Мастер-класс «Развитие ручной ловкости у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством подвижных игр и упражнений с мячом»
методическая разработка
Дети с тяжелыми нарушениями речи это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья. В основном у всех наблюдается мышечная напряженность, скованность, нарушена крупная и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, недостаточно развито чувства ритма и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с Алёнка)
Мастер – класс
«Развитие ручной ловкости у детей с тяжелыми нарушениями речи
посредством подвижных игр и упражнений с мячом»
Инструктор по физической культуре
Новикова Наталья Евгеньевна
Материал: малые мячи, большие мячи, массажные мячи, 2 гимнастические палки.
Дети с тяжелыми нарушениями речи это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья. В основном у всех наблюдается мышечная напряженность, скованность, нарушена крупная и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, недостаточно развито чувства ритма и т.д. По заключению ТПМПК детям с ограниченными возможностями здоровья рекомендовано создание специальных условий на занятиях по физической культуре. Нам необходимо создать такие условия, чтобы ребенок захотел действовать и при этом развивал свои способности.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства и которые позволяют развивать ручную ловкость у дошкольников.
С целью развития крупной и мелкой моторики у детей с дети с тяжелыми нарушениями речи углубленно работаю над развитием ручной ловкости через игры и упражнения с мячом.
Мной выстроена система работы по включению игр с мячом в непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность взрослых и детей, и самостоятельную детскую деятельность, а также по использованию данных игр в семье.
В работе использую игры со словами т.к. применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному ритму и темпу, так как ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен.
Задачи, на которые направлена система работы:
- Добиваться активного движения кисти рук;
- Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом;
- Развивать координацию движений через подвижные игры;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве;
- Воспитывать интерес к подвижным играм и упражнениям с мячом.
И: Вот, пожалуйста, возьмите по одному мячу (на разносе мячи 3-х цветов с играми с мячом).
П: разбирают мячи – рекомендации
И: Сегодня я предлагаю вам ряд игр старшего возраста, которые использую в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Выйдите, пожалуйста, те, у кого мячи желтого цвета и встаньте в круг.
П: встают в круг
И: Для начала мы разогреем ладони и подготовимся к разминке.
«Погреем ручки» (растираем ладони)
П: Растирают ладони
И: Эффективнее работаем руками
П: растирают
И: Сейчас разминаем пальцы рук, подготавливая их к играм и упражнениям с мячом.
П: выполняют пальчиковую гимнастику
пальчиковая гимнастика
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка,
И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого пальца.)
И: А сейчас разминаем кисти рук для активной подвижности и усвоения упражнений
П: руки в замок выполняют круговые движения кистями рук.
И: молодцы!
Упражнения с малым мячом
И: Возьмите по одному мячу из корзины
П: берут мячи
И: Посмотрите на меня, взяли мяч в правую руку, руки согнуты в локтях. Подбрасываем мяч вверх одной рукой и ловим двумя руками. Мяч бросаем на уровне глаз.
П: выполняют упражнение
И: У вас хорошо получается!
И: А сейчас подбрасываем мяч одной рукой и ловим его другой. Мяч бросаем на уровне глаз.
Кладем мячи в корзину и берем большой мяч.
И: Выполним упражнения с мячом со звуковым сопровождением.
Упражнения с большим мячом со звуковым сопровождением.
И: Выполняем подбрасывание и ловля мяча двумя руками с проговариванием.
"Башня"
Броски и ловля мяча с постепенным увеличением высоты броска.
«Эта башня высока, достает до потолка».
П: Выполняют упражнения.
И: Молодцы, справились с этим упражнением!
И: Следующее упражнение: подбрасывание и ловля мяча двумя руками после хлопка с проговариванием.
Хватайка»
Бросок вверх, хлопок перед собой и ловля мяча с проговариванием текста.
«В календарь не зря глядели, помним все мы дни недели – отбивание мяча поочередно правой и левой рукой на месте. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – подбрасывание мяча вверх и ловля его после хлопка».
П: выполняют упражнения.
И: Молодцы, закончили упражнения! А сейчас выполним введение мяча одной рукой друг за другом с проговариванием текста.
«Прогулка»
«На прогулку мы пойдем, мячик мы с собой возьмем, Раз, два, три, четыре, пять, будем с мячиком играть».
П: выполняют упражнение.
И: Не забываем проговаривать слова. Молодцы! Закончили упражнения!
И: Ира и Наталья оставили мяч в руках, остальные положили мячи в корзину. Разделились на 2 команды. И сейчас выполним эстафеты с мячом.
Эстафеты с мячом
1. Введение мяча двумя гимнастическими палками до ориентира и обратно, передать эстафету следующему участнику.
2. Ходьба с бросанием мяча вверх и ловля его до ориентира и обратно, передать эстафету следующему участнику.
3. Бег, передавая мяч из руки в руку вокруг себя до ориентира и обратно передать эстафету следующему участнику.
И: Молодцы! Победила дружба! Взяли массажные мячи и построились в круг! Выполним упражнения на расслабление мышц рук.
Самомассаж с массажным мячом.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
П: выполняют упражнения.
И: Молодцы выполнили все упражнения! Займите места в зале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет
Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

"Развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта "Музей мяча"
из опыта работы...
План по развитию ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи
План по развитию ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи во младшей- средней группе ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ с ОНР»...

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Тематическая памятка для педагогов «Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет»
В целях развития ручной ловкости используются подвижные игры с мячом, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета....

Методическое пособие "Игры и упражнения на развитие произвольной памяти для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7 лет"
Данное методическое пособие разработано для коррекционной работы с детьми и включает дидактические игры на развитие: зрительной, вербальной и двигательной памяти....

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста
Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста...