консультация для педагогов
консультация на тему

Шатрова Нина Дмитриевна

От того с каким здоровьем, настроением  будет педагог приходить на работу, зависит успешность воспитанников. Данный материал содержит советы для сохранения и укрепления своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый педагог – здоровый ребёнок.

             Состояние здоровья волнует каждого человека. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно – образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей. От того, с каким здоровьем, настроением педагог пришёл на работу, зависит успешность воспитанников.  

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как поправить и сохранить своё здоровье? Наряду с общими подходами, эта тема имеет и свою непростую специфику. Существуют особенно распространенные среди педагогов болезни, есть и особые «педагогические методы» укрепления и сохранения здоровья. Это очень простые способы оздоровления, используя которые можно серьезно помочь самому себе. Но все они имеют одно непростое свойство — требуют личного труда. Никто, кроме нас самих не решит этих проблем.

Если человек воспринимает свое здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье — его «личное дело».

В методах воспитания все чаще встречается излишняя строгость. Создается психологическая напряженность во взаимоотношениях с детьми. Это вредно и для самого педагога, так как порождает психосоматические болезни и усиливает проявления хронических заболеваний. Образ жизни современного педагога, подразумевающий хронические стрессы, многочасовую работу за компьютером в статической позе, нерациональное  питание, загрязнена экология, недостаточно ведётся спортивно – оздоровительная деятельность. В таких нездоровых условиях сосуды теряют свою гибкость и эластичность и вынуждены работать в режиме гипертонуса, в результате чего развиваются сосудистые заболевания.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.

Очень важно понять, что  имеется в виду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье.

Ведь  период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных и других важнейших функций ребенка, развитие его физических и личностных качеств, формирование основ физического здоровья.  

Очевидно, что родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья,  формируют  привычки к здоровому образу жизни.

Но можно ли решить проблему сохранения и формирования здоровья детей, не затрагивая проблему   здоровья педагогов?

Здоровье –  это неоценимое счастье в жизни человека и человеческого общества.  Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Так что же такое здоровье?

В настоящее время существует более 300 определений понятия «здоровье».

Все эти определения связываются с отсутствием болезней и с  заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров (В.В Марков)

Здоровье, по определению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения – это  состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие  болезней и физических дефектов.

Исходя из этого определения, в индивидуальном здоровье человека выделяют следующие виды здоровья:

  1. Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей  организма, комплекс его морфофункциональных показателей и свойств.
  2. Психическое здоровье – это  развитие и состояние психической сферы и общего душевного комфорта, которые обеспечивают адекватную поведенческую реакцию.
  3.  Социальное здоровье – отражает уровень профессионального и социального благополучия.
  4. Репродуктивное здоровье – отражает уровень функционирования репродуктивной системы.

      5. Нравственное здоровье – это комплекс моральных ценностей,       установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность.

       6. Духовное здоровье – это  система ценностей и убеждений человека.

По данным  Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от  многих факторов:

От экологии на 20 %

От наследственности – на 20 %

От здравоохранения – на 10 %

А от собственного образа жизни – на 50 %

Все это происходит от нашего привычного уклада и стиля  жизни. А  если попробовать расшевелить себя, изменив хоть на немного свой распорядок дня, питание, привычки, пересмотреть свое отношение к тем или иным видам деятельности. Начать день не с фырканья, а с выполнения элементарных физических упражнений.   Только изменив свой образ жизни можно изменить  себя, своё здоровье и т.п.  Ведь  Образ жизни – особенность повседневной жизни человека, которая охватывает его труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

 Так что же такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни –

Оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, физические упражнения);

Личная гигиена (гигиена тела, уход за волосами, гигиена полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения);

Правильное дыхание (следование правилам дыхания при выполнении физических упражнений, дыхание через нос);

Закаливание (соблюдение правил приёма закаливающих процедур: воздушных ванн, солнечных ванн, водных процедур, умывание, обтирание, купание, хождение босиком);

Профилактика заболеваний (инфекционные заболевания, близорукость и т.п.);

Профилактика повреждений и травм (соблюдение техники безопасности, правил поведения в общественных местах).

Существует много рекомендаций для   сохранения  своего здоровья.

Общение. Когда педагоги анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, ищут у них социальной поддержки. Если же вы делитесь отрицательными эмоциями, то коллеги могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

Использование  «Тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны  «Тайм – ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок.

Овладение умениями и навыками саморегуляции.  Релаксация, занятия йогой, определение целей и положительная внутренняя речь сбалансирует профессиональную деятельность и личную жизнь.

Контроль эмоций. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Зачастую, завершенная работа не всегда приносит нужные результаты. Эмоции усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами, подчиненными или, наоборот, в депрессии. А это очень плохо отражается на здоровье педагога.

Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека. Поэтому, чтобы остаться  здоровым как физически, так и психически, рекомендуется поддерживать спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.

Оптимальный режим жизни. Предполагает рациональную организацию жизнедеятельности, нормирование физической и умственной деятельности, отдыха и сна, способствующие сохранению высокой работоспособности и сохранению здоровья.

В заключении хочется сказать, что педагог -  ключевая фигура учебно - воспитательного процесса, и в идеале – носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. Профессиональное здоровье  педагога определяет стабильность его труда и сохраняет высокий уровень его профессионализма.

Только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....