Главные вкладки

    Доклад на педсовете по теме:"Совместная игровая деятельность родителей и детей как один из факторов сохранения здоровья ребенка"
    материал

    Смирнова Серафима Михайловна

    Доклад на педсовете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_pedsovete_po_zdorovyu.docx23.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Доклад на педсовете

    по теме:

    «Совместная игровая деятельность родителей и детей как один из факторов сохранения здоровья ребенка».

    Разработала и провела воспитатель

    Смирнова Серафима Михайловна

    г. Люберцы,

    2018 г.

    Ребячий досуг.... Каким он должен быть, чтобы доставлять радость и детям, и взрослым, вносить доверительность и теплоту во взаимоотношения? Какие формы общения с ребенком помогут лучше узнать его и наиболее естественно ввести в сложный мир взрослых? В дошкольном возрасте, безусловно, это игровое общение. Совместная игра-уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: мама, папа, бабушка и дедушка. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между родителями и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.  

     До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси.Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью.    Кто  из взрослых не помнит игр своего детства!  «Палочка-выручалочка», «Казаки-разбойники», «Колдунчики» и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.

                В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Среди них много игр, цель которых-развеселить, позабавить. Это игры-шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, смешными движениями, жестами, выкупом  фантов.

               Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку развеяться, отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.

               Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.

               Русские народные игры естественны для семейного воспитания. Они просты и общедоступны. В них каждый из членов семьи может найти себе активнуюроль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В них можно играть в самых различных ситуациях:  на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

               Взрослые могут стать организаторами игры, взяв на себя роль ведущего. Но играть интереснее, если все побывают в этой роли. Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Определить водящего можно с помощью считалки.

               У всех родителей масса житейских забот, но постарайтесь найти хотя бы полчаса, чтобы порадовать ребенка и самим отдохнуть, снять напряжение рабочего дня. Вечером, когда вся семья собирается дома, будут очень кстати игры-шутки, игры-загадки, игры-соревнования, игры-прятки, которые рассчитаны на участников самого разного возраста. Для этих игр не нужно большого физического напряжения, они развивают память, внимание, сообразительность, быстроту реакции и в то же время создают хорошее настроение.

                Если члены семьи-люди открытые шутке, фантазии, то им совсем нетрудно сдружиться с детьми в игре, стать действительно равноправными партнерами.

                Совместные прогулки с детьми-одна из популярных форм досуга. Это очень удобное время для игр. Правда, они не являются единственным занятием на прогулке, но делают отдых интенсивным, наполненным.

                 Какие же игры наиболее подходят для прогулки? В первую очередь подвижные, которые развивают у детей быстроту и точность движений, ловкость, смелость и, конечно, вызывают положительные эмоции у всех игроков. Это игры-ловушки, игры-соревнования, игры с мячом и множество других.

                  Широкий круг русских народных игр позволяет выбрать те, которые можно использовать в различные времена года ( так, отдельно выделяют зимние игры со снежками), в различных условиях: во дворе дома, на лесной полянке, на берегу реки. Среди них и парные, и командные игры.

    Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической ».

     Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.

     Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям. Я столкнулась с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это я и хочу донести до родителей моих воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираюсь на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаю те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаю, будут интересны родителям.

             Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но, по моим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр. И нельзя забывать, что игра – это не только прияное времяпровождение, но еще и активная физическая деятельность. Если грамотно и правильно поставить перед собой цель, то в игре родители смогут не только сблизиться с ребенком в эмоциональном плане, но и решить некоторые проблемы со здоровьем.

    Предлагаю вам  памятку для родителей, которая  изготовлена с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.

    Игры на формирования правильной осанки.

    Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.

    Игра «В гости к мишке»

    Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:

    Маша (имя ребенка) и Егорка

    Часто ходят к мишке с горки.

    Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

    Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.

    Игра «Качели-карусели»

    Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

    Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

    Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла.

    При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

    Игра «Совушка-сова»

    Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.

    Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).

    Массаж носа «Улитки»

    Дети трут указательные пальцы друг о друга; массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз.

    От крылечка до калитки

    Три часа ползли улитки,

    Три часа ползли подружки,

    На себе таща избушки.

    Видит носик – паровоз

    В гости всех ребят привез.

    Доставил за минуту за одну

    В Носарию, волшебную страну.

    Игры при плоскостопии.

    Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

    Игра «Донеси, не урони»

    Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами платочек. Нужно захватить пальцами одной ноги платочек  и дотащить его любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив платочка.

    Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

    Оборудование: стулья, платочки.

    Гимнастика для глаз «Веселая неделька»

    Эта гимнастика поможет не только запомнить дни недели, но и снимут напряжения с глаз, способствуют профилактике глазных заболеваний, что немаловажно практически для всех детей.

    «Веселая неделька»

    Всю неделю по порядку

    Глазки делают зарядку.

    В понедельник, как проснутся,

    Глазки солнцу улыбнутся.

    Вниз посмотрят – на траву –

    И обратно в высоту.

    Поднять глаза вверх, опустить их вниз, голова неподвижна.

    Во вторник часики-глаза

    Водят взгляд туда-сюда,

    Ходят влево, ходят вправо,

    Не устанут никогда.

    Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

    В среду в жмурки мы играем –

    Крепко глазки закрываем.

    Раз,два,три,четыре,пять –

    Будем глазки открывать.

    Жмуримся и открываем –

    Так игру мы продолжаем.

    Зажмурить глаза, досчитать до пяти и широко раскрыть их. Эти упражнения снимают глазное напряжение.

    По четвергам мы смотрим вдаль,

    На это времени не жаль.

    Что вблизи и что вдали,

    Глазки рассмотреть должны.

    Поднести палец к глазам на расстояние 25-30 см. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, затем опустить руку. Повторить четыре раза. Это упражнение укрепляет мышцы глаз, и улучшает их координацию.

    В пятницу мы тоже не зевали –

    Глазками своими повращали.

    Остановку сделали – отдохнули

    И в другую сторону повернули.

    Посмотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх. Эти упражнения совершенствуют сложные движения глаз.

    Хоть в субботу выходной,

    Мы не ленимся с тобой.

    Ищем взглдом уголки,

    Чтобы бегали зрачки.

    Посмотреть в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый. Это упражнение совершенствует сложные движения глаз.

    В воскресенье будем спать,

    А потом пойдем гулять,

    Чтобы глазки закалялись,

    Нужно воздухом дышать.

    Закрыть веки, помассирова их круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот. Это упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

    Без гимнастики, друзья,

    Нашим глазкам жить нельзя!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Просветительская работа с родителями по вопросам здорового образа жизни как один из факторов сохранения здоровья детей

    Данное выступление на педсовете было посвящено тому,как привлечь внимание родителей к вопросам здорового образа жизни....

    Доклад для педсовета на тему: «Совместная работа педагогов и родителей по созданию условий для укрепления физического здоровья детей в д/с и дома»

    Одному древнему философу задали вопрос “Что является ценным для человека – богатство или слава?”Он ответил так “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного...

    Адаптация - как один из факторов сохранения здоровья детей раннего возраста

    О правилах адаптации для малыша раннего возраста...

    Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста

    Раскрыть родителям важные стороны психического развития детей младшего дошкольного возраста...

    Конспект совместной игровой деятельности с участием детей и их родителей на тему: "Игры для здоровья".

    Конспект совместной игровой деятельности с участием детей и их родителей на тему: "Игры для здоровья". Предложенная форма спортивно-игровой деятельности, направлена создание услов...