Значение народных подвижных игр для развития детей дошкольного возраста
материал

Акишина Ольга Юрьевна

Оздоровительное и воспитательное значение народных подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народные подвижные игры17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Значение народных подвижных игр для развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Игра - это школа, где  у детей развивается ловкость, меткость, быстрота и сила; где они учатся добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Кто не помнит пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как русская лапта, жмурки, горелки, городки.

Большую воспитательную ценность имеют правила русских подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе. Русские подвижные игры заставляют ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия. Они находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

По интенсивности используемых в игре движений, различают игры малой, средней и высокой интенсивности. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

Горелки 

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик - девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчинаженщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!" (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрит в небо, а задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Пятнашки

Игроки выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

«Пятнашки, ноги от земли» - играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Жмурки

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих.  Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Гуси

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
– Гуси, гуси! 
– Га-га-га! 
– Есть хотите? 
– Да-да-да! 
– Так летите! 
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Удочка 

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та «рыбка», которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится «рыбаком».

Литература:

  1. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» — гос. Рос. Дом нар. Творчества — 2 изд. М. 1994 г.
  2. Иванова В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL 
  3. http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig13_1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста

Значение подвижных русских народных  игр, впитавших лучшие национальные традиции....

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.

В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....

Статья на тему: "Значение подвижных игр для развития детей дошкольного возраста"

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В практике дошкольного воспитания широко используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, хороводные, строи...

Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениям...

Роль народных подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ж...