Главные вкладки

    Организация работы по профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
    консультация по теме

    Божко Оксана Васильевна

    Организация работы по профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯРАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


    Родители,педагоги, медицинский персонал образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребенка на боли при относительно невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо также помнить, что у детей обычно плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелой деформации рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать своевременные меры профилактики и коррекции.

    Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

    Среди
    гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется не рантовая обувь, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях .

    Регулярное применение
    природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стоны .

    Для профилактики плоскостопия у детей, начиная с 3-4 педель жизни ребенка, следует применять массаж. Массаж стон способствует укреплению мышц, нормализации их тонуса, увеличению эластичности сухожилий и связок, подвижности суставов. Выполнение массажных приемов рекомендуется сочетать с произнесением различных пестушек, нотешск, прибауток, что вызывает положительные эмоции, как у взрослого, так и у ребенка. По мнению многих авторов, в комплексы гимнастики для грудных детей, начиная с возраста 6-8 недель необходимо также включать специальные упражнения для стоп.

     

    В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе. Стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, наблюдается шарканье и шлепанье стоп. Пропорции тела и расположение его центра тяжести не обеспечивают в этом возрасте достаточной устойчивости ребенка при перемещении, поэтому во время ходьбы дети широко расставляют ноги. Широкая постановка стоп сопровождается зачастую их поворотом внутрь, косолапостью. Эти особенности находятся в прямой зависимости от общего состояния организма ребенка и его опорно-двигательного аппарата. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы приводит к недостаточности рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

    При обучении детей ходьбе наиболее эффективен показ движений. Показывая ходьбу, преподаватель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов. Словесные указания должны быть точными, понятными детям. Нередко неправильные указания могут разладить уже имеющуюся у детей координацию движений. Например, указание
    "Сильнее двигайте руками" приводит к тому, что энергичные размахивания рук вызывают резкую постановку ноги на опору, дети начинают топать, идут тяжело.

    Формируя навык ходьбы у детей, преподаватель обучает их правильной постановке шагающей ноги (пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой), не допуская шарканья и шлепанья стоп, не разводя носки. Для исправления такого недостатка, как шарканье стоп, рекомендуется вводить задания с переступанием линий, кубиков и т.п., приучающие ребенка выше поднимать ноги при ходьбе. Добиться того, чтобы при ходьбе ребенок разворачивал стопы наружу, не косолапил, можно путем создания специальных условий, которые позволили бы ему опереться на свои мышечные ощущения и конкретизировали бы поставленную перед ним задачу. Так, например, полезны упражнения в ходьбе по дорожке с обозначенными на ней следами, определяющими угол разворота носков наружу 13,5° для детей младших групп, 15° - для детей средней группы .

    Для формирования навыка бесшумной ходьбы следует использовать образные сравнения (например,
    "Походим тихо-тихо, как мышки"), игровые задания (например, преподаватель - "кот', а дети - "мышки''; дети -"мышки" идут по кругу в колонне друг за другом, стараясь передвигаться бесшумно, а преподаватель- "кот " осаливает, дотрагиваясь до плеча, тех детей, которые допустили шарканье и шлепанье стопами).

    В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.

    В процессе занятий, уроков по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования разновидностей ходьбы, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

    Специальные упражнения, направленные на предупреждение плоскостопия, укрепление мышц стопы и голени, увеличение подвижности в голеностопном суставе, приводятся в содержании методики игрового стретчинга для детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработанной А.Г.Назаровой.

    В двигательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыги-вании с естественных препятствий .

    У детей младшего дошкольного возраста стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю стопу, на прямые ноги. В связи с этим необходимо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса. На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно выше или дальше, главное ~ правильно приземлиться, не потерять равновесие. Необходимо шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления - ритмичные приседания и выпрямления, переходящие в подпрыгивания.

    Упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей младших групп допускаются с предметов высотой не более 10-15 см и используются редко, так как стопа у детей развита еще не достаточно, координация движений слаба и приземление получается довольно жестким. Перед выполнением подобных прыжков преподаватель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носки, а затем на всю стону, сгибая колени.

    В средней и старшей группе допустимо спрыгивание с предметов высотой 20-30 см, а в подготовительной - 30-40 см. Перед выполнением упражнений в прыжках в глубину дети принимают положение правильного приземления без сочетания с прыжком: в стойке ноги врозь па ширине стопы полу приседают на носках, руки вперед, спина прямая. Необходимо объяснить детям, что, спрыгивая с предмета, не следует сильно от него отталкиваться, стараясь прыгнуть дальше: спрыгивать надо вниз и чуть-чуть вперед, слегка сгибая ноги перед прыжком .

