Конспекты занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки.
план-конспект занятия

Столярова Надежда Анатольевна

Конспекты занятии по шашкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx82.97 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

Тема: «Как начинать партию?»

Цель: познакомить детей с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек, основные правила игры.

Задачи:

Формировать интерес  к игре в шашки.

Приобщать детей к спортивно – творческой игре.

Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и         детском саду.

Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, находчивость, внимание, трудолюбие,         волю, коллективизм.

Материал: презентация, наборы шашек.

Ход занятия:

1. История возникновения шашек

Шашки - одна из самых древних игр.

По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.

Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина - охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Исходя из перечисленного возникла версия о древнеегипетском происхождении шашек.

Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала в Грецию, затем в Древний Рим. Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед. Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность и она становилась дамкой. Взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую. Точно так же в бою победивший воин перешагивает через побежденного, чтобы дальше продолжить сражение.

У римлян игра называлась "латрункули" и происходило от слова "латро" - воин. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и стратегии рыцарских поединков.

На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Играя в шашки человек становится умнее.

2. Чтение сказки  «Два королевства» из книги Сидорычев В.Н. стр. 11 (в ходе чтения знакомить детей с шашечной доской( поля, линии, их обозначение), с шашками, их количеством.

Продемонстрировать доску и фишки черного и белого цвета, дети должны внимательно рассмотреть фишки (цвет, форму, доску, выделяя белые и черные поля. Объяснить, что шашки - это игра для двух игроков, что специальные фишки называются - шашки, у каждого игрока по 12 шашек, у одного черные, у другого – белые).

3. Д.и. «Кто первый?»(башня)

4. Просмотр мультфильма «Про поросенка который умел играть в шашки»

Занятие 2

Тема: «Цель игры и определение результата партии»

Цель: Познакомить с расстановкой шашек, основные правила игры.

Ход занятия:

-Для чего вы ходите на кружок шашек?

-Что вам дает умение играть в шашки?

ашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность, способствует логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость. Так что вы не зря посещаете этот кружок, вы станете более внимательными, у вас улучшится память и мышление. А еще вы почувствуете радость победы и в то же время, научитесь безболезненно проигрывать.

Сегодня вы познакомить с расстановкой шашек и узнаете основные правила игры.

 Чтение стихотворения "Правило игры"

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАШКИ

Цель игры в шашки - прорваться в дамки и уничтожить силы соперника.

В русские  играют на 64х клеточной доске, на которой 32 поля белого и 32 поля черного цвета. У

Двенадцать белых шашек располагаются на черных полях в три ряда с одной стороны доски.

Аналогично напротив с другой стороны доски располагаются двенадцать черных шашек на черных полях в три ряда.

Шашки ходят поочередно по диагонали, на одну клеточку (поле) вперед.

Первыми всегда ходят белые шашки.

Перепрыгивать через собственные шашки нельзя.

Можно перепрыгивать через шашки соперника, такой ход называется "побить", если за шашкой соперника есть свободное черное поле.

Бить всегда обязательно.

Правила "бить большинство" в русских шашках не существует. Если стоит выбор, сколько шашек вам бить одну или три, вы сами решаете, что вам выгоднее.

Правила "взять за фук"  - не существует.

Если соперник прозевал и не сбил шашку, а походил по-другому, нужно вернуть его ход назад и показать ему, что он должен бить.

Шашка становится дамкой, если достигла последнего ряда.

Дамка ходит по диагонали на одну либо несколько полей вперед или назад. Если шашка бьет и ставится дамкой, она продолжает свой бой в качестве дамки, не останавливаясь.

Дамка сбивает все шашки, за которыми есть свободные поля.

Дважды сбивать одну и ту же шашку нельзя.

Размен - это такое действие, когда вы отдаете одну шашку и бьете одну. Либо отдаете две и бьете две. Иначе говоря, отдаете столько же, сколько и бьете.

Удар или комбинация - это действие по нанесению ущерба силам соперника. Отдаете меньше шашек, а сбиваете больше. Либо отдаете столько же, сколько и бьете, но при этом получаете дамку.

Запереть шашку соперника - значит сделать так, чтобы у соперника не осталось ходов этой шашкой.

Пожертвовать - значит, отдать шашку, обычно с целью получения преимущества.

