2020 - 2021 Сообщение на тему «Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни на музыкальных занятиях» в ходе заседания педагогического совета педагогов МДОУ «Сказка» на тему «Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей»
статья

Багаутдинова Адиля Максумовна

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИИ

      Валеология- это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Музыкально - валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является: - укрепление психического и физического здоровья, - развитие музыкальных и творческих способностей, - формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Музыкально — валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения - интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения.    

     Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать, но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.

       Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеет следующую структуру:

1. Валеологическая песенка - распевка.

2. Создание проблемной ситуации;

3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.

 4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.).

       Валеологические песенки распевки - это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.  Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами, направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

     

Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяется дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

       Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.  

        Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

       Игровой массаж нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

      Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

       Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.

Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

       Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии. Одна из составляющих музыкально-оздоровительной работы в ДОУ – музыкотерапия.

     Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.

    Влияние музыки на ребенка. Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

      Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Танцевальная музыка для детей. Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.

      Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

      Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.

        Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Музыкально-физкультурные досуги  включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегающие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы.  Единая сюжетная 3 линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

      Таким образом, можно увидеть, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников, способствует снижению заболеваемости детей ОРЗ, способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания.  

       Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме, формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_valeologiya_i_muzyka.docx26.1 КБ
Файл buklet.docx109.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

      Валеология- это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Музыкально - валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является: - укрепление психического и физического здоровья, - развитие музыкальных и творческих способностей, - формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Музыкально — валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения - интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения.    

     Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать, но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.

       Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеет следующую структуру:

1. Валеологическая песенка - распевка.

2. Создание проблемной ситуации;

3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.

 4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.).

       Валеологические песенки распевки - это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.  Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами, направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

      Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяется дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

       Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.  

        Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

       Игровой массаж нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

      Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

       Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.

Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

       Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии. Одна из составляющих музыкально-оздоровительной работы в ДОУ – музыкотерапия.

     Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.

    Влияние музыки на ребенка. Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

      Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Танцевальная музыка для детей. Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.

      Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

      Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.

        Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Музыкально-физкультурные досуги  включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегающие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы.  Единая сюжетная 3 линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

      Таким образом, можно увидеть, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников, способствует снижению заболеваемости детей ОРЗ, способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания.  

       Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме, формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.



Предварительный просмотр:

Интересные факты о классике

Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.

Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).

Факт «Рецепт»: при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища.

Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют «школой эмоций» (слайд).

Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.

«Музыкальная аптека»

«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим:Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»).

«Головка болит»
Лечим:
 «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.

«Животик болит».
Лечим:
 «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)

«Не думается».
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)

«Болит, болит, болит».
Лечим:
 анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель

«Уснуть не могу».
Лечим:
 колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колыханочки» (фольклор)

«Мне грустно».
Лечим:
 вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди

«Горлышко болит».
Лечим:
 лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов

На все случаи жизни для малыша – Моцарт!

      И напоследок, предлагаем ознакомиться с лечебными музыкальными инструментами.  «Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.

Лечебные музыкальные инструменты:

Инструмент - фортепиано, аккордеон.
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения.
Эффективное время суток – утро.

Инструмент –
Гитара.
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце.
Эффективное время суток – полдень.

Инструмент –
Скрипка.
Действие - активизирует тонкий кишечник.
Эффективное время суток –день.

Инструмент –
Саксофон.
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки.
Эффективное время суток – вечер.

Инструмент – Арфа.
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите.
Эффективное время суток – вечер.

Инструмент –
Барабан.
Действие - Укрепляет иммунитет.
Эффективное время суток – утро.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии. Одна из составляющих музыкально-оздоровительной работы в ДОУ – музыкотерапия.

Музыкотерапия- метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.

Влияние музыки на ребенка

Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Танцевальная музыка для детей

Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.

Музыкальные занятия с использованием таких здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Использование музыкальных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985976/pub_5fd9e32de7ae933e1ebe4379_5fd9e341654caa5d02b1073f/scale_1200

Музыкальный руководитель МДОУ детский сад «Сказка»

Багаутдинова А. М.

31 марта 2021 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»

Доклад из опыта работы «Формирование  у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни  через музыкальную деятельность»...

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Здоровый образ жизни молодого поколения являе...

Родительское собрание на тему «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни»

Родительское собрание на тему «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни»...

Перспективный план работы по формирование и развитие необходимых представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни у детей раннего возраста в играх-занятиях 2-я младшая группа.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ     безопасного поведения в быту, социуме, природе....

«Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни в условиях детского сада»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Буклеты на тему:"Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни"

Если ваши дети вам дороги, если вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить своё здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей семье занятия физкультурой и спортом стали неотъемленной ч...