«Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников»
методическая разработка

Артеменко Светлана Георгиевна

 Мастер-класс "Технологии педагогической поддержки  физического развития и здоровья дошкольников" предназначен как для педагогической, так и для родительской общественности. В содержании мастер-класса представлены различные технологии, которые помогут  не только   сохранить и укрепить здоровье дошкольников, но и расширить представление о здороье как о важной составляющей жизни человека, о необходимости ведения здорового образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА

на тему:

      «Технологии педагогической поддержки физического развития

 и здоровья дошкольников».

Педагогическая цель:

  1. Обобщить  и продемонстрировать применение технологий здоровья в системе физического воспитания в ДОО.

Задачи:

  1. Воспитательная: расширить представление о здороье как о важной составляющей жизни человека, о необходимости ведения здорового образ жизни.
  2. Обучающая: ознакомить с технологиями здоровья, применяемые в дошкольном детстве.
  3. Развивающая: сформировать представление о воздействии технологий здоровья на организм дошкольника с целью совершенствования системы коррекционно-оздоровительной работы в ДОО.  

Участники: руководитель   физического воспитания, педагоги ДОО.

Средства реализации:

  • глобус - 1шт;
  • ребристая дорока - 1шт.;
  • массажная дорожка - 1шт.;
  • тканевый платочек - 10шт;
  • картонная коробка - 1 шт.;
  • гимнастический мат - 4шт.;
  • фитбол - 4 шт.; 
  • мешочек с песком (m=200г) - 4шт.;
  • треугольник-шаблон -  4 шт.;
  • бумажные лепестки - 3 шт.;
  • массажные жесткие мячики -4 шт.; 
  • кольцо гимнастическое пластм. (d=30-35cм).

Содержание мастер-класса.

  1. Вводная часть: «Здоровье – это бесценный дар».

Каждый человек в своей жизни о чем–то мечтает. Кто–то  мечтает путешествовать, а ведь кто-то мечтает стать богатым,  причем,   не   задумываясь, что главное богатство ему досталось  уже при рождении.  Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!». А ведь это не просто приветствие, а пожелание здравствовать, быть здоровым. Ведь здоровье – это самаое главное богатство в жизни человека. Ещё в 19 веке французский писатель  Этьен Рей говорил: «Здоровье дороже богатства!».

-Для начала, давайте подумаем и ответим, что такое здоровье? ( ответы педагогов)

- Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».

-  Как вы думаете, от каках факторов зависит состояние здоровья? (ответы педагогов)

-  По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18%, условиям среды – 20%, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни, который зависит от наших мыслей и действий.

 - А как относитесь к своему здоровью Вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это … " (ответы педагогов)

- Вы правильно думаете: путь к здоровью - это и правильное питание, и  систематическая двигательная активность, и отсутствие стрессовых ситуаций,  и ещё многое другое.

- Давайте попробуем предствавить  свое здоровье в виде Чудесной   планеты. Я предлагаю Вам проверить, насколько активно   Вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению, являясь личным примером для дошкольников.

ИГРА « Путь к здоровью».

Описание:  станьте в шеренгу напротив нашей планеты Здоровье. Я вам буду называть действия, спососбствующие укреплению здоровья. Если названное действие является привычным в вашей повседневной жизни, вы делаете шаг вперед. В конце игры мы посмотрим, кто оказался ближе всех к здоровью, кто должным образом заботиться о собственном здоровье.

  • я ежедневно делаю утреннюю гимнастику;
  • я ежедневно выполняю гигиенические процедуры;
  • я рационально питаюсь;
  • я забочусь о витаминизации своего организма;
  • я периодически организовываю разгрузочные дни;
  • я занимаюсь закаливанием;
  • я занимаюсь спотром или регулярно посещаю физкультурно-оздоровительный комплекс;
  • я   эмоционально устойчив;
  • я совершаю ежевечерние прогулки;
  • я соблюдаю режим дня;
  • я сразу иду к врачу, если почувствую недомогание;
  • я занимаюсь профилактикой заболеваний.

- Итак, кто из Вас оказался ближе всего к чудесной планете Здоровье?

- Хорошо! Молодцы!

- Родители отдают нам самое дорогое, что у них есть – это своих малышей, в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим их здоровье. А как вы думаете, на каких трех китах держится здоровье человека? (ответы педагогов)

- Физиологи утвержают, что  главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

- Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь

быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» Стимулирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма происходит за счёт организации регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

 Кроме того, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»  не случайно сказано, так как они прекрасно стимулируют третьего кита здоровья – состояние имунной системы, являясь средствами  закаливания.

Таким образом, органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОО способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

II. Совместная работа: ознакомление с технологиями  здоровья.

- Как важно не просто воспитывать дошкольника, но и заботиться о сохранении его здоровья. Маленький ребенок   не владеет способами сохранения собственного здоровья, поэтому мы должны научить его этому важному делу.

Технология здоровья «Игра-помощница».

Назначение: в процессе игры ребенок получает не только удовольствие от деятельности, но и вырабатывает навык правильной осанки, координации всего опорно-двигательного аппарата.

  • «Встань прямо»

Методические указания:

  1. В начале игры воспитатель показывает и объясняет, как нужно правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног.
  2. Дети расходятся по площадке и 1,5-2 мин, бегают, а по команде: «Встань прямо!» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом.
  3. В правильной стойке ребенок должен стоять 10-15с.
  4. Необходимо использовать шаблон правильной  постановки стоп (треугольник).
  5. Важно знать: при неправильной постановке стоп изменяется положение тела и его отдельных частей, возникают отклонения от вертикальной линии, уменьшается устойчивость, нарушается равновесие.
  • «Держи голову прямо»

Методические указания:

1.Используется мешочек с песком, треугольнки для разворота  стоп.

  • « Подтяни живот»

Методические указания:

 1.Используется мяч (d=25см).

  •  «Выполняй правильно»

Методические указания:

  1. Общеразвивающие упражнения для рук и верхнего плечевого пояса с гимнастической палкой, кольцом выполняются в чередовании с передвижением по залу.

2. Технология здоровья «Фитбол-тренировка».

Назначение: развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики  на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.

Привлекательность фитбола обусловлена тем, что заниматься на нем не только очень эффективно, увлекательно, и даже, забавно, вызывая массу положительных эмоций. Огромным плюсом является еще и то, что во время тренировки задействуются все звенья опорно-двигательного аппарата, повышается  упругость мышц  и эластичность связок, что содейтсвует формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, тренировке вестибулярного аппарата.

  1. «Морские волны» (профилактика  плоскостопия, укрепление мышц спины).

   И.п. -   сидя на фитболе (стопы прижаты к полу и параллельны друг другу), руки вдоль туловища, ладони  на фитболе сбоку.

        Вып.  1-4- выполняя корпусом движение вперед, прокатить фитбол       вперед, поднимая стопы на носки;

                     5-8-   прокатить фитбол корпусом назад, плавно опуская стопы        на  пятки  (6 раз).                                              

   2. «Наклоны к прямой ноге» (укрепление мышц спины)

       И.п. -   сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе.

       Вып.    1-2 -выставить правую ногу на пятку вперед;

               3-4- наклон влево, правая рука над головой;

                          5-6- И.п., то же в другую сторону  (по 3 раза в каждую сторону).

   3. «Складочка» (укрепление мышц брюшного пресса)

          И.п. -   лежа на спине на полу, ноги на фитболе, руки вдоль туловища.

       Вып.    1-2 -приподнять одновременно верхнюю часть туловища и   прямую ногу вверх, руками потянуться вперед.

        3-4 -И.п. (6 раз)

   4. «Ножницы» (укрепление мышц ног, ягодиц, спины)

       И.п.  -    лежа на животе на фитболе, руки слегка согнутые в локтях на полу.

       Вып.     1-6 –скрещивание приподнятых прямых  ног,

            7-8 - соединить ноги, задержать в горизонтальном положении;

                       9-10-И.п. (4 раз)

   5. «Расслабление» (снятие мышечного напряжения)

 И.п.   -   сидя на полу с согнутыми ногами  боком к фитболу;

    Вып.  1-4- облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться, затем в другую сторону (по 3 раза в каждую сторону).

3.Технология здоровья «Хатха  Йога».

Слово «хатха» составлено из двух корней, ха и тха. Ха означает «луна», а тха — «солнце». Это символическое обозначение пары энергетических сил, присутствующих во всем. И именно практика хатха-йоги позволяет этими двумя энергиями стать гармоничными и объединиться в одну силу.

«Асаны делают человека крепким, свободным от болезней и легким духом» Хатха Йога Прадипика.

Например:

  • Поза «Пальма»

Техника выполнения. Станьте прямо, ноги на ширине плеч, Голова, шея, спина образуют прямую линию, руки влоль туловища. Вдыхая через нос, поднимите рук вперед  ладонями внутрь. Все мышцы в это время должны быть напряжены. Одновременно медленно приподнимайтесь на носки. Став на носки, продержитесь в этом положении несколько секунд, задержав дыхание. Выдыхая,  медленно возвращайтесь в И.п

Результат упражнения. Подтягивание, которое делается всем телом, от пальцев ног до пальцев рук, очень полезно сказывается на весь организм, повышает тонус, благоприятствует лучшему кровообращению.

  • Поза «Дерево».

Техника выполнения. Станьте прямо. Согните правую ногу в колене, поставьте стопу на левое бедро. Отводя колено в сторону, поднимите ногу как можно выше, затем необходимо соединить ладони и поднять вверх, максимально выпрямляя  руки (как вариант: руки положить на затылок или поставить на пояс). Стойте так, сколько сможите (до 2 мин.)

Результат упражнения. Прежде всего, развивается чувство равновесия, устаняется нарушение осанки, успокаивается нервная система.

                             

  • Поза «Треугольник».

Техника выполнения. Поставьте ноги на ширине плеч, руки разведите в стороны, ладонями вниз. Глубоко вдыхая, поверните ладони вверх и задержите дыхание на несколько секунд. Вдыхая, поверните ладони вниз и наклоните туловище влево настолько, чтобы пальцами  рук могли  достать до щиколотки. Возвращаясь в И.П., вдыхайте. Потом продолжайте упражнение, наклоняясь попеременно: то вправо, то влево.

Результат упражнения. Развивает упугость тела, укрепляет позвоночник, нервную систему и боковые мышцы спины.

III. Индивидуальная работа: исследование здоровьесберегающих технологий.

-  Мы с вами все вместе познакомились  с технологиями здоровья, а  теперь я вам предлагаю самостоятельно исследовать  и другие технологии, чтобы почувствовать, какое влияние они оказывают на организм. Возьмите понравившийся Вам  лепесток цветка «Здоровье». Прочитайте предложенное на ней задание и попытайтесь его выполнить, прислушиваясь к  мышечным ощущениям  своего организма.

1.Розовый лепесток: технология Су-Джок аккупунктуры.

  1. Прости  босиком по ребристой и массажной дорожкам.
  2. Прокатить жесткий массажный мяч между ладонями рук, стопами ног по полу. Эффективность: воздействие на точки соответствия внутренним органам   приводит к изменениям скорости протекания физиологических процессов в отдельном органе на клеточном уровне или в организме в целом, так как стимулируется энергия внутренних меридианов,  по которым циркулирует энергия от нервных окончаний на стопах ног и ладонях рук к внутренним органам, с которыми они взаимосвязаны.

2. Желтый лепесток: беспредметная коррекция плоскостопия.

1.  Выполнить упражнение «Гусеница»:

И.П.- стопы вместе, руки вдоль туловища.

            Вып.- поочередно передвигайте сомкнутые носки и пятки в одну и ту же сторону, описывая в воздухе полукруг.

2.  Выполнить упражнение «Собери платочки»:

     И.П. – стоя, руки на поясе, под стопой ноги платочек.

            Вып.- сжимая пальцы стоп, необходимо захватить платочек и положить его в коробочку.

3.  Выполнить упражнение «Мельница»

            И.П. - стоя, руки на поясе.

            Вып. - слегка отрывая ногу от пола, описывать круги стопой ноги в разных направлениях.

      4. Выполнить упражнение «Дворники»

И.П. - сидя на полу , руки в упоре сзади.

Вып. - две стопы наклоняются  одновременното влево, то вправо, описывая круги в разных направлениях.

3. Голубой  лепесток:  тренировка носового и ротового дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1.  «Перышко»: вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот, сдувая   перышко с одной ладошки на другую.

2.  «Запасливый хомячок»: глубоким вдохом через рот сильно надуваем щечки, рот закрываем, дышим носом. Ходим 10 шагов с толстыми щечками, как у хомячков.  Потом хлопаем себя по щечкам и выпускаем воздух через рот.   Щечки стали,  как у ребеят. Ходим 10 шагов, а затем повторяем упражнение.

3. «Чистые носики»: закройте указательным пальцем  одну ноздрю и сильно вдохните воздух свободной ноздрей, задержите воздух,  а теперь отпустите зажатую ноздрю и сделайте протяжный громкий выдох  через рот - «ха-ха-а».

IV. Заключительная часть.  

- Вот и подошла к концу наша  беседа о технологиях здоровья. Мне хочется надеяться, что реализуя одну из задач образовательной области физическое развитие, а именно: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами, зафиксированную в ФГОС ДОО, вы используете продеменстрированный опыт оздоровления дошкольников. Мною замечено, что применение технологий здоровья и нетрадиционных методов работы с дошкольниками дает возможность раскрыть весь спектр возможностей детского организма, направить его усилия на полноценное физическое развитие и здоровье, как на основу формирования личности ребенка.

- Спасибо, коллеги, за внимание, понимание  и старание! Будьте здоровы  и не забывайте: здоровый образ жизни – фундамент крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".

Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...

Педагогическая поддержка физического развития детей дошкольного возраста с использованием элементов фитбол - гимнастики

Внимание к детскому физическому развитию - это забота о будущем. С рождения у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности, гармоничного физического развития и здо...

Методическая разработка по применению здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры у дошкольников с использованием метода проектов

Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных тем современного ДОУ: применению здоровье-сберегающих технологий с использованием инновационного метода проектов. Материал содержит подробн...

Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей

Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...

Педагогический проект по физическому развитию Здоровый дошкольник Мазаев А.А. МАДОУ № 22

Проект направлен на направление воспитаников и их родителей к здоровому образу жизни...