«Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками»
консультация

Каепкулова Резеда Юлаевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование гимнастики для глаз в работе с дошкольниками»

Цель: Систематизировать представления педагогов о зрительной гимнастике  как о профилактике нарушений зрения у дошкольников.

 План проведения:

1.Вводная часть. Актуальность выбранной темы.

2.Способы предотвращения ухудшения зрения у детей.

3. Варианты использования зрительных гимнастик

4.Условия  проведения гимнастики для глаз.

5.Практическая часть- Изготовление  тренажера «Бабочка»

Ход:

Добрый день, уважаемы коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен зрительной гимнастике и правилам  ее проведения для профилактики нарушения зрения у детей. «Глаза – окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья.

Сохранить свое зрение надолго можно только в том случае, если за ним следить с самого детства. Ведь часто можно слышать, что спорт и постоянные тренировки своего тела ведут только к здоровью. Однако не все знают, что мышцы присутствуют не только на нашем теле, но и в глазах. Благодаря мышцам мы можем моргать и смотреть из стороны в сторону. Как мы тренируем мышцы своего тела, так и надо постоянно тренировать мышцы глаза. И особенно важны такие тренировки в период активного роста глаза, в дошкольном возрасте. Как сохранить зрение ребенка? Как педагоги могут помочь в решении этой проблемы?

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную способность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также быстрому восстановлению работоспособности.

Существуют разные варианты использования зрительных гимнастик:

-игровая  физминутка с предметами по зрительным тренажерам;

-комплексы по словесным инструкциям;  со стихами;  с опорой на схему;  с сигнальными метками; с индивидуальными  офтальмотренажерами;

-с настенными и потолочными  офтальмотренажерами;

-электронная зрительная гимнастика.

 Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.  Дети  во время проведения зрительной гимнастики  не должны уставать.. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте. Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.

В последнее время велика популярность гимнастики в стихах. Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день.

Известно, что игровая деятельность занимает центральное место в жизни дошкольника , а выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру.   Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.

Например, на  тему «Осень» можно такую гимнастику проводить:

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите - осень в золото одета!

(Круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- вправо- вверх- влево- вниз

Посмотреть влево - вправо.

Посмотреть вверх- вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза).

При проведении зрительной гимнастики  необходимо выполнить следующие условия:

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным

сосредоточить все внимание на глазах

Можно после гимнастики для глаз, чтобы снять  напряжение, хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Уважаемые коллеги, перед вами последовательность изготовления тренажера «Бабочка». Изготовление данного пособия займет совсем немного времени и не потребует больших материальных затрат. Приглашаю выполнить его. Такие простые игровые тренажеры   не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Например, предлагаем ребенку отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: голова не подвижна, работают только глаза. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх- вниз, влево- вправо, покружились» ит.д. Показ предмета осуществляем в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Упражнения можно сопровождать стихами.

Таким образомгимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой в корреккционной работе с дошкольниками старшего возраста

Приёмы и варианты упражнений дыхательной гимнастики (Из опыта работы с дошкольниками)...

Консультация для воспитателей "Гимнастика для глаз после работы на компьютере"

Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращени...

Картотека стихотворной гимнастики для глаз в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал можно использовать в работе воспитателя младшего дошкольного возраста...

Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...

Использование гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста

Презентация для родителей и воспитателей с описанием основных видов зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста....

Гимнастика для глаз в режиме дня дошкольника.

Этот комплекс упражнений поможет ребятам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний....