Главные вкладки

    Профилактика нарушений зрения у дошкольников
    методическая разработка

    Каепкулова Резеда Юлаевна

    Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90%информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Как сохранить зрение дошкольников? Какое значение имеет зрительная гимнастика в работе с детьми по профилактике зрительных нарушений - ответы на вопросы представлены в данной разработке.

    Методическая разработка содержит теоретическую  часть, в которой отражены актуальность, цели и задачи, основное содержание разработки; практическую  часть (консультация, беседы, конспекты занятий, загадки о глазах, дидактические игры). Работа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon profilaktika_narusheniy_zreniya_u_doshkolnikov.doc146.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    «Профилактика нарушений зрения у дошкольников»

    Содержание

    1.Введение

    2.Цель и задачи

    3.Глава 1. Развитие зрительной системы у детей

    4. 1.1  Причины нарушения зрения у детей

    5. 1.2  Профилактика нарушений зрений у детей

    6. Глава 2 . Гимнастика для глаз

    7. 2.1  Основоположники методов тренировки глаз

    8. 2.2  Условия проведения зрительной гимнастики

    9. 2.3  Виды гимнастики для глаз

    10.2.4  Технология опыта: приемы  и методы обучения

    11.2.5  Работа с родителями

    12.2.6  Заключение

    Введение

    Глаза так много могут рассказать о человеке,

    Слова и жесты вовсе не нужны,

    Не зря же говорили люди,

    Глаза - есть зеркало его души.

    Анастасия Ланская

    В последнее время тревожное положение складывается  со здоровьем детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние десять лет количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза. Первое место занимают заболевания костно-мышечной системы; плоскостопие, нарушения осанки, второе - нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания и, в том числе , аномалии развития зрения. Нарушение зрения сегодня занимает одно из центральных мест в перечне отклонений в состоянии здоровья населения. Число детей с плохим зрением, как показывает статистика, растет с каждым годом. Факторов, ведущих к значительному снижению зрения, великое множество. Это и инфекции, и травмы, плохая экология, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания, чрезмерные нагрузки на глаза ( компьютерные игры, телевизор, форсированное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).

    «Глаза - окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Только здоровые глаза могут быть чистыми и ясными. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза - признак хорошего здоровья.

    Взрослый человек в очках практически не вызывает никаких эмоций - настолько привычным для нас стало это явление. А если вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

    Здоровье детей - это особая проблема. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются законом РФ «Об образовании» (ст.51). Задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249 от 2003г. (подпункт 2.3). Работая по теме «Профилактика нарушений зрения   у дошкольников», провела опрос детей, в ходе которого выяснилось, что практически все дети на вопрос «Как беречь глаза?», ответили «Капать лекарства». После проведения опроса и изучения ответов детей я сделала вывод о том, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах и о важности сохранения и укрепления зрения. На некоторые вопросы дети затруднялись дать ответ, а те ответы, которые звучали, были однообразные и неполные.  Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объем знаний, умений и навыков, которыми владеют дети, изучив методическую литературу по вопросам сохранения зрения у детей, я решила начать работу по изучению глаз с детьми дошкольного возраста.

    Целью моей работы является: развитие у дошкольников представлений о значении зрения и понимания того, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить свое здоровье.

     Исходя из цели работы, определены задачи:

    1.Формировать у детей представления о глазах и способах сохранения зрения;

    2. Развивать практические приемы и навыки, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

    3.Воспитывать бережное отношение к своему зрению.

    Зрение - самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. При нарушениях зрения у ребенка страдает визуальное восприятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Ребенок не рождается с «готовым» зрением, зрительные функции формируются постепенно, «оттачиваются» в процессе накопления жизненного опыта. Поэтому в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.

    Глава 1. Развитие зрительной системы у детей.

    П. Скрипец, детский офтальмохирург, кандидат медицинских наук, Московского НИИ педиатрии и детской хирургии говорит о том, что процесс формирования органа зрения условно делится на несколько этапов.(3.№1).

    Первый, и самый важный, - закладка и внутриутробное развитие зрительной системы.

    Следующий этап- младенчество (от 0 до 1 года)В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов.

    После 1 года острота зрения позволяет ребёнку интересоваться предметами на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, пытается встать на ноги, делает первые шаги

    Ко второму году малыш пытается произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает зрительный опыт восприятия окружающих взрослых в процессе речи. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается самостоятельно воспроизвести что-то подобное.

    В 3 года ребёнок при умелой постановке вопроса способен самостоятельно отвечать, что и как он видит. Поэтому взрослые могут легко контролировать развитие зрения ребёнка, обращая его внимание на различные объекты окружающего мира. В возрасте 3 лет ребёнок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м

    С 4 лет орган зрения испытывает нагрузки, соизмеримые со школьными (занятия лепкой, рисованием, конструированием в детском саду, в группах дошкольной подготовки) .

    Вот почему так важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях (их длительность не должна превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) ; ограничивать просмотр телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут; по возможности следует отказаться от электронных игр с маленьким экраном – мелкие детали вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения. Даже 30-40-минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Постоянные зрительные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости.

    К 6-7 годам зрение ребёнка достигает уровня взрослого человека. Это означает: острота зрения соответствует так называемой 1, 0,  когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии. Косвенным, но весьма убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0. И совершенно очевидно, что аномалия зрения у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные  нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз. Но бороться с ними уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, поэтому для получения хорошего результата будет затрачено намного больше усилий.

    К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально (поэтому я затронула именно эту тему), а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, практически невозможно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

    Как показывают исследования, после 12 лет проблемы со зрением, как правило, не поддаются терапии. Устранить близорукость подростку будет возможно только после 18 лет, когда молодой человек сможет пройти лазерную коррекцию зрения. Но зачем подвергаться лазерной коррекции и другим операциям, если проблемы можно избежать, начав профилактику в детстве.

     1.1 Причины нарушения зрения у детей

    Причин нарушений зрения у детей существует немало. Первой и самой главной из них является наследственность. Если у обоих родителей есть проблемы со зрением – их ребенок входит в группу повышенного риска. Поэтому, профилактика нарушений зрения у детей, рожденных такими родителями, должна проходить с особым вниманием.

    Другой причиной развития заболеваний глаз может стать  болезнь нарушения осанки - сколиоз. Привычная семейная картинка: пятилетний ребенок увлеченно играет на компьютере. Он устроился на стуле на коленках, облокотился одной рукой на стол, чтобы легче было дотянуться до клавиатуры, его спинка изогнута как буква S. Если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением. Профилактику неправильных зрительных привычек у детей, следует начинать уже с 3-х лет (со второй младшей группы в детском саду).

    Уже ни для кого не секрет, что длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером способны стать причиной нарушений зрения у детей. Дело в том, что при взгляде на экран глазам ребенка приходится совершать большое количество мелких движений, которые просто утомляют мышцы его глаз, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением. А если это происходит еще и при плохом освещении или на близком расстоянии – нагрузка на глаза увеличивается и близорукость развивается еще сильнее.

    Причиной нарушений зрения у детей могут быть и частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз. Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

          Кроме того, спровоцировать проблемы со зрением могут и разного рода неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.

    Недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

    Есть и другие факторы, стимулирующие нарушение зрения у дошкольников:

    • Недостаточное освещение рабочего места( особенно при искусственном освещении),
    • Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий,
    • Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей,
    • Неправильная посадка за столом, вредная привычка писать, рисовать, читать, склонив голову, сгорбившись.

    Нельзя выделить одну какую-нибудь причину или какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

    1.2 Профилактика нарушений зрения у детей

    Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций:

    1.Организация занятий и их продолжительность.  Как мы знаем, в детском саду основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже - чтение, письмо, деятельность, требующая постоянного активного участия зрения. На занятиях надо обязательно следить за осанкой ребенка. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности 30-35 см.

    Игровая деятельность тоже воздействует на зрение. Время игр, способствующих смотрению(шашки, мозаика) целесообразно уменьшить. Полезны для зрения игры с мячом.

    2. Организация режима дня. Важным условием нормального роста и развития не только органа зрения,  но и всего детского организма является соблюдение основных режимных моментов. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми.

    3.Правильное питание. В детском саду мы ежедневно помогаем детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной, знакомим с продуктами, в которых содержатся витамины необходимые для глаз. Поддержать зрение детей помогут специальные витамины для глаз, здоровый сон и рациональное питание. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды.

    4.Правильно подобранная мебель,  естественное, искусственное освещение весьма  важны для охраны зрения детей.

    5.Важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения занимает физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт, т.е. оптимальный объем двигательной активности. Я не зря начала с двигательной активности, поскольку физические упражнения способствуют как общему организму, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Хочется привести аксиомы Йога Раманантата: «Всё, что полезно для тела, полезно и глазам»

    Упражнения для тела благотворно действует на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений - им необходимы еще и свои собственные- упражнения для глаз.

    Глава 2. Гимнастика для глаз

    Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для современного дошкольника больше, чем врач. Но это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медработника.  Просто свою деятельность воспитатель дошкольного учреждения должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть той образовательной программой, какую реализует дошкольное учреждение. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в игровой деятельности и обучении. Практика научных наблюдений показывает общую закономерность- увеличение числа дошкольников с нарушением зрения от младших групп  к старшим детского сада. Дошкольники, начиная со старшей группы,  выполняют ежедневную, достаточно длительную работу, связанную с напряжением зрения. А зрительные напряжения могут способствовать развитию  близорукости. Утомление глаз снижает работоспособность детей на занятиях, в игре. Особенно часто это происходит в осеннее - зимний период, в условиях укороченного светового дня. Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаза находятся постоянно в напряжении. И в таких случаях  одним из замечательных и доступных методов профилактики зрительных нарушений является зрительная гимнастика.

    Зрительная гимнастика относится к технологиям  сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой и дыхательной гимнастикой, самомассажем. Что же такое зрительная гимнастика- это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах. Цель зрительной гимнастики –    включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка и профилактика глазных заболеваний. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает  кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала. Основными ее принципами являются: расслабление мышц, уставших от концентрации зрения на мелких предметах, и тренировка мышц глазного яблока, достигаемая совершением комплекса вращательных и поступательных движений.

    Многие родители  считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Гимнастика для глаз необходима даже людям, которые считают что их глаза в порядке. Зрение ребенка - хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания. Если у ребенка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скоррегировать проблемы. Задача педагогов дошкольного учреждения - познакомиться с простыми упражнениями для зрения и регулярно использовать их в своей работе.

    Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут воспитателю, что необходимо сделать зрительную гимнастику, динамическую паузу?

    1. Нарушение координации, замедленность мелких движений
    2. Длительные отвлечения, зевота
    3. Бессмысленные манипуляции с предметами
    4. Повышенная раздражительность
    5. Нарушение недавно сформированных умений.

    Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:

    Возраст детей

    Младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Время наступления утомления

    3-5 минута

    7-9 минута

    10-12 минута

    12-14 минута

    Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка, обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение  2-3 минут, включающие упражнения на снятие общего напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.

    При использовании гимнастики для глаз, двигательных упражнений организм побуждается от «спячки», включаются дополнительные «резервы» для преодоления усталости, начинают работать «спящие» импульсы, заставляя мозг расслаблять глазодвигательных мышц. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека,

    2.1 Основоположники методов тренировки  глаз

    Многие из упражнений для глаз достаточно широко известны и находят отражение во многих публикациях и книгах. Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых. Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звезды и луну.

    Для улучшения зрения с давних времен использовали созерцание солнца и луны, что гораздо эффективней воздействовало на глаза, чем простое наблюдение горизонта. Солнечные лучи оживляют зрение, убыстряют циркуляцию крови, нейтрализуют инфекции, убивая микробы. Смотреть на солнце надо утром, когда оно не покрыто тучами, широко открытыми глазами, но ослабленными - ненапряженными- столь долго, как возможно или пока на глазах не появятся слезы. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе. Нельзя смотреть на солнце в полдень. Созерцание солнца должно вводиться постепенно, начиная с 1-2 минут и до 10 минут в качестве предела. Это может значительно улучшить зрение.

    Основоположником метода тренировки глаз с целью профилактики лечения расстройств зрения был американский офтальмолог Уильям Бейтс. Проведенные Бейтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой разработки новых методов лечения нарушений зрения.

    Во- первых, Уильям Бейтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц.

    Во-вторых, целью лечения должно быть снятие напряжения. Метод Уильяма Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке. В этом заключается преимущество системы Бейтса перед другими методами лечения.

    В последние годы приобрели популярность такие методики У.Бейтса, как пальминг и соляризация. Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони- ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время можно включить спокойную музыку или читать стихи. Соляризация, как отмечалось выше, позволяет улучшить зрение путем воздействия на глаза солнечного света.

    Кроме этого, У.Бейтс предлагает упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости, общеукрепляющие упражнения для глаз, упражнения для профилактики утомления, упражнения на расслабление глаз. Опыт Бейтса активно изучался и приобрел многих последователей в разных странах. Появились разнообразные модификации его метода.

    Так, Поль Брэгга разработал свой метод коррекции зрения. Суть этого метода - естественное оздоровление зрительных органов в нормальных, соответствующих требованиям природы условиях жизни. Метод Брэгга основана на следующем принципе: если обеспечить глаза нормальным естественным питанием, очистить их от токсинов и прочих вредных отложений, дать им естественную нагрузку и слегка потренировать в здоровых условиях - зрение обязательно станет нормальным. По его мнению, коррекция зрения начинается с обеспечения нормального питания органа зрения и поступление в организм в достаточном количестве необходимых витаминов и минералов.

    Р.Каплан представил трехэтапную программу восстановления зрения, которая была объектом серьезных клинических испытаний. Отдельные части программы взаимно дополняют и взаимно усиливают друг друга. Роберто Каплан в своем методе соединяет достижения современной медицины и нетрадиционный подход к восстановлению зрения. По мнению Р.Каплан, хорошее зрение возможно лишь в том случае, если глаза получают достаточное количество питательных веществ и имеют хорошее кровоснабжение. Для этого необходимо питаться соответствующим образом и поддерживать мышечный тонус.

    Интересна оригинальная методика улучшения зрения Мартина Брофмана. М.Брофман занимается вопросами в области улучшения зрения, духовного исцеления и исследования природы взаимодействия тела и разума.

    Последователи метода У.Бейтса есть и в нашей стране. Такими учеными как, Э.С.Аветисов, Ю.И.Курпан, Е.И.Ливадо  впервые определено понятие «Гимнастика для глаз». Э.С.Аветисов, Ю.И.Курпан, Е.И.Ливадо  доказали, что использование физических упражнений на занятиях и уроках очень эффективное средство обеспечения работоспособности и борьбы с утомлением. Наиболее целесообразной формой таких занятий они называют комплекс упражнений, состоящих из трех компонентов:

    1.вводной гимнастики в начале учебного дня;

    2.физкультминуток на каждом занятии;

    3.динамической перемены после третьего занятия.

    Преимущество этого метода в том, что затраты на эти занятия измеряются минутами, но при этом увеличивается объем внимания детей, развиваются их способности к восприятию и переработке информации, улучшается общее состояние организма  и повышается работоспособность. Э.С.Аветисов, Ю.И.Курпан, Е.И.Ливадо  разработали комплексы упражнений на развитие зрительных функций, упражнения на развитие остроты зрения и улучшение координации движений. Э.С.Аветисов предложил методику из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах - сидя, в третьей группе - стоя. Группа первая- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости. Группа вторая – для укрепления глазодвигательных мышц. Группа третья - для улучшения аккомодации. Аккомодация- способность хрусталика менять форму, т.е. становится более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие  в глаз лучи света. (4).

