Беседы о здоровье в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Михайлова Наталья Владимировна

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА: «Ребенок и здоровье»

 

П.с.: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_pod_gruppa.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы о здоровье в подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА: «Ребенок и здоровье»

П.с.: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.

Ход занятия:

1) Поговорить о здоровье, выяснить, как дети понимают слово «здоровье»:

  • здоровье – лучшее богатство;
  • здоровому – все здорово.

2) Внести куклу-мальчика небрежно одетого. Обратить внимание на то, что, одеваясь таким образом можно навредить своему здоровью.

3) Разобрать ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье (как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; как спускаться по лестнице; как одеваться, собираясь на прогулку).

Чтение стихов – советов.

ОКТЯБРЬ

ТЕМА: «Полезные продукты»

П.с.: уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.

Ход занятия:

1) Предложить детям вспомнить какое сейчас время года, показать подарки осени – корзину с фруктами (рассмотреть и описать их).

2) Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых.

3) Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми, обязательно нужно кушать свежие фрукты.

НОЯБРЬ

ТЕМА: «Личная гигиена»

П.с.: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.

Ход занятия:

1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2) Вопросы:

  • Какой из мальчиков вам больше нравиться?
  • Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
  • А другой мальчик кому-нибудь понравился?
  • Почему не понравился?
  • Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
  • Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)

3) Предложить выучить чистоговорку:

  • Мама Милу

С мылом мыла…

ДЕКАБРЬ

ТЕМА: «Тело человека»

П.с.: Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств. Учить понимать значение определенных частей тела: рук, ног, головы, туловища. Понятно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать желание вырасти сильными и здоровыми.

Ход занятия:

1) В гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предложить найти различия, подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе).

2) Вопросы:

  • Что можно делать ногами, в какие игры играть?
  • Что делают руками?
  • Почему руки называют первыми помощниками?
  • Для чего нужны уши?
  • От чего нужно беречь глаза?

3) Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста.

Побудить прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.

ЯНВАРЬ

ТЕМА: «Витамины и здоровый организм»

П.с.: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.

Ход занятия:

1) Показать картинки с изображением крепких, здоровых людей, подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.

2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.

3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе).

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

П.С.: Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.

Ход занятия:

1) Внести и рассмотреть макет перекрестка. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.

2) Вопросы:

  • Кто регулирует  движение на дорогах?
  • Что означает каждый сигнал светофора?
  • Где можно переходить через дорогу?

3) С/р игра «Автобус»

МАРТ

ТЕМА: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

П.с.: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта.

Ход занятия:

1) Показать картинки с изображением разных видов спорта, уточнить, знают ли дети их название.

  • Какие виды спорта нравятся и почему?
  • Каким видом хотели бы заниматься?
  • Какими видами спорта можно заниматься зимой, летом?

2) Чтение стихотворения Т.Волгиной «Два друга»

Вопросы:

  • Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел?
  • Почему спортсмены реже болеют?
  • Как называется ваша любимая подвижная игра?

3) Подвести к выводу о пользе физической культуры и необходимости ею заниматься.

АПРЕЛЬ

ТЕМА: «Врачи – наши помощники»

П.с.: Закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми. Активизировать название: шиповник.

Ход занятия:

     В группу въезжает «автомашина», в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктором Айболитом.

  • Д/и «Чудесный мешочек»
  • Д/и «Угадай на вкус»

Показать плоды шиповника, объяснить, что это такое. Обратить внимание на лук и предложить его посадить.

МАЙ

ТЕМА: «Как я буду заботиться о своем здоровье»

П.с.: Закрепить понимания о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.

Ход занятия:

  • Как вы себя сегодня чувствуете?
  • Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?
  • Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?
  • Быть здоровым хорошо или плохо?

Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье.

]

Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста

№ 1. Беседа с детьми на тему: «Какой мультфильм ты смотрел в выходные дни? »

Цель – воспитывать стремление выражать свое отношение к поступкам других людей. Формировать самооценку своих поступков.

Вопросы к беседе:

Как называется мультфильм, который ты смотрел в выходной день? Где происходит действие мультфильма?

Назови его действующих лиц, персонажей, героев.

Кто из персонажей тебе нравится больше всех, почему?

А какой из персонажей не понравился? Почему?

Какие качества главного героя тебе хотелось бы иметь в своем характере, а от каких ты бы отказался и почему?

В чем главная мысль этого мультфильма?

№ 2. Беседа с детьми на тему: «Огонь – наш друг или враг? »

Цель – приучать детей к осторожному обращению с огнем, с электроприборами, с огнем на природе.

Вопросы к беседе:

Чем помогал огонь древним людям?

А теперь поговорим о добрых делах огня в наши дни: расскажи, где сегодня работает огонь и как он помогает людям?

Почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит?

В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам?

Какие меры предосторожности должны принять туристы при разведении костра в лесу?

Какие меры предосторожности нужно предпринять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, петард?

Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами?

Как вызвать пожарную команду в случае запаха дыма или вида огня, пламени?

№ 3. Беседа с детьми на тему: «Природа просит защиты».

Цель – приобщать детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека.

Вопросы к беседе:

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

А без воздуха?

Солнечное тепло, растения, животные, вода, воздух – это все природа!

А могут ли люди прожить без природы?

А раз не могут, то, как же они должны относиться к ней?

Всегда ли хорошо и бережно относятся люди к природе?

А у кого природа может попросить помощи?

Какие обитатели просят помощи у человека?

Каким должен быть человек, чтобы защищать природу?

Как можно помочь птицам (растениям, рыбам, животным, речке и тд.) .

№ 4. Беседа с детьми на тему: «Мой домашний питомец».

Цель – воспитывать гуманные чувства к своим домашним любимцам.

Вопросы к беседе:

У кого из вас есть домашние животные?

Расскажите, какие они, за что вы их любите?

Как зовут ваших маленьких друзей?

Во что вы с ними играете? Куда ходите на прогулку?

Как ухаживаете за своими домашними питомцами?

№ 5. Беседа с детьми на тему: «Знаешь ли ты правила дорожного движения? »

Цель – закрепить знания детей о правилах дорожного движения, объяснить значение некоторых знаков.

Вопросы к беседе:

Для чего людям нужны правила дорожного движения?

Если бы не было правил, лучше или хуже жилось бы людям?

Что означают сигналы светофора? В каком месте можно переходить улицу?

Какой переход называют самым безопасным? Почему?

Какие правила поведения на проезжей части вы знаете?

Какие дорожные знаки вам известны? Что они обозначают?

№ 6. Беседа с детьми на тему: «Прогулка по лесу».

Цель – закрепить знания детей о лесном царстве, растениях, которые характерны для леса. Воспитывать бережное отношение к природе.

Вопросы к беседе:

Были ли вы когда- нибудь в лесу (в роще? Расскажите, что вы увидели и узнали нового и интересного во время этой прогулки?

Какой был лес – хвойный, лиственный или смешанный? Каких деревьев было больше – хвойных или лиственных?

Какие хвойные деревья вы видели в лесу? А какие лиственные? По каким признакам вы их различали?

Какие грибы вы нашли во время прогулки? Как вы их собирали? Что с ними делали, когда вернулись домой?

Что еще вам запомнилось во время этой прогулки?

№ 7. Беседа с детьми на тему: «Прогулка по саду и огороду».

Цель – закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.

Вопросы к беседе:

Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете?

Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны?

Чем отличаются овощи и фрукты? Что у них общего?

Назовите свой любимый фрукт. Где он растет – на веточке дерева или на кустике?

А какой из овощей вам нравится больше всего? Как выращивают этот овощ?

Какие вы знаете сказки, где героями являются овощи и фрукты?

При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам».

№ 8. Беседа с детьми на тему: «Хлеб – всему голова».

Цель - закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.

Вопросы к беседе:

Как вы понимаете фразу «Хлеб – всему голова»? Почему так говорят?

Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?

Люди каких профессий выращивают хлеб?

Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий из муки?

А какие еще изделия можно сделать из муки?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

Как люди должны относиться к хлебу?

№ 9. Беседа с детьми на тему: «Как себя вести»

Цель – закреплять знания детей о положительных действиях, качествах и поступках людей.

Вопросы к беседе:

Какие поступки вы считаете плохими, недостойными уважения? (Брать чужое, обманывать, обижать кого-либо, драться, кричать и тд.) .

Вы когда-нибудь поступали плохо? Расскажите об этом.

Какие поступки, на ваш взгляд, считаются хорошими? Значит быть какими?

Какие добрые слова можно сказать, если вы поссорились или обидели кого-то?

Какие добрые и вежливые слова мы должны употреблять в своей речи?

Объясните, почему так говорят: «Каков ум, таковы и речи»?

№ 10. Беседа с детьми на тему: «Что растет в огороде? »

Цель – развивать умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Вопросы к беседе:

Где выращивают овощи? Что нужно для того, чтобы их вырастить?

Какие овощи растут под землей, а какие над землей? Как собирают овощи?

На какие геометрические фигуры похожи овощи (воспитатель перечисляет, дети называют фигуру) .

Для чего нужны овощи? Что можно из них приготовить?

Как готовят овощи? (Их моют, режут, жарят, варят, тушат, запекают, солят, маринуют, замораживают) .

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №1

«О НАСЕКОМЫХ».

Цели: Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.

Материал: Илл. 1, два конверта, в которых находятся сделанные из плотного картона бабочки-лимонницы и божьи коровки, модели признаков насекомых (предварительно вырезаются из пособия).

Содержание: В группу приходит Буратино и показывает два конверта (в конвертах — сделанные из плотного картона бабочки и жуки). Из первого конверта достает бабочек-лимонниц и предлагает детям: «Я вам сейчас раздам бантики, они очень красивые и все желтого цвета». Дети рассматривают и говорят о том, что Буратино ошибается: это бабочки-лимонницы.

Буратино достает божьих коровок из другого конверта и говорит, что это пуговки. Дети объясняют, что это жучки-коровки.

Затем дети вспоминают и рассказывают Буратино, как они наблюдали за бабочками и за жуками на прогулке, а потом делали аппликацию.

Буратино. Мне кажется, они такие разные. Похожи только тем, что маленькие, а больше ничем.

Воспитатель. Давайте объясним Буратино, чем еще похожи жуки божьи коровки и бабочки – лимонницы.

Дети находят модели существенных признаков насекомых и, выставляя их на наборное полотно, объясняют, что тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков.

Буратино. Значит, бабочки и жуки совсем одинаковые?

Дети объясняют Буратино с помощью моделей, что они отличаются по величине, форме тела, по цвету, по количеству точек (у бабочек — одно красное пятнышко, у божьих коровок — семь черных точек). Воспитатель. Как вы думаете, есть ли у бабочек и божьих коровок враги?

Буратино. Нет, они ведь такие маленькие.

Дети объясняют Буратино, что враги насекомых — это птицы.

Воспитатель. А как они спасаются от птиц?

Буратино. Сразу убегают.

Дети с помощью воспитателя рассказывают Буратино, как приспособились жуки-коровки и бабочки к защите от врагов: насекомые от птиц убежать не могут. Бабочки ярко-лимонного цвета, они, как только сядут на цветок, на стебелек зеленой травы и сложат крылышки, так и скрываются от глаз наблюдателя. Вот как это происходит (воспитатель показывает илл. 1, которую дети рассматривают, и все вместе обсуждают, как бабочки приспособились к защите от врагов).

А божьи коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие — красные с черными точками, как будто предупреждают птиц: не ешьте нас, мы горькие. Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет божью коровку в руки, то она притворится мертвой: не шевелится, поджимает ножки и усики. Дети рассматривают илл. 1 и находят на ней божьих коровок.

В конце занятия дети могут полетать, как бабочки: они порхают, парят в воздухе, присаживаются на цветок, складывают крылышки.

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №2

«О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ».

Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц.

Какие из птиц вам знакомы?

Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезли эти птицы? (улетели в теплые края).

Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелетные).

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (боятся холодов).

Вспомните, чем питаются птицы? (спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях.) Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.

Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых. Которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. – Сегодня, мы, с вами выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу,

Мы приготовим птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Загадки

Умный мальчишка в сером армячишке

Прыгает, шныряет, крошки собирает. (Воробей)

В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной.

Что за песня-красота? Тук-тук-тук, да тра-та-та!

(Дятел)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку… ку-ку»? (Кукушка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – … (Снегири)

На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец)

Черный, проворный, кричит «крак»

Червякам – враг. (Грач)

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №3

«О ТРУДЕ ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»

Цель: систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы и зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие работы приходилось выполнять людям в садах: люди летом ухаживают за посевами и посадками, борются с сорняками и насекомыми – вредителями растений. Проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом созревают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды. Во второй половине лета созревают некоторые хлебные растения. Поэтому уже летом начинается уборка урожая.

Что делают люди осенью в садах и на полях? Что делают с почвой после уборки урожая? Осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей, картофель, капусту, морковь, редьку и т.д., фруктов. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.

Какие работы выполняют люди в парке, сквере, на улице летом? (В это время в городах с помощью специальных машин подметают и поливают улицы, ежедневно поливают и зеленые насаждения на улицах и в скверах).

-Какие работы выполняют осенью? Для чего это делают? В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья, кустарники, сгребают листья, а затем сжигают их или поливают ядовитыми веществами. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листве насекомых-вредителей. – Как готовят люди свое жилище к зиме? ( Осенью в городеи в селе люди утепляют квартиры и дома, а в селе кроме этого заготавливают топливо на зиму). Какие заготовки делают люди осенью? Закладывают на хранение фрукты, овощи, варят варенье, консервируют овощи дома и на консервном заводе.

- Воспитатель напоминает детям, что овощи и фрукты можно не только заготовить дома, но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилища. Предлагает детям посетить овощехранилище и распределить овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились до весны. В ряд стоят три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол для приема продуктов в свежем виде, на другой складывать то, что пойдет на засолку. Часть детей будет приемщиками, остальные – колхозниками. Колхозники привозят урожай, а приемщики определяют способ хранения. Воспитатель: молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились, и наши овощи теперь сохранятся зимой и весной. А овощи, которые не могут храниться в свежем виде, мы отправим на консервный завод. Там их переработают: сварят вкусные компоты, сделают соки. Из овощей сделают консервы для супов, салатов. Фрукты и овощи иногда сушат и используют для приготовления разных блюд.

