Утренний групповой сбор как способ позитивной социализации дошкольников
статья на тему

Крашенинникова Наталья Николаевна

Утренний групповой сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада. Данная технология предоставляет каждому ребенку выбор видов активности, материалов, участников совместной деятельности и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_zasypanie.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний групповой сбор как способ позитивной социализации дошкольников

Слайд 1 

В условиях реализации ФГОС ДО - развитие ребенка понимается как результат собственной активности, от которой зависит его личностный рост и способности. Новый подход к организации образовательного процесса включает личностно-ориентированную модель взаимодействия ребенка и взрослого. Такая модель должна учитывать интересы и возможности каждого ребенка, социальную ситуацию его развития.

Слайд 2

Утренний групповой сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада. Данная технология предоставляет каждому ребенку выбор видов активности, материалов, участников совместной деятельности и общения. Взрослый является равноправным участником детской деятельности, компетентным партнером. Взаимодействуя, дети получают необходимую информацию, проявляют креативные способности, самостоятельность и инициативность.

Слайд 3

Народная мудрость гласит: «Как день начнёшь, так его и проведёшь». Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игры, как «Утренний сбор», помогающей детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.  Ребята садятся по кругу и держатся за руки, смотрят друг другу в глаза, дарят своим друзьям улыбку, желают всем доброго здоровья и хорошего настроения. В группе создаётся атмосфера комфорта, уюта, тепла и доброты.

         Слайд 4

Такая форма работы как групповой сбор появилась и укрепилась достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» и «утро радостных встреч» с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования.

Слайд 5

 Назначение группового сбора состоит:

в создании общности детей и взрослых; 

в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

в совершенствовании навыков и культуры общения;

 в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

  в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; 

выборе из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

 в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Слайд 6 

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах.  Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика. Очень важно организовать круг, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках или на подушках. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться.

Слайд 7

Сбор включает в себя несколько основных этапов.

Слайд 8

Первый этап – приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.  Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, а также комплименты. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

Слайд 9

Следующий этап утреннего сбора – игра.

На этом этапе дети поют групповую песенку или проводятся игры: пальчиковые игры, словесные игры, игры-фантазии. игры-цепочки, психогимнастику и т. д. Каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре.

Слайд 10

Еще один этап утреннего сбора – ежедневные новости.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Слайд 11

Важный этап - динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с тематическим проектом или неделей.

Слайд 12

И заключительный этап - планирование дня

Этот этап утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Предоставление права выбора центра активности – презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься.

Так же при возникновении проблем поведенческого характера дети участвуют в выработке правил. Это позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

Жесткой рамки группового сбора нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Слайд 13

Таким образом можно сделать вывод, что при организации утреннего сбора у детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего группового сбора

Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...

Презентация "Утренний групповой сбор"

Структура проведения утреннего группового сбора....

Конспект утреннего группового сбора детей на тему: "А на улице зима - наступили холода"

Конспект утреннего группового сбора детей на тему: "А на улице зима - наступили холода" для детей старшей группы ДОУ...

Утренний (групповой) сбор как форма организации образовательного процесса в ДОУ. Семинар для педагогов.

Утренний (групповой) сбор как форма организации образовательного процесса в ДОУ.Семинар  для педагогов....

«Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации дошкольников»

Формирование личностных достижений дошкольников  - одна из задач педагогов ДОУ....

Мастер-класс по теме: «Утренний круг условие позитивной социализации дошкольников».

Цель. Сформировать у педагогов представление о проведении утреннего круга.Задачи:1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего круга.2. Познакомить с принципами и методами взаимо...