    Прыжки на одной ноге дети начинают осваивать с пятого года жизни (средней группы). Необходимо, чтобы в течение занятия (урока) они выполняли одинаковое количество прыжков, как на правой, так и на левой ноге. С целью предупреждения функциональной недостаточности стоп, следует ограничивать дозировку в прыжках на одной ноге.

    Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.

    При использовании упражнений в прыжках важно обеспечить место приземления. Малыши могут спрыгивать на песок, взрыхленную землю, снег. Для старших детей, особенно в прыжках с разбега, следует иметь на спортивной площадке прыжковую яму, а в спортивном зале - гимнастические маты, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки .

    Необходимо также учитывать, что при выраженном плоскостопии у детей упражнения в прыжках и спрыгивания с высоты исключаются.

    Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве. Для развития способности сохранять равновесие используются различные физические упражнения, как статического, так и динамического характера. Во избежание уплощения стоп в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется строго дозировать упражнения в равновесии на одной ноге (ГА.Боброва, 1986).

    Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазаний по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий (уроков) по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде (В.И.Васичкин, 1990).

    В течение занятия (урока) по физической культуре дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, так как детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям (Н.Т.Лебедева, 1986).

    В большинстве случаев приобретенного плоскостопия коррекция может быть достигнута систематическим применением средств физического воспитания и лечебной физической культуры (М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева, 1983).

    Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования (приложение 3).

    Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться медицинским персоналом образовательных учреждений с использованием объективных методов исследования (И.И.Бахрах и др., 1991). На основе результатов диагностики формируются как групповые, так и индивидуальные рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп.

    Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования и инвентаря в повседневной самостоятельной двигательной деятельности. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

    Специальные комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, могут применяться в различных формах физического воспитания.

    Целесообразно планировать работу по профилактике и коррекции плоскостопия, следующим образом. Один комплекс специальных упражнений, например,
    «Котята», в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях (уроках) по физической культуре. При этом большое внимание должно уделяться правильной технике выполнения упражнений. Далее, в течение двух недель комплекс упражнений, уже знакомый детям, включается в содержание ежедневной утренней зарядки. В детском саду утреннюю зарядку с детьми проводит инструктор по физической культуре или воспитатель. Младшие школьники выполняют утреннюю зарядку самостоятельно, включая в ее содержание упражнения, рекомендованные учителем физкультуры. Затем, после месячного перерыва, в течение которого применяется другой комплекс упражнений, например, с гимнастической палкой, можно вернуться к первому комплексу, а Котята", используя его в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна в условиях детского сада и в качестве домашнего задания по физкультуре в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, обеспечивается регулярное выполнение упражнений, направленных на укрепление мышц и формирование сводов стопы.

    Закаливание является одной из форм физического воспитания детей. При планировании системы закаливания в детском саду с целью профилактики и коррекции плоскостопия следует предусмотреть применение закаливающих процедур для стоп. В общеобразовательной школе возможности для проведения закаливающих процедур практически отсутствуют, поэтому закаливание стоп у детей младшего школьного возраста должно осуществляться в домашних условиях.

    С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводится индивидуальная работа, включая
    занятия ЛФК.

    ЛФК назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной деятельности, увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей физической работоспособности (М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева, 1983).

    Важное место занимают частные задачи ЛФК: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стоны, устранение пронированного положения пятки и супинаторной контрактуры, формирование и закрепление навыка правильной осанки.

    При использовании средств ЛФК в начале лечебного курса специальные коррекционные упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя, при разгрузке стоп. Они включаются в занятие вместе с обще развивающими в возрастающей дозировке; перед занятием целесообразно проводить массаж стоп (приложение 4).

    К специальным коррекционным упражнениям относят упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, упражнения с внешним сопротивлением. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используются упражнения в ходьбе на носках, пятках, наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп. Исправлению положения пятки способствуют специальные пособия, применяемые во время занятий ЛФК, такие как ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. (М.И.Фонарев, Г.А.Фонарева, 1983).

    Эффективность использования средств ЛФК при коррекции плоскостопия повышается при комплексном лечении, сочетании ЛФК с гигиеническими процедурами, рациональным двигательным режимом, ношением специальной обуви (стелек-супинаторов).

    Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе
    совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы работы с семьей: родительские собрания; тематические консультации; педагогические беседы; дни открытых дверей; открытые занятия по физической культуре; стенды (уголки) для родителей (приложение 5); папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

    В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится
    валеологическому образованию человека. Одной из его задач является формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и, в частности, гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений (В.И. Бондин, 1997). В этой связи целесообразно в процессе занятий (уроков) по валеологии уделить внимание изучению темы "Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоско-стопия". Например, в пособии "Твои первые уроки здоровья" Г.Зайцева (1995) в доступной для детей форме рассматриваются способы предупреждения плоскостопия с использованием природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. В пособии по валеологии Т.Л.Тарасовой, Л.С.Власовой (1997), предназначенном для педагогов ДОУ, тематический план занятий для детей 5-6 лет включает изучение таких тем, как "Опора для мышц и всех органов - скелет ", "Как защитить скелет от болезней и травм. Об осанке и плоскостопии''. В старшей группе предусматривается проведение исследования состояния сводов стопы методом плантографии с целью выявления плоскостопия. Программа "Валеологическое образование" для начальной школы, разработанная Д.З.Шибковой (1998), предусматривает формирование представлений о строении стопы и ознакомление с профилактическими мероприятиями по предупреждению плоскостопия.

    Детей младшего школьного возраста целесообразно обучить на уроках валеологии приемам самомассажа стоп (приложение 6). Самомассаж стоп рекомендуется проводить ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами (В.С.Улащик, 1993).

    Разумеется, преподавание валеологии должно проводится на основе учета возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, с использованием активных методов обучения, нестандартных форм проведения занятий, при создании положительного эмоционального фона (А.В.Часовский, 1997).

    ЗАКАЛИВАНИЕ СТОП КАК

     ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ


    Под
    закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, атмосферного давления). Это своеобразная тренировка всего организма и, прежде всего, терморегулирующего аппарата к действию указанных факторов (А.П.Лаптев, 1983).

    В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определенные функциональные системы, обеспечивающие специфический и неспецифический эффекты. Специфический эффект проявляется в повышении устойчивости к жаре или холоду, в зависимости от того, какой температурный фактор применялся для закаливания. Неспецифический эффект формируется одновременно с первым и выражается в повышении устойчивости к некоторым другим внешним воздействиям, например к простудным заболеваниям (В.А.Макаров, 1984).

    Стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей (В.А.Макаров, 1984). Существует также рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп и голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей (Д.Е.Хухлаева, 1984). В связи с этим, огромная роль в повышении резистентности организма отводится закаливанию стоп. Кроме того, закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия (Ю.Н.Чусов, 1984;

    Е.С.Черник, 1986; А.В.Чоговадзе, 1987).

    При проведении закаливания стоп следует руководствоваться общепринятыми
    принципами закаливания: систематичности, последовательности, постепенного увеличения силы раздражающего воздействия, активного режима, индивидуализации, разнообразия средств, форм и видов закаливания, сознательности и активности, контроля самочувствия, положительных эмоций, учета региональных климатических условий (А.П.Лаптев, 1983; В.А.Макаров, 1984; Ю.Н.Чусов, 1984).

    При выборе схемы закаливания необходимо учитывать исходное состояние ребенка на основе данных объективного осмотра, опроса родителей. Если ранее данному ребенку закаливание не проводилось, предпочтительнее начинать с минимального закаливающего воздействия (С.В.Матвеев, 1995). Поскольку все виды закаливающих процедур являются довольно сильным средством воздействия на детский организм, необходимо строго соблюдать принципы систематичности и постепенности, и если в силу каких-либо причин закаливающая процедура не проводилась более 10 дней, то при ее возобновлении необходимо вернуться к исходному уровню нагрузок (А.П.Лаптев, 1991).

    В структуре заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста, ведущее место занимают острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ). Одной из причин высокой заболеваемости является низкий уровень физического воспитания и закаливания как основы неспецифической профилактики респираторных заболеваний (А.Н.Колгушкин, ЛИ.Короткова, 1989). Нередко часто болеющие дети необоснованно освобождаются от участия в занятиях по физической культуре и закаливающих процедурах, что еще более усугубляет морфологические и функциональные различия с эпизодически болеющими детьми. Между тем, применение средств физического воспитания для данной категории детей имеет особое значение. Закаливающие процедуры таким детям назначаются врачом с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей реакции на холодовое воздействие (В.А.Макаров, 1994; С.В.Матвеев, 1995).

    Некоторые авторы указывают, что закаливание детей целесообразно начинать в теплое время года, когда теплая погода предохраняет еще неокрепший организм от охлаждения (Е.С.Черник, 1986; Ж.К.Холодов, 1990). Другие отмечают, что начинать закаливание можно в любое время года, но лишь тогда, когда ребенок здоров (В.А.Макаров, 1984).

    Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является
    босо хождение (Е.С.Черник, 1986). При этом имеет место, комбинированное воздействие на термо- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны - подошвенной поверхности стоп (В.И.Теленчи, 1986).

    При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (но температурному и механическому раздражению) действуют на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему (Ю.С.Николаев, Е.И.Нилов, 1983). Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое (Ю.Н.Чусов, 1984).

