«Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками»
консультация
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками»
Цель: Систематизировать представления педагогов о зрительной гимнастике как о профилактике нарушений зрения у дошкольников.
План проведения:
1.Вводная часть. Актуальность выбранной темы.
2.Способы предотвращения ухудшения зрения у детей.
3. Варианты использования зрительных гимнастик
4.Условия проведения гимнастики для глаз.
5.Практическая часть- Изготовление тренажера «Бабочка»
Ход:
Добрый день, уважаемы коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен зрительной гимнастике и правилам ее проведения для профилактики нарушения зрения у детей. «Глаза – окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья.
Сохранить свое зрение надолго можно только в том случае, если за ним следить с самого детства. Ведь часто можно слышать, что спорт и постоянные тренировки своего тела ведут только к здоровью. Однако не все знают, что мышцы присутствуют не только на нашем теле, но и в глазах. Благодаря мышцам мы можем моргать и смотреть из стороны в сторону. Как мы тренируем мышцы своего тела, так и надо постоянно тренировать мышцы глаза. И особенно важны такие тренировки в период активного роста глаза, в дошкольном возрасте. Как сохранить зрение ребенка? Как педагоги могут помочь в решении этой проблемы?
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную способность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также быстрому восстановлению работоспособности.
Существуют разные варианты использования зрительных гимнастик:
-игровая физминутка с предметами по зрительным тренажерам;
-комплексы по словесным инструкциям; со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами;
-с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
-электронная зрительная гимнастика.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте. Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.
В последнее время велика популярность гимнастики в стихах. Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день.
Известно, что игровая деятельность занимает центральное место в жизни дошкольника , а выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.
Например, на тему «Осень» можно такую гимнастику проводить:
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите - осень в золото одета!
(Круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- вправо- вверх- влево- вниз
Посмотреть влево - вправо.
Посмотреть вверх- вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза).
При проведении зрительной гимнастики необходимо выполнить следующие условия:
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным
- сосредоточить все внимание на глазах
Можно после гимнастики для глаз, чтобы снять напряжение, хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Уважаемые коллеги, перед вами последовательность изготовления тренажера «Бабочка». Изготовление данного пособия займет совсем немного времени и не потребует больших материальных затрат. Приглашаю выполнить его. Такие простые игровые тренажеры не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Например, предлагаем ребенку отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: голова не подвижна, работают только глаза. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх- вниз, влево- вправо, покружились» ит.д. Показ предмета осуществляем в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Упражнения можно сопровождать стихами.
Таким образом, гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой в корреккционной работе с дошкольниками старшего возраста
Приёмы и варианты упражнений дыхательной гимнастики (Из опыта работы с дошкольниками)...
Консультация для воспитателей "Гимнастика для глаз после работы на компьютере"
Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращени...
Картотека стихотворной гимнастики для глаз в работе с детьми дошкольного возраста
Данный материал можно использовать в работе воспитателя младшего дошкольного возраста...
Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...
Использование гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Презентация для родителей и воспитателей с описанием основных видов зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста....
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Картотека...
Гимнастика для глаз в режиме дня дошкольника.
Этот комплекс упражнений поможет ребятам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний....