Подвижные игры, физминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики на тему «Насекомые»
картотека (средняя группа)

Шпакова Наталья Юрьевна

Приложение 2 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Подвижные игры, физминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики на тему «Насекомые»

Подвижные игры:

Цель: Развитие общей моторики и координации движений. Совершенствовать физические качества. Развивать быстроту реакции. Повысить положительный настрой и укрепить психо-эмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. 

Игра «Медведь и пчёлы»

Ход игры: Играющие делятся на две группы – медведи, остальные - пчелы. На расстоянии 3-5 м от «улья» очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы сидят в «улье» на корточках и говорят:

«Пчёлки в домиках сидят и в окошечки глядят».

Ведущий: «А медведи всё спят и на пчёл не глядят».

Пчёлки: «Полетать вдруг захотели и за мёдом полетели». Пчелы летят на луг за медом и жужжат.

Ведущий: «Просыпается медведь, хочет мёду он поесть». Медведи влезают в «улей» и лакомятся медом.

Ведущий: «Нектар хватит собирать, пора медведей выгонять!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются в «улей», и игра возобновляется. В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями. 

Подвижная игра «Пятнашки насекомых»

Ход игры: Большая часть площадки очерчивается как лужайка, остальная территория лес. Взрослый назначает ведущего - Стрекозу, остальные дети «насекомые». Все насекомые летают по лужайке и вмести произносят текст:

Жук жужжит.

Звенит комар.

Ищет бабочка нектар.

Муравей несёт травинку.

А паук плетёт паутинку.

Стрекоза вокруг летает,

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

После произнесённого текста, Стрекоза старается запятнать (дотрагиваясь до них рукой) убегающих от неё насекомых. Пойманные насекомые выходят из игры. Игра повторяется.

Подвижная игра «Поймай бабочку»   

Ход игры: Взрослый назначает ведущего – Ловец. Остальные дети «бабочки». Ловец стоит за площадкой с сачком в руках. Бабочки летают по площадке и произносят слова:

На полянке, на лугу бабочки летают,

И на солнышке красиво крылышки сверкают.

Ловец: Как же хочется поймать бабочку-летунью.

Ведущий: Раз, два, три бабочку лови.

Ловец начинает ловить бабочек, дотрагиваясь до них сачком. Пойманные бабочки выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна бабочка-победительница.

Игра «Поймай комара»

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) пластиковым или картонным комаром и встает в середину круга. Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:

Поют лягушки хором. 

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

- Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!

С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.

Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

Подвижная игра «Пчёлки»

Ход игры: Взрослый выбирает трёх пчёлок. Обручем обозначается пчелиный домик. Пчёлы тихонько спят в своём домике. Остальные дети вышли на полянку и собирают цветочки. Вдруг на краю полянки они увидели улей. Тихонько подходят к нему, произнося текст:

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали пчёлки вылетать,
Надо быстро убегать!

Пчёлки просыпаются и вылетают из своего домика. Они жалят разбудивших их детей. Кого осалила пчела выбывает на одну игру.

Подвижная игра «Божьи коровки и ветер».

Мы вокруг себя покружились

И в божьих коровок превратились.

кружатся

Божьи коровки, покажите мне

Ваши головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики.

показывают названные части тела

- Какие красивые божьи коровки! Поиграем с ветерком?

Светит солнышко – божьи коровки ползают по листочкам (дети встают на четвереньки и ползают).

Подул холодный ветерок – перевернул жучков (дети переворачивается на спину, шевелят расслабленными ногами и руками).

Подул тёплый ветерок – помог перевернуться жучкам (дети вновь встают на четвереньки и ползают). Повтор – 2-3 раза.

Тёплый ветерок подул сильнее – поднял божьих коровок в воздух, и они полетели (дети изображают полёт).

Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! (дети бегут в объятия к педагогу).

Физминутки

Цель: восстановление и удержание умственной работоспособности во время малоподвижных занятий, предупреждение утомления, обеспечение кратковременного активного отдыха для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; снимается утомление нервной системы, у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение, улучшается их самочувствие, повышается внимание.

Физминутка «Кузнечик»

Поднимайте плечики

Раз, два, раз, два.

поднимаем и опускаем плечи вверх, вниз

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок.

прыжки на двух ногах вправо, влево

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

присели на корточки и «срываем и едим травку»

Снова будем высоко

Прыгай на носках легко.

прыжки на месте

Физминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, 

машем руками-крылышками

На лугу цветы считает.

считаем пальчиком

- Раз, два, три, четыре, пять. 

хлопки в ладоши

Ох, считать не сосчитать! 

прыжки на месте

За день, за два и за месяц... 

шагаем на месте

Шесть, семь, восемь, девять, десять. 

хлопки в ладоши

Даже мудрая пчела 

машем руками-крылышками

Сосчитать бы не смогла! 

считаем пальчиком

Физминутка «Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась,

сидя на корточках открываем ладошками лицо

Потянулась, улыбнулась.