    Некоторые авторы утверждают, что огромное значение имеет связь стопы с землей и распределение нормального электромагнитного заряда человеческого организма. Постоянная изолированность стоп обувью приводит к тому, что организм испытывает дефицит отрицательно заряженных частиц. Это вызывает изменение кислотно-щелочного равновесия и оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма. Босохождение нормализует общий заряд организма и устраняет дефицит свободных электронов (В.А.Иванченко, 1989; Г.П.Малахов, 1997). Кроме того, отмечается, что хождение босиком оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние человека (А.Н.Колгушкин, Л.И.Короткова, 1989).

    Одни авторы (Е.С.Черник, 1986) рекомендуют начинать хождение босиком по комнате сначала по 1 минуте, прибавляя через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Другие (Н.Г.Зернов, А.Е.Ковригин, 1987) предлагают начинать с хождения по комнате в носках (в течение двух недель), а затем - босыми ногами, утром и вечером по 5 минут, ежедневно удлиняя это время на 5 минут. Приблизительно через 1 месяц от начала хождения босиком по комнате можно выходить босиком на улицу (в летнее время года).

    Кроме приведенных выше, существуют следующие рекомендации по закаливанию хождением босиком, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Ю.С.Николаев, Е.И.Нилов, 1983):

    - апрель: ходьба по комнате в носках (30-60 с), через две недели ходьба по ковру босиком (30-60 с);

    - май: ходьба босиком по полу (1,5-2 часа), кратковременное выбегание босиком на нагретый асфальт, траву (от 1 до 4-5 минут);

    - июнь-июль-август: постоянное хождение дома босиком, ходьба босиком по траве, песку, неровной земле, гальке (от 5-6 до 30-50 минут), кратковременная ходьба по кромке водоема и мокрому песку; бег босиком (1-5 минут);

    - сентябрь-март: постоянное хождение дома босиком.

    Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик следующих размеров:

    длина - 100 см, ширина - 60 см, высота - 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой, устанавливается в помещении с температурой воздуха 18-20° С, и используется по назначению (Г.П.Малахов, 1997).

    После каждого хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2-3-минутный массаж (разминание пальцев и подошв).

    С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия в процессе занятий по физической культуре, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна рекомендуется, чтобы дети занимались босиком, начиная уже с первой младшей группы, постепенно увеличивая время пребывания босиком от 2 до 20 минут (В.Н.Шебеко и др., 1996). Другие авторы также советуют проводить физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня сначала в носках, а потом босиком (Л.Веремкович и др., 1993). При этом температура воздуха в спортивном зале составляет 16-17°С (В.Н.Шебско и др., 1996). В том случае, если эту закаливающую процедуру начинают проводить в холодное время года, начальная температура воздуха должна быть выше на 2-4°С, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей (С.В.Матвеев, 1995).

    Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое
    использование так называемой солевой дорожки, представляющей собой коврик из трубой мсппсовины, на который нашиты пуговицы (для раздражения активных точек и зон стоны). Такая дорожка смачивается 10% раствором поваренной либо морской соли, и ребенок ходит по ней, а затем встает на сухой мягкий коврик или полотенце, постеленное на полу, и заканчивает процедуру растиранием стоп сухим полотенцем до покраснения (В.В.Горбунов, 1990).

    Начинать закаливание водой рекомендуют с наименее резких воздействий - местных обтираний или обливаний. Одной из наиболее простых и мягко действующих водных закаливающих процедур, которую можно применять не только абсолютно здоровым, но и ослабленным детям, является
    обтирание стоп. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Иногда в воду, которой пользуются для обтирания, с целью усиления ответной реакции кожи добавляют поваренную соль (из расчета 1-2 чайные ложки на стакан воды). Обтирание начинают с температуры воды 32-33°С, постепенно снижая ее на 1°С каждые 2-3 дня, постепенно доводя до температуры 15-16°С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой (В.А.Макаров, 1984; Е.С.Черник, 1986).

    Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, должна быть не ниже 20°С. На начальном этапе закаливания, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4°С. Начальная и конечная температура воды в холодное время I ода также должны быть выше на 2-4°С (С.В.Матвеев, 1995).

    К обливаниям рекомендуют приступать после предварительной подготовки обтиранием в течение 3-4 недель. Обливания проводят из лейки, кувшина или ведра так, чтобы вода широким потоком стекала по телу.

    Обливание стоп у детей рекомендуют производить ежедневно перед сном в течение всего года, начиная с температуры воды 26-28°С и постепенно снижая ее на 1°С каждую неделю, доводя до 15°С. После обливания стопы тщательно растирают до покраснения и появления ощущения тепла (В.А.Макаров, 1984). Некоторые авторы указывают, что наиболее приемлемым при использовании закаливающих процедур местного воздействия является снижение температуры воды на 1°С каждые 2-3 дня (К.И.Белый, 1992).

    Учитывая большую неоднородность детского коллектива по уровню закаленности и состоянию здоровья, практически каждому ребенку необходимо подбирать закаливающий раздражитель определенной температуры. В связи с этим неизбежны затраты времени на регистрацию врачебных назначений, подготовку воды, учет отпускаемой процедуры. С этих позиций преимущество имеет
    контрастное обливание ног - стопы и нижней трети голени. Для этой процедуры необходимо приготовить два ведра, в первом из которых - горячая вода с температурой 35°С, во втором - холодная с температурой на 3-5°С ниже. Сначала обливание проводят горячей водой, затем - холодной, после чего тщательно растирают нот до покраснения. В дальнейшем через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2°С, постепенно доводя ее до 15°С, а температура горячей воды остается неизменной (В.И.Тсленчи, 1986).

    Затем можно приступать к
    приему ножных ванн. Ребенок погружает ноги в ведро или таз с водой, начиная с температуры 26-28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн - не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять "топтание" в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна (Ю.Н.Чусов, 1985).

    Другой эффективный способ закаливания ног -
    контрастные ножные ванны. Для этой процедуры необходимо приготовить два ведра, в первом из которых горячая вода с температурой 35°С, во втором ~ холодная с температурой на 3-5°С ниже. Закаливающийся помещает ноги сначала в горячую воду на 1-2 минуты, затем - в холодную на 5-10 секунд, и повторяет процедуру в том же порядке от двух до трех раз, а затем тщательно растирает ноги до покраснения. В дальнейшем через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2°С, постепенно доводя ее до 15°С. Температура горячей воды остается неизменной, также как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за одну процедуру. Контрастные ножные ванны рекомендуют проводить также незадолго до сна (Ю.Н.Чусов, 1985).

    Регулярное
    обмывание сгон прохладной водой с последующим их растиранием также способствует профилактике и коррекции плоскостопия (А.В.Чоговадзе, 1987). Между тем, оздоровительное влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги, независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком, или нет. Детей старше-то дошкольного и младшего школьного возраста следует приучить самостоятельно мыть ноги прохладной водой перед сном, соблюдая при этом основные гигиенические требования: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мочалкой и мылом, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать обувь так, чтобы не запачкать вымытых ног (Е.С.Черник, 1986).

    Хорошие результаты достигаются при использовании так называемого
    "рижского" метода закаливания, суть которого заключается в следующем: на дно таза насыпают мелкие камушки - гальку, и наполняют ею соленой водой (10-20 г соли па 1 л воды), так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети "гуляют" по этому мини-пляжу в течение 1-3 минут (в зависимости от желания ребенка), после чего ноги ополаскивают пресной водой и растирают до покраснения. Начальная температура воды составляет 36°С; каждые 2-3 дня ее снижают на 1°С и доводят до 22-24°С для детей 3-4 лет, до 20-22°С для детей 4-5 лет, до 18-20°С для детей 5-6 лет, до 16-18°С для детей 6-7 лет и до 14-16°С для детей 7-10 лет (В.В.Горбунов, 1990).

    Некоторые авторы рекомендуют перед использованием водных закаливающих процедур для стоп повысить температуру ног с помощью физических упражнений, а после принятия процедуры и последующего растирания ног снова выполнить упражнения (Д.Е.Хухлаева, 1984; Г.П.Малахов, 1997).          -

    Следует отметить, что традиционно считалось, что после принятия водных процедур необходимо произвести интенсивное растирание полотенцем до покраснения кожи и появления ощущения тепла. Но в ряде исследований последних лет было показано, что интенсивное растирание кожи после закаливающих процедур сокращает период холодового воздействия на организм и тем самым удлиняет процесс закаливания, в связи с чем применение растирания оправдано на начальном этапе закаливания, при появлении первичного озноба, "гусиной кожи", а не при наличии устойчивости к холоду и возникновении вторичного озноба (В.А.Макаров, 1984).

    В этой связи и с учетом недостаточной
    эффективности закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры, в настоящее время предлагается новый метод закаливания стоп на основе использования кратковременного интенсивного воздействия холодом. В основе этого нового метода закаливания лежит следующий принцип: под действием кратковременного сильного раздражителя положительные физиологические изменения в организме происходят более благоприятно, чем при слабых и умеренных воздействиях (Н.Лебедева, 1993).

    Интенсивное закаливание стоп проводится следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) "топчутся" в тазу, в который наливается вода из-под крана (температура воды изменяется по сезонам года от 13-18°С в теплое время года и до 6-10°С в холодное время года); в целях обеззараживания воды в нее добавляют раствор марганце-вокислого калия до появления розовой окраски. Затем дети вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой, не делают этого. Противопоказаниями к применению этого способа закаливания стоп являются хронические заболевания почек, органов дыхания и носоглотки (Л.Веремкович и др., 1993).

    К экстремальной форме закаливания стоп относится такая процедура, как кратковременный выход на снег босиком. В настоящее время существуют противоположные мнения относительно возможности ее использования применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста.

    Некоторые авторы считают, что подобные закаливающие процедуры вызывают чрезвычайное напряжение всех физиологических систем организма и особенно механизма терморегуляции (поэтому их и называют экстремальными). Между тем, терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Многие стороны экстремального закаливания остаются малоизученными, поэтому последствия его непродуманного использования являются непредсказуемыми. Кроме того, реакция ребенка на воздействие холода является исключительно сложной и определяется большим числом факторов. В условиях чрезмерных закаливающих воздействий могут иметь место либо тенденции несбалансированного развития, либо явные его проявления.
     хотя в отдельных семьях накошен положительный опыт применения экстремальных форм закаливания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, однако, демонстрируя огромные возможности детского организма, эта практика не может распространяться на всех детей"  .А.Макаров, 1984; В.ПЛраздников, 1988).

    По мнению других авторов, такая процедура, как кратковременный выход на снег босиком, может применяться в системе закаливания здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но лишь при соблюдении ряда условий: реализации основных принципов закаливания, предварительной подготовки ребенка к экстремальным закаливающим процедурам, отсутствии противопоказаний. Необходимо учитывать, что экстремальные закаливающие процедуры не рекомендуются детям, обладающим повышенной чувствительностью к холоду, а также страдающим различными хроническими заболеваниями. Кроме того, подобные виды закаливания должны проводиться очень осторожно и только под наблюдением врача, при наличии тщательного врачебного контроля (А.П.Колгушкин, Л.И.Короткова, 1989; А.П.Лаптев, 1991; В.Доскин, С.Фоменков, 1993; Ю.Н.Лебедев, 1996).

    Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что форсирование и увеличение холодовых нагрузок до предельных в отношении детей и подростков не является необходимостью.

    Любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался и ждал. Это и является сигналом правильности выбранной методики. Если ему не нравятся предлагаемые формы или виды закаливания, нельзя принуждать его, так как ребенок имеет право на выбор. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играет эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям. Благоприятная социально-психологическая атмосфера повышает эффективность закаливания (Т.Г.Глушанок, Л.Н.Волкова, 1994).

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    КОМПЛЕКС  1 «КОТЯТА»

    1. "Котята идут мимо спящего пса"

    И.п. стоя на носках, руки внизу

    Ходьба на носках.

    Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир - большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг Другу - "Тише! '

    2. «Котята греют на солнышке лапки" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть

    1 - согнуть вперед правую стопу

    2-и.п.

    3-4 - то же левой

    3. «Лапки замерзли"

    И.п. - то же

    Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот.

    4. "Лапки танцуют"

    И.п. то же

    1 - носки в стороны, пятки вместе

    2-и.п.

    3 - пятки в стороны, носки вместе

    4 - и.п.

    5. ^Котята показывают ноготочки"

    И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади

    1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы
    (^показали коготочки")

    2 и.п. ("спрятали ноготочки9^ 3-4-то же левой

    6. ^Котята бегают по лужам"

    И.п. о.с. Ходьба по водно-солевой дорожке.

     
    Примечание: Ж - автором идеи является Н.В.Акулина (1993), поскольку за основу принят разработанный ею и дополненный авторами комплекс упражнений.

     
    КОМПЛЕКС  2 "УТЯТА"

    1. "Утята шагают к реке"

    И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади

    Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

    2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

    И.п. то же

    1-2 - поднимая внутренние своды опереться

    на наружные края стоп 3-4 - и.н.

    3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

    И.п. - то же

    Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

    4. "Утка крякает

    И.п. - то же

    1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны

    ("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.

    5. "Утята учатся плавать" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть

    1 - согнуть правую стопу вперед

    2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу


    КОМПЛЕКС  3 "ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД

    1. "Танцующий верблюд"

    И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

    2. "Забавный медвежонок"

    И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки вовнутрь (
    "по-медвежьи ").

    3. "Смеющийся сурок"

    И.п. ~ стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз

    1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 3-4 - и.п.

    4. "Тигренок потягивается"

    И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди

    1-2 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках

    3-4 - и.п.

    5. «Обезьянки-непоседы»
    И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно
    1-2-встать
    3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп
    5-6 - сесть
    7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки

    Примечание: дети дошкольного возраста могут выполнять это упражнение, придерживаясь за опору или с помощью преподавателя; дети младшего школьного возраста выполняют упражнение без опоры и помощи преподавателя.

    6. «Резвые зайчата»

    И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе)

    КОМПЛЕКС  4 "МАТРЕШКИ"

    1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

    И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
    1 - правую вперед на пятку
    2-3 - покачать носком вправо-влево
    4 - приставляя правую, и.п.
    5-8 - то же с левой
    2. «Красные сапожки, резвые ножки»
    И.п. то же
    1 - правую вперед в сторону на пятку
    2 - правую на носок
    3 - правую на пятку
    4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой
     
    3. «Танец каблучков»
    И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку,
    руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок,
    полуприсед, руки на пояс
    4. «Гармошка»
      И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
    1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо
    2 -- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь
    3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо
    4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
    5-8 - то же, что 1-4
    1-8 - то же, передвигаясь влево

     

    5. "Елочка"
    И.и. ~ то же
    1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
    2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
    3-8 ~ продолжать передвигаться таким образом вправо
    1-8-то же влево
    6. «Присядка»
    И.п. - то же
    1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх
    2 ~ и.п.
    3 - правую в сторону на пятку
    4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги
    7. "Шаг с припаданием" И.п. - стоя на правой, левую в сторону книзу, руки на пояс
    1 - шаг левой в сторону с носка перекатом на всю стопу в полуприсед
    2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу
    3-4 - то же, что на счет 1-2
    То же в другую сторону.

    КОМПЛЕКС  5 "КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ"

    1.  "Пингвины"

    И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть

    1 - не отрывая пятку, носок правой в сторону
    2 - то же левой
    3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп
    7 ~ не отрывая пятку, носок правой в и.п.
    8 - то же левой

    2. "Попугай" 
    И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам
    1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
    2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
    3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо
    1-8-то же влево

     
    3. «Фламинго»
    И. п. - стоя ноги вместе, руки в стороны
    1 - согнуть правую вперед, стопа согнута, пальцы стопы согнуты и сжаты
    2-3 - держать
    4 - и.п.
    5-8 - то же с другой ноги
    4. "Журавли"
    И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу
    1 - поднимаясь на носки, взмах руками в стороны-вверх
    2 - опускаясь на пятки, взмах руками вниз, и.п.
    3-4 - то же, что на 1-2
    То же поднимаясь на носок одной, сгибая другую вперед.

    5. "Цапля" И.п. - стоя на носках, руки внизу
    Ходьба на носках, высоко поднимая колени, со взмахами рук вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц.
    6. «Пеликан идет к воде»
    И.п. - присед на носках, руки на коленях
    Ходьба в приседе на носках.

    КОМПЛЕКС  6  гимнастической палкой) 

    1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.
    Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
    2. И.п. - то же
    1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
    3-6 - держать
    7-8 - и.п.
    3. И.п. - то же
    1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног об пол
    3-4 - и.п.
    4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стоп, придерживая хватом двумя руками за верхний конец Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
    5. И.п. -то же. Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
    6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

    Примечание: лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

    КОМПЛЕКС№7 мячом)

    1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
    2. И.п. - то же
    Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
    3. И.п. - тоже
    Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.
    4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч
    между лодыжками

    1-2 ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами

    3-4 - ИП.
    5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой
    Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.
    Примечание: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 с

    КОМПЛЕКС  8 (со скакалкой)

    1. И.п. - о.с., скакалка на полу, расправленная по всей длине Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед носком другой; разворачивая носки в стороны, скакалка под серединой стоп
    ("елочка'); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево.
    2. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп) Перекаты с пяток на носки обратно.
    3. И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной па полу Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол.
    4. И.п. - то же. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног.
    5. И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди
    1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы
    3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад
    5-6 - опускаясь на всю стону, стойка ноги вместе, скакалка сзади
    7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п.
    6. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп)
    Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке.

    Примечание: рекомендуется использовать веревочные скакалки, концы которой обматываются изоляционной лентой; длина скакалки должна соответствовать росту упражняющегося: ребенок встает на скакалку, ноги на ширине стопы (продольно) и натягивает ее кверху, при этом концы скакалки должны касаться подмышечных впадин.

    КОМПЛЕКС  9  обручем)

    1. И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на пояс Ходьба по обручу приставным шаг ом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, но носки на обруче, а пятки на полу.
    2. И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки на пояс 1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча
    3-4 - и.п.
    3. И.п. - то же
    1-2-полуприсед
    3-4 - и.п.
    4. И.п. - то же
    1-2 - присед
    3-4 - и.п.
    5. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край
    1-2 ~ поднимая носки с опорой на пятки, перевести обруч под стопы
    3-4 - вставая на носки, перевести обруч назад за пятки
    5-6 - опуститься на всю стопу (стоять в обруче, обруч наклонно)
    7-8 - поворачивая обруч, перевести его через голову, и.п.

    Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пластмассы диаметром 80 см.

     

    ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Средства физического воспитания

    Характер использования

    Гигиенически е факторы

    Гигиена обув и и правильный её подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывани е ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т.п.

    Природно-оздоровительны е факторы

    Хождение босиком п о естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованны м на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовы м дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года . Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп, контрастно е обливание ног, "рижский" метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказании , при наличии врачебного контроля.

    Физически е упражнения

    Специальные комплекс ы упражнений, направленные на укрепление мышц стоны и голени и формировани е сводов стопы. Особенностью является использование образных названий упражнений ("Котята", ^Утята", ^Веселый зоосад" и др. и упражнений с предметами (обручем, мячом, скакалкой). Один комплекс в течени е двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики . Следующие четыре недели применяется другой комплекс. Далее в течение еще дву х недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущи й комплекс.

    Профилактика и коррекция плоскостопия у детей


    Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стоп.

    Стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. Вследствие этого в строении стопы имеются существенные особенности, обусловленные, прежде всего вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее подвижные; плюсна мощная и прочная; кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц
    (М. Сапин, Г. Былич).

    Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам
    (И.Ловейко). Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов (И.Ловейко). Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

    Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка
    (В. Страковская). Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом (И. Сергееня).

    Наш опыт организации работы профилактической и коррекционной направленности на базе дошкольного образовательного учреждения № 350 г. Челябинска свидетельствует о том, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заключается, с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений), с другой стороны - в преемственности различных его видов и форм.

    Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

    Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). С помощью родителей изготовлены дополнительные приспособления для предупреждения плоскостопия («дорожки» из грубой мешковины с нашитыми пуговицами разного размера, доски с наклеенными вишневыми косточками и покрытые лаком и др.). Оборудование и инвентарь комплектуются таким образом, чтобы в каждой группе они были разными и, меняя их, можно было разнообразить воздействия при наименьших экономических затратах.

    Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в по мощении, на улице, на занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации родителям.

    Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту - траве, песку, гальке, хвойным иголкам, также способствует профилактике и коррекции плоскостопия. На групповых участках оборудованы естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.) для хождения босиком в теплое время года. Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года изготовлены ящики (длина - 100 см, ширина -60 см, высота - 15 см), которые заполняются промытой речной галькой, устанавливаются в помещении и используются по назначению.

    С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком (время пребывания босиком увеличивается от 2 до 20 минут в соответствии с рекомендациями
    ВН.Шебеко и других авторов).

    При планировании системы закаливания предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия
    (ЮЛ. Чусов, Е.С. Черник). Кроме того, стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи, с чем закаливанию стоп отводится огромная роль в повышении резистентности организма (ВА. Макаров, ДВ. Хухлаева).

    Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, применяются в различных формах физического воспитания. Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята», «Матрешки» и др.), а также упражнений с предметами - мячом, обручем, скакалкой. Подобные упражнения профилактической и коррек-ционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими и в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.

    Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активному участию применяются различные формы работы: родительские собрания;

    тематические консультации; педагогические беседы; дни открытых дверей; открытые занятия по физической культуре; стенды (уголки) для родителей; папки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

    В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию, одной из задач которого является формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений. В этой связи целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы «Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия». •

    Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия в условиях дошкольных учреждений, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного уменьшения числа детей, имеющих деформацию стоп.

    Предлагаем вашему вниманию
    комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п.

    Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

    С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

    Комплекс «Веселый зоосад»


    1. «Танцующий верблюд».

    И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

    Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

    2. «Забавный медвежонок». И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

    Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

    3. «Смеющийся сурок».

    И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

    1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.

    4. «Тигренок потягивается».

    И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.

    1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 - и.п.

    5. «Обезьянки-непоседы».

    И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно.

    1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 - сесть; 7-8 - вернуться в и.п., сохраняя при этом правильную осанку.

    6. «Резвые зайчата».

    И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.

    1-16 - подскоки на носках (пятки вместе).

    Комплекс с мячом


    1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

    Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

    2. И.п. - то же.

    Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

    3. И.п. - то же.

    Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

    4. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками.

    1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 - и.п.

    5. И.п. - то же.

    1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; З-6 - движениями стоп поворачивать мяч вправо-влево;

    7-8 - и.п.

    6. И.п. - сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

    Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

    Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

    Комплекс «Загадки»


    Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

    1. «Месяц».

    За домам у дорожки висит пол-лепешки.

    И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

    Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

    2. «Солнце».

    В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всехразбудит.

    И.п. - то же.

    Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

    3. «Туча».

    По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось
    - и она расплакалась.

    И.п. - то же.

    Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

    4. «Молния».

    Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

    И.п. - то же.

    Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

    5. «Дождь».

    Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.

    И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.

    Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.

    То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.

    6. «Радуга».

    Крашеное коромысло над рекой повисло.

    И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

    Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

    Примечание. Загадки взяты из кн.: ЕлкинаНВ., Тарабарина Т И. 100 загадок. -Ярославль: Академия развития, 1996.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

    Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....

    Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

    Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    В данной работе представлен материал об анатомо-физиологических особенностях строения детской стопы. Отражены причины развития плоскостопия у детей и особенности детского плоскостопия. Делается акцент...

    Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"

    Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь   лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...

    Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

    Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему:  "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...