«Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Пряничникова Галина Николаевна

Инновационные факторы на сегодняшнем этапе формирования общества касаются в первую очередь системы дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия возможных умений и навыков ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может происходить без разработки инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные направления развития системы

физического воспитания детей дошкольного возраста»

Согласно Типовому положению о дошкольном образовании, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Дошкольный возраст – в наибольшей степени один из главных периодов в жизни каждого человека. Не иначе, как в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. С незапамятных времен наши предки уделяли большое внимание физическому воспитанию.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было наиважнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Первостепенное значение этого направления обусловлено тем, что до сих пор выявляются неблагоприятные условия к снижению уровня здоровья среди детей. Медики и педагоги продолжают изыскивать пути повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Переход системы дошкольного образования из режима деятельности в режим формирования (устранение единообразия учреждения, открытие инновационных учреждений, образование и развитие организации экспериментальных площадок) в большей степени обеспечивается разработкой новых учебных проектов, управленческим и педагогическим творчеством, поддержкой развивающего социума.

Развивающие ДОУ, которые работают в поисковом режиме, очень отличаются от тех ДОУ, целью которых является устойчивое традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка работы.

Инновация – нововведение. Нововведение – целенаправленная трансформация, которая вносит в среду внедрения новые устойчивые нововведения, которые вызывают переход системы из одного состояния в другое. Инновационный процесс воспроизводит в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Инновационные поиски идут по следующим направлениям:

– формирование нового содержания образования;

– разработка и внедрение новых педагогических технологий, методик, систем развития детей;

– создание новых видов дошкольных учреждений – центров развития ребенка, прогимназий и др.

Основными направлениями инновационной работы в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

– систематизация медицинских, оздоровительных технологий, которые применяются в современных ДОУ. В настоящее время в детских садах применяются оздоровительные технологии, одни из которых являются традиционными, другие – инновационными;  

– формирование физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья;

 формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной работы в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения. Инновационные процессы выступают закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят видимый характер и сопровождаются изменениями в образе работы и стиле мышления сотрудников, вносит в среду внедрения новые устойчивые элементы (инновации), которые вызывают переход системы из одного состояния в другое.

Значимость проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении бесспорна. Инновационные факторы на сегодняшнем этапе формирования общества касаются в первую очередь системы дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия возможных умений и навыков ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может происходить без создания инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, которые используются в педагогической практике и ориентируются на личность ребенка, на развитие его умений и навыков.

Объектом являются дети, воспитатели и родители.

Целью является изучение педагогических инноваций в физическом воспитании в дошкольном образовании.

Задача – свести отклонения прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в ДОУ подлежит управлению.

  1. Общая характеристика инновационной деятельности

в дошкольной педагогике

Инновационные факторы на сегодняшнем этапе формирования общества касаются в первую очередь системы дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия возможных умений и навыков ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может происходить без разработки инновационных технологий.

Объектом почти любого инновационного процесса являются дети, воспитатели и родители.  Одним из условий положительного внедрения инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.

При решении проблемы слаженного формирования дошкольника, его организованная двигательная деятельность должна занимать в режиме дня практически половину ежедневного бюджета времени. В связи с тем, что решение оздоровительных и образовательных задач является взаимосвязанным процессом, большой потенциал отдается организованным занятиям физическими упражнениями в режиме дня дошкольников. Наряду с этим, действительные данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста указывают на присутствие опасного течения к увеличению числа дошкольников, страдающих от заболеваний, многие из которых переходят в хронические формы.

Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, которая позволит уменьшить или даже полностью уничтожить определившиеся неблагоприятные направления.

Одним из инновационных направлений, которое дополняет имеющуюся систему физического воспитания, является воплощение интеллектуальных и социально-психологических задач, которые составляют в целом культурологический вектор инновационного процесса. Анализ проведенных исследований дополняет содержание имеющихся программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях реальными методическими рекомендациями по освоению детьми интеллектуальных ценностей физической культуры и развитию у них устойчивых импульсов к занятиям физическими упражнениями.

Инновации так тесно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения не представляется без применения тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации не редко учитывается любое нововведение, которое вводится в систему традиционного образования. Значительного внимания удостаиваются инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при большом числе положительных сторон, а именно повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, часто имеют некоторые несовершенства. Так, большая часть инновационных разработок строится на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление осуществляется в различных формах физкультурной работы с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

В настоящее время первое, что выделяется у детей, – слабое физическое развитие. Поэтому, большинство из них нуждается в определенных технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, прежде всего, содействовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического формирования.

Инновационная деятельность в образовании имеет свои отличительные черты. Первая черта содержится в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если не брать это во внимание, то из педагогической инновации отпадает все собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Второй отличительной чертой педагогической инновации является потребность системного охвата как можно большего числа педагогических проблем. Применительно к сфере образования инновацией можно считать завершающий итог инновационной работы, который получил претворение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса или в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на базе существующих запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.