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №4

«ОБ ОСЕНИ»

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.

Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», Е.Трутневой «Осень». Сегодня мы поговорим с вами об осени и расскажем, о ней все, что знаем. Можно пользоваться календарем природы.

Какая погода была в сентябре? в октябре? в ноябре? Как она менялась (по календарю природы)? Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменением погоды?

А теперь обсудим состояние животного мира осенью. 1.Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему? 2. Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края? (холодно, нечем питаться).

3. Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?

4. Каким трудом занимаются осенью люди?

Воспитатель подводит итог беседы: осень – это такое время года, когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т.к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют норы, готовятся к спячке. Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.

Физкультминутка.

Две сестрицы, две руки

Левая и правая (показ рук поочередно)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют. (имитация движений)

Две сестрички, две руки

Левая и правая (поочередно показывать)

Воду моря и реки

Загребают плавая. (выполняют плавательные движения).

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №1

«ОБ ОВОЩАХ»

Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Содержание: Воспитатель приносит в группу поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе лежит и как все это назвать одним словом (овощи) Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (на огороде) кто выращивает овощи? Воспитатель уточняет: верно, ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все ли овощи растут на поверхности земли? Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи – корнеплоды). Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). Для чего люди выращивают овощи? (Чтобы употреблять в пищу). Все ли овощи одинаковые на вкус? Значит, овощи различаются и по вкусу.

Загадка: «Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Ее можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна». – Воспитатель (с блюдом сырых и вареных овощей) предлагает ребенку, поднявшему руку, зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об этом ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел.

«Живет дед во сто одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят. (Репа)

Дети пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу. Предложить детям самим сочинить загадки про овощи.

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №2

«О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

Цель: обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существительные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.

Содержание: воспитатель загадывает загадку. Показывает детям картинки с изображением козы, овцы, коровы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему. (Лишний медведь, т.к. остальные животные домашние). Просит детей назвать других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выслушивает ответы детей, обращает их внимание на отличительные признаки: домашние животные живут у людей; не боятся человека, человек создает условия для их жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю, домашние животные или ищут себе новых хозяев или погибают. Все домашние животные приносят пользу в хозяйстве (дают продукты питания: молоко, мясо, шерсть; используются в работе: лошадь, верблюд, осел.)

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка,

Кто же это? Мышка.

Воспитатель показывает детям игрушку-мышку. Это трудная задача, определить мышь – какое животное, домашнее или дикое? Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она сидит? Боится ли человека? Заботится ли человек о ней? Приносит пользу человеку? Вывод: домовая мышь не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы, звери, рыбы». Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей.

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №3

«О ЛЕСЕ»

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Содержание: Воспитатель сообщает, что к ним пришел старичок – лесовичок, который хочет услышать, что ребята знают про лес. Кто был в лесу? Что видели там? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовичок слушает, хвалит детей. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну. Загадывает загадку: «Сидит – зеленеет, лежит – пожелтеет, падает – почернеет» (лист дерева). Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные – темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, орешник, малина. Также на земле растут травы, ягоды, грибы. Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает стихи и загадки, просит найти на них отгадки. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. лес – это замечательное природное богатство.

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №4

«ЧУДО РЯДОМ С ТОБОЙ»

Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления и восхищения.

Содержание: Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Летит орлица по синему небу –

Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

(Дождь)

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения дают нам синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение.

Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается можно. Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.

Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными-синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

Посмотрите, чей это домик? (картинка – улей). Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.

Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается пауки тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Вы знаете, кто это? (картинка с пиявками). Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? Пиявки издавна используются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и предсказывать погоду. Их помещают в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождем.

На кустах акации много пчел – перед дождем.

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый.

(Одуванчик)

Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья клевер. Акация и жимолость за 15-20 часов до дождя усиленно выделяют нектар.

А есть растения, которые перед дождем «плачут» – выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» по хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны в природе, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях.

А как мы с вами определяем время? По часам. А еще как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

В. Лукша

Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идет речь. «Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Растение опушено жесткими волосками, стебель у него твердый, как у кустарника. А цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть на зеленом кустике».

Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди нужный цветок». (Дать детям набор карточек с изображением разных цветов: василька, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, календулы). Перед детьми ставится задача найти описанное растение.

Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий – это лекарственное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.

Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней – круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскрываются утром.

В восемь нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.

А к вечеру, в 18-19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.

Дети! Сегодня вы узнали много удивительного о животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.

Сейчас мы с вами еще раз поиграем в игру «Найди растение».

НОЯБРЬ, БЕСЕДА №1

«ЖАЛОБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ».

Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы? Когда это происходит?

Но ведь и природа живая. Когда ей обидно и больно, она тоже плачет.

Рассмотрите картинку и ответьте: Отчего плачет белочка? Почему так плохо скворцам? Почему на глазах у ромашки слезы? Отчего грустит мухомор?

Игра «А если бы?..»

Педагог начинает предложение, а дети заканчивают его.

Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы… Если бы муравей, на которого вот-вот наступят, успел сказать… Если бы рыбка из грязной речки могла говорить, она бы сказала…

Пересказ рассказа Н. Григорьевой «На зимовку»

Осенью мы убирали сухую траву за забором нашей дачи. Вдруг бабушка позвала меня и дедушку к себе. Она нашла какое-то кубло из сухой травы. Мы подошли и стали рассматривать.

Да это же ежик улегся спать! — воскликнул дедушка, — посмотрите, вон видны его иголки!

Мы осторожно положили кубло под терраску, накрыли еще травой.

Сладких снов тебе, ежик!

Беседа

От кого прячутся зайчики? А почему прячутся и те хищники, которые нападают на трусишек?

Кто спит зимой?

Кто где живет? А что будет, если животные поменяются домами?

Повторение загадок, примет и пословиц о зиме

Солнце выглянет — заплачет, солнца нет — слезинки прячет. Если в декабре шумит лес — ожидай оттепели. Шубка зимой не шутка.

Знакомство с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Перова «Тройка»

Чтение и обсуждение рассказа К. Ушинского «Птицы»

В одной хорошенькой деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшихся толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась звонкими песнями.

Добрые поступки

Обрати внимание на поведение воробьев. В теплую погоду они веселые, подвижные, задиристые. А если они сделались вялыми — будет дождь. Но если воробьи во время длительной непогоды «запели» — наступит скоро ясная погода. Но не забудьте тут же обратить внимание на пользу этих птиц. Если их не станет, разведется больше, чем надо, гусениц (это их еда), и тогда гусеницы повредят множество деревьев, станет меньше кислорода, а значит, всем растениям, животным и людям будет плохо: они станут болеть. А потому — подкармливайте птичек.

Рисование на выбор



БЕСЕДЫ КАРТОТЕКА – 2

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №1

«О НАСЕКОМЫХ».

Цели: Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.

Материал: Илл. 1, два конверта, в которых находятся сделанные из плотного картона бабочки-лимонницы и божьи коровки, модели признаков насекомых (предварительно вырезаются из пособия).

Содержание: В группу приходит Буратино и показывает два конверта (в конвертах — сделанные из плотного картона бабочки и жуки). Из первого конверта достает бабочек-лимонниц и предлагает детям: «Я вам сейчас раздам бантики, они очень красивые и все желтого цвета». Дети рассматривают и говорят о том, что Буратино ошибается: это бабочки-лимонницы.

Буратино достает божьих коровок из другого конверта и говорит, что это пуговки. Дети объясняют, что это жучки-коровки.

Затем дети вспоминают и рассказывают Буратино, как они наблюдали за бабочками и за жуками на прогулке, а потом делали аппликацию.

Буратино. Мне кажется, они такие разные. Похожи только тем, что маленькие, а больше ничем.

Воспитатель. Давайте объясним Буратино, чем еще похожи жуки божьи коровки и бабочки – лимонницы.

Дети находят модели существенных признаков насекомых и, выставляя их на наборное полотно, объясняют, что тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков.

Буратино. Значит, бабочки и жуки совсем одинаковые?

Дети объясняют Буратино с помощью моделей, что они отличаются по величине, форме тела, по цвету, по количеству точек (у бабочек — одно красное пятнышко, у божьих коровок — семь черных точек). Воспитатель. Как вы думаете, есть ли у бабочек и божьих коровок враги?

Буратино. Нет, они ведь такие маленькие.

Дети объясняют Буратино, что враги насекомых — это птицы.

Воспитатель. А как они спасаются от птиц?

Буратино. Сразу убегают.

Дети с помощью воспитателя рассказывают Буратино, как приспособились жуки-коровки и бабочки к защите от врагов: насекомые от птиц убежать не могут. Бабочки ярко-лимонного цвета, они, как только сядут на цветок, на стебелек зеленой травы и сложат крылышки, так и скрываются от глаз наблюдателя. Вот как это происходит (воспитатель показывает илл. 1, которую дети рассматривают, и все вместе обсуждают, как бабочки приспособились к защите от врагов).

А божьи коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие — красные с черными точками, как будто предупреждают птиц: не ешьте нас, мы горькие. Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет божью коровку в руки, то она притворится мертвой: не шевелится, поджимает ножки и усики. Дети рассматривают илл. 1 и находят на ней божьих коровок.

