Организация эффективной модели физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях ДОО
материал

Галина Озерова

 Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Физкультурное развитие  включает приобретение опыта в следующих видах детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;  становление целенаправленности и саморегуляции  в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar_po_fizo_2019.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эффективной модели физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях ДОО

Сл.1  Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Сл.2 Физкультурное развитие  включает приобретение опыта в следующих видах детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;  становление целенаправленности и саморегуляции  в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Сл.3 В связи с этим проблема физического воспитания детей дошкольного  возраста становится одной из  наиболее актуальных. Исходя из данной проблемы, работу по данному направлению мы начали с разработки системы педагогических, социально-гигиенических и медицинских мероприятий, предусматривающих:

- связь с родителями (сбор данных анамнеза; анкетирование родителей);

- комплексное обследование ребенка (медицинское, педагогическое);

- определены формы и способы физкультурно-оздоровительной работы;

- составлены рекомендации по организации режима дня в ДОУ и самостоятельной двигательной деятельности, в которую были включены разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.  

Сл.4 Нами была поставлена цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни, через разнообразные формы Оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического развития,  с учётом индивидуальных возможностей ребенка. 

Сл.5 На основании цели был проведен анализ педагогической деятельности и сформированны  основные задачи в соответствии с принципами ФГОС ДО:  (Они представлены на слайде)

Сл.6 Детский сад работает на основании: документов Российской Федерации, Вологодской области, Управления образования, локальных актов учреждения.

Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении осуществляется, с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №7» на 2015-2021 годы, основой этой программы является общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Логинова В.И, основных базовых нормативных документов, названных выше.

Сл.7      Ключевым документом применительно к рассматриваемому вопросу являются СанПиН 2.4.1.3049-13, которыми разъясняется, что физическое воспитание детей в дошкольных образовательных организациях должно быть направлено на оздоровление, расширение физических возможностей детского организма, совершенствование двигательных навыков.  Сл.2

Сл.8  Исходя из обозначенных положений, в ДОО выстроена следующая модель физкультурно-оздоровительной деятельности.

Сл.9 Для повышения уровня знаний педагогов по данному направлению были проведены заседания педагогических советов и педчасов, Сл.10  консультации и семинары - практикумы: темы которых Вы видите на слайде:

Сл.11  с целью повышения компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения были проведены мастер-классы по Скиппингу, по профессиональному выгоранию педагогов,  

Сл. 12 экскурсия в фитнес-клуб «Медведь», где для коллектива ДОО была проведена подробная консультация о занятиях в зале;

- Для повышения уровня знаний по данному направлению для педагогами ДОО были пройдены курсы  квалификации по темам: «Актуальные вопросы работы воспитателя по физической культуре с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО», «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО (на примере парциальной программы «Малыши – Крепыши»)», «Современные подходы и технологии применения адаптивной физической культуры в работе с детьми дошкольного возраста ».

- так же были организованы дни совершенствования педагогического мастерства.

Сл.13  Ежедневная организация физкультурно - оздоровительной деятельности детей строится  в соответствии с контингентом воспитанников,  их индивидуальными и возрастными особенностями, а также тесного сотрудничества всех участников педагогического  процесса.

Сл.14   Особое значение в воспитании ребенка придается развитию движений на образовательной деятельности по физической культуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) используются разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; тренировки основных движений; соревнования; ритмическая гимнастика и другое.

Сл.15 В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психического развития здоровья детей. В ДОУ создаются условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Всем коллективом в организуем деятельность детей и создаем гамму положительных чувств и эмоций через упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении, цветовое сопровождение движений, музыкальное сопровождение образовательной деятельности и другое, которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.

Сл.16 Важным направлением в формировании у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Сл.17  Для обогащения развивающей предметно – пространственной среды, материалами и средствами обучения, обеспечивающие физическое развитие, укрепление здоровья воспитанников был проведён конкурс «Нестандартное оборудование своими руками», в котором приняли участие  дети совместно с родителями и педагоги ДОУ. В рамках конкурса создано нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

Сл.18 Разнообразные дорожки здоровья как мобильные для прямого массажа стоп, так и на участках групп; оборудование для перешагивания и прыжков из картонных труб; скакалки из крышек; дидактические игры «Спортивные кубики», «Разноцветные шары»,  Сл. 19.  ворота для подлезания и перепрыгивания, балансир, стэп - платформы, солнышко для развития моторики рук, набивная змея для общеразвивающих упражнений, переносная игра «Классики», «тихий тренажер»   лэпбуки. Все это и многое другое представлено на выставке в старшей группе.   

Сл.20 Несмотря на отсутствие спортивного зала, инструктора по физической культуре коллектив подходит творчески к реализации поставленных задач и модифицирует существующие программы в соответствии с конкретными условиями. В этом году мы приняли участие в конкурсе построек из снега и так на участке средней группы, появились не просто снежные фигуры, а самые настоящие тренажеры, с помощью которых, повысили двигательную активность детей на прогулке.

Сл.21  Инновационный подход в создании развивающей предметно – пространственной среды групповых помещений, участков, позволил организовать с учетом возрастных особенностей её в виде спортивно - творческих «комплексов», которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития воспитанников, экспериментирования со спортивным инвентарём,  физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка.

Сл.22  Компонентами спортивно - творческих «комплексов» являются  мини-центры в группах, которые оснащены физкультурным инвентарем, атрибутами к подвижным и спортивным играм и т. д. и обогащают широким спектром эмоциональных впечатлений, создают основу для разнообразных видов двигательной деятельности.

Сл.23  Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега на территории детского сада  приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На групповых площадках нарисованы разнообразные «классики», «зигзаги», «указатели направлений» и так далее.

Сл.24 Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду построена с учетом современных требований и показывает значимость и формы совместной работы воспитателей, музыкального руководителя, медицинского работника и родителями дошкольников по повышению физического развития, физической подготовленности, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.

Сл.25 С учетом санитарно-гигиенических правил и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий динамичный для детей. Он предусматривает их разнообразную деятельность в течении дня с учетом состояния здоровья и возраста при неизменности времени основных компонентов режима. Это создает условие для своевременного и полноценного психического развития ребенка и дает возможность раскрыть их индивидуальные особенности и творческий потенциал.

 Сл.26 Ежедневно во всех группах педагоги используют разные формы физического воспитания детей, такие как: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры  в течение всего дня, образовательная деятельность по физической культуре, закаливание по разработанной схеме, оздоровительный бег, спортивные праздники, досуги, развлечения, прогулки, различные виды самомассажа, комплексы упражнений после сна, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады и т.д.

        Одной из наиболее эффективной и интересной формой признана проектная деятельность, которая активно использовалась в работе с детьми нашими педагогами. Реализованы следующие проекты:

 Сл.27 На первой группе раннего возраста был реализован проект «Неделя здоровья». Цель проекта: формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста, повышение уровня знаний у детей и обогащение опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы. Продукт проекта – картотеки утренней гимнастики, подвижных игр, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.

     Педагоги младшей группы реализовали проект «Быть здоровыми хотим!».  Цель: сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,  формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Продукт проекта - Тематический план «Недели здоровья», Картотека «Физкультминутки», Картотека игр с мячом.

    Педагогический проект «Мы за здоровый образ жизни!» реализован с детьми среднего дошкольного возраста. Цель проекта: повышение уровня знаний и обогащение  опыта  детей о здоровом образе жизни, формирование  привычки к здоровому образу жизни, сохранение  и укрепление  здоровья детей. Продуктом проекта стал фотоальбом с одноименным названием.

    Педагоги старшей-подготовительной группы реализовали проект «Здоровье – главная ценность в жизни».    Подробнее об этом проекте Вам расскажут педагоги старшей-подготовительной группы.

 Сл. 28 Специалистами ДОО были разработаны и реализованы такие проекты как «Здоровый педагог – здоровый ребенок», цель: формирование у педагогов умения и желания заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. «Сказка в музыке», цель которого - укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей «Художественно - эстетическое» и «Физическое развитие»,  через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов при слушании произведений русского композитора М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» и рассматривание репродукций художника В. Гартмана «Картинки с выставки».

Сл.29  Мы используем такие продуктивные формы работы по формированию здорового образа жизни, как тематические прогулки и экскурсии. В рамках недели здоровья для детей младшей и старшей группы была организованна экскурсия в МБОУ «Харовский центр дополнительного образования», где тренеры школы Шунин Виктор Николаевич и  Перова Наталья Борисовна провели экскурсию, показали спортивное снаряжение для спортсменов, где  и на чем  тренируются школьники.

Сл.30  Для детей средней группы была проведена экскурсия в Фитнес-клуб «Медведь». Тренер клуба Леонид Кожин поделился своими успехами  в спорте, секретами здорового образа жизни, рассказал ребятам о пользе занятий  фитнесом, о правилах поведения в зале и технике безопасности, показал работу тренажеров.

Сл. 31 Побывали в парикмахерской, где узнали много нового об уходе за волосами, рассмотрели рабочее место специалиста, его необходимые инструменты для работы, разнообразные средства для волос.

Сл.32 Входе экскурсии в аптеку дети узнали, что аптека – это магазин, в котором жители города могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства, а продавцов в аптеках называют фармацевты, рассмотрели, какие лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки. Узнали, что такое рецепт, кому и кем он выдается.

Сл.33  Дети старшей-подготовительной группы посетили урок физкультуры в МБОУ «Харовская СОШ имени В.Прокатова», и вместе с первоклассниками выполнили разминку и комплекс общеразвивающих упражнений, а в конце урока поиграли в игру.

 Сл.34 Так же дети, родители и педагоги средней и старшей-подготовительной групп отправились на экскурсию в город Сокол. Где посетили бассейн спортивного центра «Софит» и лечебно-профилактический сеанс галотерапии.

Сл.35 На протяжении уже нескольких лет мы тесно сотрудничаем с МКУ «ФСЦ «Север». В соответствии с планом взаимодействия в условиях ФСЦ проводится организованная образовательная деятельность. Занятия по общей физической подготовке проводятся  с детьми средней и старшей – подготовительной группы  фронтально с использованием универсального зала в утреннее время. 

Сл.36 Дети активно участвуют во всех мероприятиях проводимых оздоровительным комплексом, таких как Всероссийский «Кросс наций», и «День Ходьбы», фестиваль ГТО "Вологодская область-душа Русского Севера" Сл.37 «Открытие зимнего лыжного сезона», «Семейные весёлые старты», «День снега», «Семейные лыжные старты» и другие

Сл.38 Помимо ДОО воспитанники посещают различные физкультурные кружки и секции такие как футбол и  хоккей.

Сл.39 Совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем и педагогами ДОО проводили музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия, как спортивный праздник «Прощай, лето», «День музыки», «Праздник осени», «Арбузник» и многое другое.

Сл.40 Важным аспектом педагогической деятельности является работа с родителями воспитанников, их заинтересованность в педагогическом и воспитательном процессе, в понимании жизненных прерогатив, что дают детям занятия физической культурой.        В работе с родителями используем разнообразные формы работы: Они представлены на слайде.

Сл.41 Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. И именно в семье, в дошкольной организации на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Сл.42 С целью партнерского и активного участия семьи в педагогическом процессе физического развития, созданы совместно с родителями (законными представителями) следующие проекты: «Мы за здоровый образ жизни!», «Быть здоровым здорово!», «За здоровьем всей семьей» - и многие другие. Проекты были представлены родителями на педагогическом совете, педчасе, общем родительском собрании, родительских собраниях групп.                           

       Периодически организуем совместно с родителями фотовыставки: «Наши чемпионы», «Летние виды спорта в семье», «Зимние виды спорта в семье»,  «Закаленная семья». Фотовыставка «Спортивный портрет семьи» представлена в средней группе. 

      Это способствует организации семейного совместного досуга и отдыха в выходные дни, во время отпуска, семейных методов и способов закаливания детей.

Сл.43 В нашем детском саду стало традицией проводить физкультурные развлечения совместно с родителями. Такие мероприятия способствуют решению важных задач в развитии и воспитании дошкольников.

Сл.44 Совместно с родителями проведены спортивные праздники, что способствовало укреплению семей, дружбе между семьями, выявлению талантов среди родителей, укреплению здоровья: В рамках Недели здоровья в группе раннего возраста прошло спортивное развлечение под названием «Вместе с мамой». В младшей группе состоялся спортивный праздник с родителями и детьми,  девиз  которого был:  «Физкульт - Ура!». В средней и старшей – подготовительной группе спортивный праздник «Мой спортивный папа», «Папа, мама, я, - на ГТО идёт семья!», спортивный квест «Тайна спорта».

 Сл.45 Очень удачной формой работы является совместная утренняя гимнастика, «Вместе с папой, вместе с мамой», которые формируют у родителей (законных представителей) основы грамотности по физическому развитию детей. 

     Основная цель данных мероприятий - помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям - установить эмоционально- двигательный контакт с детьми. 

Сл.46 В целях просветительной деятельности родителей и детей были изготовлен стенд: «ГТО – первые шаги»; информационные стенды: «Правила пожарной безопасности»; «Минуточку внимания, «Азбука здоровья и другие.

 Сл.47  Заседания семейного клуба «Доверие» были посвящены темам: «В стиле рэтро – «Как прекрасен этот мир», «Влияние колыбельных песен на здоровье детей», «Уход за волосами», «Здоровье детей в наших руках», Благодаря работе клуба наладилась связь с семьей, родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.

Сл.48 Таким образом, применение комплексной системы воспитательной оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка дает возможность при благоприятной работе инструктора по физическому воспитанию и всего персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.

    Использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

  1. Большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно- двигательного аппарата. И по прошествии какого- то времени мы можем увидеть результаты совместной деятельности с детьми по приобщению их к физической культуре, когда многие наши выпускники идут в спортивные секции и уже

там показывают высокие результаты.

  1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить

тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей,

но и с оздоровительной работой.

  1. Повысилась посещаемость.
  2. Снизилась простудная заболеваемость.
  3. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Сл.49 Это стало видно в результатах районных и городских соревнований:

  • Районный фестиваль ВФСК ГТО «Вологодская область – душа русского севера»Соревнования комплекса ГТО «Папа, мама, я -  на ГТО идет семья»» диплом за 1 место Романова Анастасия, за 2 место Романов Михаил
  • Спортивный праздник «Папа, мам, я – спортивная семья» дипломы победу семья Александровых и семья Романовых.
  • Районные соревнования по лыжным гонкам среди семей воспитанников детских садов «Семейные лыжные старты» - 2019 г. – грамота 1 место; 
  •  Районные соревнования по лыжным гонкам на приз Героя Советского союза В.Н. Прокатова среди детей дошкольного возраста  - 2016 г. – грамота 3 место.

Сл. 50 По результатам ВФСК ГТО нашим воспитанникам были вручены три серебряные и три бронзовые медали.

Сл.51 Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Сл.52 Приоритетными задачами на перспективу ставим: 

  • продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательных отношений;
  • внедрение и реализация «степ – аэробики» и «скиппинга» для дошкольников;
  • для родительской и педагогической общественности создать раздел на сайте дошкольной организации «Кластер здоровьесбережения», с публикацией проектов, видео – роликов мастер – классов по использованию той или иной образовательной технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста. Сл.53

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...

Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации

Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...