Познавательный досуг на основе сказкотерапии (русская народная сказка "Курочка Ряба»)
материал (младшая, средняя группа) на тему

Ткаченко Наталья Викторовна

Цель: Коррекция поведения детей в адаптационный период.

Задачи:

Развитие творческого воображения, формирование у детей способности к содействию и сопереживанию, создать и закрепить позитивное психосоматическое состояние при различных видах деятельности.

 Идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций, является центральной линией данной работы. Сказка  учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, развивает творческое воображение. Основой данного материала является русская сказка "Курочка Ряба". По ходу познавательного досуга воспитатель с детьми не только читает, но и анализирует сказку, используя элементы арттерапии, пальчиковой гимнастики, а также элементы подвижных игр. При обсуждении сказки  решаются основные задачи по адаптации дошкольников к условиям детского учреждения, закладываются основы позитивного взаимоотношения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_dosug_na_osnove_skazkoterapii.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный досуг

НА ОСНОВЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

(РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Курочка Ряба»)

Цель:

 Коррекция поведения детей в адаптационный период.

Задачи:

Развитие творческого воображения, формирование у детей способности к содействию и сопереживанию, создать и закрепить позитивное психосоматическое состояние при различных видах деятельности.

Использованная литература:

«Практикум по сказкотерепии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева М. 2010г.

«Страна пальчиковых игр» А.М.Диченскова, Ростов-на-Дону, 2012г.

«Игротерапия в логопедии» С.В.Исхакова, Ростов-на-Дону, 2015г.

 Необходимый материал:

Цветные листы бумаги для аппликации, готовые формы яиц из белой бумаги, клей – карандаш и цветные карандаши по количеству детей; небольшая игрушка петуха; маска петуха; фонарик; музыкальное сопровождение.

Ход досуга:

Вступление:

Воспитатель:

- Дети, приглашаю вас в путешествие на нашем волшебном паровозике, (дети встают в колонну по одному, руки согнуты в локтях, изображают движение колёс у паровоза, при словах «… ту-ту-чи-чи…» - кулак правой руки поднимается вверх и опускается до плеча).

У нас есть паровозик – ту – ту – чи – чи!

Он нас по рельсам возит - ту – ту – чи – чи!

У него труба и печка - ту – ту – чи – чи!

И волшебное колечко - ту – ту – чи – чи!

Мы отправимся с вокзала - ту – ту – чи – чи!

У него четыре зала - ту – ту – чи – чи!

Мы поедим до Парижа - ту – ту – чи – чи!

А быть может и поближе - ту – ту – чи – чи!

Тут пошёл весёлый дождик - ту – ту – чи – чи!

И застрял наш паровозик - ту – ту – чи – чи!

Мы стоим в огромной луже - ту – ту – чи – чи!

Тут уж нам не до Парижу - ту – ту – чи – чи!

- Чух – чух – чух! Паровоз,

Ты куда детей завёз?

- Через поле, через лес

Их привёз в страну чудес!

Воспитатель:

- Ой, куда же привёз нас паровозик? Хорошо, что я взяла с собой наш волшебный фонарик он подскажет, где мы находимся. Выходим из паровозика на полянку, (дети садятся в круг и, взявшись за руки, все смотрят на фонарик в центре круга). Ты, фонарик, посвети нам дорогу укажи. Дети, посмотрите, (воспитатель обращает внимание детей на короб в углу комнаты).

В уголок, в уголок

Кто – то поставил коробок.

Что такое в уголке?

Что такое в коробке?

Может, ягода – малина?

Или красная рябина?

Может, спелая брусника

Или чёрная черника?

(Воспитатель подходит к коробу и пытается открыть его.)

Я пойду в уголок,

И открою коробок.

(Короб не открывается.)

Воспитатель:

- Ребята, на коробе что – то написано. Это загадка, если мы отгадаем её, короб откроется (читает загадку).

Кто там по двору идет?

Кто там зёрнышки клюёт?

Дети:

- Петушок, (короб открылся).

Воспитатель:

- Молодцы, правильно отгадали, (достаёт из короба игрушечного петуха).

Дети, посмотрите, какой петушок сердитый, покажем, как петушок сердится, (дети встают).

Превращаюсь в петушка,

Вот какой сердитый я!

(Руки, ноги, шею, голову, спину напрячь, руки упираем в бока)

Я сердитый, я драчливый,

(Руки – «крылья» согнуты в локтях, отодвинуты назад, взгляд сердитый)

Не оставлю от врага

(быстро переставлять поднятые в коленях ноги)

Ни единого пера.

(Делаем отрицательный жест пальцем)

Воспитатель:

- Петушок не сердись, мы с тобой поиграем (воспитатель, одевает маску петуха и встаёт в центр круга, дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, руки – «крылья» согнуты в локтях).

