Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»
проект

Юдина Наталья Васильевна

“Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы”.

В. А. Сухомлинский

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067 (ред. от 17.07.2015));

- Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 №65/23-16;

- Санитарные правила и нормы 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7 – 10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания у них культуры здорового образа жизни представляет особый интерес для педагогического коллектива нашего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proffesionalnyy_proekt.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №452 комбинированного вида

«Теремок»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

на основе интеграции содержания парциальных программ

в образовательном процессе ДОУ»

 (в рамках ДОУ, исследовательский, продолжительный)

                  Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду

Разработали:

Наталья Петровна Кузнецова,

заведующий МКДОУ «Детский сад № 452

комбинированного вида «Теремок»;

Наталья Васильевна Юдина,

ст. воспитатель МКДОУ «Детский сад № 452

комбинированного вида «Теремок»

2020

Актуальность темы и постановка проблемы исследования

“Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы”.

В. А. Сухомлинский

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067 (ред. от 17.07.2015));

- Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 №65/23-16;

- Санитарные правила и нормы 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7 – 10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания у них культуры здорового образа жизни представляет особый интерес для педагогического коллектива нашего ДОУ.

Ученый исследователь Г.М. Соловьев выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни:

- формирование знаний и интеллектуальных способностей;

- расширение мотивационно-ценностных ориентаций;

- развитие физической культуры;

- воспитание социально-духовных ценностей;

- приобщение к оздоровительной деятельности.

Актуальной задачей образовательной области «Физическое развитие» является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования. Одной из важных задач нашей основной образовательной программы является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, которая активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Наш коллектив провёл большую работу в этом направлении, изучив труды и рекомендации известных в сфере дошкольного образования учёных, таких как Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, О.М. Дьяченко, Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова, С.М. Мартынов, Л.А. Парамонова, Е.А. Сагайдачная и др.

Особенно нас привлекли научно-методические разработки Юрия Филипповича Змановского, в частности его парциальная программа «Здоровый дошкольник» и социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».

Отличительной особенностью данной программы является комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии “здоровый образ жизни” ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

Кроме этого, для руководителя важно то, что программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.

Важно для нас и то, что в ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона. Мы живём в Сибири, и её климат отличается от тех показателей, которые мы можем наблюдать в центральных и даже северных территориях европейской части нашей страны. У нас мало по-настоящему солнечных дней, часто наблюдаются, особенно в межсезонье, большие перепады температуры.

Поэтому, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста в наших суровых условиях, нам приходится мобилизовать все свои силы и возможности. Наряду с теми условиями, которые созданы в детском саду, мы активно привлекаем родителей к решению задачи, связанной с воспитанием привычки к здоровому образу жизни. Если взрослые члены семьи ведут здоровый образ жизни, то и у детей с раннего детства будут формироваться основы такого образа жизни: больше двигаться, есть только здоровую пищу, соблюдать оптимальный питьевой режим, высыпаться и закалять свой организм.

Юрий Филиппович Змановский считал, что для создания эффективной системы закаливания в детском саду (третий раздел программы) важны такие позиции организационно-финансового сопровождения, как:

- создание в дошкольном учреждении оздоровительного комплекса (бассейн, сауна, фитобар);

- восстановление развивающей оздоровительной среды на участках детского сада.

С этой целью на ближайшие три года мы определили для себя, т.е. нашего учреждения в целом, одну из ведущих годовых задач, которую сформулировали так: формировать культуру здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на основе интеграции содержания парциальных программ – «Здоровый дошкольник» и «Обучение плаванию в детском саду» - в образовательном процессе ДОУ.

Для успешного решения этой задачи педагогическим коллективом детского сада было принято решение о разработке и реализации в ДОУ долгосрочного проекта «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ». Данный проект физкультурно-оздоровительного содержания, по типу доминирующей в проекте деятельности – двигательно-игровой, исследовательский, обще садовский, т.к. в его реализации запланировано участие всех участников образовательного процесса (дети-педагоги-родители). Наш проект уникален тем, что в нём самыми активными участниками от зарождения идеи до получения результата будут наши дети, воспитанники детского сада «Теремок».

Тема проекта, как показала наша образовательная практика, чрезвычайно актуальна для педагогов, детей дошкольного возраста и их родителей, т.к. главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста.

