Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей по здоровьесбережению детей дошкольного возраста
проект по теме

Шакирзянова Миляуша Мазитовна

Польза родительского клуба для повышения педагогической компетентности родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Педагогический проект

Родительский  клуб как форма взаимодействия с семьей

по здоровьесбережению детей дошкольного возраста

Шакирзянова Миляуша Мазитовна,

воспитатель МАДОУ детский сад № 42

г. Нефтекамск,

2017 год

Введение

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в современном обществе стоит более чем остро. Несмотря на проводимую государством политику в области охраны здоровья нации, уровень здоровья детей снижается. При этом каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и физически развитым. Но часто бывает, что родители перекладывают заботу о здоровье собственного ребенка на плечи воспитателей детского сада. Конечно, деятельность только педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников не даст желаемого результата без эффективного взаимодействия с семьей.

Осознав необходимость поиска эффективных форм сотрудничества с семьей по вопросам здоровьесбережения детей, мы решили разработать и внедрить образовательный проект «Родительский клуб «Вместе к здоровой семье!», который отличает практическая направленность на повышение педагогической культуры родителей в вопросах формирования предпосылок здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей через организацию разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи.

Задачи проекта:

- Систематизация представлений родителей в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

- Проектирование модели сотрудничества с семьями воспитанников, включающими интерактивные формы  взаимодействия с семьей.

- Обучение приемам эффективного взаимодействия всех членов семьи в системе здоровьесбережения дошкольника, создания здоровьесберегающей и психологически комфортной среды в семье.

- Оказание практической помощи родителям в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

- Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

Обоснование необходимости  проекта

Роль семьи в укреплении здоровья ребенка трудно переоценить. Именно родители обязаны заложить в сознание ребенка постоянное стремление к здоровью. Зачастую родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы. Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Идея проекта

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Статус проекта: действующий.

Методы и способы проекта: теоретический анализ педагогической литературы, тестирование и анкетирование, разнообразные формы работы с родителями, оформление фотовыставок, совместные развлечения.

Продукт проекта: модель сотрудничества с семьей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста, методические рекомендации по вопросам укрепления здоровья детей, нестандартное физкультурное оборудование для оздоровления детей.

Участники проекта: воспитатели, специалисты детского сада, воспитанники и их родители.

Срок исполнения проекта: август 2016г. - май 2017г.

При реализации проекта необходимо предусмотреть возникновение возможных негативных результатов, таких как сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью; возможность «потребительского отношения родителей». Способами коррекции данных рисков могут стать: анализ ситуации, составление гибкого графика проведения клубных мероприятий, поиск новых форм и методов работы с родителями, обмен необходимой информацией посредством использования ИКТ (электронная почта, страница группы в социальных сетях),  высокий уровень подготовленности мероприятий.

Содержание проекта

1. Предпроектная подготовка (август 2016 г.) направлена на исследование условий реализации проекта, и заключается в решении следующих задач:

- анализ условий созданных в дошкольной организации;

- проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: исследование состояния здоровья детей; диагностика физической подготовленности дошкольников;

- изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: анкетирование родителей;

- изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей; анализ существующих   инновационных форм работы методической службы; подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

На данном этапе был изучен уровень педагогической компетенции родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников. Результаты распределились следующим образом.

На вопрос «Знаете те ли вы, как укреплять здоровье ребенка?» ответили «Знаю» 37% опрошенных родителей, «Не знаю» – 11%, 52% - имеют недостаточные знания. На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в помощи детского сада в вопросах сохранения здоровья детей?» ответили «Да» - 34% родителей, «Частично» нуждаются 36%, не нуждаются в помощи детского сада 30% опрошенных родителей. Ответы на эти два вопроса подтвердили необходимость реализации данного проекта.

        С целью обоснования необходимости здоровьесберегающей работы  с детьми был проведен сравнительный анализ заболеваемости и посещаемости за 2015-2016 учебный год и начало 2016-2017 учебного года.

     

        По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод о том, что уровень заболеваемости в данной группе достаточно высокий, посещаемость низкая.

2. Организация деятельности (август-сентябрь 2016 г.) предусматривает проектирование модели сотрудничества с семьей. Деятельность педагога на данном этапе направлена на планирование и прогнозирование работы родительского клуба по вопросам здоровьесбережения детей, разработку плана мероприятий по взаимодействию с родителями на основе выделенных положительных и проблемных сторон.

3. Основной этап реализации проекта (сентябрь2016-май 2017г.) нацелен на обучение родителей практическим навыкам укрепления и сохранения здоровья детей, повышение уровня оздоровительной работы в детском саду и в семье, и, в целом, формирование педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Основной этап мы разделили на три взаимосвязанных друг с другом блока, в ходе реализации, которых использовали различные формы работы с родителями:

  1. Педагогическое просвещение. Каждое мероприятие из этого блока носит познавательный характер: семинар-практикум, мастер-класс, выступления на родительских собраниях, консультации.
  2. Совместная деятельность. Мероприятия данного блока позволяют объединиться всем участникам проекта, тем самым способствуют проектированию модели сотрудничества детского сада и семьи: совместное выполнение гимнастики, игры-занятия с участием родителей, дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, практикум по изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования.
  3. Информационно сопровождение. Данный блок включает такие формы работы как: информационный буклеты, папки-передвижки, памятки, разработка и ведение интернет-страницы в социальной сети.

Перспективный план работы родительского клуба «Вместе к здоровой семье!»

Мероприятия

Срок проведения

1

- Родительская гостиная «О здоровье всерьёз». - Презентация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

- Анкетирование «О здоровье всерьез».

сентябрь

2

- Семинар-практикум «Здоровье детей в наших руках»

- Устный журнал «Условия здорового образа жизни в семье»

- Индивидуальное консультирование родителей по запросу.

октябрь

3

- Консультация «Здоровье-это жизнь!»:

двигательная потребность дошкольника;

- Совместная деятельность детей и взрослых;

- Практикум «Подвижные игры», обмен семейным опытом;

- Фотовыставка «Отдыхаем активно».

ноябрь

4

- Консультация «Закаливание детей в домашних условиях».

- Папка - передвижка «Закаливание детей».

- Фотовыставка «Закаляемся дома».

- Консультация «Активный отдых зимой».

декабрь

5

- Родительское собрание «Путь к здоровью» с приглашением педиатра

- Брейн-ринг «Здоровое питание малыша».

- Консультация «Витаминная азбука здоровья», обмен  семейным опытом.

январь

6

- Праздник совместно с папами, посвященный празднованию 23 февраля «Ай да папы, ай да сыночки».

- Встречи с интересными людьми «здоровых» профессий.

- Выставка рисунков «Спортивная семья».

февраль

7

- Практикум «Нестандартное спортивное оборудование своими руками»

- Выставка «Спортивное оборудование своими руками»

март

8

- «Неделя здоровья» - День открытых дверей.

- Мастер-класс для педагогов и родителей «Поиграем с ножками» (закаливающий массаж).

апрель

9

- Консультация «Зеленый лекарь».

Анкетирование родителей с целью выявления запросов для дальнейшей работы

май

Промежуточные результаты

Несмотря на то, что проект действующий, можно отметить то, что он оказался не только интересным, но и полезным для всех его участников. Повысилась посещаемость заседаний, собраний, родители охотно приходят на мероприятия. Интересуются разными вопросами по поводу воспитания детей, занятий с ними, читают предложенную педагогическую и детскую литературу, делятся, тем, что нового узнали, участвуют в совместных проектах.

Результатом эффективности организации родительского клуба мы также считаем то, что появилась положительная динамика в посещаемости детей и понижении уровня заболеваемости.

4. Рефлексивный этап (3-4 неделя мая 2017 г.) направлен на анализ эффективности реализации проекта путем определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей, который позволит оценить результаты реализации проекта, определить перспективы на будущее

II. Ожидаемые результаты

  1. Создание инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
  2. Сформированность представлений, желания и стремления к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса.
  3. Повышение педагогической компетентности участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения детей.
  4. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников.
  5. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды не только в группе детского сада, но и в семье.

III. Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение

В детском саду созданы условия, обеспечивающие реализацию проектной деятельности:

- методическая среда: методическая литература, банк здоровьесберегающих технологий и методик; картотека форм взаимодействия с родителями по здоровьесбережению детей.

- здоровьесберегающее пространство: физкультурный зал, медицинский кабинет, групповое помещение и прогулочный участок, физкультурная площадка на улице.

- информационное пространство для родителей: информационные стенды в приемной и фойе детского сада, интернет-ресурсы.

IV. Практическая значимость проекта

Новизна и практическая значимость проекта выражается в том, что его реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в детском саду и семье; развитию педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей; повышению степени доверия и уважения к работникам ДОО.

Практическая ценность проекта определяется тем, что он может быть использован педагогами дошкольных организаций в практической деятельности. Родительский клуб дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

V. Заключение

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создается благоприятный психоэмоциональный климат. Четко прослеживается  активная позиция родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

презентация Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной сто...

доклад к презентации « Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка:  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую род...

« Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка:  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители,...

"Оздоровление ребёнка в семье: технологии здоровьесбережения детей дошкольного возраста ."

Виды активного отдыха с семьей.Принципы правильного питания в семье....