Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
консультация

Подлабошникова Светлана Геннадьевна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому игнорирование вопросов сохранения и укрепления здоровья ребенка, его субъектной позиции могут привести к тяжелым, необратимым последствиям в будущем. Поэтому так очевидна значимость формирования основ здорового образа жизни у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности здоровья и др.

Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действий, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщения их к физической культуре. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке.

Впервые в нашей стране о необходимости создания крепкого союза семьи и общественного воспитания говорили и писали Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.С. Семенович и др.

При этом, отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребенка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребенком по приобщению его к здоровому образу жизни делает проблему взаимодействия с семьей особенно актуальной.

В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задача формирования основ здорового образа жизни решается, начиная с младшего возраста. Обязательным условием ее реализации, по нашему мнению, является создание в группе единого образовательно-оздоровительного пространства для воспитателей, медицинских работников, воспитанников и их родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в рамках которого родители являются непосредственными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Проанализировав существующую до настоящего времени систему взаимодействия с родителями, мы пришли к выводу, что следует пересмотреть основы этого взаимодействия, а именно: должны быть изменены формы и методы сотрудничества, исходя из степени осведомленности родителей по проблемам здорового образа жизни, возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, требований Программы.

Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, нами были определены следующие задачи в работе с семьей:

Изучение каждой семьи, определение уровня подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей.

Мотивация родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями младшего дошкольного возраста, задачами образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» Программы.

Обучение практическому опыту взаимодействия с ребенком младшего дошкольного возраста по приобщению его к здоровому образу жизни.

Распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.

Нами были определены основополагающие принципы совместной работы:

Единство - предполагает отличную ориентацию воспитателя и родителей в целях и задачах воспитания здорового ребёнка: когда родители ознакомлены с основным содержанием, методами и приёмами реализации о.о. «Здоровье» и «Физическая культура», а воспитатель использует лучший опыт семейного воспитания в оздоровительно-образовательном процессе.

Систематичность и последовательность работы - отражается в перспективном планировании в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в данной группе.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье - учет уровня здоровья и развития ребёнка, степени осведомленности родителей.

Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателя и родителей - подразумевает не только взаимную доброжелательную критику, но и укрепление авторитета воспитателя в семье, а родителей - в детском саду.

На наш взгляд, целесообразно всю работа воспитателя по взаимодействию с семьей осуществлять по следующим направлениям:

Направление

Цели и задачи

Формы и методы

Информационно-аналитическое
 

-Изучить степень осведомленности родителей по проблеме.
-Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ)

-Анкетирование членов семей, беседы, патронаж на дому.
-Мониторинговые исследования по  части охраны и укрепления здоровья воспитанников

Мотивационное

-Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми.
-Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка.
-Вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности д/с по данной проблеме

-Самостоятельное оформление паспортов здоровья
-Оформление фотовитрин, выпусков семейных газет по теме воспитания здорового ребенка
-Встречи с интересными людьми (мед. и пед. работники, представители семей, имеющий интересный опыт семейного воспитания и т.п.)
-Совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов.
-Посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей групп старшего возраста

Просветительское

-Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников; задачами Программы.
-Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей

-Наглядные формы (буклеты, памятки, стенды и др.)
-Организация педагогической библиотеки по теме
-Индивидуальные беседы
-Консультации (групповые и индивидуальные)
-Деловые игры
-Круглые столы
-Открытые мероприятия для родителей
-Мастер-классы
-Презентация опыта семейного воспитания в разных формах
-Встречи с интересными людьми
-Клуб педагогов и родителей
-Интернет-копилка семейного опыта
-Родительские собрания

Практическое

-Дать практические способы  приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы
 
 

-Организация выставок семейных творческих работ.
-Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
-Участие в досуговых мероприятиях
-Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей.

Интерактивное

-Включить родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий

-Использование интерактивной доской в совместной деятельности детей, педагогов и родителей
-«Интерактивные игровые упражнения» (по разработкам воспитателя) для закрепления задач Программы в домашних условиях
-Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей по вопросам воспитания здорового ребенка)

Необходимо отметить, что используемые инновационные формы взаимодействия с семьей существенно интенсифицировали процесс решения поставленных задач как в работе с родителями, так и в решении задач Программы в работе с детьми.

Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (совместные дидактические и подвижные игры, физические упражнения, минутки здоровья, экскурсии и др.) позволяют родителям быть в роли непосредственного участника процесса, партнера ребенка и педагога. Дети же, испытывая естественный эмоциональный комфорт и положительные эмоции, лучше осваивают элементарные правила здорового образа жизни, новые двигательные навыки и т.д. В ходе такой деятельности у многих родителей появляются свои идеи, они придумывают новые упражнения и игры. Происходит обмен и пополнение «копилки идей».

Внедрение интерактивных форм в совместной деятельности детей, воспитателей и родителей уже с младшего возраста вызвало живой интерес как родителей, так и детей. Так, разработанные нами яркие мобильные интерактивные игры и игровые упражнения по теме «здоровый образ жизни» позволили эмоционально-окрашено, с высокой степенью мотивации, а потому и более эффективно решать образовательные задачи в детском саду, а каждой семье - создать домашнюю игротеку.

Большим спросом со стороны родителей стала пользоваться такая форма взаимодействия как Интернет-совет, в рамках которого воспитатель может ответить на волнующий родителя вопрос по электронной почте. Это позволяет индивидуально осуществлять сопровождение каждой семьи по вопросам «здоровый образ жизни», снимая, во-первых, ряд барьеров, которые могут возникнуть при непосредственном общении, во-вторых, минимализируя затраченное родителями время.

Таким образом, внедренная система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным и отвечающим требованиям образовательной политики государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов  к инновационной деятельности....

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности дете...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...