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается следующая задача - выработать и закрепить у детей дошкольного возраста в период их пребывания в ДОУ целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Участники проекта: воспитатели групп дошкольного возраста, старшие воспитатели, освобожденные специалисты (инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, педагог-психолог), старшая медицинская сестра, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.

Для достижения здоровья и гармоничного развития дошкольника через формирование культуры здорового образа жизни необходимо соответствующее построение педагогического процесса, совместных усилий всего коллектива ДОУ, а также большая работа специалистов и воспитателей над собой.

В этой связи можно выделить ряд социальных противоречий, требующих своего разрешения:

- между общественным признанием необходимости формирования культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения и теоретической и практической не разработанностью данной проблемы в системе дошкольного образования;

- между наличием большого количества дошкольных образовательных учреждений, занимающихся проблемой оздоровления детей дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью организационно-содержательных и методических условий в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников;

- между имеющимся воспитательным потенциалом социума, семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников.

Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий формирования такой личности, начиная с дошкольного образовательного учреждения, данное исследование весьма актуально.

Объект исследования: образовательная деятельность современного ДОУ комбинированного вида, направленная на обогащение содержания образовательной области «Физическое развитие» путём реализации парциальных программ в образовательном процессе.

Предмет исследования: формирование культуры здорового образа жизни дошкольников в условиях современного ДОУ комбинированного вида.

Цель: разработать и теоретически обосновать содержание, организацию и методику деятельности современного ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников; модель приобщения старших дошкольников к здоровому образу жизни.

Гипотеза исследования основана на том, что достижение высокой эффективности в работе по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников возможно, если:

- в содержание образовательного процесса ДОУ внедряются инновационные технологии, способствующие формированию у дошкольников стремления к ведению культуры здорового образа жизни;

- деятельность всех служб ДОУ направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;

- приоритетным направлением в работе ДОУ с семьей является ее участие в формировании культуры здорового образа жизни.

Исходя из цели, объекта и предмета нашего исследования, были определены следующие задачи. 

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в педагогической теории и практике деятельности дошкольных образовательных учреждений.

2. Обосновать (выявить) возможности современного ДОУ в формировании культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть содержание, организацию и методику деятельности современного ДОУ в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников.

4. Разработать модель приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- разработка и реализация собственной системы здоровьесберегающей деятельности;

- создание модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;

- формирование у выпускников детского сада устойчивых навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений, представлений о здоровом образе жизни;

- рост активности родителей в общественной жизни ДОУ.

Теоретической основой исследования являются:

  • теоретические основы формирования здорового образа жизни (Н.А. Амосов, В.М. Бехтерев, В.Е. Коган, А.Т. Никитина и  др.);
  • современные исследования в области валеологии (И.А. Аршавский, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев и др.);
  • исследования, направленные на решение проблем физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях дошкольных образовательных учреждений (В.П. Богданов, О.В. Головин и др.).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для достижения цели и решения поставленных задач будет использоваться комплекс методов (теоретических и эмпирических):

  • сравнительно-сопоставительный анализ;
  • моделирование;
  • обобщение опыта;
  • наблюдение (прямое, косвенное);
  • опрос (очный, заочный);
  • тестирование;
  • эксперимент (констатирующий и формирующий);
  • изучение документации и результатов двигательно-игровой деятельности дошкольников и исследовательской педагогического коллектива ДОУ.

Организация и этапы профессионального проекта. Опытно-экспериментальная деятельность по реализации данного проекта будет осуществляться с сентября 2020 года по май 2023 года (три учебных года) и проводиться в три этапа.

На первом этапе –  поисково-теоретическом (2020 – 2021 учебный год) – в рамках деятельности творческой группы будет изучаться и анализироваться философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме, передовой педагогический опыт различных регионов страны. На практике продолжится апробация парциальных программ:

- парциальная программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского, социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф. Змановский);

- парциальная программа «Обучение плаванию в детском саду» (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина).