В конце занятия дети могут полетать, как бабочки: они порхают, парят в воздухе, присаживаются на цветок, складывают крылышки.

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №2

«О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ».

Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц.

Какие из птиц вам знакомы?

Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезли эти птицы? (улетели в теплые края).

Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелетные).

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (боятся холодов).

Вспомните, чем питаются птицы? (спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях.) Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.

Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых. Которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. – Сегодня, мы, с вами выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу,

Мы приготовим птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Загадки

Умный мальчишка в сером армячишке

Прыгает, шныряет, крошки собирает. (Воробей)

В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной.

Что за песня-красота? Тук-тук-тук, да тра-та-та!

(Дятел)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку… ку-ку»? (Кукушка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – … (Снегири)

На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец)

Черный, проворный, кричит «крак»

Червякам – враг. (Грач)

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №3

«О ТРУДЕ ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»

Цель: систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы и зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие работы приходилось выполнять людям в садах: люди летом ухаживают за посевами и посадками, борются с сорняками и насекомыми – вредителями растений. Проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом созревают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды. Во второй половине лета созревают некоторые хлебные растения. Поэтому уже летом начинается уборка урожая.

Что делают люди осенью в садах и на полях? Что делают с почвой после уборки урожая? Осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей, картофель, капусту, морковь, редьку и т.д., фруктов. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.

Какие работы выполняют люди в парке, сквере, на улице летом? (В это время в городах с помощью специальных машин подметают и поливают улицы, ежедневно поливают и зеленые насаждения на улицах и в скверах).

-Какие работы выполняют осенью? Для чего это делают? В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья, кустарники, сгребают листья, а затем сжигают их или поливают ядовитыми веществами. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листве насекомых-вредителей. – Как готовят люди свое жилище к зиме? ( Осенью в городеи в селе люди утепляют квартиры и дома, а в селе кроме этого заготавливают топливо на зиму). Какие заготовки делают люди осенью? Закладывают на хранение фрукты, овощи, варят варенье, консервируют овощи дома и на консервном заводе.

- Воспитатель напоминает детям, что овощи и фрукты можно не только заготовить дома, но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилища. Предлагает детям посетить овощехранилище и распределить овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились до весны. В ряд стоят три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол для приема продуктов в свежем виде, на другой складывать то, что пойдет на засолку. Часть детей будет приемщиками, остальные – колхозниками. Колхозники привозят урожай, а приемщики определяют способ хранения. Воспитатель: молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились, и наши овощи теперь сохранятся зимой и весной. А овощи, которые не могут храниться в свежем виде, мы отправим на консервный завод. Там их переработают: сварят вкусные компоты, сделают соки. Из овощей сделают консервы для супов, салатов. Фрукты и овощи иногда сушат и используют для приготовления разных блюд.

СЕНТЯБРЬ, БЕСЕДА №4

«ОБ ОСЕНИ»

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.

Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», Е.Трутневой «Осень». Сегодня мы поговорим с вами об осени и расскажем, о ней все, что знаем. Можно пользоваться календарем природы.

Какая погода была в сентябре? в октябре? в ноябре? Как она менялась (по календарю природы)? Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменением погоды?

А теперь обсудим состояние животного мира осенью. 1.Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему? 2. Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края? (холодно, нечем питаться).

3. Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?

4. Каким трудом занимаются осенью люди?

Воспитатель подводит итог беседы: осень – это такое время года, когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т.к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют норы, готовятся к спячке. Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.

Физкультминутка.

Две сестрицы, две руки

Левая и правая (показ рук поочередно)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют. (имитация движений)

Две сестрички, две руки

Левая и правая (поочередно показывать)

Воду моря и реки

Загребают плавая. (выполняют плавательные движения).

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №1

«ОБ ОВОЩАХ»

Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Содержание: Воспитатель приносит в группу поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе лежит и как все это назвать одним словом (овощи) Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (на огороде) кто выращивает овощи? Воспитатель уточняет: верно, ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все ли овощи растут на поверхности земли? Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи – корнеплоды). Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). Для чего люди выращивают овощи? (Чтобы употреблять в пищу). Все ли овощи одинаковые на вкус? Значит, овощи различаются и по вкусу.

Загадка: «Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Ее можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна». – Воспитатель (с блюдом сырых и вареных овощей) предлагает ребенку, поднявшему руку, зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об этом ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел.

«Живет дед во сто одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят. (Репа)

Дети пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу. Предложить детям самим сочинить загадки про овощи.

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №2

«О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

Цель: обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существительные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.