Итог

На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)

Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)

Куда можно сделать ударный ход (взятие? (вперёд, назад)

В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски? (дамка)

Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)

В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

Какой формы шахматная доска? (квадратная)

Занятие 3.

Тема: «Способы защиты»

Цель: обучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, алгоритму хода.

Ход занятия: 

Повторение: (повторение сказки «Два королевства»)

  • Расположение доски

Какого цвета клетки в нижнем левом углу?

В верхнем левом углу? В нижнем правом углу? В верхнем правом углу?

Запомните, что угловое поле справа внизу всегда белое, а угловое поле внизу слева всегда чёрное.

  • Горизонтальные, вертикальные ряды

 Вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Чем обозначаются горизонтальные ряды?

Какими цифрами обозначаются горизонтальные ряды?

Сколько на горизонтальной линии белых/чёрных клеток?

Задание на листе бумаги

Покажите любой горизонтальный ряд.

Найдите 7, 5, 4-ю горизонтали и т.д.

Задание вертикальные ряды

Найдите нижний левый угол, поставьте там точку красной ручкой.

Найдите верхний левый угол, поставьте там точку красной ручкой.

Теперь соедините линей эти точки.

Проведите по  линии рукой снизу вверх и сверху вниз.

Как называется этот ряд?

Чем обозначаются вертикальные ряды?

Теперь в каждом ряду проведите линию снизу вверх.

Посчитайте сколько таких рядов?

Теперь выставьте шашками любой вертикальный ряд на доске.

Как найти вертикальный ряд?

Сколько вертикальных рядов на доске?

Сколько на каждом ряду умещается клеток?

- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? 

  • Правила игры

Тронул – ходи.

При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»

Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние. Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

  • Способы защиты        

Надо стараться провести в дамки больше шашек, чем ваш соперник. В шашках преимущество у того, кто имеет больше дамок.

Чтобы это получилось передвигайте шашки в ту зону доски, где у вашего соперника меньше шашек или его шашки более рассеяны и уязвимы. По возможности страхуйте выдвинутую шашку соседними шашками, даже ценой их жертвы, чтобы увеличить шансы провести дамку.
Не передвигайте последний ряд шашек как можно дольше. Соперник не сможет провести дамку, если последние клетки будут заняты вашими шашками, поэтому такая стратегия воспрепятствует ему добиться преимущества на ранних стадиях игры. А когда вы наконец-то начнете ходить последним рядом шашек, у вас появится больше вариантов ходов.

Вам не удастся все время удерживать последний ряд. Когда у вас останется мало шашек или появится возможность для выгодного обмена шашками, не бойтесь двигать шашки последнего ряда.

Занятие 4.

Тема: «Открытые и двойные ходы»

Цель: обучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, алгоритму хода.

Материал: шашки, доски, карандаши, листы бумаги с полями, красные и зелёные кружки.

Ход занятия: Ребята, посмотрите, что у нас на столах? Давайте вспомним, как называется доска, на которой играют в шашки? А кто помнит, как правильно нужно поставить доску? Давайте сядем за столы, друг напротив друга и правильно поставим доску.

На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

- По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)

- Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

Д.и «Кто быстрее расставит шашки на доске?»

Ребята, давайте внимательно посмотрим на доску, что вы видите слева и справа на доске? 

Как называются ряды, которые идут слева на право и обозначены цифрами?

Что вы видите вверху и внизу доски? Как называются эти ряды?

Большая, или главная дорога. Диагонали.

Поставьте одну шашку в левый нижний угол, а другую в верхний правый угол. Теперь на клетки между ними выставьте шашки. Получается ряд наискосок. Это большая (главная) дорога. Она состоит из восьми клеток чёрного цвета. Это диагональ. Большая, или главная дорога одна, но есть ещё большая белая диагональ.

 Физкультминутка

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч

Задания:

1.Выставьте на доске с помощью шашек диагональ, посчитайте сколько в ней клеток.  

2. Закрасьте диагональ (большую главную дорогу). Каким цветом вы будите ее закрашивать?

Где находится большая дорога, из каких клеток она состоит? Сколько клеток?

Есть ли ещё такая диагональ на доске?

Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1,

 Ходы и взятие фигур (Сидорычев В.Н. стр. 20-21

Повторение сказки про два королевства.