При реализации программы и технологии Ю.Ф. Змановского в 2020-2021 учебном году акцент будет сделан на реализацию задачи - формировать доступные представления и знания у всех участников образовательного процесса о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

Эффективная реализация программы возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольного учреждения в постоянном взаимодействии с родителями. Поэтому в рамках деятельности творческой группы необходимо будет разработать модель двигательной активности детей дошкольного возраста на основе тех рекомендаций, которые даны в программе Ю. Ф. Змановского:

Организация двигательного режима

(рекомендации программы «Здоровый дошкольник»)

Содержание

Возрастная группа

Особенности организации

Ответственные

Утренняя

гимнастика

Ранний и младший дошкольный возраст

Средний и старший дошкольный возраст

Ежедневно в группе

(в летний период

на открытом воздухе)

Ежедневно в зале

(в летний период

на открытом воздухе)

Воспитатели;

инструктор по физической

культуре

Двигательные паузы

Все

Ежедневно

Воспитатели

Оздоровительная гимнастика

после сна

Все

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

Воспитатели

Подвижные

игры

Все

Ежедневно во время

дневной прогулки

Воспитатели

Физкультурные упражнения на прогулке

Все

подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей

Воспитатели;

освобождённые специалисты

Физкультурные досуги

Все

1 раз в месяц, на воздухе совместно со сверстниками одной - двух групп

Воспитатели;

инструктор по физической культуре

Спортивные праздники

Средние, старшие, подготовительные к школе

1 раз в год, внутри детского сада

Воспитатели;

инструктор по физической культуре

Неделя здоровья

Все

Два раза в год

Воспитатели;

инструктор по физической культуре;

ст. медсестра

Самостоятельная двигательная деятельность

Все

В помещении и на воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Воспитатели

Индивидуальная работа

Все

Ежедневно, в группе и на прогулке

Воспитатели

При реализации программы «Обучение плаванию в детском саду» (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина) необходимо будет изучить всестороннее развивающее влияние на детей правильно организованного процесса обучения плаванию.

Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев. Занятия плаванием имеют не только огромное воспитательное значение, они также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Одно из обязательных условий обучения детей плаванию является систематичность проведения занятий. Это очень важно, так как обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому  развитию, а так же со всем образовательным процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность,  периодичность, как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка.

Поэтому в рамках деятельности творческой группы необходимо будет разработать рекомендации по рациональной организации двигательной деятельности и проведению занятий в бассейне.

Таким образом, целью данного этапа станет определение теоретического и практического уровней разработанности данных программ и выявление возможности их оптимальной реализации в условиях нашего детского сада.

На втором этапе – экспериментальном (2021-2022 учебный год) – будет развёрнута широкая опытно-экспериментальная работа по реализации парциальных программ в образовательном процессе ДОУ. Особое внимание будет уделяться содержанию, организации и методики деятельности современного ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников.

В рамках деятельности творческой группы должны будут систематизированы и оформлены полученные результаты, сформулированы предварительные выводы.

В своём будущем исследовании педагоги должны будут исходить из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его (здоровый образ жизни) целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.

Наработанный педагогический опыт по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников должен на этом этапе уже сложиться в определённую социально-педагогическую систему.

Основным механизмом оптимизации развития этой системы в ДОУ будет являться поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ, а также определение путей интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе детского сада.

При реализации программы и технологии Ю.Ф. Змановского в 2021-2022 учебном году усилия педагогического коллектива будут направлены на решение следующих задач:

- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками в условиях детского сада для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Для этого важно организовать работу по заявленной проблеме таким образом, чтобы все запланированные в этом учебном году мероприятия, направленные на укрепление здоровья, были подкреплены научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Кроме этого, решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса должно осуществляться на принципе комплексности и интеграции.

Все участники образовательного процесса принимают активное участие в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

При реализации программы «Обучение плаванию в детском саду» (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина) в 2021-2022 учебном году в рамках творческой группы необходимо будет глубоко изучить методический раздел программы, где описываются этапы обучения, основы методики, общие подходы к обучению детей плаванию, а также представлены основные требования к занятиям. В этом же учебном году изучить и обогатить в содержательном плане представленную в программе (третий раздел) картотеку игр для закрепления и совершенствования навыков, полученных в процессе обучения плаванию.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде.

Таким образом, цель второго этапа - экспериментально-опытным путём доказать, что дошкольное образование не может быть эффективным без современных принципов развития и формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Следует также доказать, что культура здорового образа жизни становится нормой поведения дошкольников тогда, когда в ее формировании преодолевается несколько этапов – от знаний, навыков, убеждений, желаний и готовности к изменениям в поведении до их практического внедрения в повседневную жизнь.

