Здоровьесберегающие технологии в работе по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Евгения Агаськина

Понятие здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, их место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы применения здоровьесберегающих     технологий в работе по формированию здорового образа жизни дошкольников.

  1. 1. Понятие здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, их место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ

Чуклова Н. В. и Бурзайкина М. И. под категорией здоровый образ жизни понимают «социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества» [13, 285-286].

Чудинова Л. Е. определяет  здоровой образ жизни следующим образом: «Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой; если говорить конкретнее, то речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды» [12, 35]

Для формирования здорового образа жизни человеку в первую очередь необходимым условием является мотивация. Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах:

  1. принцип возрастной: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
  2. принцип  деятельностный: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, то есть формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека.

Синергетический подход определяет здоровье как систему, которая способна к саморазвитию. Постоянная самоорганизация обеспечивает человека возможностью улучшать качество здоровья в различных ситуациях повседневной жизни. Человек начинает осознавать ответственность  по поводу разработки и внедрения технологий формирования здоровья молодежи и детей в качестве единого педагогического процесса только после определения синергетического качества здоровья.

Аксиологический подход предполагает в качестве основы формирования здоровья – ценности, соответствующие критерию человечности и базирующиеся на позициях гуманизма как способа жизни и мировоззрения: моральные, юридические, политические, социальные, экзистенциальные ценности.

Мухамедьяров Н. Н. считает, что реализовать демократическую и перспективную модель формирования здорового образа жизни можно только с помощью определенной иерархии ценностных подходов, представленной на рисунке 1.1.:

Рисунок 1.1. иерархия ценностных подходов по Мухамедьярову Н. Н.:

Такое соотношение ситуативных и личностных факторов является соотношением объективных требований деятельности и личностных качеств.

Герменевтический подход  предполагает, что здоровье не сводится только к физическому состоянию. Это понятие подразумевает социальное, духовное здоровье, а также психо-эмоциональную уравновешенность.

Методологическим отражением указанных подходов являются следующие принципы:

  1. принципы демократизации, гуманизации и природосоответствия педагогического процесса;
  2. принципы непрерывности и преемственности  [6, 37]

Для реализации сущности и принципов здорового образа жизни у дошкольников используют здоровьесберегающие технологии.

Н. К. Смирнов, родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» – ЗОТ, рассматривал их в качестве технологической основы здоровьесберегающей педагогики, как сочетание методов и форм организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Категория «здоровьесберегающих образовательных технологий» возникло в педагогическом обиходе лишь в последние несколько лет. Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии,  которая демонстрирует, насколько при реализации данной педагогической системы решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.

Голобородько Н. В. рассматриваемую категорию определяет следующим образом: «Здоровьесберегающие образовательные технологии (далее — ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения»   [3, 87]

Направленностью усилий ДОУ и семьи должна выступить именно цель внедрения ЗОТ, при этом необходимо учитывать приоритет воспитания над обучением, культуру здоровья необходимо воспитывать и формировать, а не изучать. Как мы уже выяснили, необходимым условием процесса формирования здорового образа жизни является мотивация на ведение здорового образа жизни. При этом она выступает и неотъемлемой частью культуры здоровья.

Среди задач здоровьесберегающих технологий выделяют:

  1. воспитывать и культивировать у детей осмысленное отношение к духовному и физическому здоровью как единому целому, а также расширять на этой основе адаптивные возможности детского организма: повышение его жизненной устойчивости, повышение его жизненной сопротивляемости, избирательность по отношению к внешним воздействиям.
  2. закрепить отдельные оздоровительные меры в форме устойчивых психо-соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  3. воспитывать у ребенка способности к овладению психологической самокоррекцией и к самосозиданию.

Здоровьесберегающие технологии должны соответствовать следующим принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. Не навреди: все используемые средства, приемы и методы должны отвечать некоторым критериям: быть обоснованными, быть проверенными на практике, не наносить вред здоровью.
  2. Приоритет заботы о здоровье воспитанника и воспитателя: все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса: преемственность и непрерывность, субъект-субъектные взаимоотношения, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям детей, междисциплинарный и комплексный подход, успех порождает успех, активность.
  3. Ответственность за свое здоровье: необходимо способствовать становлению и развитию у каждого ребенка ответственности за свое здоровье, только  в таком случае он сможет реализовать свои навыки, умения и знания по сохранности здоровья.

Формы и виды деятельности по здоровьесбережению:

  1. Мероприятия,  которые направлены на создание условий для их гармоничного развития и укрепление здоровья воспитанников и воспитателей.
  2. Контроль  и организация  обеспечения сбалансированного питания всех детей в ДОУ.
  3. Разработка и реализация образовательных программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
  4. Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, психического и физического развития детей.
  5. Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления воспитанников.
  6. Различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм детей.
  7. Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса.

Таким образом, здоровый способ жизни является необходимым для современного человека. Для его формирования и дальнейшего применения необходима, в первую очередь, мотивация.

