Доклад по здоровому образу жизни.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

КОМИССАРОВА ТАТЬЯНА ЯРОСЛАВНА

В докладе представлен календарно -тематический план в старшей группе на год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД  ПО ЗДОРВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Овладение системой понятий об организме человека, здоровье и здоровом образе жизни

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни формируется у ребенка на основе представлений о самом себе, своих физических возможностях, а также о том, что для человека полезно, а что вредно.

Система знаний ребенка о своем организме должна представлять собой учебный курс. Смысл подобного курса заключается в том, чтобы помочь детям осознать органичную связь между состоянием организма и своей собственной заботой о нем. Этот курс может быть самостоятельным, а может быть интегрирован в другие области знаний, например в курс ОБЖ.

Формирование у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья

Как уже было отмечено выше, потребности в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка еще нет. Исследования убедительно доказали, что значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье, средой обитания, образом жизни окружающих их близких людей или коллектива, в котором они воспитываются

Основными условиями, создающими основу для формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни, являются следующие:

1. Гигиенически организованная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

2. Включение в образовательную программу дошкольного учреждения специального обучающего курса, позволяющего детям овладеть системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

3. Включение в лечебно-профилактическую работу с детьми обучения и систематического контроля обучения детей специфическим навыкам ухода за своим телом.

4. Реализация принципа резонанса в физическом воспитании детей, сущность которого заключается в создании взрослыми системы ситуаций для проявления детьми своих растущих физических возможносте

Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при создании в дошкольном образовательном учреждении специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Разработка системы оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: методический аспект

Характеристика понятия «система оздоровительной работы»

Понятие «система» означает нечто целое, состоящее из частей, или определенный порядок. Относительно оздоровительной работы это понятие означает соединение мероприятий разной направленности, но имеющих общую стратегическую цель. В нашем случае такой целью является сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольного учреждения.

Система оздоровительной работы предусматривает определенный порядок осуществления оздоровительных мероприятий в различных направлениях деятельности дошкольного учреждения: педагогической, лечебно-профилактической, бытовой. Кроме того, система оздоровительной работы включает ряд мероприятий аналитико-прогностического, диагностического и контрольного плана, а также санитарно-гигиеническую просветительскую деятельность среди воспитанников и их родителей. Обязательной частью системы оздоровительной работы в дошкольном учреждении является также деятельность администрации по созданию соответствующей материально-методической базы и повышению квалификации персонала.

Анализируя содержание системы оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, мы можем классифицировать ее основные мероприятия следующим образом:

— мероприятия аналитико-диагностического характера;

— стратегическое и тактическое планирование оздоровительной работы;

— мероприятия по созданию, обновлению и пополнению материально-методической базы и повышению квалификации сотрудников;

— мероприятия по контролю реализации системы оздоровительной работы;

— мероприятия по обеспечению общегигиенических требований содержания детей в дошкольном учреждении;

— мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований;

— мероприятия по обеспечению техники безопасности в бытовой, игровой и образовательной деятельности детей;

— мероприятия по обеспечению психологической безопасности детей в период их пребывания в дошкольном учреждении;

— специальные медицинские мероприятия;

— лечебно-профилактические мероприятия;

— педагогические мероприятия;

— санитарно-просветительские мероприятия.

Подобная классификация облегчает планирование и реализацию основных направлений оздоровительной работы, действительно приводя ее к «системе». Ниже приводится краткая содержательная характеристика основных групп мероприятий оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Целью проводимых мероприятий аналитико-диагностического плана является получение ответа на следующие вопросы:

Существует ли в дошкольном учреждении система оздоровительной работы?

Каковы ее сильные и слабые звенья?

Имеются ли пробелы в системе оздоровительной работы?

Создана ли соответствующая материально-методическая база?

К мероприятиям педагогического цикла относят, прежде всего физкультурную деятельность четко выраженной оздоровительной направленности,  предупреждению бытового детского травматизма.

В детском саду созданы следующие условия:

  1. Есть уголок по ППД , по пожарной безобасности , спортивный уголок.
  2. Родители изготовили массажные дорожки.
  3. Подобраны иллюстрации и сюжетные картины , дидактический материал : « Социально – личностное развитие детей», «Беседы по ОБЖ и ПДД»
  4. Подобраны дидактические и настольно печатные игры  ,Азбука безопасности» , « Внимание дорога» , Лото « Транспорт, Дорожные знаки» , « Огнеопасные предметы», « Безопасность в быту» « Ребусы»
  5. Подобрана картотека стихов и загадок , физкультминуток и подвижных-малоподвижных игр.
  6. Подобрана художественная литература.
  7. Систематически проводятся беседы по ОБЖ
  8. Систематически проводятся прогулки на свежем воздухе
  9. Ежедневно во время образовательной деятельности проводятся динамические паузы ,включена двигательная активность
  10. Ежедневно после сна проводится гимнастика в кровати и воздушное закаливание .
  11. Во время карантина проводится комплекс профилактических мероприятий.

Образовательная  деятельность по ОБЖ старший дошкольный возраст

Сентябрь

1 неделя «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» Цель :формирование здорового образа жизни. Т.А .Шорыгина.

 2 неделя «Витамины и здоровье» Цель :формировать представление ,что овощи и фрукты –это полезные продукты. Н.С. Голицына.

3 неделя: « Дары леса»Цель :формировать представления о ядовитых грибах, ягодах  ,плодах деревьев , о лекарственных травах. Т.П .Гарнышева.