тянем руки вверх на носочках и улыбаемся

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

выполняем движения по тексту

Пальчиковые гимнастики

Цель: развитие моторных способностей: двигательной функции кисти и ловкости пальцев; снятие утомления и напряжения руки у дошкольников; формирование способности соотносить слово с действием; активизация речевых центров: регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи; формирование чувства ритма; развитие внимания и памяти (непроизвольной); создание положительных эмоций.

Пальчиковая гимнастика «Светлячок-червячок»

Вот старый пенек,

поставить на стол кулак левой руки

А в нем огонек -

указательным пальцем показать на «пенек»

Ползет светлячок

Ведь он – червячок.

изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Гусеница, гусеница,

ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев

Бабочкина дочка,

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

По травинкам ползает,

то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

Кушает листочки:

и по другой стороне обратно

Ам! Ам! Ам! Ам!

ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями

Поела —

останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются

Спать захотела.

одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко

Проснулась —

постепенно расправляем ладони

Бабочкой обернулась!

руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки

Полетела, полетела, полетела!

машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

По цветку ползет букашка,

выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки

На ней красная рубашка.

накрыть спинку божьей коровки правой ладонью

Маленькая крошка,

правой рукой погладить божью коровку

На спине горошки.

указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки


Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Божья коровка,

Чёрная головка,

накрываем сверху кулачок второй ладонью и оттопыриваем большие пальцы

Улети на небо,

«машем крыльями»

Принеси на хлеба,

сложить вместе обе ладошки горсточкой и протянуть их вперёд

Чёрного и белого,

показываем вправо и влево руками

Только не горелого

грозим пальчиком

Пальчиковая гимнастик: «Пчелка»

Прилетела к нам вчера –

Полосатая пчела.

машут ладошками

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек

на каждое название насекомого, загибают один пальчик

Два жука и стрекоза,

делают кружки из пальцев и

как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали,

машут ладошками

От усталости упали.

роняют ладони вниз

Пальчиковая гимнастика «Муравьишка»

Стоит на горе домишко,

показывают крышу над головой

Ползет туда муравьишка,

перебирают пальчиками одной руки

Он тащит соломинки, щепки,

сжимают, разжимают кулачки

Чтоб дом получился крепким.

кисти взяли в замок

Вокруг суетятся братишки –

Старательные муравьишки,

перебирают пальчиками обеих рук

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

шевелят указательными пальцами, остальные сжаты в кулак

Кто строит высокий домишко

бьют кулак об кулак

Кто кормит детишек –

Крошечных муравьишек.

движения пальцев «солят»

Вот так – целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

держась за голову, качают ею

Дыхательная гимнастика

Цель: Развитие мышц дыхательной системы гортани, носоглотки; укрепление физиологическое дыхание у детей; расширение грудной клетки, для большего забора воздуха, что способствует лучшему насыщению кислородом детского организма; тренировка сердечной мышцы и дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения;

корректировка дефектов речевого дыхания: развитие и совершенствование диафрагмального дыхания; избавление от поверхностного дыхания, привитие привычки детей носовому дыханию, тренировка силы, ритма вдоха-выдоха; развитие плавного вдоха, длительного выдоха.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировка силы вдоха и выдоха.

Описание упражнения: Ребёнок стоит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох:

«Жу-у-у - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание упражнения: Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Воздух наберём мы дружно,

Бабочкам помочь влететь нам нужно.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка».

Цель: выработка целенаправленного выдоха.

Описание упражнения: На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, дети учатся

направлять внимание на определенный участок тела.

Вот весёлая пчела

Детям мёда принесла: З-З-З! З-З-З!

Села нам на локоток З-З-З! З-З-З!

Полетела на носок З-З-З!        

Дыхательные упражнения «Отыщи насекомого».

--Я предлагаю отыскать насекомых на маленьких зелёных лужайках,

надо подуть на травку. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Повторяйте

за мной. Возьмите насекомых в руки (цветные картинки), только осторожно,

не пугайте их. (Саша кого ты нашёл?) (отвечают все дети полным ответом: Я

нашёл жука).

Игра «Насекомые и цветок» (Понимание предлогов (на, под, около,

за, над), ориентировка в пространстве: слева, справа. На фланелеграфе

цветок.

-- Слава иди посади свою пчелу на наш красивый цветок. Куда села

пчела? (на цветок) (комар - под листик, стрекоза - над цветком, божья

коровка - слева на листик, бабочка – справа, кузнечик – около цветка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик по теме "Весна"

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик по теме "Весна"...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...

Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики

Картотека физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики для старшей группы детского сада. Материал сгруппирован по лексическим темам....

Пальчиковые игры. Физминутки. Артикуляционная гимнастика.

Рекомендации родителям. Пальчиковые игры. Физминутки. Артикуляционная гимнастика....

Физминутки, пальчиковые гимнастики, стихотворения на тему "9 Мая. День Победы"

Физминутки, пальчиковые гимнастики, стихотворения на тему "9 Мая. День Победы"...