Содержание: воспитатель загадывает загадку. Показывает детям картинки с изображением козы, овцы, коровы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему. (Лишний медведь, т.к. остальные животные домашние). Просит детей назвать других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выслушивает ответы детей, обращает их внимание на отличительные признаки: домашние животные живут у людей; не боятся человека, человек создает условия для их жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю, домашние животные или ищут себе новых хозяев или погибают. Все домашние животные приносят пользу в хозяйстве (дают продукты питания: молоко, мясо, шерсть; используются в работе: лошадь, верблюд, осел.)

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка,

Кто же это? Мышка.

Воспитатель показывает детям игрушку-мышку. Это трудная задача, определить мышь – какое животное, домашнее или дикое? Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она сидит? Боится ли человека? Заботится ли человек о ней? Приносит пользу человеку? Вывод: домовая мышь не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы, звери, рыбы». Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей.

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №3

«О ЛЕСЕ»

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Содержание: Воспитатель сообщает, что к ним пришел старичок – лесовичок, который хочет услышать, что ребята знают про лес. Кто был в лесу? Что видели там? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовичок слушает, хвалит детей. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну. Загадывает загадку: «Сидит – зеленеет, лежит – пожелтеет, падает – почернеет» (лист дерева). Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные – темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, орешник, малина. Также на земле растут травы, ягоды, грибы. Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает стихи и загадки, просит найти на них отгадки. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. лес – это замечательное природное богатство.

ОКТЯБРЬ, БЕСЕДА №4

«ЧУДО РЯДОМ С ТОБОЙ»

Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления и восхищения.

Содержание: Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Летит орлица по синему небу –

Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

(Дождь)

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения дают нам синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение.

Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается можно. Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.

Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными-синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

Посмотрите, чей это домик? (картинка – улей). Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.

Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается пауки тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Вы знаете, кто это? (картинка с пиявками). Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? Пиявки издавна используются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и предсказывать погоду. Их помещают в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождем.

На кустах акации много пчел – перед дождем.

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый.

(Одуванчик)

Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья клевер. Акация и жимолость за 15-20 часов до дождя усиленно выделяют нектар.

А есть растения, которые перед дождем «плачут» – выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» по хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны в природе, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях.

А как мы с вами определяем время? По часам. А еще как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

В. Лукша

Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идет речь. «Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Растение опушено жесткими волосками, стебель у него твердый, как у кустарника. А цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть на зеленом кустике».

Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди нужный цветок». (Дать детям набор карточек с изображением разных цветов: василька, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, календулы). Перед детьми ставится задача найти описанное растение.

Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий – это лекарственное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.

Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней – круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскрываются утром.

В восемь нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.

А к вечеру, в 18-19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.

Дети! Сегодня вы узнали много удивительного о животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.

Сейчас мы с вами еще раз поиграем в игру «Найди растение».

НОЯБРЬ, БЕСЕДА №1

«ЖАЛОБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ».

Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы? Когда это происходит?

Но ведь и природа живая. Когда ей обидно и больно, она тоже плачет.

Рассмотрите картинку и ответьте: Отчего плачет белочка? Почему так плохо скворцам? Почему на глазах у ромашки слезы? Отчего грустит мухомор?

Игра «А если бы?..»

Педагог начинает предложение, а дети заканчивают его.

Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы… Если бы муравей, на которого вот-вот наступят, успел сказать… Если бы рыбка из грязной речки могла говорить, она бы сказала…

Пересказ рассказа Н. Григорьевой «На зимовку»

Осенью мы убирали сухую траву за забором нашей дачи. Вдруг бабушка позвала меня и дедушку к себе. Она нашла какое-то кубло из сухой травы. Мы подошли и стали рассматривать.

Да это же ежик улегся спать! — воскликнул дедушка, — посмотрите, вон видны его иголки!

Мы осторожно положили кубло под терраску, накрыли еще травой.

Сладких снов тебе, ежик!

Беседа

От кого прячутся зайчики? А почему прячутся и те хищники, которые нападают на трусишек?

Кто спит зимой?

Кто где живет? А что будет, если животные поменяются домами?

Повторение загадок, примет и пословиц о зиме

Солнце выглянет — заплачет, солнца нет — слезинки прячет. Если в декабре шумит лес — ожидай оттепели. Шубка зимой не шутка.

Знакомство с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Перова «Тройка»

Чтение и обсуждение рассказа К. Ушинского «Птицы»

В одной хорошенькой деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшихся толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась звонкими песнями.

Добрые поступки

Обрати внимание на поведение воробьев. В теплую погоду они веселые, подвижные, задиристые. А если они сделались вялыми — будет дождь. Но если воробьи во время длительной непогоды «запели» — наступит скоро ясная погода. Но не забудьте тут же обратить внимание на пользу этих птиц. Если их не станет, разведется больше, чем надо, гусениц (это их еда), и тогда гусеницы повредят множество деревьев, станет меньше кислорода, а значит, всем растениям, животным и людям будет плохо: они станут болеть. А потому — подкармливайте птичек.

1.Прием детей: а) спросить у родителей о состоянии здоровья ребенка.
Б) проверить по сезону ли одеты дети.
В) дать советы родителям по воспитанию ребенка или замечания по одежде ребенка.
2.Свободная деятельность детей в группе а) свободное пользование карандашами, книгами для раскрашивания.
Б) н/п игры «Лото», «Что такое хорошо, что такое плохо» , конструкторы.
В) игры в игровых уголках.
3. Выполнение обязанностей дежурного в уголке природы.


4. Игра «Словарь вежливых слов».
5. Беседа «Умей есть не спеша и аккуратно».
6. Подготовка к утренней гимнастики.
Ход приема: 1. Свободная деятельность детей.
2.Приветствие гостей: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! -  Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
- Что мы желаем человеку, когда говорим слово «Здравствуйте»? (ответ детей).
- Все вежливые люди всегда приветствуют друг друга при встрече словом «Здравствуйте», желая при этом друг другу доброго здоровья.
- Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями, пожелаем им доброго здоровья. (дети здороваются).
- А теперь давайте улыбнемся друг другу, и от наших улыбок станет радостней и теплей.
3. Выполнение обязанностей дежурного в уголке природы. (дежурный отмечает день недели и состояние погоды).
- Какой сегодня день недели?
- Какое сейчас время года?
- Как называется второй месяц весны?
- Какая сегодня погода? а) дождливая
б) ветреная
в) солнечная 
4.Игра « Словарь вежливых слов».
- Ребята! Давайте вспомним с вами какие вежливые слова мы знаем. Я начну, а вы продолжайте.
а) Мальчик вежливый говорит, при встрече ЗДРАВСТВУЙТЕ.
б) Зеленеет старый пень, когда услышит ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
в) Всегда на прощание говорят ДОСВИДАНИЯ.
г) Растает ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
д) Когда нас бранят за шалости, говорим мы ПРОСТИ ПОЖАЛУЙСТА.

5. Беседа «Умей есть не спеша и аккуратно».
- Кто мне напомнит правила поведения за столом во время приема пищи? (ребенок называет правило, воспитатель дает разъяснение этого правила).
ПРАВИЛО № 4.
1.    Садиться за стол спокойно, не обгонять друг друга.
2.    За стол садиться с чистыми руками.
3.    Правильно сидеть за столом: следить за осанкой, локти не должны лежать на столе.
4.    На столе всегда чистота.
5.    Не разговаривать во время приема пищи.
6.    Пищу правильно пережевывать, пить не большими глотками.
7.    Если пища горячая – не дуть, а аккуратно помешивать ложкой пока не остынет.
8.    Не наклонять тарелку с супом к себе, не пить из тарелки, правильно пользоваться салфеткой, ложкой и вилкой.
9.    Кушать аккуратно, мы ценим труд человека, который будет после нас прибирать со стола. 
10.    Обязательно говорим СПАСИБО за еду.      
Разъяснение правил воспитателем:  - Жевать пищу нужно только с закрытым ртом, «чавкать» за столом не допустимо.
- Еду нужно класть в рот по чуть-чуть, а не « набивать» полный рот. Иначе, ты подавишься! Если ты так сделаешь , то всем будет это не приятно. Так делать стыдно!
- « Тянуть» с ложки кашу или суп нельзя. Нужно просто «вылить» кашу или суп в рот так, чтобы тебя никто не слышал.
- Если у тебя лежит локоть на столе, тебе неудобно есть! Мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаемся так, чтобы рот «попал» на ложку.
- Если левая рука не занята хлебом, она должна лежать на столе, а не под столом.
- Когда пьешь, кружку надо поднимать ко рту, а не выгибаться к кружке.
6.  Подготовка к утренней гимнастике. ( дети переобуваются в чешки, строятся и проходят в зал для зарядки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы о здоровье в подготовительной группе.

Подборка бесед о здоровье для проведения в подготовительной группе....

Беседы о здоровье в подготовительной группе

СЕНТЯБРЬТЕМА: «Ребенок и здоровье» П.с.: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедея...

Беседы о здоровье в подготовительной группе

Краткое описание бесед с детьми 6-7 лет о здоровом образе жизни...

Беседы о здоровье в подготовительной группе

Цель: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремл...

Беседы о здоровье в подготовительной группе

формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности....

Картотека бесед о здоровье детей (подготовительная группа)

Картотека бесед о здоровье детей в подготовительной группе Беседы о здоровье в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ ТЕМА: «Ребенок и здоровье» П. с.: формировать у детей пе...

Беседы о здоровье в подготовительной группе.

Беседы о здоровье в подготовительной группе...