« Как  избежать неприятностей на природе» Цель : активизировать правила поведения во время пребывания на природе. Т.П Гарнышева.

4 неделя : « В группе должен быть порядок»  Цель: формирования безопасности в быту ,формирование культуры порядка.Н.С Голицына

Участие родителей: выставка поделок из овощей .

Подвижные игры « Посади и собери картофель». « Зайцы в огороде»см .картотекую

Октябрь

1 неделя « Как провести выходной день всей семьей» Цель : приобщение детей к активному образу жизни. Т.П. Гарнышева.  « Свои и чужие» Цель  : закреплять правила поведения с незнакомыми людьми .Н.С Голицына

2 неделя « Если хочешь быть здоров» Цель: уточнять и расширять знания о правилах поведения в общественных местах. Дать представление об устройстве и функционировании человеческого организма. Т.П . Гарнышева.

3 неделя « Один дома» Цель :закреплять знание опасных ситуаций ,которые могут возникнуть в быту. Н.С Голицына.

4 неделя  « Ток бежит по проводам»,  « А у нас дома газ», Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем» Цель : показ приемов оказания первой помощи ,правила обращения с электроприборами. Т.А Шорыгина

Участие родителей  : приход в группу ,игры с детьми .

Подвижные игры : «Кто тише», « Мы веселые ребята»

5 неделя « Приготовление фруктового салата» « Бережное обращение с посудой»  Цель :закрепить умение пользоваться острыми кухонными приборами Т.П.Гарнышева

Ноябрь

1 неделя « На улицах города» « Я потерялся»  Цель : обговаривание разных ситуаций с

незнакомцами в городе .Н.С Голицына .

2 -3 неделя « Контакты с незнакомыми животными» Цель: закрепить правила обращения с домашними животными. Н.С Голицына

4 неделя  «Запомните, детки :

таблетки – не конфетки» Цель : формирование здорового образа жизни, что лекарства дает только мама . Т. П Гарнышева.

« Культура пешехода» Цель : воспитание грамотного пешехода. Н. С .Голицына

Подвижные игры : « Хитрая лиса», «Зайцы и волк»

Декабрь

1 -2 неделя « Пернатые друзья» Цель : правила обращения с птицами, какую опасность могут нести птицы .

3неделя «Зимние игры и забавы»  Цель : формирование активного отдыха, закрепления правил  поведения в зимний период на улице. Т.А .Шорыгина.

4-5 неделя «Елочные огоньки» Цель : елочные гирлянды- красиво ,но небезопасно» Н.С . Голицына.

Участие родителей : приход в группу , конструирование новогодней гирлянды, закрепление правил обращения с элекричеством.

Подвижные игры : « Веселый снеговик», « Два Мороза»

Январь

2-3 неделя « Забота о здоровье» Цель : профилактика простудных заболеваний» Н.С . Голицына. « Уроки Осторожности» Цель :обучать основам личной безопасности Т.П.Гарнышева.

5 неделя « На зарядку становись», « Ни ночью ,ни днем не балуйтесь дети с огнем» Цель :формировать жизненно необходимые навыки. Т.А. .Шорыгина

Участие родителей : строительство снежного городка

Февраль

1 неделя « Ножницы ,катушки – это не игрушки» Цель : закрепить правильное обращение с предметами» Т. П.Гарнышева.

2-3 неделя « Что делать , если ….» Цель : учить говорить о состоянии здоровья, благодарить за оказанную помощь людей разных профессий ( врач, МЧС, полиция) Т .П. Гарнышева

Экскурсия в пожарное депо

Участие родителей : спортивный  праздник с участием пап .

Март

 « Пришла весна –ребятишкам не до сна» , «Кто с закалкой дружит,тот никогда не тужит»Цель : формирование здорового образа жизни. Т.А Шорыгина .

Апрель

1 -2 неделя « Путешествие в мир автомобилей»  Цель : расширять знания  о ПДД, знать назначение спецтранспорта .Т.П,.Гарнышева

3 неделя « Опасности и их предупреждения» , « В мире опасных предметов» Цель : учить правилу обращения с предметами из разных материалов Н.С .Голицына.

4-5 неделя  « Береги себя» , «Полезные и вредные привычки» Цель : расширять представления о том ,какое поведение в весенний период может быть опасным»Т.П. Гарнышева.

Май

1-2 неделя «Осторожны – клещи» .

3неделя « На прогулку мы идем» Цель :формирование здорового образа жизни.Т.А. Шорыгина.

Участие родителей : помощь в озеленении учаска.

4-5 неделя  « Лето красное для здоровья прекасное» Цель : формирование здорового образа жизни и значимость двигательной активности .Т. А  Шорыгина .

  • Летний период

Беседы «Я и другие люди» Цель : закрепление знания правил поведения с незнакомыми людьми Н.С.Голицына, Т.А Шорыгина .

« Учим знаки . повторяем правила ПДД» Цель : учим ориентироваться в разных ситуациях на дороге .Т.П .Гарнышева.

« Возле речки, водоема» Цель : формировать представления о правилах  безопасного поведения возле воды . Т.П. Гарнышева.

« Береги  природу» Цель : закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе» Т.П Гарнышева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

Материал об использовании интегрированных занятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни....

"Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни."Доклад

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двига...

Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».

laquo; Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни»....

Доклад "Здоровое питание воспитанников-основа здорового образа жизни"

ДОКЛАД ОЗДОРОВОМ ПИТАНИИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ....

Педагогический совет № 3 Тема доклада: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий».

ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста». «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости ...