Комплекс упражнений в «сухом» бассейне для детей с ОВЗ
картотека

Котина Наталья Александровна

в сухом бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks-uprazhneniy-dlya-suhogo-basseyna.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений в «сухом» бассейне для детей с ОВЗ

Комплекс упражнений в «сухом» бассейне.

«Сухой» бассейн располагает широким спектром возможностей как профилактической помощи здоровым детям, так и лечебной помощи детям с различными двигательными и неврологическими нарушениями. В зависимости от решаемых задач, упражнения в «сухом» бассейне позволяют добиться качественной релаксации и тренировки различных групп мышц, а так же формируют осанку.

В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику. Заниматься в «сухом» бассейне можно с одного года.

Упражнения, выполняемые из и. п. сидя.

  1. Руки на бедрах, передвижение на ягодицах вперед-назад.
  2. Руками захватить бортик бассейна, спиной прислониться к бортику, поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах.
  3. Выполнять повороты головы, при этом следить за осанкой.

Упражнения, выполняемые из лиг, лежа на животе.

Опустить руки на дно бассейна и достать шарики.

Разведение и сведение рук в стороны и вместе, поглаживая шарики.

Приподнять руки вверх, посмотреть вперед, опустить.

Движения руками как при плавании «брассом», отгребая шарики от себя и затем выполняя обратное движение к себе.

Удержание равновесия, лежа на боку, при точках бассейна со стороны.

Повороты их и. п. лежа на животе, на бок, на спину, и в другую сторону.

Упражнения, выполняемые из и. п. лежа на спине.

Натянуть все мышцы, потянуться, пока не появиться чувство напряжения, удержать положение 10-15 сек. - расслабиться и отдохнуть.

Приподнимание головы и туловища.

Подтягивание колена к груди, захватив его руками, удерживать положение 15-20 сек., затем другую ногу.

Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.

Поглаживание шариков руками, разводя их в стороны.

Сгребать шарики на себя руками «закапаться».

Быстрая смена исходных положений.

Упражнения, выполняемые в и. п. стоя.

Переступания с одной ноги на другую, удерживая равновесие.

Ходьба по шарикам.

Передвижения с помощью рук и ног.

Держась за борт бассейна перешагивать через него.

Общеразвивающие упражнения с шариками.

И. п.:. в обеих руках шарики. 1 - поднять руки вверх через стороны, 2 постучать шариками друг об друга, 3 - вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

И. п.: руки прижаты к груди. 1 -вытянуть руки с шариками вперед, 2 вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.

И. п.: 1-2 поочередно поднимать правую и левую руки в стороны, 3 -4 вверх, 5 - 6 - в стороны, 7 - 8 - вниз. Повторить 4 раза.

И. п.: стоя, один шарик лежит на полу, руки согнуты в локтях, прокатывать шарик между ладоней по прямой и в круговую. Повторить 30 сек.

И. п.: стоя, ноги вместе, один мячик в руке. 1- поднять ногу, согнутую в колене, 2 - переложить шарик под коленом в другую руку, 3 - вернуться в и. п., тоже другой ногой. Повторить 6 раз каждой ногой.

И. п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях. Прокатывать шарик под ногами. Повторить 8 раз.

И. п.: сидя на полу, руки в упоре сзади. Катать шарики двумя ногами вперед-назад, влево-вправо. Повторять 30-40 сек.

И. п.: лежа на животе, шарик находиться в вытянутых руках. 1 - поднять руки, прогнуть спину, 2 - вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

Прыжки: ноги вместе-врозь, руки вверх над головой, стукнуть шарики друг об друга, опустить вниз. Повторить 12-16 раз в чередовании с ходьбой.

10. Дыхательные упражнения.

Игры в сухом бассейне 

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, игры в «сухом» бассейне важны и для его психоэмоционального состояния. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких шаров.

Мы подобрали ряд развивающих игр.

«Достань со дна бассейна» 

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их.

Условия: прячем более мелкие предметы, а число играющих уменьшаем.

«Отгадай, где спрятано» 

Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию.

Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.).

«Кто больше?» 

Цель: развитие цветовосприятия и ловкости.

Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шаров.

Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.

«Поздоровайся» 

Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств.

Дети сидят вокруг бассейна и по заданию воспитателя здороваются друг с другом под «водой»;

Дети сидят в бассейне полукругом, руки закрыты до плеч в скоплении шариков. Входящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под «водой».

«Часики» 

Цель: укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

Первый вариант - с опорой на руки второй вариант - без опоры на руки.

Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки»поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

«Полощем белье» 

Цель: укрепление мышц рук.

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье», то же повторяет левой рукой.

«Разноиветные круги» 

Цель: укрепление мышц рук.

Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.

«Солнышко» 

Цель: развитие координации движения рук, укрепление мышц рук.

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки         и «рисует» солнце (вращательные         движения         обеими         руками одновременно).

«Шаловливые ножки» 

Цель: массаж и укрепление мышц нижних конечностей. Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

«Хитрый котенок» 

Цель: массаж всего тела и развитие общей подвижности.

Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика, иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).

«Золотая рыбка» 

Цель: отработка синхронности движений рук и ног.

Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как будто плывет.

«Дельфин» 

Цель: укрепление мышц ног.

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняются движения ногами к себе.

«Разведчик» 

Цель: чередование различных движений.

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик», крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т. п.

«Кого поймали?» 

Цель: развитие наглядно-образного мышления и тактильных ощущений.

Дети сидят полукругом на бортике бассейна, ноги под «водой». Ведущий находит чью-либо ногу и отгадывает, кого именно он поймал.Усложнение:

ноги детей переплетены.

«Найди по описанию» 

Цель: развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет.

Воспитатель показывает детям предметы, а затем раскладывает их на дне бассейна. Дети отыскивают указанный предмет.

Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; дети не видят, куда взрослый прячет предметы.

«Ловкие ноги» 

Цель: развитие координации ножных мышц.

Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.

«Закопай-ка» 

Цель: общий расслабляющий массаж".

Первый вариант. Извиваясь всем телом, дети погружаются на дно, одновременно руками набрасывая на себя окрестные шары. Кто быстрее скроется из виду?

Вариант второй. Он лишен элементов соревнования, но очень приятен детям. Игра-контакт, несловесное общение. Один ребенок накидывает шары на другого, понемногу зарывая его. Зарываемый лежит тихо, не шевелясь. И только         когда         работа         первого         полностью         закончена,         с шумом «выныривает» из бассейна.

«Воротики» 

Цель: закрепление знания цветов, тренировка ловкости движений и меткости.

Ставятся ворота разного цвета. Задача найти шар такого же цвета и закатить его в ворота. «Брось в корзину» Цель: учится попадать в цель.

        Перед         ребенком         ставится         корзина         нужно         попасть         в         нее

мячом.Усложнение: цвет мяча должен совпадать с цветом цели.

«Пирамидка» 

Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств. На дне бассейна прячутся элементы пирамидки. Задача детей найти их, а потом совместно собрать пирамидку.

«Собираем урожай» 

Цель: закрепление знания цветов.

Ребенку предлагаются ведерки таких же цветов, как и шары. Нужно разложить шары по ведеркам такого же цвета.

«Помоги цыпленку собрать зернышки» 

Цель: знакомство с понятием большой маленький, и закрепление знания цветов.

Ребенку предлагаются два цыпленка, один маленький, другой большой. Задача ребенка для большого цыпленка собрать желтые «зернышки» (шары, а для маленького - красные.

«Подводный мир» 

Цель: ребенок получает массаж и развитие мелкой моторики рук.

В бассейне с шарами прячутся рыбки (можно любые предметы, объединенные каким либо признаком, например грибы, фрукты, овощи и т. д). Ребенку необходимо «ныряя» в бассейн найти на дне рыбок.

Игровые упражнения в сухом бассейне для развития физиологического и речевого дыхания

«Медвежонок в берлоге» 

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог:

Медведь в берлоге сладко спит

И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

«Страшный сон мышонка» 

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог:

«Как дышит мышка-крошка,

Коль снится злая кошка?»

Дети дышат поверхностно и учащенно.

«Чайка» 

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог:

Спокойно на спине лежу,

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх - вдох, на выдох - опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Полоскание» 

Цель: Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу, и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог:

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку

Выну, стряхну, разотру.

«Тора» 

Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса. Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог:

Это, конечно, не Эверест.

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

«Водный велосипед» 

Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.

Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик.

Педагог:

Водный мой велосипед Как он любит непосед!

На педали нажимаю,

Рыбок стаи распугаю.

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

«Переложи шарики ногами» 

Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног.

Описание. Дети, лежа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.