Педагогические инновации – по части новое понятие для сферы образования, в том числе в системе дошкольного образования. В последние 10 – 12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, в том числе и дошкольного образования, резко выросла необходимость поиска новых, более совершенных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Разработка инновационных технологий физического воспитания детей дошкольного возраста представляет собой одну из очень важных, хотя и вполне трудных задач, которые направлены на увеличение результативности и качества дошкольного образования.

2. Инновационные технологии в физическом воспитании

детей дошкольного возраста

Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья представляет собой целенаправленное применение в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, которые адаптированы к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это единая система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Здоровьесберегающие технологии осуществляются в процессе сотрудничества ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и врача.

Цель этих технологий – обеспечить ребенку дошкольного возраста возможность сохранения здоровья, создать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять полученные знания в повседневной жизни.  Здоровьесберегающие педагогические технологии используются в различных видах деятельности. Они представлены как:

– технологии сохранения и стимулирования здоровья;

–технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.

Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, главными из которых выступают:  

– организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

– построение образовательного процесса в виде модели культуры;

– организация культурного творчества дошкольников;

– обеспечение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.  

Всю эту работу необходимо осуществлять всецело, на протяжении всего дня и с привлечением медицинских работников. Важно уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя введение разнообразных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей требуется уравновешенность положительных и отрицательных эмоций, которая обеспечивает сохранение душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача заключается в том, чтобы научить детей чувствовать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксация.

Дыхательная гимнастика применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с использованием звукопроизношения на выдохе. У детей усиливается кислородный обмен во всех тканях организма, что содействует нормализации и повышению эффективности его работы в целом.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, или с подгруппой детей ежедневно. Развивает мелкую моторику, активизирует речь, стимулирует пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Корригирующая ортопедическая гимнастика применяется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, хорошо массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищает организм в целом.

         Здоровьесберегающие образовательные технологии — это, прежде всего, технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий – формирование осмысленного отношения  ребёнка к здоровью и жизни человека, формирование знаний о здоровье и  развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение  валеологической компетентности, которая позволит ребенку  самостоятельно и успешно решать задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения. Другими словами, необходимо достичь такого результата, чтобы дети, вступая во «взрослую жизнь», не только имели высокий потенциал здоровья, который им позволит вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, который позволит им делать это правильно.

Ежедневные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.  А наличие на занятиях музыкального сопровождения благоприятно влияет на улучшение психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Также большую пользу приносит самомассаж. Самомассаж — это массаж, который выполняется самим ребёнком в игровой форме. Самомассаж улучшает кровообращение, нормализует работу внутренних органов, улучшает осанку. Он благоприятствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Весёлые стихи, яркие образы, которые обыгрывают массажные движения, их простота, доступность, возможность применения в различной обстановке и в любое время.

Конечно же есть и другие здоровьесберегающие технологии, приносящие большую пользу для здоровья дошкольника: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а взаимодействуя с другими технологиями, формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

 Ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не может дать действенных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ.

Из этого следует, что инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как комплекс методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Заключение

Рассмотренные в данной работе инновационные направления совершенствования системы физкультурного воспитания детей дошкольного возраста, естественно, не исчерпывают трудности.

Практически все детские сады, построенные за последние 10 – 15 лет, имеют нормальную физкультурную базу. В распоряжении специалистов дошкольного образования имеется большой объем научно-методической литературы, которая содержит самые современные данные по многим проблемам физического воспитания. Научные работники усилили внимание к дошкольным проблемам, появилось много научных работ по этой теме.

Большинство родителей делают все для того, чтобы их дети росли здоровыми и физически крепкими. Но, несмотря на это, проблемы здоровья и физической подготовки детей дошкольного возраста не решаются. Не во всех детских садах есть ставка инструктора физической культуры. Если и есть эта ставка, то она тарифицируется ниже, чем воспитатели. Поэтому у специалистов, работающих в дошкольных учреждениях, нет потребности воплощения принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, следующим направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является изменение ментальности современного российского общества на основе повышения престижности и государственного внимания к физкультурно-оздоровительным достижениям специалистов, работающих в дошкольных учреждениях.

Список использованной литературы

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 2002
  2. Баранов А.Г. Научно-методические базы подготовки профессионалов по дошкольному образованию: учебное пособие для вузов физической культуры. – Краснодар, 1994.
  3. Безденежных Г.А. Педагогические инновации в физическом воспитании в дошкольном образовании: понятия, перспективы и направления развития [Текст] /Г. А. Безденежных // Молодой ученый. – 2011. – №4.
  4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. 2007, № 6.
  5. Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. – Краснодар, 1997.
  6. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3 – 6 лет //Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. VII Всерос. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр (сентябрь, 25-27, 1996 г.). Ч. II. Краснодар, 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Доклад "Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий....

"Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Семья для человека важнее всего.  Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...

Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

«Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

quot;Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста"....