    Кристина Ляхова в своей книге «1000 секретов восточной медицины»  предлагает   китайскую гимнастику тай-цзи, которая  является частью уникальной системы, охватывающей не только область медицины и культуры, но и философию, этику и эстетику. В системе гимнастике тай-цзи  предлагается и комплекс упражнений для коррекции зрения, который выполняется в 3 этапа.

    Упражнения первого этапа - расслабление с обращением взгляда вовнутрь - основаны на представлениях традиционной китайской медицины о взаимосвязи зрения и функций внутренних органов и способствуют улучшению состояния глазных мышц.

    Упражнения второго этапа служат для регулирования снабжения кровью окологлазных тканей. Кроме того, они повышают функциональные возможности глаз.

    Третий этап - перемещение энергии ци для сохранения зрения - включает наполнение организма энергией ци и подведение ее к пальцам и точкам в центре ладоней, с тем чтобы использовать энергию для терапевтического воздействия на глаза: коррекции дефектов зрения, улучшения циркуляции ци и крови в периферии глаза.(5)

    Кандидат педагогических наук З. Малеева выделяет два основных направления работы по профилактике и коррекции нарушений зрения. Работа, направленная на профилактику и коррекцию нарушений зрения у детей, предусматривает охрану и укрепление их здоровья в течение всего периода пребывания в дошкольном учреждении.

    З. Малеева отмечает, что методически важным аспектом деятельности педагога в работе по сохранению зрения является ознакомление с органом зрения, его функциями, приёмами выполнения зрительных гимнастик. У детей формируют представления о необходимости бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними, формируют навыки снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приёмами улучшения зрения и зрительного восприятия, основанными на активизации физических и психических процессов.

    З. Малеева предлагает следующие направления работы :

    1. Направление «Я и мои друзья».

    Предусматривает создание основы для формирования эталонов позитивного отношения к своему здоровью, появление предпосылок для адекватного реагирования на жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон.

    2. Направление «Как ухаживать за глазами».

    Знакомство детей с одним из основных средств познания мира - зрением через специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта.

    3. Направление «Создание сенсорных зон»

    Включает организацию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всём пространстве детского сада, исходя из интересов и потребностей ребёнка, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия.

    4. Направление «Снятие физического и психического утомления».

    Это формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений.

    5. Направление «Использование разного рода траекторий».

    Предусматривает прослеживание глазами с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

    6. Направление «Создание офтальмоэргономических условий». Посвящено формированию у детей представлений о правильной осанке за столом.

    7. Направление «Включение детей в совместную деятельность».

    Ориентировано на создание определённого психологического климата путём изготовления тренажёров, несложных для зрительной гимнастики.

    На сегодняшний день существует множество методик, программ зарубежных и отечественных авторов. Но проблема в том, что предложенные методики и программы по сохранению и улучшению зрения в основном рассчитаны для взрослых и практически нет технологий для применения в работе с детьми дошкольного возраста. Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье современного дошкольника, имеют: оздоровительная система В.Ф.Базарного; уникальная методика выявления и коррекции зрительных дефектов Э.С.Аветисова; методика В.А.Ковалева, которая способствует развитию остроты зрения.

    2.2 Условия проведения зрительной гимнастики.

    Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу при соблюдении некоторых требований. Гимнастику для глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных  группах. Упражнения для глаз одинаковы для детей разного возраста, но дозировка должна постепенно увеличиваться к старшему дошкольному возрасту. При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать основные условия:

    1.Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

    2.Длительность проведения зрительной гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

    3.Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

    4.Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

    Проведение зрительных упражнений на занятиях способствует еще обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

    Кроме условий должны быть соблюдены еще и общие правила:

    -всегда снимать очки

    -сидеть  (стоять)  прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их

    -следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным

    -сосредоточить все внимание на глазах

    -после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать, можно использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

    2.3 Виды гимнастики для глаз. 

    1) Существует множество видов гимнастики для глаз. В последнее время большей популярностью пользуется гимнастика в стихах.  Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день. Также они помогают снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают речь и память. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более доступна и выразительна пониманию ребенка. Стихотворная подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение. А выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Дети, играя, довольно быстро начинают связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем в обычном чтении. Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складываются в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи.  Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. Гимнастику в стихах можно ежедневно включить в образовательную деятельность, например, при реализации образовательной области «Познание» используем по временам года.

    2) с использованием атрибутов (игрушек, картинок). Игрушки (картинки) подбираю с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно- игровой сюжет, например, из известной сказки. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендую выполнять только в положении «стоя». Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даю задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. Богатый материал для этой работы имеется в журналах  «Колобок», «Веселые картинки», «Мурзилка».

    3) с использованием специальных пособий (плакатов, тренажеров, траекторий и пр.). Здесь хочется выделить метод В.Ф.Базарного, который отличается своей доступностью и широким спектром применения. Некоторые элементы и приемы по коррекции нарушения зрения включаю в свои занятия. Например, тренажер «8-ка В.Ф.Базарного» .На этом тренажере каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей. По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.

    Рисуй восьмерку вертикально

    Ты головою не крути

    А лишь глазами осторожно

    Ты вдоль по линиям веди

    И на бочек ее клади.

    теперь следи горизонтально

    И в центре ты остановись

    Зажмурься крепко, не ленись.

    Глаза открываем мы, наконец

    Зарядка окончена. Ты молодец!

    На бумаге нарисована «Улитка», «Елочка». Дети обязательно встают и находят начало, конец и начинают прослеживать предмета от начала до конца. При этом каждому упражнению придаю игровой и творческий характер. На кончик указки прикрепляю бабочку, жука, колобка или персонажа по теме занятия и отправляемся в путешествие. 

    4) с использованием электронной физминутки, одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик. Комплекс таких зрительных гимнастик можно разработать с помощью программы Power Point для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды можно сопровождать музыкой. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

    2.4 Технология опыта

    Темой моего самообразования является  «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством Валеологии». Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании, управлении здоровья. Предметом изучения Валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «Валеология» объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Одним из главных компонентов здоровья является  Зрение. Зрение - самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма.

    Методически важным аспектом деятельности педагога в работе по сохранению зрения, отмечает  З.Малеева, является личный пример- то, как он относится к собственному здоровью и способам его укрепления. Имея с детства проблему со зрением и ощутив пользу от гимнастики для глаз в восстановлении зрения, твердо решила начать работу по профилактике нарушений зрения у дошкольников. Любое заболевание легче предупредить, чем лечить, это касается и зрения. Многие офтальмологи отмечают прямую связь нарушений зрения с общими заболеваниями организма. Вот почему для профилактики близорукости необходимо бороться с любой болезнью: будь-то кариес зубов или развивающийся сколиоз. Прежде чем изучать причины нарушений зрения у дошкольников, проделала предварительную работу с детьми по изучению зубов: провели беседы на темы: «Что нужно делать, чтоб быть здоровым?», «Что ты знаешь о зубах?», «Как надо ухаживать за зубами?», отгадывание загадок о зубах, чтение стиха, сказок (С.Михалков «Как у нашей Любы…», «И.Демьянов «Плачет Костя»,  «Зубик- Зазнайка», провела занятие «Познакомимся с нашими зубами», играли в настольно- печатные игры «Вредно-полезно», «Найди правильный ответ». Для себя отметила, что применение художественного слова и театрализованного представления на занятиях дает более устойчивые результаты в усвоении материала. Доказательством послужила театрализованная постановка занятия «А здоровье начинается с улыбки»

    Следующим этапом предварительной работы стало изучение детьми  позвоночника человека. Один из результатов проблем с позвоночником - нарушение кровоснабжения мозга. А наше зрение существенно от него зависит.

    Чтобы понимать, как и почему проявляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.

    Известно, что игровая деятельность занимает центральное место в жизни дошкольника. Игра является методом стимулирования детской деятельности и служит прекрасным средством активизации произвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру. Работа по профилактике нарушений зрения у дошкольников осуществляется через игровую деятельность. Игра выступает как метод, форма и средство при усвоении необходимой информации. В ходе работы с детьми младших групп, сказочные герои и персонажи произведений детских авторов становятся неизменными спутниками игровых упражнений и занятий. Детям нравится, когда к ним приходят герои из сказок. Они следят за действиями воспитателя, персонажа и повторяют то, что показывает им сказочный герой. Сказочные герои ведут беседы на темы «Зачем нужны человеку глаза?», «Как нужно заботиться о глазах?», играют с детьми в дидактические  и сюжетно- ролевые игры «Глаза выражают настроение», «Полезно - вредно», «Что любят наши глазки?», «Больница», «На приеме у окулиста», в подвижные игры «Жмурки».

    Для укрепления зрения я применяю различные виды упражнений и пользуюсь некоторыми приемами лечения глаз: зрительные паузы - коротки по времени, снимают утомление и расслабляют мышцы глаз : дети закрывают глаза, напрягая мимические мышцы, и медленно открывают глаза, часто моргают, выполняют движения глазными яблоками сначала влево и вправо до предела, затем вверх- вниз, также медленно, после чего глаза закрыть на 30 сек.

    Для предупреждения зрительного утомления между занятиями провожу зрительную гимнастику. Зрительная гимнастика включает комплексы зрительных упражнений с тренировкой глазодвигательных мышц, массаж глаз, снятие зрительного напряжения с помощью тренажеров, глазодвигательных тренингов. Обучаю приему самомассажа, применяя примеры из произведений К.Чуковского «Мойдодыр», «Как умываются котята, слонята…» Массаж глаз укрепляет зрение через воздействие на биологически активные точки лица и рук. («Помассируем  мочки ушей», «Прищепочки»).

    В дошкольном учреждении провела мастер- класс для педагогов по теме «Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками». Целью данного мастер-класса была систематизация  представлений педагогов об использовании гимнастики для глаз в работе с дошкольниками. Программа мастер-класса включала в себя знакомство с теоретической информацией и овладение некоторыми практическими навыками, призванными помочь педагогам в организации и проведении  гимнастики для глаз. В ходе мастер- класса были предложены  различные комплексы гимнастики для глаз (с использованием ИКТ, наглядного материала и стихотворные), требования по проведению зрительных гимнастик, игры- тренажеры, игровые физминутки, а также памятки с рекомендациями для родителей  «Как сохранить зрение ребенка». Педагогам  было  предложено  изготовить  для своих воспитанников зрительный тренажер «Бабочка». В ходе игры  с тренажером  педагоги пополнили   свои знания по методике проведения зрительной гимнастики.

    Дошкольное учреждение - такой важный институт воспитания. И детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Поэтому провожу работу с родителями по данному направлению, с целью формирования у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей. Считаю, что если мы хотим вырастить здоровое поколение со здоровым зрением, то должны решать эту проблему вместе. Использую такие формы работы: консультации по форме решения проблемных ситуаций, наглядная информация и информация в родительском уголке.

    Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: гимнастика для глаз способствует не только предупреждению общей утомляемости, но и поддержанию естественного хода развития зрения.

    Работа с родителями

    Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей профилактика нарушений зрения детей в детском саду невозможна. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым, но не каждый уверен в том, как сделать, чтобы его ребенок жил в гармонии с собой, с окружающим миром, людьми.

