«Здоровьесберегающая компетентность»
материал на тему

Грязнова Ирина Сергеевна

«Здоровьесберегающая компетентность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zdorovymi_rastem.docx393.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающая компетентность»

Здоровьесберегающие  педагогические технологии, без них  немыслим педагогический процесс современного детского сада. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе

 Здоровьесберегающая компетентность -  готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением, и сохранением здоровья(соблюдение личной гигиены, культуры питания, соблюдение правил безопасного поведения в быту, разумное поведение в непредвиденных ситуациях

 В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, умение применять  свои знания и умения для укрепления своего здоровья.

  Для реализации здоровьесберегающей компетентности необходимы следующие условия:

  • Создание предметно-развивающей  среды в ДОУ.
  • Компетентность педагогов.
  • Система работы с детьми.
  • Сотрудничество с родителями.

В ДОУ для этой работы складываются  благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома.

 Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить как ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ и  ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

  Здоровьесберегающие компетентности мы можем проследить в нашей общей программе, в которой ФГОС  предполагает  образовательную  область – «Физическое   развитие». Содержание этой  области  многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, - формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни.

Реализация задач этих областей предполагает развитие здоровьсберегающей компетентности, что в итоге вытекает в развитие интегративных качеств

  Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Задачи здоровьесберегающих технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

 Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

 Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

технологии сохранения и стимулирования здоровья;                                                                       технологии обучения ЗОЖ;                                                                    

коррекционные технологии.                                                                                                    

В  моей группе  созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,  основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

 Технология сохранения и стимулирования здоровья

  • Динамические паузы
  •  Гимнастика бодрящая (Закаливание) 
  •  Подвижные и спортивные игры
  •  Релаксация
  •  Пальчиковая гимнастика
  •  Гимнастика для глаз
  •  Дыхательная гимнастика

C:\Users\User\Desktop\IMG_20160407_150914.jpg

  Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются малоподвижные игры, элементы дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

   Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии

  Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

  Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Учим детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая  гимнастика (закаливание) Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболевания занимает закаливание .Проводится ежедневно после дневного сна.  В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, массаж сухими махровыми варежками, мытье рук и лица прохладной водой. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни: 

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Занятия из серии «Сто шагов к здоровью»
  • Самомассаж
  • Активный отдых

C:\Users\User\Desktop\IMG_6600.jpg

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 10мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Утренняя гимнастика на свежем воздухе до температуры -12 градусов.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств проводим  с детьми физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе.

Это могут быть традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). На занятиях используем различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Гномик простудился» и др.   Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Сто шагов к здоровью». В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д.  Правильно организованная предметно-развивающая среда  является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.  Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Для этого  разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни «Сто шагов к здоровью».

На таких занятиях как «Уроки Мойдодыра», «Сказка про зубную щетку», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Страна волшебная здоровье» дети знакомятся с организмом, с функциями жизненно необходимых органов, которые помогают людям видеть, слышать, чувствовать, со способами ухода за ними, с полезной и вредной едой и др.

Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, в своей работе использую различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил: моделирование, экспериментирование, создание проблемных ситуаций,  рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Использую в работе дидактические игры – «Мое лицо», «Умею не умею», «Здоровье из корзинки», «Полезная -вредная еда» «Говорящая анатомия»  и др. Они способствуют формированию навыков здорового образа жизни.

Широко использую в работе прием разрешения проблемных ситуаций, который заключается в том, что рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), предлагаю разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. При этом не просто рассказываю историю, а одновременно рисую (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовываются мною либо детьми. Таким образом, проблема разрешается.

В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто использую беседы (Чистота и порядок в группе”, “Правила поведения во время прогулки”, «Упрямый медвежонок»и др.

Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы. Например чтение С,Черного “Про Катюшу” – воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В,Сутеева “Кто сказал мяу?” -формирует представления об органах слуха и зрения, Т,Воронкова “Маше – растеряша” В,Бианки “Купание медвежат” – формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки “Как Андрейка победил кариес”, “Приключение микроба” -формируют представление о микробах и КГН. К,Чуковский “Айболит” – формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

  Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .

 Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.                        

Активный отдых (физкультурный досуги, музыкальный досуг, «Недели здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях

   

Коррекционные технологии:

  • Сказкотерапия
  • Артикуляционная гимнастика

Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения

В группе созданы специальные условия: физкультурный уголок. Где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца для метания, твердые и мягкие мячи, модули и т.д.  С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь.

    На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. В формировании здоровьесберегающей компетентности необходимо обращать внимание, чтобы усвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенок понимал необходимость выполнения правил для здоровья, формирование практических умений и мотивов выполнения правил было окрашено положительными эмоциями, у детей развивался самоконтроль

Также важно, чтобы дети придерживались правил поведения и при отсутствии внешнего контроля со стороны взрослого, на основе сформированных мотивов выполнения правил, для этого ребенок должен накапливать индивидуальный опыт поведения во время режимных моментов, в игровой, самостоятельной двигательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Жизнь и здоровье подрастающего поколения являются не только наибольшей социальною ценностью, но и решающим фактором развития государства. Поэтому  в современных условиях экологических и эко...

Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни....

Формирование индивидуальной здоровьесберегающей компетентности педагогов в условиях ДОУ (опыт работы)

Здоровье педагога также выступает в качестве абсолютной социальной ценности, поскольку характеризует не только состояние человека определенной профессиональной группы, но и является необходимым услови...

"Повышение здоровьесберегающей компетентности родителей"

Формы работы с родителями в области здоровьесбережения...

Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).

Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп....

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....