1.2. Методика использования здоровьесберегающих технологий в работе по формированию здорового образа жизни старших дошкольников

Для практического использования здоровьесберегающих технологий в работе по формированию здорового образа жизни старших дошкольников необходимо, в первую очередь осмыслить их разнообразие и этапы  их организации, а также специфика разработки здоровьесберегающей среды.

Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. Технологии валеологического просвещения родителей: направленность – обретение и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
  2. Технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения воспитателей ДОУ.
  3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия дошкольника.
  4. Физкультурно-оздоровительные технологии.
  5. Медико-профилактические технологии [2]

Среди этапов внедрения здоровьесберегающих технологий выделяют:

  1. Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
  2. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  3. Освоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  4. Установление контактов с социальными партнерами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  5. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  6. Анализ здоровьесберегающей среды ДОУ, их валеологических умений и навыков, физической подготовленности, физического развития и общего состояния дошкольников.

Среди средств, которые позволяют решать задачи ЗОТ, выделяют:

  1. специально организованная двигательная активность ребенка: экскурсии, выходы на природу, тематические праздники здоровья подвижные игры и пр.;
  2. Реабилитационные мероприятия: тренинги, психогимнастика, массаж, лечебная физкультура, функциональная музыка, ингаляции и пр.;
  3. Непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков, самомассаж, оздоровительная гимнастика и пр.

Основу разработки здоровьесберегающей среды составляют определенные аспекты:

  1. обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  2. конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в развитии творческого потенциала и укреплении здоровья;
  3. применение в образовательной деятельности дошкольного учреждения культурного и духовно-нравственного потенциала ближайшего окружения и города, воспитание детей на традициях русской культуры;
  4. формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.

Для наиболее эффективного формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников  создана система здоровьесбережения в ДОУ, к структуре которой принадлежат: организация рационального питания, комплекс мероприятий по сохранению психологического и физического здоровья воспитателей, медико-профилактическая работа с детьми и родителями и пр. [2]

В качестве примера методической разработки используемых современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО можно рассмотреть предложенную Бондаренко Т. В. (См. Приложение)

Бондаренко Т. В. разделяет  все здоровьесберегающие технологии на несколько групп:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Дети старшего дошкольного возраста обладают всеми предпосылками для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

  1. происходит активное развитие психических процессов, рост самооценки и становления чувства ответственности;
  2. происходят положительные изменения в функциональном и физическом развитии;
  3. становление способности детей овладения навыками самообслуживания, выполнения бытовых поручений [7, 14].

Психоэмоциональное состояние детей оказывает значительное воздействие на физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста. Психоэмоциональное состояние детерминируется ментальными установками ребенка, поэтому актуальными являются следующие аспекты здорового жизни именно для возрастной категории старших дошкольников:

  1. духовное самочувствие;
  2. интеллектуальное самочувствие;
  3. эмоциональное самочувствие;

Цель специальных физических занятий – обучение детей правильному выполнению движений и упражнениям, которые направленны на  повышение самостоятельной двигательной активности и развитие координации тела.

Итак, рассмотрев ряд работ, посвященных использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ, можно сформулировать ряд несложных правил для воспитателей, родителей и непосредственно старших дошкольников:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте большое внимание на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Дайте выплеснуться негативным эмоциям».

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.

Старайтесь получать больше положительных эмоций.


  1. .Условия в ДОУ, обеспечивающие формирование здорового образа жизни у старших дошкольников

На базе детского сада функционируют спортивная площадка для разных возрастных групп и спортивно-музыкальный зал.

Специально оборудованные физкультурные уголки помогают в решении ряда задач:

  1. развитие у детей физических характеристик;
  2. формирование двигательных навыков и умений;
  3. воспитание потребности в самостоятельных занятиях физической культуры.

Содержание физкультурных уголков должно отличаться большим разнообразием. Наиболее часто встречаются:

  1. оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми;
  2. физкультурное оборудование для гимнастики после сна;
  3. атрибуты для подвижных игр;
  4. физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Следующее условие формирования ЗОЖ у старших дошкольников – наличие специально оборудованных «Уголков здоровья». Такие «Уголки здоровья» предоставляют возможность старшим дошкольникам приобрести знания, обладающие валеологическим характером. Возможны и другие уголки – «Неболейка» и «Советы доктора Градусника». Их задача состоит в:

  1. помощь ребенку в познании себя;
  2. избавление от комплексов;
  3. обучение навыкам анализа своего состояния;
  4. обучение навыкам анализа своего самочувствия;
  5. обучение навыкам анализа своего поведения;
  6. обучение навыкам давать себе объективную оценку;
  7. помощь в освоении навыков укрепления и сохранения здоровья.

Содержание «уголка здоровья» может включать в себя пособия и дидактические игры по  многим направлениям:

  1. соблюдение правил личной гигиены;
  2. соблюдение правил безопасного поведения;
  3. основы рационального питания;
  4. ведение здорового образа жизни;
  5. культура поведения.