    Секрет прост -  это профилактика заболеваний. Любую болезнь легче  предотвратить, чем лечить. И чтобы повысить эффективность работы, было решено приобщить родителей к данной проблеме. Мы знаем, что здоровье ребенка зависит не только от социально- экологической обстановки, но и от образа жизни семьи, компетентности и заинтересованности по данной проблеме родителей. Мною было проведено анкетирование  с целью выявления уровня знаний родителей о здоровом образе жизни  и о технологиях сохранения и стимулирования здоровья. Вначале работы результаты диагностики были не утешительны. По анализу анкетирования было выявлено, что 83% родителей частично знакомы с ЗОЖ, 17% стараются придерживаться ЗОЖ в семье.  Все родители знают, что ребенку нужен режим дня, но соблюдают его только 12% опрошенных. Для прогулки в режиме дня отводится от 1 часа до 15 минут или совсем могут не гулять. Ведущей деятельностью ребенка дома является: 35% - компьютерные игры, 43%- просмотр телепередач,12%- чтение книг, 7% - конструирование, 3%- настольные игры, 5%- родителей назвали - подвижные и спортивные игры, 58%- играют в игры предложенными ребенком. О том, позволяют ли они ребенку долго сидеть за телевизором, 53% ответили - да. И выяснилось, что 45% родителей знакомы с профилактикой нарушения зрения у детей, у 18% только есть возможность выполнять гимнастику для глаз дома, а 12% родителей считают, что пользы от гимнастики для глаз вовсе и нет. Проанализировав ответы на анкеты, я выяснила, что запас знаний у родителей по данной теме, увы, не велик. Многие родители уверены, что если ребенок не жалуется на зрение, значит - проблемы нет. К сожалению, родители сами часто способствуют ухудшению зрения ребенка благодаря своему незнанию. В результате работы я старалась донести родителям информацию по профилактике нарушений зрения у дошкольников  по максимуму. С некоторыми беседовала индивидуально, убеждая их в том, что при внимательном отношении к ребенку факторы риска можно свести к минимуму. Большинство родителей к моим рекомендациям охотно прислушались. Важнейшее значение для охраны зрения имеет правильная организация занятий. Мы в детском саду следим за освещением, осанкой ребят и обязательно выполняем гимнастику для глаз. Этих же правил настоятельно рекомендовала  родителям соблюдать дома. Старалась чаще напоминать им об ограничении просмотра мультфильмов и игр на компьютере. Конечно, чтобы выполнять эти простые правила, некоторым мамам и папам стоило пересмотреть свою манеру воспитания ребенка. Многих родителей заинтересовала гимнастика для глаз в стихах. Позже родители проявили себя активно: помогали в изготовлении тренажеров, находили интересные факты о гимнастике для глаз, о прогулках на свежем воздухе.  В беседе с родителями мне удалось на конкретном примере убедить их, что нарушение зрения у детей можно предотвратить, если приложить к этому усилия.

    Заключение

    Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Болезни глаз у детей -  не только медицинская, но и социально- психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

    Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата у детей выступает зрительная гимнастика. Анализ литературы по проблеме исследования  и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз. Опыт  работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров,  является эффективной и неотъемлемой частью профилактики нарушения зрения у дошкольников. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

    Список литературы

    1.Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», М., 2010

    2.Малеева З.П. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников» Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2010

    3.Подколзяна Е. «Ребенок с нарушением зрения» Журнал «Здоровье дошкольника».№1,№3,№4,2008

    4.Аветисов Э.С. «Занятие физической культурой при близорукости».- М.,1980

    5.Лехова К.А. «!000 секретов восточной медицины».- Рипол Классик, 2004

    6.Малеева З.П. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения.- Челябинск: Изд-во «Околица».- Челябинск,2002

    7.Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение//Донецк: Сталкер,1997

    8.Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании6 Рабочая тетрадь/ М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.- М.:ОЛМА Медиа  Групп,2009.-72с.

    8.Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С, Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

    Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...

    Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

    В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....

    Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

    Консультация для родителей  Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

    "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

    Советы  и упражнения для родителей для профилактики зрения. у детей....

    Консультация практикум "Профилактика нарушений зрения у дошкольников".

    Материал знакомит родителей с понятием зрительная гимнастика, помогает разучить комплексы упражнений для сохранения зрения у детей....

    Профилактика нарушения зрения у дошкольников

    В статье акцентируется внимание на то, что становится тревожной тенденцией чрезмерное увеличение компьютерными играми, просмотрами терепередач, что значительно превышает по времени допустимые нормы....