Главные вкладки

    «Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками»
    консультация

    Каепкулова Резеда Юлаевна

    Мастер-класс для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_statya.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов

    «Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками»

    Цель: Систематизировать представления педагогов о зрительной гимнастике  как о профилактике нарушений зрения у дошкольников.

     План проведения:

    1.Вводная часть. Актуальность выбранной темы.

    2.Способы предотвращения ухудшения зрения у детей.

    3. Варианты использования зрительных гимнастик

    4.Условия  проведения гимнастики для глаз.

    5.Практическая часть- Изготовление  тренажера «Бабочка»

    Ход:

    Добрый день, уважаемы коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен зрительной гимнастике и правилам  ее проведения для профилактики нарушения зрения у детей. «Глаза – окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья.

    Сохранить свое зрение надолго можно только в том случае, если за ним следить с самого детства. Ведь часто можно слышать, что спорт и постоянные тренировки своего тела ведут только к здоровью. Однако не все знают, что мышцы присутствуют не только на нашем теле, но и в глазах. Благодаря мышцам мы можем моргать и смотреть из стороны в сторону. Как мы тренируем мышцы своего тела, так и надо постоянно тренировать мышцы глаза. И особенно важны такие тренировки в период активного роста глаза, в дошкольном возрасте. Как сохранить зрение ребенка? Как педагоги могут помочь в решении этой проблемы?

    Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную способность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также быстрому восстановлению работоспособности.

    Существуют разные варианты использования зрительных гимнастик:

    -игровая  физминутка с предметами по зрительным тренажерам;

    -комплексы по словесным инструкциям;  со стихами;  с опорой на схему;  с сигнальными метками; с индивидуальными  офтальмотренажерами;

    -с настенными и потолочными  офтальмотренажерами;

    -электронная зрительная гимнастика.

     Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.  Дети  во время проведения зрительной гимнастики  не должны уставать.. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте. Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.

    В последнее время велика популярность гимнастики в стихах. Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день.

    Известно, что игровая деятельность занимает центральное место в жизни дошкольника , а выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру.   Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.

    Например, на  тему «Осень» можно такую гимнастику проводить:

    Осень по опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью поводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены,

    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень: не жалейте лета,

    Посмотрите - осень в золото одета!

    (Круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- вправо- вверх- влево- вниз

    Посмотреть влево - вправо.

    Посмотреть вверх- вниз.

    Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза).

    При проведении зрительной гимнастики  необходимо выполнить следующие условия:

    1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

    2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

    3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

    При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

    - всегда снимать очки

    - сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

    - следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным

    сосредоточить все внимание на глазах

    Можно после гимнастики для глаз, чтобы снять  напряжение, хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

    Уважаемые коллеги, перед вами последовательность изготовления тренажера «Бабочка». Изготовление данного пособия займет совсем немного времени и не потребует больших материальных затрат. Приглашаю выполнить его. Такие простые игровые тренажеры   не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Например, предлагаем ребенку отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: голова не подвижна, работают только глаза. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх- вниз, влево- вправо, покружились» ит.д. Показ предмета осуществляем в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Упражнения можно сопровождать стихами.

    Таким образомгимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой в корреккционной работе с дошкольниками старшего возраста

    Приёмы и варианты упражнений дыхательной гимнастики (Из опыта работы с дошкольниками)...

    Консультация для воспитателей "Гимнастика для глаз после работы на компьютере"

    Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращени...

    Модель работы инструктора по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками

    Презентация на тему: Модель работы инструктора  по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками...

    Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»

    Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...

    Картотека стихотворной гимнастики для глаз в работе с детьми дошкольного возраста

    Данный материал можно использовать в работе воспитателя младшего дошкольного возраста...

    Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...