивляемость организма неблагоприятным климатическим факторам. Но чтобы получить устойчивый результат, необходимо закаляться на протяжении нескольких месяцев и даже лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.rek_.netradits.metody_zakalivaniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

Учреждение Новоспасский детский сад №7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«Организация нетрадиционных методов закаливания»

                                                                          Подготовила

воспитатель Маракаева С.Е.

Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Она проводится следующим образом: к концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальни, игровой или раздевалки) температура воздуха снижается до + 16-18 гр. С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц, типа: «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками» и последующим выпрямлением, «перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно», «покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук», а также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе». Затем по команде ведущего дети встают  с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в холодном и теплом помещениях, то есть принимают общую контрастную ванну.

В начале занятий температура в теплом помещении должна составлять +23-26 гр. С, а в холодном – на 3-5 гр.С ниже. В течение 1,5-2 месяцев температура в обоих помещениях постепенно меняется: в теплом увеличивается до 12-15 гр. С, а в холодном, соответственно, снижается. Температура воздуха в теплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

Во время пребывания в теплом помещении имеется несколько видов занятий, которые могут чередоваться. Они имеют большое значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создавая у них положительный эмоциональный настрой.

На этом этапе предлагаются следующие занятия: разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми; подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие, прежде всего координационных возможностей; более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений, что и в холодной комнате; различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.

Возможно использование специально оборудованной комнаты со спортивными снарядами и инвентарем, применяемым для развития и укрепления свода стоп. Этот инвентарь для развития располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в теплом помещении отличается от пребывания в холодном более спокойным темпом, так, чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость.

Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (12-15мин.) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 мин. составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из холодной комнаты в теплую типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет».

При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодного воздействия – с минимального контраста температур в 3-4 гр.С в начале проведения процедур до разницы 13-15 гр. С для детей 3-4 лет и до 15-20 гр. С для детей 5-6 лет спустя два-три месяца. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.

Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются хорошо знакомые мелодии и песни из детского репертуара, поэтому дети охотно подпевают. Положительный эмоциональный настрой поддерживают и интересные физические упражнения, которые меняются по мере ими большинством детей.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующих повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

В период реконвалесценции после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания была индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращалась в двое.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания и является хорошим средством укрепления свода стопы и ее связок.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 гр. С. Вначале ходят в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп могут проводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Можно сочетать данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия, используя «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» В. Т. Кудрявцева. Так, в старшей группе можно применять: ходьбу на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру; ходьбу на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок; ходьбу на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Выполнение ряда этих упражнений основано на осмысленной моторике, что позволяет внести ее элемент в закаливающие процедуры.

Более интенсивными нетрадиционными закаливающими средствами выступают контрастные водные воздействия, так как теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше теплопроводности воздуха.

Контрастное водное закаливание проводится два раза в неделю в детских садах, имеющих закрытые бассейны. Закаливающая процедура осуществляется при температуре воздуха +26-27 гр. С, температура воды в бассейне +27-28 гр. С.

Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн-ванну. После непродолжительной игры в воде дети поднимаются на площадку (ступеньку на уровне воды), где педагог или медсестра, проводящие закаливающую процедуру обливают их из шланга, температура может быть более высокой или более низкой (на 2-4 гр. С) по сравнению с водой в бассейне. Продолжительность процедуры – 5-6 минут при трехкратной повторяемости. Общее пребывание детей в бассейне 10-15 минут. При проведении первых процедур контраст температур равен 2-3 гр. С, за 2,5-3 месяца доводится до 10-12 гр. С. Занятия в бассейне проводятся обычно 2 раза в неделю. Способы увеличения контраста температур могут быть разными: за счет повышения или понижения температуры воды при обливании или температуры воды в  бассейне. После плавания дети принимают контрастный душ и растираются полотенцем.

При наличии 4 и более душевых установок можно применять другой метод контрастного водного закаливания в бассейне дошкольного учреждения. После плавания в бассейне при температуре воды 28-30 гр. С  дети, разделенные на подгруппы, принимают контрастный душ в двух кабинах. Температура воды в первой кабине - +38-36 гр. С, во второй - +33-32 гр. С. Каждый ребенок поочередно переходит из одной кабины в другую, пребывая в каждой по 25-30 секунд. Через 7-10 дней разница температур увеличивается на 2-3 гр. С и постепенно (в течение 2-3 месяцев) она доводится до 15-16 гр. С для детей 3-4 лет и до 19-20 гр. С – для детей 5-6 лет.

Следующий вид контрастных процедур – водные ножные ванны. Ноги (нижняя треть голени) опускаются в емкость с водой, температура которой +32 гр. С летом и +33 гр. С зимой. Продолжительность ванн – от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды снижается и доводится до +18 гр. С и ниже.

Контрастные ножные ванны могут проводиться путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. Начинаем с контраста в 7 гр. С (от +37-38 гр. С до +30-31 гр. С) и трех-четырехкратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 гр. С при шести-восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. После окончания процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают процедуры при температуре воды +36-37 гр. С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 гр. С и доводится до комнатной температуры.

Процедура такого закаливания может включать в себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Можно использовать, например, полифункциональную развивающую игру с элементами звуковой гимнастики «Волшебный напиток» (В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»).

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода (+36-38 гр. С) в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, что он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, они произносят «волшебные» слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, милыми и счастливыми…» Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – какие подсказывает собственное воображение ребенка. «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». Дети полоскают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полоскают горло и также проглатывают воду (перед упражнением следует очистить полость рта). Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода? Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8-10 гр. С с целью достижения закаливающего эффекта.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, наличие повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства и др.). Это может приводить к невротическим расстройствам. В перерывах не рекомендуется использовать перегревающую одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Закаливание дошкольника. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания

В данной консультации представлен материал о традиционных и нетрадиционных методах закаливания, которое могут применять как родители дома, так и педагоги в условиях образовательных учреждениях...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Сообщение для педагогического на тему: «Закаливание. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания».

Сообщение для педагогического на тему:«Закаливание. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания»....

Консультация для воспитателей"Закаливание. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания"

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие и...

«Закаливание дошкольников. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания».

laquo;Закаливание дошкольников.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания»....

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»...