«Бревнышки» 

Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений. Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись.Педагог: Лесоруб срубил бревно -

Ловко катится оно. Дети перекатываются от одного бортика бассейна к другому.

«Ловцы жемчуга» 

Цель. Упражнять в задержке дыхания.

Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

«Сосчитай мячики» 

Цель. Упражнять правильное речевое дыхание.

Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

«Покачай игрушку на животе» 

Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

Упражнения в сухом бассейне 

Нами подобраны упражнения для игры в «сухом бассейне». В таких играх с удовольствием участвуют дети любого возраста.

Во время «плаванья» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста, необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать         движения,         при         этом         успешнее         развивается         костномышечный аппарат.

Для общего массажа: произвольное «купание».

Для         более         продуктивного         массажа         мы         предлагаем следующие упражнения.

«Воронки» 

Цель: Массаж и развитие координации верхних конечностей. И. П.: дети стоят на коленях вокруг бассейна:

опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем

те же действия повторяют левой рукой; опускают обе руки в бассейни одновременно делают вращательные 

движения: а) встречные; б) расходящиеся; в) в правую сторону; г) в левую сторону.

«Перекаты» 

Цель: массаж и координация работы позвоночника. И. П.: ребенок лежит на бортике бассейна,руки вытянуты:

• малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

«Не замочи рук» 

Цель: развитие динамической и статической координации. И. п.: обычная стойка в бассейне: разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты

в локтевых суставах и обхвачены ладошками; ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по

кругу.

«Кто поднимет ножку выше?» 

Цель: растягивание больших грудных мышц, сглаживание кифоза в грудном отделе позвоночника, выпрямлению пальцев, обеспечивает посадку на седалищные бугры.

Выполнить руками фиксированный захват за борт бассейна, поднять левую (правую) прямую ногу, держать её несколько секунд, опустить.

«Поехали-поехали!» 

Цель: укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна, увеличивает подвижность грудно-поясничного отдела позвоночника, улучшает функцию равновесия. При выполнении упражнения с опорой на руки укрепляются мышцы плечевого пояса.

Передвижение на ягодицах вперед-назад.

«Нет, нет, нет! Да, да, да!» 

Цель:         увеличение         подвижности         в         шейном         отделе         позвоночника, укрепление мышцы шеи и снижает выраженность асимметричного шейнотонического рефлекса.

Выполнение поворотов и кивки головы, при этом необходимо следить за осанкой.

«Достань шарик» 

Цель: стабилизировать положение головы, укреплять мышцы рук, повышать         чувствительность         и         опорную         способность         рук,         развивать хватательную функцию кистей.

Опускание рук до дна бассейна (зарыть в шарики руки) с одновременным сохранением заданного положения головы. Достать со дна шарик.

«Поплаваем» 

Цель: способствовать увеличению амплитуды движений в суставах рук, укрепляет мышцы спины, формирует правильную осанку.

Перемещение рук вверх и в стороны по шарикам. Движения руками, имитирующими стиль «брасс» - отгребая шарики от себя в стороны и затем выполняя обратное движение к себе.

«Держись крепче!» 

Цель: улучшать функцию разгибателей нижних конечностей, туловища и развивает равновесие.

Удержание равновесия, лежа на боку при толчках бассейна.

«Посмотри на носочки».

Цель: снижение патологических рефлексов, развитие способности контролировать положение головы.

Приподнимание головы и туловища.

«Ежик испугался» 

Цель: развитие общей гибкости, стимулирует функцию двуглавой мышцы бедра.

Подтянуть колено к груди, захватив его руками, дыхание свободное удержать позу на 20-30 с.

«Загораем на солнышке» 

Цель: развитие быстроты реакции, выработка точности движений и способность ориентироваться в пространстве.

Быстрая смена положений, выполнения из И. П. лежа на спине в И. П.

лежа на животе.

«Топ ногой, топ другой!» 

Цель: формирование сводов стопы и функции равновесия. Тренировка опорной способности ног - переступание с ноги на ногу.

«Топ-топ топает малыш» 

Цель: формировать правильную осанку, формировать своды стопы, функцию равновесия и координацию движений. Ходьба с правильной осанкой по шарикам.

«Крокодил» 

Цель: развивать общую координацию и гибкость.

Передвижение с помощью рук и ног. Ползание на животе, на боку, на четвереньках.

