Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.
статья на тему

Мережко Оксана Михайловна

«Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», -  отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества: «наш дом в опасности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.

Инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МБДОУ№16 Мережко О.М.,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ №16 Хасанова Ф.Х.

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ,

 но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

М. Монтель.

       «Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», -  отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества: «наш дом в опасности». Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашей планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену научно - техническому прогрессу, который привел человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности и воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой значимой на сегодняшний день является сохранение здоровья. По статистике в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребностей к здоровому образу жизни являются первостепенными задачами, стоящими перед обществом, в частности, перед педагогами и родителями дошкольников. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему здоровью важна и своевременна.

     С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования детей. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру и к своему здоровью, а педагогами ДОУ создаются оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса. При соблюдении этих условий дети осваивают элементарные экологические знания о природе, у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.  Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

        Если мы научим наших детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

      И для этого нам необходимо создавать систему знаний основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

        На ведущее место выходит экологизация физического воспитания, которая предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, характерной для большинства районов нашей страны, в том числе и Республики Адыгея, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.

       Цель экологического воспитания воспитать у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

      Все навыки, умения, привычки детей дошкольного возраста закрепляются и используются в работе с детьми в валеологических, физкультурных и экологических проектах. Участие воспитанников и их родителей в проектной деятельности стимулирует их к здоровому образу жизни, формируют бережное отношение к окружающему миру, способствует установлению активной позиции в самосознании экологически здоровой среды. Участвуя в реализации проектов, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья и здоровьетворческой деятельности.

         В заключение хотим отметить отметить, что нами представлен лишь один из подходов к проведению занятий по физической культуре в ДОУ, позволяющий сочетать двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

Источники информации:

  1. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей /Л. А. Бойко //Начальная школа, - 2005. № 6
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Спб., Детство-пресс, 2002.
  3. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Изд-во Владос - пресс, 2005
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/-fizicheskaja-kultura-kak-sredstvo-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/02/11/integratsiya-ekologicheskogo-i-fizicheskogo-vospitaniya-0
  6. http://gnezdyshko10.ru/straniza-spezialistov/instruktor-po-fisiheskoy-kulture/
  7. http://journal.preemstvennost.ru/09-05-2015/1131-fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников

Консультация  для воспитателей на тему: Формирование здорового образа жизни дошкольников...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»

«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но, пожалуй, наиболее значимым можно признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это не только отсут...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности

Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, систематическая работа способствует интеллектуальному, нравственному развитию и активизации познавательной деятельности ребёнка -...

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ 3 до 7 лет «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

   Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справитьс...