Трух –тух – тух – тух, ходит по двору петух!

Сам со шпорами, хвост с узорами!

(Дети разворачиваются лицом в круг, руки на пояс, выставляя ноги вперёд на пятки)

Под окном стоит

(Руки перед грудью «домиком»)

На весь двор кричит.

(Руки к губам «рупором»)

Кто услышит, тот бежит!

(«Петух» хлопает крыльями и кричит)

Ку – ка –ре – ку!

(Дети разбегаются, воспитатель догоняет)

Воспитатель:

- Ребята, петушку, понравилось играть с нами, посмотрите, как он высоко поднял голову, и очень гордится своей красотой, изобразим гордого петушка:

Превращаюсь в петушка,

Вот как прошагаю я:

Ноги вверх приподнимаю,

(Выполняем действия по ходу текста)

Грудь вперёд я выставляю

Крылья гордо расправляю.

(Руки «крылья» за спину)

Клюв свой вверх приподниму –

Гордо гребень свой несу.

(Скрещиваем пальцы обеих рук на голове)

Петушок хочет, чтобы мы отгадали ещё одну загадку, послушайте внимательно:

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает.

Дети:

- Курица.

Вхождение в сказку.

Воспитатель:

- Правильно. Ребята, это не простой петушок, а сказочный и он приглашает нас в сказку, (дети встают в круг и взявшись за руки закрывают глаза, звучит тихая музыка). «Крибле – крабле – бум!», открывайте глаза, (музыка прекращается), вот мы и в сказке «Курочка Ряба». Что мы с вами видим?

Это домик стоит с крышей,

(Кончики пальцев рук соединены «крыша»)

Это башня, башня выше.

(Поднимаем «крышу» над головой)

Возле башни есть ворота,

(Ладони рук соединить перед грудью)

Открываем мы ворота

(Пальцы рук разводим в разные стороны)

Проходи кому охота!

(Делаем приглашающий жест)

Возле домика забор,

(Ладони вертикально, тыльной стороной развёрнуты к груди, плотно сжаты)

Приглашаем всех во двор

(звучит тихая музыка).

Воспитатель:

- Вот попали мы во двор…(выключаем музыку).

Наши уточки с двора:

Дети:

Кря – кря – кря.

(пальцы рук делаем как раскрытый клюв, открываем и закрываем клюв)

Воспитатель:

Наши гуси у пруда:

Дети:

Га – га – га.

(пальцы рук делаем как раскрытый клюв, открываем и закрываем клюв)

Воспитатель:

Наши гуленьки в саду:

Дети:

Гу - гу – гу.

(Руки поднимаем вверх, машем кистями)

Воспитатель:

Наши курочки в окно:

Дети:

Ко – ко – ко.

(Стучим указательным пальцем правой руки о ладонь левой руки)

Воспитатель:

А вот Петя – петушок

Рано – рано поутру

(Спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)

Нам споёт:

Дети:

Ку – ка – ре – ку!

(Машем руками как крыльями)

Воспитатель:

- Как весело здесь, кто живёт во дворе?

Дети:

- Утки, гуси, голуби, куры и петушок.

Воспитатель:

- Молодцы!

Вот мы к домику подходим

(Кончики пальцев рук соединены «крыша»)

На двери дома, дружочек

(Открытая ладонь перед грудью)

Висит хитренький замочек

(Руки в «замок»)

Свой всегда сюда войдёт,

(Левая ладонь в кулак – «замок», указательный палец правой руки поднят вверх – «ключ»)

Ключик вставит, повернёт.

(указательный палец правой руки вставьте сбоку в кулак, поворачивайте им вправо и влево – «открывайте» замок)

А чужой если придёт,

То в дом не войдёт.

(Разведите руки в стороны и покачайте головой из стороны в сторону, изображая «нет»)

Воспитатель:

- Постучим, дружно, в дверь, (дети стучат кулаком правой руки о ладонь левой руки).

Вот дедушка проснулся

(Обвести руками сверху вниз воображаемую бороду)

Сладко, сладко потянулся

(Руки вверх «потянуться»)

Вот бабушка проснулась

(«Наденьте» воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком)

И всем нам улыбнулась.

Воспитатель:

- Все проснулись, все друг другу улыбнулись. Сказка начинается, (звучит музыка, дети садятся на стульчики вокруг воображаемой полянки).

Сказка.

Воспитатель рассказывает сказку:

Жили – поживали дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла, Курочка Ряба однажды яйцо…

- Дети, как вы думаете, обрадовались бабушка и дедушка яичку?

(Ответы детей.)

- Давайте, тоже, сделаем для них подарки! Садимся за столы, там лежат листы бумаги, на которые мы наклеим готовую форму яйца, пусть у бабушки и у дедушки будет целая корзина яиц, (дети делают аппликации, звучит тихая музыка). Какие красивые подарки у вас получились!

Воспитатель продолжает рассказывать сказку:

Снесла, Курочка Ряба яйцо, да не простое, а золотое.

- Мы тоже можем подарить бабушке с дедушкой не простые, а разноцветные яички, возьмите карандаши и начинайте рисовать, (дети рисуют, звучит тихая музыка). Вы, очень старались, молодцы! Посмотрите, какие разные получились яйца, (воспитатель показывает работы детей, описывая их). Хотите узнать, что было дальше?

(Звучит музыка, дети садятся на стульчики вокруг воображаемой полянки).

Воспитатель продолжает рассказывать сказку:

Дед яйцо бил – бил – не разбил. Баба яйцо била – била – не разбила.

- Почему бабушка с дедушкой начали разбивать яйцо?

(Ответы детей.)

-Как вы думаете, они заметили, что яйцо золотое?

(Ответы детей.)

- Что можно сделать с золотым яйцом? Как бы вы поступили?

(Ответы детей.)

- Понравился им подарок, который подарила, Курочка Ряба?

(Ответы детей.)

- Чтобы вы хотели подарить бабушке и дедушке?

(Ответы детей.)

- Какой подарок хотели бы получить сами?

(Ответы детей.)

- Почему золотое яйцо не разбилось?

(Ответы детей.)

Воспитатель подводит итоги ответов детей, если дети не затрагивали вопросы о личной гигиене, то воспитатель обращает на это внимание детей.

- Возможно, золотое яичко не разбилось, потому что бабушка и дедушка забыли вымыть яйцо и руки перед едой. Мы же знаем, что:

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Расскажем им, как правильно мыть руки (делаем движения согласно тексту):

Кран с водичкой мы открыли, свои ладошки намочили.

Мыло все налили дружно, только много лить не нужно.

На ладошки посмотри и потри, потри, потри.

Пены много? Хорошо! А теперь в замок ее.

Вверх, вниз! Вверх, вниз! Грязь меж пальцев берегись!

Мы потрем ладошки снизу, мы потрем ладошки сверху.

Вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Грязь на ручках берегись!

Моем мылом каждый пальчик.

Вот намылили большой, сполоснем потом водой.

Не забудем и указку, смоем с него и грязь и краску.

Средний мылим мы усердно, самый грязный он наверно.

Безымянный трем мочалкой, кожа сразу станет гладкой.

А мизинчик быстро мылим, очень он боится мыла.

Пальцы в кулачок сожмем, сверху тоже их потрем.

Вспомним и про ноготки, по ладошки поскреби.

Мы запястья мылом мылим.

Раз, два! Раз, два! Чтобы грязь с водой ушла.

Ручки дружно мы сожмем, лишнюю воду уберем.

Полотенцем пушистым руки насухо протрем!

Воспитатель:

- Теперь бабушка с дедушкой знают, как правильно мыть руки. А, что было дальше?

Воспитатель продолжает рассказывать сказку:

Мышка серая бежала, хвостиком махнула, яйцо упало и – горе какое – разбилось.

Воспитатель:

- Где живёт мышка?

(Ответы детей.)

Это маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке

Потому что, дотемна

В норке прячется она.

- Кого боится мышка?

(Ответы детей.)

Воспитатель подводит итоги ответов детей, обращая их внимание, на то, что кошка не всегда может поймать мышку.

Тише, тише, тише, тише,

На охоту вышли мыши.

(Соедините большой, средний и безымянный пальцы, выпрямив их, согнутый указательный палец прижмите к среднему, а согнутый мизинец - к безымянному, изображая мышь)

Кошка спит и их не слышит.

(Ладони под щёку, изображаем спящую кошку)

Мышки лапками шуршат,

(Скребём пальцами правой руки о ладонь левой руки)

Мышки в кухоньку спешат

(«Шагайте» по ладони левой руки указательным и безымянным пальцами правой руки)

К сладкой булке и назад.

Воспитатель:

- Если кошка не справляется с мышами, мы можем поймать их при помощи мышеловки. Поиграем с вами в игру, которая так и называется «Мышеловка». Разделимся на две группы. Одни образуют круг, поднимают сцепленные руки вверх – это «мышеловка», другие – «мыши» вбегают в круг и выбегают из него, пока звучат слова. По окончанию слов мышеловка закрывается – дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается. Игра начинается:

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели, всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки, доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех, за раз.

(Дети садятся на стульчики)

- Почему мышка оказалась дома у бабушки и дедушки?

(Ответы детей.)

Воспитатель подводит итоги:

- Конечно, надо содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей.

 Кто помогает своей маме наводить порядок дома? Как вы помогаете? Нужно ли беречь и убирать свои игрушки дома и в детском саду?

(Ответы детей.)

Воспитатель подводит итоги.

Давайте простим мышку и отпустим её, пускай идёт к себе в норку.

Мышка, мышка

Пи – пи – пи!

Мышка, зёрнышко возьми.

(Ладони развёрнуты, руки вытянуты вперёд)

Навари детишкам

Вкусной кашки мышка.

Воспитатель:

- Бабушке и дедушке надо помочь навести порядок в доме. Они старенькие и нуждаются в помощи.

Пальчики могут не только играть,

Они могут бабушке и дедушке во всём помогать,

Могут посуду помыть, постирать,

(Круговые движения ладони об ладонь, затем трём кулачками)

Грозди забить и в доме убрать.

(Кулаком правой руки стучим по ладони левой, затем ведём ладонями параллельно полу)

Грязные тарелки –

Глубокие и мелкие.

(Соединяем ладони в виде чашечки, сильно сгибаем пальцы и не очень)

Чтоб они не плакали,

Вымоем их в раковине.

Кран с водичкой мы открыли,

Раз, два, три!

(«Откройте кран» кистями рук сделайте несколько вращательных движений, затем изобразите «кран», соберите пальцы правой руки вместе, изогните кисть и опустите её)

Ш – ш – ш!

Всю посуду перемыли.

(Одна ладонь - «тарелка», второй ладонью водите по ней)

Все тарелки чистые,

Чистые, лучистые,

(Показываем развёрнутые ладони)

Улыбаются, смеются,

(Улыбаемся)

А уронишь – разобьются.

(Руками обнимаем щёки, изображаем ужас на лице)

Будем крепко их держать,

(Грозим пальцем)

Полотенцем протирать.

(Одна ладонь - «тарелка», второй ладонью водите по ней)

Воспитатель:

- Молодцы! Как чисто всё убрали!

А, что же случилось с бабушкой и дедушкой, после того, как мышка разбила золотой яичко?

Воспитатель продолжает рассказывать сказку:

Плачет дед, плачет баба…

- Почему плачет бабушка и дедушка? Чем они огорчены? Разве они не хотели разбить Золотое яйцо? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо оставалось целым? Как их утешить?

Воспитатель продолжает рассказывать сказку:

…а Курочка Ряба кудахчет:

- Кудах – тах – тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Снесу я вам яйцо другое, не золотое, простое!

Воспитатель:

Как, Курочка Ряба попыталась успокоить бабушку и дедушку? Почему Курочка Ряба решила снести бабушке и дедушке простое, а не золотое яйцо? Бабушка и дедушка рады подарку Курочки Рябы?

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Выход из сказки.

Мы много потрудились и многому научились, в этой сказки. А теперь нам пора возвращаться. Петушок верни нас домой!

(Дети встают в круг и берутся за руки, идут по кругу.)

Раньше всех петух встаёт,

Голосистей всех поёт,

Носом в землю постучит,

Крылом взмахнёт и закричит.

Он так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт!

Поёт он даже сонный,

Певец неугомонный.

Под окошко к нам приди,

Нас домой отведи!

(Звучит тихая музыка, дети закрывают глаза.)

Воспитатель:

- Закончилась сказка и волшебная сила перенесла нас обратно, (дети открывают глаза и садятся на стульчики, музыка затихает).

Подведение итогов.

Чему нас научила сказка?

(Следить за чистотой в доме. Любить своих родителей. Не обижать друзей. Помогать маме. Не ломать игрушки, убирать их на свои места. Беречь подарки, которые получаешь. Правильно выбирать подарки для друзей. Следить за чистотой рук.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Вечер досуга «Путешествие в страну русских народных сказок».

Цель: закрепление знания детей о русском народном творчестве, формирование положительных взаимоотношений родителей с детьми.Задачи: -воспитывать любовь к книгам, используя загадки, песенки, пого...

Физкультурно-оздоровительный досуг "Путешествие в мир русских народных игр"

Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них. Доставить детям радость. Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх....

Физкультурный досуг "Путешествие в мир русских народных игр"

Физкультурный досуг с использованием русских народных игр и музыкального сопровождения для детей средней группы ДОУ....

Физкультурный досуг "Путешествие в мир русских народных игр"

Цель: Формировать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них. Доставить радость....

Конспект НООД по формированию элементарных математических представлений на основе сюжета русской народной сказки «Рукавичка» в старшей группе.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе сюжета русской народной сказки &l...