         

Игры и упражнения в «сухом бассейне» для детей с ОВЗ

 

 

Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне»: 

  • занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально;
  • обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;
  • игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;
  • продолжительность занятия — 15-20 минут, частота — раз в неделю.

 

        Игры         и         упражнения         в         таком         бассейне         дают         прекрасный

оздоровительный и профилактический эффект.  

Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костномышечный аппарат.  

Для более продуктивного массажа предлагаем следующие упражнения.

 

«ВОРОНКИ»

Цель:         массаж         и         развитие         координации         верхних         конечностей.            

И.п.:         дети         стоят         на         коленях         вокруг         бассейна:

° опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те         же         движения         повторяют         левой         рукой;

° опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения:  а) встречные,  

б)         расходящиеся,         в)         в         правую         сторону,         г)         в         левую         сторону.

 

«НЫРЯЕМ»

Цель:         массаж         шейных         мышц.

И.п.: ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне:

°         достаем         головой         до         бассейна.

 

«ПЕРЕКАТЫ» 

Цель: массаж и координация работы позвоночника. И.п.: ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:

° малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами

добирается         до         противоположного         бортика.

 

«НЕ         ЗАМОЧИ         РУК» 

Цель:         развитие         динамической         и         статической         координации.

И.п.:         обычная         стойка         в         бассейне:

° разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками;

° ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.

 

«ЧАСИКИ»

Первый вариант - с опорой на руки; второй вариант - без опоры на руки. Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре сзади в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

 

 

 

 

«ПОЛОЩЕМ БЕЛЬЕ»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движение вправо-влево («полощет белье»), то же повторяется левой рукой.

 

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ»

Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.

 

«СОЛНЫШКО»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и

«рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).

 

«ШАЛОВЛИВЫЕ НОЖКИ»

Это упражнение необходимо для массажа и укрепления мышц нижних конечностей. Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

 

«ХИТРЫЙ КОТЕНОК»

Цель         упражнения         -         массаж         всего         тела         и         развитие         общей

подвижности. Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).

 

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения руками и ногами - как будто плывет.

 

«ДЕЛЬФИН»

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами

(«хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе.

 

«РАЗВЕДЧИК»

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик» крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т.п.

 

 «ДОСТАНЬ         СО         ДНА         БАССЕЙНА»

Цель:         развитие         тактильных         ощущений         и         мелкой         моторики.

Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их.

Усложнение: прячем более мелкие предметы, а число  играющих уменьшаем.

 

«ОТГАДАЙ,         ГДЕ         СПРЯТАНО» 

Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по

словесному         указанию         или         схеме.

Вариант 1. Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет

(на         середине,         в         правой         части         бассейна         и         т.д.).

Вариант 2. Воспитатель предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.

Усложнение: предмет прячет сам ребенок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему.

 

 

 

 

«КТО         БОЛЬШЕ?»

Цель:         развитие         цветовосприятия         и         ловкости         рук.

Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

Усложнение:  собирать только шарики определенного цвета.

 

«ПОЗДОРОВАЙСЯ» 

Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств. Дети сидят в бассейне полукругом, руки зарыты до плеч в скоплении шариков.

Водящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под

«водой».

 

«ЛОВКИЕ         НОГИ»

Цель:         развитие         координации         ножных         мышц.

Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики. Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.

 

«УГОЛКИ» 

Цель:         развитие         динамической         и         статической         координации.

Четверо детей стоят по углам бассейна, один - в центре. Дети перебегают из угла в угол, меняясь местами, а водящий (в центре) старается занять чье-то освободившееся место. Тот, чей угол занял водящий, становится в центр, и игра         продолжается.

Усложнение: не касаться руками бассейна или же держать руки определенным образом: за головой, на плечах и т.п.

 

«СИЛЬНЫЕ НОЖКИ»

Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.

 

«СПРЯЧЕМ РУЧКИ» 

Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

 

«СХВАТИ ШАРИК» 

Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).

 

«ПОЙМАЙ БАБОЧКУ» 

Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

 

«ПОГРЕЕМ НОЖКИ» 

Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.

 

«БЫСТРЫЕ НОЖКИ» 

Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

 

«РЫБКИ» 

Лежа на животе в сухом бассейне, дети имитируют плавательные движения.

 

«ПРЯТКИ» 

Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

 

«ЖУЧКИ» 

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

 

«ВЕЛОСИПЕД» 

Лежа на спине, дети имитируют вращение педалей велосипеда.

