Мастер-класс «Развитие ручной ловкости у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством подвижных игр и упражнений с мячом»
методическая разработка

Новикова Наталья Евгеньевна

Дети с тяжелыми нарушениями речи  это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья.  В основном у всех наблюдается мышечная напряженность, скованность, нарушена крупная и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, недостаточно развито чувства ритма и т.д.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с Алёнка)

Мастер – класс

«Развитие ручной ловкости у детей с тяжелыми нарушениями речи

посредством подвижных игр и упражнений с мячом»

Инструктор по физической культуре

Новикова Наталья Евгеньевна

Материал: малые мячи, большие мячи, массажные мячи, 2 гимнастические палки.

          

Дети с тяжелыми нарушениями речи  это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья.  В основном у всех наблюдается мышечная напряженность, скованность, нарушена крупная и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, недостаточно развито чувства ритма и т.д.  По заключению ТПМПК детям с ограниченными возможностями здоровья рекомендовано создание  специальных условий на занятиях по физической культуре. Нам необходимо   создать такие условия, чтобы ребенок захотел действовать и при этом развивал свои способности.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства и которые позволяют развивать ручную ловкость у дошкольников.

С целью развития крупной и мелкой моторики у детей с дети с тяжелыми нарушениями речи  углубленно работаю над развитием ручной ловкости через игры и упражнения с мячом.

    Мной выстроена система работы по включению игр с мячом в непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность взрослых и детей, и самостоятельную детскую деятельность, а также по использованию данных игр в семье.

В работе использую игры со словами т.к. применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному ритму и темпу, так как  ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен.

Задачи, на которые направлена система работы:

  1. Добиваться активного движения кисти рук;
  2. Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом; 
  3. Развивать координацию движений через подвижные игры;
  4. Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  5. Воспитывать интерес к подвижным играм и упражнениям с мячом.

И: Вот, пожалуйста, возьмите по одному мячу (на разносе мячи 3-х цветов с играми с мячом).

П:   разбирают мячи – рекомендации  

И: Сегодня я предлагаю вам ряд игр старшего возраста, которые использую в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Выйдите, пожалуйста, те, у кого мячи желтого цвета и встаньте в круг.

П: встают в круг

И: Для начала мы разогреем ладони и подготовимся к разминке.  

«Погреем ручки» (растираем ладони)

П: Растирают ладони

И: Эффективнее работаем руками

П: растирают

И: Сейчас разминаем пальцы рук, подготавливая их к играм и упражнениям с мячом.

П: выполняют пальчиковую гимнастику

пальчиковая гимнастика

  «Игрушки»
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка,
И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого пальца.)

И: А сейчас разминаем кисти рук для активной подвижности и усвоения упражнений

П: руки в замок выполняют круговые движения кистями рук.  

И: молодцы!

Упражнения с малым мячом

И: Возьмите по одному мячу из корзины   

П: берут мячи

И: Посмотрите на меня, взяли мяч в правую руку, руки согнуты в локтях. Подбрасываем мяч вверх одной рукой и ловим двумя руками. Мяч бросаем на уровне глаз.

П: выполняют упражнение

И: У вас хорошо получается!

И: А сейчас подбрасываем мяч одной рукой и ловим его другой. Мяч бросаем на уровне глаз.

 Кладем мячи в корзину и берем большой мяч.

И: Выполним упражнения с мячом со звуковым сопровождением.

Упражнения с большим мячом со звуковым сопровождением.  

И: Выполняем подбрасывание и ловля мяча двумя руками с проговариванием.

"Башня"

Броски и ловля мяча с постепенным увеличением высоты броска.
«Эта башня высока, достает до потолка».

П: Выполняют упражнения.

И: Молодцы, справились с этим упражнением!

И: Следующее упражнение: подбрасывание и ловля мяча двумя руками после хлопка с проговариванием.

Хватайка»

Бросок вверх, хлопок перед собой и ловля мяча с проговариванием текста.
«В календарь не зря глядели, помним все мы дни недели – отбивание мяча поочередно правой и левой рукой на месте.  Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – подбрасывание мяча вверх и ловля его после хлопка».

П: выполняют упражнения.

И: Молодцы, закончили упражнения! А сейчас выполним введение мяча одной рукой друг за другом с проговариванием текста.

«Прогулка»

«На прогулку мы пойдем, мячик мы с собой возьмем, Раз, два, три, четыре, пять, будем с мячиком играть».

П: выполняют упражнение.

И: Не забываем проговаривать слова. Молодцы! Закончили упражнения!

И: Ира и Наталья оставили мяч в руках, остальные положили мячи в корзину. Разделились на 2 команды. И сейчас выполним эстафеты с мячом.

Эстафеты с мячом

1. Введение мяча  двумя гимнастическими палками до ориентира и обратно, передать эстафету следующему участнику.

2. Ходьба с бросанием мяча вверх и ловля его до ориентира и обратно, передать эстафету следующему участнику.

3. Бег, передавая мяч из руки в руку вокруг себя до ориентира и обратно передать эстафету следующему участнику.

И: Молодцы! Победила дружба! Взяли массажные мячи и построились в круг! Выполним упражнения на расслабление мышц рук.  

Самомассаж с массажным мячом.

Мячик мой не отдыхает, 
На ладошке он гуляет. 
Взад-вперед его качу, 
Вправо-влево – как хочу. 
Сверху – левой, снизу – правой, 
Я его катаю, браво. 

П: выполняют упражнения.

И: Молодцы выполнили все упражнения! Займите места в зале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

План по развитию ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи

План  по  развитию ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи  во младшей- средней  группе ТЕМА: «РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУК У  ДЕТЕЙ  с ОНР»...