Доклад на тему :"Основы безопасного поведения через метод моделирования"
учебно-методический материал по обж (подготовительная группа)

Колесникова Оксана Сергеевна
Доклад на тему :"Основы безопасного поведения через метод моделирования"





           Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях. 

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. 

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;

введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; 

«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Основное содержание нашей системы строится по специально разработанным направлениям «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми». 

В соответствии с данными направлениями нами предложен перспективный план с тематикой игровых ситуаций, которая позволяет нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.

Игровые занятия мы проводим во II половине дня в рамках деятельности детского клуба по интересам (пр. «Радуга»). Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. 

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Тренинги и ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!» Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. 

В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Плохо воспитателю – что делать?», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами. 

Перспективный план работы 



Месяц



Темы игровых ситуаций



Цель



Сентябрь

«Школа светофорных наук»

«Катаемся на роликах и велосипедах»

«В парке»

«Ядовитые растения»

1. показать причину дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.

2. формировать умение правильно веси себя на дороге и в природе.

3. воспитывать бережное отношение к миру природы. 





Октябрь

«Перекресток»

«Путешествие за город»

«Собака – друг человека»

«Незнакомец в группе»

1. учить соотносить свои действия с цветом светофора.

2. развивать представления о причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций.

3. воспитывать культуру поведения.





Ноябрь

«Как вызвать милицию»

«Как вызвать пожарных»

«Как вызвать скорую помощь»

«Пожарная тревога»

1.разучить с детьми алгоритм действий при вызове спецслужб.

2. формировать навык общения по телефону.

3. помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами.





Декабрь

«Незнакомец звонит в дверь»

«Незнакомец звонит по телефону»

«Дым в помещении»

«Потерялся в детском саду»

1. учить детей действовать в опасной ситуации.

2. развивать навык набора номеров экстренных служб.

3. воспитывать стремление помочь ближнему человеку



Январь

«Защити сам себя – 1».

«Возгорание». 

«Как устроено тело человека»

«Из группы исчезли все стулья»

1. отработать навык безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях.

2. приобщать детей к здоровому образу жизни.

3. воспитывать умение детей находить выход из затруднительного положения.



Февраль

«Красота человека и здоровье»

«Одежда и здоровье»

«Отношение к больному»

Плохо воспитателю. Что делать?»

1. формировать представления о ЗОЖ.

2.развивать навык действий в экстремальных ситуациях.

3. пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку. 



Март

«Защити себя сам – 2»

«Найди по описанию»

«Чистим зубы»

«Приглашение»

1.закрепить правила поведения при контакте с посторонними людьми.

2. развивать навык осторожного и уважительного поведения.

3.проанализировать конкретные ситуации.



Апрель

«Как пешеходы и водители поделили улицу».

«Во дворе»

«Мы – спасатели»

«Медбрат – медсестра»

1. учить переходить улицу, оказывать первую помощь.

2. формировать чувство долга.

3. воспитывать у детей необходимость соблюдения правил безопасного поведения.



Май

«В городском транспорте»

«Сбор грибов и ягод»

«Съедобное – несъедобное»

«Потерялся в городе»

1. закрепить правила этичного и безопасного поведения в транспорте и природе.

2.формировать у детей отношение к здоровью, как к ценности.

3. воспитывать внимание, осторожность.



Предложенный перспективный план органически вписывается в педагогический процесс, организуемый в детском дошкольном учреждении.

В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей. 

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.









Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon doklad_po_obzh.txt11.86 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно пре...

Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

laquo;Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»Шепелева ксения Николаевна...

Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведениячерез метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельностьТема: «Огонь – друг, огонь – враг»Це...

Безопасность жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности"

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть.По возможности-все избежать,А где надо-на помощь позвать....

Сообщение из опыта работы для педагогов «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Основу здоровья человека составляет безопасное поведение. Обучение безопасному поведению должно начинаться в раннем возрасте, формироваться в дошкольном и раннем школьном возрасте, стойко закрепляться...