Влияние занятий физкультурой на эмоциональное состояние дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Журавлев Сергей Николаевич

Влияние занятий физкультурой на эмоциональное состояние

дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП Детский сад"Лад" ГБОУ гимназия им С.В.Байменова г.Похвистнево   г.о. Похвистнево Самарская обл

Влияние занятий физкультурой на эмоциональное состояние

дошкольников

Эмоционально-волевая сфера дошкольника. Развитие эмоциональной устойчивости и формирование личности дошкольников средствами физической культуры. Единство обучения, воспитания и развития ребенка. Система физического воспитания в дошкольных учреждения

  инструктор по физической подготовке: Журавлев С.Н.

                                    Похвистнево  2017-2018г

ВАРИАНТ№2

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние физкультурных мероприятий на физическое и эмоциональное развитие дошкольников»

инструктор по физической подготовке: Журавлев С.Н. 

Содержание «Программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелей для дошкольника. Во время статического напряжения происходит снижение объема вещества, замедления тока крови и кровоснабжения мозга, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна детям дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что для детей характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.

Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функций коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведение. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ:

- нарушение недавно сформированных умений;

- нарушение координации мелких движений, замедленность их;

- длительные отвлечения;

- примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание

предметов и др.);

-появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических

движений, например сосание пальца, раскачивание и др. ;

- повышенная раздражительность;

- зевота.

Исследования показали, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9 минуте занятия, старшей – 10-12 –той, в подготовительной к школе группе – на 12-14 минуте.

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательно-вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки. Их рекомендуется проводить в течении 1,5 – 3 минут.

Основные требования при организации физкультминуток:

1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающую функциональную деятельность всех органов и систем.

4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 видов движений: для рук и плечевого пояса, типа потягивания – выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки; для туловища, для ног.

Известно, что положительные эмоции влияют на регуляцию деятельность всех внутренних органов, повышая тонус коры головного мозга, побуждают к активной деятельности. Учитывая это, а также образность мышления дошкольников, их стремление к игровой деятельности, в комплексы физкультминуток широко вводятся имитационные движения в сопровождении стихов.

При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной активности на занятиях. Так, на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельностью в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление мышц рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергетических движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус в целом.

Определенное значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образов или заданий и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко.

Однако следует отметить, что на некоторых занятиях (например, по изобразительной деятельности) дети бывают насколько увлечены, что отрывать их не целесообразно. Утомление проявляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.). В таких случаях достаточно дать 1-2 упражнения, сидя на выпрямление корпуса.

Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях, взрослый подчеркивает: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной к школе группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными. Плюс физкультминуток заключается еще и в том, что они развивают словарный запас, связную речь, автоматизируют поставленные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...

Влияние музыкальной игры на эмоциональное развитие детей с Т.Н.Р.

Стяатья из опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Влияние семьи на формирование эмоциональных состояний у дошкольников с нормальным и задержанным развитием

В своей  работе я обращаю особое внимание на типы семейного воспитания, которые способствуют формированию агрессивности у детей....

Статья для родителей "Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физкультурой"

Материал интересен инструкторам по физической культуре и родителям воспитанников....

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физкультурой

Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физкультурой Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие...