Здоровьесберегающий проект "Здоровые ножки"
проект (младшая группа)
Образовательные:
1.Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия. Развивающие:
1. Развивать двигательные умения и навыки, психофизические качества: ловкость, гибкость, выносливость, силу.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nozhki_2020.docx | 58.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Александровский детский сад «Ягодка»
Лямбирского муниципального района Республика Мордовия
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08. 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» _______________ Кудашкина И.А. Приказ № 26/3-д от 31.08. 2020г. |
ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
«Здоровые ножки»
Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна - воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Александров детский сад «Ягодка»
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020г. – май 2021г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Здоровые ножки» |
Составитель проекта | Корякова Татьяна Дмитриевна - воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» |
Вид проекта | Здоровьесберегающий |
Цель проекта | Предупреждение плоскостопия посредством физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | Образовательные: 1.Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия. Развивающие: 1. Развивать двигательные умения и навыки, психофизические качества: ловкость, гибкость, выносливость, силу. Воспитательные: 1.Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни. |
Срок и этапы реализации проекта | Сентябрь 2020 – май 2021года. 1 этап - Аналитико- прогнозтический(подготовительный): сентябрь 2020г. 2 этап –Рабочий(внедренческий): сентябрь 2020 – май2021г. 3 этап – коррекционный: сентябрь 2020- май 2021г. 4 этап - завершающий: май 2021г. |
Участники проекта | Корякова Татьяна Дмитриевна - воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», дети младшего дошкольного возраста, родители. |
Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта | У детей повысился интерес к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием физических упражнений для профилактики плоскостопия. |
Критерии оценки результативности проекта | Диагностика (мониторинг) выявления плоскостопия у детей с помощью плантографии, проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май). Результаты представлены в Приложении |
Образовательная область | «Физическое развитие» |
Материально-техническое обеспечение проекта | Наличие физкультурного зала, оборудования (гимнастические палки, кегли, верёвки, скакалки, канаты, гимнастические стенки и скамейки, мячи разных размеров, различные массажные дорожки и т.д.) |
Пояснительная записка
Здоровье ребенка превыше всего
Богатство земли, не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж.Жабаев
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Актуальность.
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом.
Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности.
Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Проблема.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадает работа над хорошей, правильной осанкой. Правильная красивая осанка – ключ к здоровью ребенка. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне – вызывают развитие нарушений осанки. Понимая, выше обозначенные проблему я пришла к выводу, что работу по профилактике плоскостопия и нарушения осанки необходимо вести в постоянном режиме.
Цель проекта: Предупреждение плоскостопия посредством физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные: Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.
Развивающие:
1. Развивать двигательные умения и навыки, психофизические качества: ловкость, гибкость, выносливость, силу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Предупреждение плоскостопия посредством физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
-эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент);
- игровой (спортивные, подвижные игры, игровой самомассаж, игры-путешествия);
- словесный (консультации, беседы, объяснения, указания, команды и т. д.);
- наглядный (показ, имитация, помощь и поддержка, использование ориентиров, просмотр слайдов);
- метод упражнений ( общеразвивающие, основные виды движений);
- практический (изготовление нестандартного оборудования);
- метод соревнований (индивидуальные, командные).
- Анализ результатов педагогического воздействия по профилактике плоскостопия у детей младшего возраста.
Приемы:
- компенсаторно-нейтрализующие (физ.минутки, динамические паузы);
- стимулирующие (закаливание);
- информационно-обучающие (консультации, беседы и т.д.).
Используются средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.
Самостоятельная деятельность детей подразделяется на следующие формы работы:
групповая – одновременная работа со всеми воспитанниками;
индивидуально-групповая – чередование индивидуальных и групповых форм работы;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Объектом исследования является здоровьесбережение детей младшего возраста.
Предмет исследования – педагогический процесс формирования мероприятий с целью профилактики плоскостопия у детей младшего возраста.
Гипотеза – Если мы будем использовать разнообразные физические упражнения по предупреждению и профилактики плоскостопия, то это способствует укреплению свода стопы, повысит степень двигательной активности, укрепит общее состояние и здоровье детей.
Теоретическая база опыта:
За основу написания проекта была взята книга Сергиенко Нины Николаевны и Кулик Галины Ивановны «Школа здорового человека. Программа для ДОУ». Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
Новизна опыта заключается в создании комплекса физических упражнений способствующих профилактике и предупреждения плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в том, что при систематическом использовании физических упражнений направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия, формирует мотивацию сохранение своего здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые физические упражнения по профилактике нарушений стопы может быть результативна использована в практической работе воспитателями и преподавателями физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях.
Познавательная значимость детьми физических упражнений, направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия формирует у них устойчивую мотивацию, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья
При планировании и организации занятий по предупреждению плоскостопия важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели игровых упражнений по профилактике плоскостопия;
- комплексное и системное использование методов и приемов;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе ( наличие разработок по профилактике и предупреждение плоскостопия у детей младшего возраста)
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
В основу опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
- единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей;
- оздоровительно-коррекционная направленность;
- доступность;
- повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.
Ожидаемый результат:
Повысился интерес у детей младшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием физических упражнений для профилактики плоскостопия.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Сроки и этапы реализации программы.
- Сроки реализации проекта: проект рассчитан на реализацию в течении года с сентября 2020 по май 2021 года.
- Этапы реализации проекта.
Этап | Начало | Окончание | Ожидаемые результаты |
1.Подготовительный | Сентябрь 2020г. | Сентябрь 2020г. | 1.Нормативная база 2.Подборка методических материалов. 3. Разработка диагностики 4. Разработка перспективного плана работы. 5. Проведение диагностики творческих способностей детей. 7. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. 8. Повышение квалификации педагога. |
2.Внедренческий | Октябрь 2020г. | Апрель 2021г. | 1.Выбор и создание экспозиции проекта 2.Апробация дидактических разработок, создаваемых в порядке закрепления результатов обучения. 3.Участие работ воспитанников на разных конкурсах, выставках и других мероприятиях. 4.Участие педагога в семинарах и профессиональных конкурсах. 5.Мониторинг ведения эксперимента (анкетирование воспитанников и родителей). |
3. Коррекционный | В течении всего периода реализации проекта | В течении всего периода реализации проекта | Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. |
4.Обобщающий | Май 2021 | Май 2021 | 1.Участие педагога в семинарах и профессиональных конкурсах. 2.Диагностика уровня способностей использовать физические упражнения по итогам реализации проекта 3.Обобщение результатов участия в различных мероприятиях (мастер-классы, выступления на семинарах и конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д.). 4. Разработка методического пособия по итогам реализации проекта. 5. Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности. |
1 этап-аналитико-прогнозтический (подготовительный).
Система мероприятий | Задачи | Сроки |
Подготовительные мероприятия | 1.Изучение методической литературы. | сентябрь |
2.Повышение квалификации педагога. | сентябрь | |
3.Выявление уровня развития физических способностей детей младших дошкольников. | сентябрь | |
4. Разработка перспективного плана работы. | сентябрь | |
5 Проведение диагностики творческих способностей детей. | Сентябрь-май | |
6. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды | В течении всего периода работы. |
2 этап-рабочий (внедренческий):
1 блок-работа с детьми.
Виды деятельности | Программное содержание | Форма организации детей |
Физкультминутки | Укреплять мышцы стоп | Групповая Индивидуальная |
Комплекс упражнений | Укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей младшего возраста. | Групповая Индивидуальная |
Игровые упражнения | Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы | Групповая Индивидуальная |
Подвижные игры | Продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стоп, прививать интерес к подвижным играм. | Групповая
|
2 блок-работа с родителями.
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки проведения |
1.Предварительная работа | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. | Анкетирование, беседы | В течение всего периода. |
2. Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по профилактике плоскостопия у детей младшего возраста. | Консультации и беседы | В течение всего периода. |
3. «Успехи детей» | Показ достижений детей в области «Художественно-эстетическое развитие». | Апрель 2021г. |
3 блок-работа с педагогами.
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки проведения |
1.Выступления на педагогическом совете. | Повышение общей культуры педагогического коллектива. Обобщение опыта работы. | Доклады, презентации. | В течение всего периода. |
2.Выступления на РМО, публикации. | Обобщение опыта работы. Публикации на интернет сайтах. | Доклады, «Мастер-класс». | В течение всего периода. |
3 Этап-коррекционный:
Система мероприятий | Задачи | Сроки проведения |
1.Анализ и корректировка. | Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми | В течение всего периода. |
4 Этап-обобщающий:
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки проведения. | |
1. Разработка методических рекомендаций, анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми комплекс упражнений по профилактике плоскостопия у детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. | В конце учебного года по итогам проведения проекта. |
Заключение
Каждый хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми.
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи.
Начинать нужно с профилактики заболеваний грудного возраста детей.
Педагогический коллектив детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Поэтому основной задачей нашего учреждения является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребёнка.
Профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т.к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.
Нужно воспитывать у родителей ответственность за своих детей и продолжать работу с родителями о соблюдении ортопедического режима в домашних условиях.
Рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, движения, физкультура, спорт – залог здоровья наших детей.
Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.
Литература
- Анисимова Т. Г.Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников – Волгоград, Учитель,2009.-146 с.
- Бабенкова Е.А. Игры, которые лечат - М.: ТЦ Сфера, 2009.-64с.
- Красикова И. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Санкт-Петербург: Издательский центр «Учитель и ученик», 2004.,
134 с.
- Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.-М: Айрис-пресс, 2007-112с.
- Шарманова С.Б. и Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания. Учебное пособие. –Челябинск: Урал ГАФК; 1999г.
- Сергиенко Н. Н. и Кулик Г. И. «Школа здорового человека. Программа для ДОУ»
- Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. – Москва , 2004г.
- Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Москва , 1988г.
Приложение
Календарно - тематическое планирование
разновозрастная группа младшего дошкольного возраста
Сентябрь
1.Диагностика детей. 2.Перспективный план работы на 2020-2021г. |
Октябрь
Недели | План занятия |
1 |
Бег на носках.
«Пройди по линии» |
2 |
на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
|
3 |
стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
|
4 |
|
НОЯБРЬ | |
1 |
4.Подвижные игра: «Пятнашки с мячом» |
2 |
|
3 |
Перекаты с пяток на носки.
|
4 |
стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
|
Декабрь
1 |
стопы. Мелкие и крупные шаги. Бег.
|
2 |
Бег на носках. Боковой галоп.
|
3 |
|
4 |
Бег на носках. Упражнение «Козлик» - передвижение по полу на четвереньках мелкими прыжками.
|
Январь
1 |
Бег на носках. Подскоки. 2.Самомассаж стоп 3.Упражнения с предметами: катание обруча пальцами ног 4.Подвижная игра: «Бой петухов» |
2 | 1.Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы Бег на носках. Подскоки.
|
3 |
|
4 |
Бег на носках. Боковой галоп
|
Февраль
1 |
Галоп.
|
2 |
Бег на носках. Подскоки.
|
3 |
Перекаты с пяток на носки.
|
4 |
Бег на носках. Боковой галоп
|
Март
1 |
Бег на носках. Боковой галоп.
|
2 |
Бег на носках. Подскоки.
|
3 |
Перекаты с пяток на носки.
|
4 |
Ходьба по дорожке здоровья.
|
Апрель
1 |
Хождение по массажному коврику.
|
2 |
Бег на носках. Боковой галоп.
|
3 |
Бег на носках.
|
4 | 1.Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. 2.Самомассаж стоп . 3.Упражнения с предметами: рисуем солнышко пальцами ног правой ноги, потом левой ноги. 4.Подвижная игра: «Маленький гимнаст». |
Май
1 |
Перекаты с пяток на носки
3.Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей. 4.Подвижная игра: «Полоса препятствий». |
2 |
Бег на носках. Подскоки.
|
3 |
Бег на носках.
|
4 |
Бег на носках.
скамьи на мягкое покрытие.
|