Основными критериями сформированности культуры здорового образа жизни будут выступать:

- представления детей и родителей о здоровье и здоровом образе жизни;

- их отношение к здоровому образу жизни;

- опыт ребенка в овладении навыками и приемами здорового образа жизни.

Поэтому показатели критериев нужно будет рассмотреть на трех уровнях:

- мотивационно-познавательном, включающем в себя осознание ценности здоровья и актуальности здорового образа жизни; представление о целостности здоровья и системности культуры здорового образа жизни; знание законов, факторов здоровья и риска заболевания;

- эмоциональном, предполагающем желание овладеть знаниями, умениями, навыками, приемами и способами культуры здорового образа жизни;

- практически-действенном, подразумевающим овладение и стабильное выполнение действий по культуре здорового образа жизни.

На третьем этапе – обобщающем (2022-2023 учебный год) – будет осуществляться осмысление материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме и создание модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Эта модель будет включать в себя нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной и гигиено-профилактической деятельности педагогов по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников, а также методику совместной  деятельности  педагогов и родителей наших воспитанников по формированию у них умений и навыков культуры здорового образа жизни. Таким образом, интеграция деятельности ДОУ и семьи должна будет обеспечить высокую эффективность тех средств, которые мы выбрали для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников. При этом родители, и мы на это рассчитываем, должны будут принять активное участие в исследовательской деятельности, постоянно наблюдать за поведением и состоянием здоровья своих детей, что улучшит не только качество взаимодействия педагогов и родителей, но и позволит повысить внимание взрослых к ведению здорового образа жизни.

Особое внимание на заключительном этапе мы уделим организации совместных мероприятий родителей и детей, чем поможем семьям более продуктивно проводить совместные культурно-познавательные мероприятия, нормализуя общение между разными поколениями в семьях.

Цель завершающего этапа - выработать и закрепить у детей дошкольного возраста в период их пребывания в ДОУ целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

При реализации программы и технологии Ю.Ф. Змановского в 2022-2023 учебном году особое внимание уделим решению такой задачи, как обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников образовательного процесса. Поэтому в рамках работы творческой группы будет глубоко изучен четвёртый раздел «Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в дошкольных учреждениях». В процессе его изучения педагогами творческой группы на практике должны быть выявлены факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; совместными усилиями с педагогом-психологом выработаны приёмы, направленные на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей. Все эти действия помогут педагогическому коллективу ДОУ обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей, а значит создать благоприятный психологический климат в ДОУ и по возможности в семье.

При реализации программы «Обучение плаванию в детском саду» (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина) в 2022-2023 учебном году инструктором по плаванию будут апробированы методики индивидуализированного обучения плаванию детей 6- 7 лет и ускоренного обучения плаванию.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетании непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.

Завершая исследовательскую деятельность в рамках данного проекта мы проведём качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, что позволит нам проследить динамику уровней формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) у дошкольников.

Полученные результаты позволят нам подтвердить гипотезу о значимости изменений, которые произойдут в оценках культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проведя глубокий анализ данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы, мы сможем:

- объективно оценить эффективность образовательной деятельности современного ДОУ комбинированного вида, направленной на обогащение содержания образовательной области «Физическое развитие» путём реализации парциальных программ в образовательном процессе;

- создать на основе интеграции парциальных программ организационно-содержательная модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, которая позволит раскрыть воспитательно-образовательный потенциал современного детского сада.

Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью. “Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто” - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет.

Литература

1. Голицина Н.С., Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрепторий, 2004.

2. Голицына Н.С., Шумова И.М., Воспитание основ здорового образа жизни у малыша. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

3. Змановский Ю.Ф., Воспитываем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.

4. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей д/с и родителей. – М.: Просвещение, 1991.

5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1985.

6. Потапчук А.А., Правильная осанка. Спутник руководителя физ. воспитания ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 2005 г.

7. Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» / Под ред. Ю.Е. Антонова. — М.: «АРКТИ», 2012.

8. Шишкина В.А., Какая физкультура нужна дошкольнику. -  М., Просвещение, 2000.

9. Щербак А.П., Тематические физкультурные занятия и праздники в детском учреждении. - М.: Владос, 2001.