Активное применение технологий обучения ЗОЖ происходит посредством всех видов деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении, а далее поддерживается родителями дома. Среди форм организации обучения ЗОЖ выделяют:

  • рисование;
  • чтение художественной литературы;
  • театрализованные представления;
  • акции;
  • беседы;
  • игровые ситуации;
  • игры;
  • уроки здоровья или непосредственная образовательная деятельность.

Один раз в месяц, начиная со 2-й младшей группы и далее продолжая в старшей группе необходимо проводить занятия по ЗОЖ. Задача таких занятий  – предоставление дошкольникам представлений об особенностях человеческого организма, знакомство со строением определенных частей тела и основных органов чувств; а  также условиями их гигиены и гигиены. Детей необходимо подводить к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Содержанием музыкальных занятий с детьми должно включать не только изучение элементов классического танца, танцевальных движений и этюдов, но и упражнений на развитие своего тела.

Проведение непосредственно образовательной деятельности из сферы «Физическая культура» должно решать определенные воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи:

знакомство детей с системой общеразвивающих упражнений

 знакомство детей с основными видами движений, целью которых является профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

А применение широкого спектра физкультурного оборудования должно обеспечить развитие у

детей интереса к укреплению своего здоровья и занятиям в целом.

Также большого внимания требует организация полноценного дневного сна. Поэтому  для засыпания детей необходимо применять различные методические приемы:

  • слушание сказок;
  • слушание классической музыки;
  • колыбельные песенки.

После дневного отдыха воспитатели обычно проводят гимнастику в сочетании с  массажем и профилактическими процедурами. Предназначение вечернего времени – снятие утомления. Поэтому рекомендуется побольше включать мероприятий на расслабление:

  1. минутки радости;
  2. минутки сказкотерапии;
  3. минутки музыки;
  4. минутки радости;
  5. минутки шалости;
  6. минутки смехотеропии.

Следующее условие ЗОЖ – рациональное и разнообразное питание. Основные принципы рационального питания детей в ДОУ:

  • индивидуальный подход к детям во время приема пищи;
  • соблюдение норм потребления продуктов питания;
  • соблюдения режима питания;
  • разнообразие;
  • полноценность;
  • регулярность.

Не менее важной в формировании ЗОЖ у старших дошкольников является и их трудовая деятельность в ДОУ. При этом указанная деятельность должна характеризоваться определенными задачами:

  1. формирование у родителей необходимости самообразования;
  2. привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  3. разностороннее и систематическое педагогическое просвещение родителей о важности  и значимости ЗОЖ, а также роли трудовой деятельности в его формировании;
  4. установление уважительных, доверительных и взаимных отношений с детьми;
  5. обеспечение позитивной основ для развития представлений дошкольников о ЗОЖ;
  6. соблюдение синхронности педагогических и нравственных требований к ребенку;
  7. формирование педагогического, тесного и активного взаимодействия с родителями воспитанников.

То есть современная организация образовательного процесса предоставляет широкие возможности для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ, а также их потребности в нем.

Выводы

Здоровый образ жизни – очень важное и необходимое условие жизнедеятельности современного человека. Сейчас наблюдается значительный рост деструктивных воздействий на состояние человеческого здоровья, в первую очередь это касается качества пищи, воздуха, воды, а также огромного количества рекламы вредных веществ – алкоголя, никотина и наркотиков. Очень часто начало их употребления совпадает с подростковым возрастом, периодом становления личности.  Очевидно, что профилактику таких пагубных действий необходимо начинать гораздо раньше, еще  в дошкольном возрасте. Старшие дошкольники к 5 годам уже  обладают достаточным уровнем развития сознаний и мышления, чтобы начинать анализировать свой организм и формы влияние на него, а также острую необходимость в сохранении и укреплении своего здоровья. Именно с такой целью Н. К. Смирнов разработал новые педагогические технологии – здоровьесберегающие. Основными принципами таких технологий он определил следующие:

  • Не навреди.
  • Приоритет заботы о здоровье воспитанника и воспитателя: все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса:
  • Ответственность за свое здоровье: необходимо способствовать становлению и развитию у каждого ребенка ответственности за свое здоровье, только  в таком случае он сможет реализовать свои навыки, умения и знания по сохранности здоровья.

Н. К. Смирнов характеризует здоровьесберегающие технологии следующим образом: как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики,  в качестве сочетания методов и форм организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Н. К. Смирнов считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» касается качественной характеристики какой-либо педагогической технологии, которая демонстрирует, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса.

Применение здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста происходит, в первую очередь, в ДОУ. Руководят этим процессом специалисты детского сада: воспитатели или педагоги, психологи, музыкальные руководители, а также инструкторы по ФИЗО. Проанализировав существующие особенности организации деятельности детей в ДОУ, мы сделали вывод о том, что такая организация позволяет в полной мере сформировать потребность у дошкольников в здоровом образе жизни,  а также знакомство с результатами его неприменения в доступной для понимания детей форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "

Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...

«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

«Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста».

      Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.         С каждым годом возрастает ...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Использование и...