Показ на демонстрационной доске.

Занятие 5.

Тема: «Разные виды ничьей партии»

Цель: познакомить с видами партий (ничья)

Материал: шашки, доски, диаграммы, карандаши, листы бумаги с полями.

Ход занятия:

1. Повторение: - горизонтальные и вертикальные ряды;

-  большая или главная дорога, диагонали.

Вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Как называются ряды идущие слева направо и справа налево?

Какими цифрами обозначаются горизонтальные ряды?

Сколько горизонтальных рядов?

Как называются ряды идущие снизу вверх и сверху вниз? Чем они обозначаются?

Сколько вертикальных рядов?

Где находится большая дорога из скольких клеток она состоит?

Какого она цвета? Есть ли ещё такая диагональ на доске?

2. Двойники. Тройники (работа в парах)

Ребята, найдите на поле диагональ из двух клеток. Поставьте на них шашки.

Это самые маленькие диагонали на доске. Сколько таких диагоналей на поле? (четыре: 2 чёрные и 2 белые).

Найдите и раскрасьте две тёмные диагонали, состоящие из двух клеток, на листе бумаги.

Физкультминутка

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч

Теперь найдите диагонали состоящие из трёх клеток. Сколько таких диагоналей на доске? На сколько клеток в них больше, чем в диагоналях состоящих из двух клеток?

Закрасьте эти диагонали черным цветом.

3. Ничья в шашках

Когда никто из противников не видит путей к победе, они соглашаются на ничью. Если же один из них хочет играть на выигрыш, то второй имеет право потребовать фиксации ничьей в следующих случаях:

1) в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

2) трижды возникает одно и то же положение при ходе того же игрока;
3) в окончании «три дамки против одной не на большаке» игра длится более 15 ходов;

4) в окончании «три дамки против одной на большаке» игра длится более 5 ходов.

4. Игра в шашки

Чтение стихотворения "Правило игры"

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

 Далее детям предлагается определить цвет своей шашки (которой они будут ходить), поставить ее «в главный домик» и начать игру.

Наблюдать за каждой парой, индивидуальные вопросы к каждому игроку.

Занятие 6.

Тема: «Разные виды ничьей партии»

Цель: продолжить знакомить детей с видами партий (ничья)

Материал: шашки, доски, диаграммы, карандаши, листы бумаги с полями.

Ход занятия:

Повторение правил игры:

  • шашки в начале игры выставляются в три ряда со своей стороны доски, занимая только черные клетки, причем ходить они тоже могут исключительно по черному, то есть только по диагонали
  • шашки всегда ходят только вперед, конец хода должен быть на ближайшей свободной клетке;
  • назад нельзя ходить, а вот убивать шашки противника можно в любом направлении;
  • соперники ходят по очереди;
  • шашка, достигшая противоположного края доски, превращается в «дамку» – такая фигурка уже не имеет никаких ограничений по направлению движения или даже длине хода, хотя все равно ограничена только черными диагоналями;
  • убить «дамку» может любая обычная шашка;
  •  «Дамка», как мы уже говорили – это та фигурка, что дошла до противоположного от игрока конца доски, а сам восьмой ряд, превращающий шашку в «дамку», называется дамочным полем. Продуманная комбинация ходов, результатом которой станет превращение простой шашки в дамку», называется вполне логично – прорыв.

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

2. Двойники. Тройники (работа в парах)

Ребята, найдите на поле диагональ из двух клеток. Поставьте на них шашки.

Это самые маленькие диагонали на доске. Сколько таких диагоналей на поле? (четыре: 2 чёрные и 2 белые).

Найдите и раскрасьте две тёмные диагонали, состоящие из двух клеток, на листе бумаги.

Теперь найдите диагонали состоящие из трёх клеток. Сколько таких диагоналей на доске? На сколько клеток в них больше, чем в диагоналях состоящих из двух клеток?

Закрасьте эти диагонали черным цветом.

3. Ничейные окончания

Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

- один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение); — при невозможности выигрыша ни одного из соперников;

- если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

- если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении: * в 2-х и 3-х фигурных окончаниях — 5 ходов, * в 4-х и 5-и фигурных окончаниях — 30 ходов, * в 6-и и 7-и фигурных окончаниях — 60 ходов.

Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: "предлагаю ничью", "согласен", "не согласен",- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

Занятие 7.

Тема: «Знакомство с таблицей шашечного турнира».

Цель: знакомство с понятием «Таблица шашечного турнира», выполнение упражнений на выполнение ходов.

Материал: шашки, доски, диаграммы, таблица турнира, тренажёры для глаз.

Ход занятия:

Повторение:

- работа с доской расстановка шашек (Сидорычев В.Н. стр. 18 – 19)

- горизонтальные и вертикальные ряды;

     - большая или главная дорога;

Двойники.

Ребята, найдите на поле диагональ из двух клеток. Поставьте на них шашки.

Это самые маленькие диагонали на доске. Сколько таких диагоналей на поле? (четыре: 2 чёрные и 2 белые).

-Две пары шашек соединяются между собой диагональными рядами, заставьте шашками сначала нижнюю диагональ, а затем верхнюю.

Сколько на нижней диагонали клеток (семь) 

Сколько на верхней диагонали клеток?

Какого они цвета?

Они называются двойниками потому что соединены между собой маленькими диагоналями, состоящими из двух клеток.

Физкультминутка

 А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!

Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,

красная – дети замирают,

жёлтая – шагают,

зелёная - прышают.

Тройники.

Найдите диагональ состоящую из трёх клеток, поставьте на них шашки.

Сколько таких диагоналей на доске? (две)

На сколько клеток в них больше чем в диагоналях состоящих из трёх клеток?

Есть ли ещё такие диагонали?

Заставьте эти диагонали шашками, сколько заставили клеток? Какого они цвета? Почему эти диагонали называются тройниками?(потому что соединенные диагонали состоят из трех клеток)

Зарядка для глаз э(работа с тренажерами)

Таблица шашечного турнира

Проведение шашечного турнира начинается с записи желающих участвовать в турнире.

Соревнования проводятся по разным системам:

- по круговой системе;

- по швейцарской системе;

- по олимпийской системе.

Мы с вами познакомимся с круговой системой. По этой системе каждый участник поочередно играет с каждым.

Для ведения турнира, проводимой по круговой системе, судье необходима турнирная таблица, исходя из количества участников. (вот такая)

Все записанные для участия в турнире тянут жребий – порядковый номер для размещения в таблице соревнований.

Когда все участники вписаны, согласно жеребьевке, вписаны в таблицу турнира, определяется цвет шашек каждому из участников и проводится первый тур.

Для четкого ведения турнира важно правильно отмечать результаты сыгранных партий в турнирной таблице. За выигрыш победителю засчитывается очко – 1, проигравшему – 0, за ничью обоим по пол-очка – ½.

В конце турнира места распределяются по сумме очков, набранных каждым из участников. Так, за наибольшее количество очков присуждается первое место, далее места распределяются по убыванию. Таким образом, на последнем месте остается участник, набравший наименьшее количество очков.

Работа с диаграммами. Упражнения на выполнение ходов.

Занятие 8.

Тема: «Знакомство с таблицей шашечного турнира».

Цель: продолжить знакомство с таблицей шашечного турнира, проведение тренировочных упражнений «удары шашками».

Материал: шашки, доски.

Ход занятия:

- Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)

- Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)

- А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

- Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

Дети выставляют алгоритм.

- Кто может играть в шашки? (Любой человек)

- Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)

Таблица шашечного турнира.

- Ребята, давайте вспомним куда записываются результаты сыгранной партий?

- Как записываются участники в таблицу? (каждый участник тянет жребий -

порядковый номер для размещения в таблице соревнований.

- Как записывают очки в таблице? (За выигрыш победителю засчитывается очко – 1, проигравшему – 0, за ничью обоим по пол-очка – ½.)

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Тренировочные упражнения

- Ребята, а сейчас давайте сядем парами напротив друг друга, поставим доски.

- Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

- Злой волшебник рассыпал все шашки, давайте их расставим? (дети расставляю шашки, задаются  индивидуальные вопросы о правилах расстановки шашек)

- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

• Тронул – ходи.

• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»

• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.

• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

• Взятие шашки соперника является обязательным

- Ребята, а когда партия считается законченной?

• если у соперника не осталось ни одной фишки;

• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;

• если соперник сам себя признаёт побеждённым;

• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

А теперь давайте сыграем партию.

Занятие 9

Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы»»

Цель: познакомить детей с основными приёмами ходов.

Задачи: упражнять в выполнение ходов пешками; активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Ход занятия:

-Для чего вы ходите на кружок шашек?

-Что вам дает умение играть в шашки?

ашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность, способствует  логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость. Так что вы не зря посещаете этот кружок, вы станете более внимательными, у вас улучшится память и мышление. А еще вы почувствуете радость победы и в то же время, научитесь безболезненно проигрывать

-Сегодня мы узнаем основные приемы борьбы на шашечной доске, получите несколько полезных советов, которые помогут вам побеждать, и проведете небольшой шашечный турнир в конце занятия.

Шашечная викторина

- Какие шашки начинают игру?

- Что такое «за фук»?

- Что такое дамка?

- Как определяют, кто играет каким цветом?

- Сколько клеток на шашечном поле?

- Сколько шашек участвует в игре?

Изучение нового материала

-Чтобы основательно научиться играть в шашки, нужно хорошо усвоить основные принципы игры и овладеть важными тактическими и стратегическими приемами.

Под тактикой в шашках понимают комбинации, жертвы, удары и прочие форсированные планы.

Под стратегией — идейные планы игры, использование конкретных слабостей в позиции

Совет 1В процессе игры старайтесь пройти своими шашками в дамки и не позволяйте сделать этого сопернику.

Дамка является очень грозным оружием, ее сила заключена в дальнобойных возможностях, а также в умении двигаться в любом направлении (по диагоналям доски). Даже одинокая дамка может без труда преградить  путь целой группе шашек соперника.

Совет 2. Старайтесь добиться того, чтобы шашек соперника становилось меньше, чем ваших.

Совет также очевидный, но как им воспользоваться? Надо заставить соперника отдавать свои шашки или же самому сбивать шашки соперника. Сделать это можно с помощью различных приемов. Вот самые простые из них: простой прием выиграть шашку соперника -  заход в «любки», прием игры —нападение на слабую шашку соперника.

Совет 3. Занимайте своими шашками центральные поля доски.

Шашка, расположенная на поле у края доски (бортовом поле), имеет меньшую силу, чем шашка, занявшая одно из полей в центре доски.

При выполнении этого совета следует действовать осторожно, обеспечивая своим центральным шашкам достаточную защиту в случае возможной атаки на них шашек соперника.

Совет 4.  Старайтесь определить, что в ответ может предпринять соперник, и какие будут последствия.

-Перед тем как сделать ход будьте внимательны, каким бы заманчивым этот ход не казался. Другими словами, чтобы выиграть, обязательно нужно пытаться предугадать действия соперника еще до своего маневра, так как, разгадав замысел соперника слишком поздно, помешать этому можно не успеть.

Совет 5Пытайтесь постоянно продумывать свои действия на несколько ходов вперед.

Это, так называемый, расчет позиции. Чем Ваш расчет глубже и точнее, тем больше возможностей переиграть своего соперника.

 Тренировочные игры в парах

Проведем небольшой шашечный турнир

А) Вспоминаем правила игры:

- Бить всегда, брать за фук.

- не жульничать

-не обижаться, уважать соперника

-не поддаваться

- ничья после 15 ходов, если вы не сможете побить соперника

цвету шашками будет играть.

Один ребенок из пары берет 2 шашки: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шашки на поле                           

-Игра в шашки требует спокойной обстановки и внимания. Наши участники  сразятся в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.

Занятие 10

Тема: «Шашечный турнир»

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

2. Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

3. Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами проведём шашечный турнир.

Хочется вам сказать, что шашки, это игра-стратегия, цель которой, если сравнивать её с войной, сводится к одному — уничтожить большее количество «врагов» и победить.

Шашки - одна из самых древних игр. На Руси шашки появились очень-очень давно, когда еще на свете не было ни ваших пап и мам, и даже бабушек и дедушек. Шашки тогда делали из глины, из дерева, из камня. В шашки играли и богатые, и бедные люди.

-Вы умеете играть в шашки?

Шашки - древняя игра.

Она полезна и нужна!

Быть внимательным и честным

Учит нас всегда она.

Шашки – игра настольная,

Желающим – доступная,

Нужна не только логика,

Но и воля сильная

Иди в наш детский сад

Там научишься играть!

И, возможно, будешь многих

Через время побеждать

Объявляю шашечный турнир открытым. Игра в шашки требует спокойной обстановки и внимания. Вы сразитесь в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.

Сейчас мы с вами проведем жеребьевку и узнаем, кто с кем будет играть или по другому «сражаться».  

Хочу напомнить вам правила нашей игры:

Для этой игры используется поле 8 на 8 клеток (за каждым столом лежит игровая доска) Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного — белые шашки, у другого — черные.

Каждый игрок расставляет по 12 фишек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. Первыми делают ход белые шашки. В ходе игры шашки можно ставить только на чёрные поля, если они не заняты. Шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку и бить вперёд и назад, при этом она движется по диагонали на две клетки, перепрыгивая через шашку или дамку соперника.

ТРОНУЛ —ХОДИ!

Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки, когда его очередь ходить, обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).

ОТНЯЛ РУКУ —ХОД СДЕЛАН!

А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.

Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».

При достижении шашкой «дамочного поля» (любое горизонтальное поле, она становится «дамкой» и продолжает игру уже на новых правах — она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении. Цель русских шашек — съесть или «запереть» (лишить возможности хода) все шашки противника.

 Я вам напомнила правила, не торопитесь, будьте внимательны, думайте.  Желаю вам удачи!

Занятие 11

Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске. Простые комбинации»

Цель: познакомить детей с простыми комбинациями.

Задачи:  познакомить с понятием «комбинация», расширение знаний и приобретение практических навыков в игре «русские шашки»;  развитие личности, способной к творческому самовыражению.

Ход занятия.

Повторение. Игра «Закрой ряд»

Цель: повторит вертикальные, горизонтальные, диагональные ряды.

Игра «Справа – слева, вверху – внизу»

Цель: закреплять ориентировку на доске.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с комбинациями в русских шашках. Комбинация - это наикратчайший путь к выигрышу. Комбинация – это жертва одной или нескольких шашек, чтобы убить гораздо большее количество шашек противника.

С помощью этой технологии можно быстро и красиво выиграть партию.

Работа с диаграммами Слад 1

Посмотрите на экран. Расставьте у себя на досках шашки так же.

Теперь вам надо сделать один ход так чтобы вы одну белую шашку отдали, а две чёрных взяли или побили.

- Следующая комбинация. Слайд 2

Опять начинают белые. Одну отдаем, две берем.

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Игра «Уголки» Слайд 3.

Ход игры.

Игроки выстраивают шашки в левом углу (каждый со своей стороны) шахматной доски. Это место называется дом.

Целью игры является перестроение шашек таким образом, чтобы быстрее противника занять своими шашками все клеточки его  дома. Ходить можно по горизонтали и по вертикали вперёд и назад в любом направлении на одну клетку.

Можно шашками перепрыгивать через свои и чужие шашки. За один ход можно перепрыгивать несколько раз подряд. Перепрыгивать можно только через одну шашку, но не разом через несколько шашек, стоящих рядом!

Занятие 13

Тема: «Умники и умницы»

Цель: закрепление полученных знаний.

Ход занятия.

 Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?

Дети: Белое и черное.

Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?

Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.

Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.

Ребенок: Шашки не ходят по прямой –

                Они из дома и домой

                Шагают лишь наискосок:

                Из уголка - на уголок!

                Как же двигаются шашки?

Дети: По диагонали.

Воспитатель: Ребята, какие ещё ряды вы знаете. Покажите на доске.

Физкультминутка. «Шел король по лесу».

Дети становятся в круг, взявшись за руки.

                    Шел король по лесу,

                    По лесу, по лесу.

          (Ходьба по кругу.)

                    Нашел себе принцессу,

                    Принцессу, принцессу.

                    Давай с тобой попрыгаем,

                    Попрыгаем, попрыгаем.

                   (Прыжки на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

                    Подрыгаем, подрыгаем.

                   (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

 И ручками похлопаем,

                     Похлопаем, похлопаем.

                     (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

                     Потопаем, потопаем.

                    (Топают ногами на месте.)

Тренировочные игры в парах

Занятие 14

Тема: «Умники и умницы»

Цель: закрепление полученных знаний.

Ход занятия.

 Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?

Дети: Белое и черное.

Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?

Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.

Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как?

                 Шашки не ходят по прямой –

                Они из дома и домой

                Шагают лишь наискосок:

                Из уголка - на уголок!

                Как же двигаются шашки?

Дети: По диагонали.

Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?

Дети: Буквой и цифрой.

Ряды идущие от букве к букве называются….?

Ряды идущие от цифры к цифре называются….?

Физкультминутка:

                    Шел король по лесу,

                    По лесу, по лесу.

          (Ходьба)

                    Нашел себе принцессу,

                    Принцессу, принцессу.

                    Давай с тобой попрыгаем,

                    Попрыгаем, попрыгаем.

                   (Прыжки на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

                    Подрыгаем, подрыгаем.

                   (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

 И ручками похлопаем,

                     Похлопаем, похлопаем.

                     (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

                     Потопаем, потопаем.

                    (Топают ногами на месте.)

Работа с диаграммами.

С подгруппой 5-6 лет (слайд 2,3,4)

Задача: белые начинают и выигрывают в 2 хода

Вспомогательная подсказка: одну белую отдаём две чёрных берём.

С подгруппой 6-7  лет(слайд 4-повторение,5,6)

Задача: белые начинают и выигрывают в 2 хода

Вспомогательная подсказка: 1 белую отдаём, 3 чёрных берём.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в шашки «Кто быстрее?».     

                В сраженье открыть,

                Отважным и смелым

                Игрок должен быть.

               Упорным -  награда –

               Победа в сраженье,

               А всех невнимательных

               Ждет пораженье.

 Воспитатель:     Вами я, друзья, довольна!

                            Смельчаки и храбрецы!

                            Удаль, ловкость показали,

                            Все сегодня молодцы.

Занятие 15.

Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры»

Цель: познакомить детей с основами позиционной игры.

Задачи: обучать приёмам позиционной борьбы; развивать знания об основных принципах игры, познакомить с понятием оппозиция.

Ход занятия:

Слайд 1. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите на диаграмме?

Кто здесь выиграет чёрные или белые?  (Ребята, условия пока не известны и поэтому нельзя сказать кто выиграет, а  кто проиграет)

Здесь первыми ход делают чёрные и они проигрывают. Посмотрите, белые и чёрные шашки стоят на одной вертикале.

Чёрные делают ход к центру, стараются убежать от белых, белые делают ход на ту же вертикаль.

Чёрные вновь пытаются убежать от белых, а белые продолжают идти на встречу чёрным.

Но белые неминуемо встают на одну вертикаль с чёрными.

Слайд 2. И если шашки находятся на одной вертикали или горизонтали и между ними одно белое поле, это – оппозиция. Проигрывает тот кто сейчас сделает ход.

Слайд 3. Давайте рассмотрим другой вариант. Мы вновь видим одну белую и одну чёрную шашку. Чёрные делают ход первыми. Кто здесь выиграет?

Попробуйте вы на своих досках сделать ходы и узнать кто проиграет.

Слайд 4.

Задание:

Ход белых. Кто выиграет?

Физкультминутка

Это - правая рука, это- левая рука.

Справа- шумная дубрава, слева- быстрая река…

Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.

Слева- шумная дубрава, справа- быстрая река.

Неужели стала правой. Моя левая рука?

Игры по выбору детей: Шашки, Уголки.

Занятие 16.

Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры»

Цель: познакомить детей с основами позиционной игры.

Задачи: развивать знания об основных принципах игры, изменение оппозиции при размене.

Ход занятия:

Повторение правил игры:

  • шашки в начале игры выставляются в три ряда со своей стороны доски, занимая только черные клетки, причем ходить они тоже могут исключительно по черному, то есть только по диагонали
  • шашки всегда ходят только вперед, конец хода должен быть на ближайшей свободной клетке;
  • назад нельзя ходить, а вот убивать шашки противника можно в любом направлении;
  • соперники ходят по очереди;
  • шашка, достигшая противоположного края доски, превращается в «дамку» – такая фигурка уже не имеет никаких ограничений по направлению движения или даже длине хода, хотя все равно ограничена только черными диагоналями;
  • убить «дамку» может любая обычная шашка.
  • если после того, как вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит перед вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное поле и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая ситуация, то действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, независимо от количества разворотов.

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Тактический прием «размен» (В.Н. Сидорычев стр. 37)

Слайд 1.

Ребята посмотрите на доску, сколько шашек у белых и чёрных? (поставьте у себя на досках такие же комбинации)

Давайте подумаем, как могут выиграть белые? Для начала ответим, где у белых плохие ходы? Поставьте туда красные кружочки. Слайд 2.

Теперь рассмотрим все хорошие ходы у чёрных. И поставим туда зелёный кружок. Слад 3

Найдём хорошие ходы у белых, поставим туда зелёные кружки. Слайд 4 Посмотрите сколько у белых хороших ходов, а у чёрных.

Слад 5. У чёрных всего один ход, но он очень сильный, потому что он открывает шашке путь в дамки. Посмотрите каков может быть этот ход.

Какой ход нужно сделать белым чтобы преградить чёрным путь в дамки? Подумайте. Слайд 6.

Слайд 7 Делаем размен.

В ходе размена белые встают на третий горизонтальный ряд 5 клетку слева.

У чёрных всё равно остается хороший ход. Чёрна шашка встаёт на 4 ряд в 8 клетку слева. Но чёрным не хватает темпа. Какой ход сделают белые?

Белые идут вперёд и блокируют чёрную шашку. Они встают в оппозицию к чёрным. Чёрные проигрывают

Давайте повторим, что такое оппозиция. Если шашки находятся на одной вертикали или горизонтали и между ними одно белое поле, это – оппозиция. Проигрывает тот кто сейчас сделает ход. В данном случае ход чёрных.

Этот тактический приём белых называется «разменом». То есть белые пожертвовали, отдали под бой одну свою шашку, чтобы победить. Это был хороший размен. Иногда размен бывает плохим.

Игры по желанию детей: Шашки, Уголки, Построй ряд.

Занятие 17.

Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы»

Цель: познакомить детей с основами комбинационной игры.

Ход занятия:

Повторение шашечные термины:

Ребята, черные и белые клетки на шашечной доске это - поля?

Ряды идущие с лева на право и справа налево? Сверху вниз и снизу вверх? Ряды наискосок называются?

Если шашка прошла с одного края на другой она уже называется – дамкой.

Давайте вспомним что такое оппозиция? Покажите у себя на досках как шашки стоят в оппозиции. И если шашки находятся на одной вертикали или горизонтали и между ними одно белое поле, это – оппозиция.

Работа с диаграммами.

Слайд 1.

Посмотрите на диаграмму и скажите, сколько шашек на доске. Сколько белых и сколько чёрных шашек?

На какой горизонтали стоит белая/ черная шашка?

На каких вертикалях стоят шашки?(Чтоб узнать на какой вертикали расположилась шашка нужно посчитать вертикальные ряды слева на право)

На какой по счету тёмной клетке стоит белая шашка? На какой чёрная?

Расставьте у себя на досках шашки так же как и на диаграмме. (после того как дети расставят шашки снова спросить на какой горизонтали и вертикали стоят шашки, какие номера полей, на которых стоят шашки)

Комбинационные приёмы

Слайд 2.

Ребята посмотрите на доску. Сколько шашек сейчас на доске? Сколько белых/ чёрных?

На какой горизонтали стоят белые/ черные шашки?

На каких вертикалях стоят шашки?

Расставьте у себя на досках такие комбинации.

Задание. Белые начинают и выигрывают в два хода. Вам нужно 1 белую отдать, 2 чёрных взять.

Физкультминутка

Один – два – три – четыре – пять  (поочерёдно сгибаем пальцы)

Все умеем мы считать (руки вперёд, сжимание разжимание кистей рук)

Отдыхать умеем тоже (плавно отвести руки назад)

Руки за спину положим

Голову поднимем выше и легко – легко подышим.

Слад 3

Рассмотрим следующую комбинацию.

Задание. Белые начинают и выигрывают в два хода. Вам нужно 1 белую отдать, 3 чёрных взять.

Слайд 4

Задание то же

Слад 5

Задание. Белые начинают и выигрывают в два хода. Вам нужно 1 белую отдать, 4 чёрных взять.

Игры по желанию детей: Шашки, Уголки, Построй ряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»

Цель: Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движе...

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»

В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...

План-конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

Занятие направлено на ознакомление детей с историей шахмат....