 

«КТО БЫСТРЕЕ» 

И.п.: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира (например, игрушки).

 

«ЛЯГУШКИ» 

И.п.: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.

Детей младшего возраста взрослый придерживает за руки.

 

«ЁЖИКИ СПРЯТАЛИСЬ» 

И.п.: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.

 

«БАБОЧКА ЛЕТИТ» 

И.п.: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

 

«ЮЛА» 

И.п.: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.

 

«ПОТАНЦУЕМ» 

И.п.: стоя в бассейне, в каждой руке по шарику. Развести руки в стороны, повороты вокруг себя.

 

«СПРЯЧЬ ЗАЙКУ ОТ ВОЛКА» 

Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.

Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение стоя.

 

«НАЙДИ МИШКУ» 

Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.

 

«СТРОИМ ДОМИК» 

Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров. Дети четырех лет и старше строят домики (набрасывают горки) определенного цвета.

 

«ЗАЙКИ ГРЕЮТСЯ НА СОЛНЫШКЕ» 

Дети лежат в бассейне, поворачиваясь то на правый, то на левый бок. Руки при этом находятся в произвольном положении.

 

«ПОЗДОРОВАЙСЯ» 

 Дети сидят в бассейне полукругом, руки до плеч погружены в шарики.

Водящий должен поздороваться с каждым за руку «под водой».

 

«ВОЛНЫ» 

Дети стоят на коленях вокруг бассейна, опускают в него обе руки и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

 

 

«ПЕРЕКАТЫ» 

Ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты. Затем он скатывается с бортика в бассейн и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна, сохраняя горизонтальное положение туловища.

 

«ЦВЕТНЫЕ ОСТРОВА» 

Двое-трое детей устраиваются внутри бассейна поближе к бортикам, каждый называет цвет своего будущего острова. По сигналу дети начинают подгребать под себя шарики для сухого бассейна выбранного цвета, создавая остров определенного цвета. Задача игрока: удержаться на поверхности острова, не провалиться, что очень нелегко. Побеждает тот, кто за 5 минут сотворит для себя самый большой островок.

 

«ШАЛОВЛИВЫЕ РУЧКИ» 

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

 

 «СОЛНЫШКО» 

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

 

ДЛЯ         ОБЩЕГО         МАССАЖА:         произвольное          «купание».

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, игры в «сухом» бассейне важны и для его психоэмоционального состояния. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких шаров. Вот несколько развивающих игр.

 

РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель этого упражнения — чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения. Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 с.). А теперь расслабься, отдохни — твое тело стало легким, как перышко».

 

РЕЛАКСАЦИЯ

Взрослый произносит релаксационный текст: «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки. Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю, я набираюсь сил. Свежесть и бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый. Я хорошо отдохнул!

У меня хорошее настроение!

 

 

Игры с шариками в сухом бассейне 

 

«Дай шарик».  

Игра         состоит         из         трех         этапов.

Первый этап — сличение цвета. Взрослый показывает ребенку шарик и просит: «Дай такой же» или «Дай шарик такого же цвета». Второй этап — выбор цвета по вербальной инструкции: «Дай мне красный шарик».

Третий этап (для говорящих детей) — педагог, показывая шарик, спрашивает: «Какого цвета этот шарик?» Игра направлена на развитие зрительного восприятия цвета.

 

 

 

«Посчитаем шарики».  

Показывая на шарики в бассейне, взрослый говорит: «Дети, посмотрите как много здесь шариков. Я возьму один шарик. Покажите, где один шарик? А где много шариков? Возьми один шарик. Сколько ты взял?» В процессе игры развиваются математические представления детей.

 

«Собери шарики».  

Дети построены в шеренгу. Сухой бассейн пуст. Шарики разбросаны по залу. Взрослый рассказывает детям сказку: «Жили-были в домике шарики. Заспорили они кто из них лучше, кто дольше катится, у кого одежда ярче, кто дальше полетит. Красный шарик заважничал и сказал. Что он лучше всех. Шар синего цвета заявил, что может высоко взлететь вверх. А желтый похвастался: "Я так далеко и быстро укачусь, что даже дети меня не догонят!" Спорили они спорили и доспорились до того, что домик, в котором они жили, перевернулся. Посыпались шары из домика и укатились кто куда. Лежат они в одиночку и думают: "Если бы ребята помогли нам вернуться в наш домик, мы бы помирились и стали жить дружно"».

Взрослый показывает на пустой бассейн и предлагает детям собрать шарики и отнести их в домик, предупреждая, что шарики надо нести осторожно, чтобы не уронить.

Дети осторожно на носочках ходят по залу, собирают шарики и складывают их в сухой бассейн.

 

«Кто больше». 

Шарики из сухого бассейна разбросаны по залу. У детей в руках пластмассовые ведерки или корзинки. Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше всех шариков.

 

«Кто быстрее передаст шарики». 

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные шариками из сухого бассейна. В конце шеренг - пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одному шарику, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.

 

«Забей в ворота мяч». 

Дети с помощью разных предметов (клюшки, гимнастической палки и т. д.) стараются с определенного расстояния забить мяч в ворота (в качестве ворот можно использовать мягкие модули или перекладины).

 

«Кто точнее». 

Дети делятся на две команды. Каждая команда берет шарики определенного цвета. Получается команда Синих и команда Красных (Желтых и Зеленых). Дети по очереди (по одному игроку от каждой команды) прокатывают шарики вперед из положения стоя, стараясь попасть в арку. Побеждает та команда, у которой будет больше точных попаданий.

 

«Сбей цель». 

Игра проводится по типу игры в кегли. На определенном расстоянии устанавливается цель (кегля, игрушка, мяч и т. д.). Игрок толкает шар таким образом, чтобы он, прокатив¬шись по полу, попал в цель и сбил ее.

 

«Меткий стрелок». 

Метание шаров в вертикальную и горизонтальную цель.

 

«Догони шарик». 

Педагог бросает на пол столько шариков, сколько детей в группе, и предлагает им бегом догнать каждый свой шарик. Когда дети догонят шарики, они строятся в колонну по одному и с шариками в руках идут по кругу (3 круга).

 

«Поймай шарик». 

Подбросить шарик для сухого бассейна над головой, хлопнуть в ладоши, поймать его.

 

«Покружимся вместе с шариками». 

Игра на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).

 

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

 

«Горох» 

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и

разжимая

пальцы

рук.

     В

миску

насыпали

горох

     И

пальцы

запустили,

     Устроив

там

переполох,

     Чтоб пальцы не грустили.

 

«Фасоль»  

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

     В         миске         не         соль,         совсем         не         соль,

     А         разноцветная         фасоль.

     На         дне         –         игрушки         для         детей,  

     Мы их достанем без затей.

 

«Тесто»  

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

     Месим,

месим

тесто,

     Будет

в

печи

место.

     Будут

будут

из

печи

     Булочки и калачи.

 

«Лодочка»  

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по

поверхности

«сухого

бассейна».

     Лодочка

плывёт

по

речке,

     Оставляя на воде колечки.

 

«Повар»  

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

     Варим, варим, варим щи!  

     Щи у Вовы хороши!

 

«Стираем         платочки»  

Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.      Мама и дочка стирают платочки.

     Вот         так,         вот         так!

     Постирали         и         отжали.

     Ох, немножечко устали.

 

«Колобок»  

Сжимать         и         разжимать         кулачки         в         «сухом         бассейне».

     Кулачок         как         колобок.

     Мы         сожмём         его         разок.

     Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.

 

«Зарядка» 

Сжимать         и         разжимать         кулачки         в         «сухом         бассейне».

     Пальцы делают зарядку,      Чтобы меньше уставать.      А потом они в тетрадке

     Будут буковки писать.

 

«Напрягаем         пальцы»  

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

     Только

уставать

начнём,

     Сразу

пальцы

разожмём,

     Мы         пошире

     Посильнее напряжём.

 

их

раздвинем,

«Ладошки

здороваются» 

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка

пошевелить

пальцами

     Наши

пальчики

сплетём

     И

соединим

в

ладошки.

     А

потом

как

только

можем

     Крепко – некрепко сожмём.

 

«Лягушки»  

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки         на         дно         бассейна         с         растопыренными         пальцами.

     Две весёлые лягушки      Ни минуты не сидят.

     Ловко         прыгают         подружки,

     Только брызги вверх летят.

 

«Пальцы         играют»  

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

     Дружно пальчики сгибаем,      Крепко кулачки сжимаем.

     Раз,         два,         три,         четыре,         пять         –

     Начинаем разгибать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека: Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Игры и упражнения в таком бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект.Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходи...

Картотека игр и упражнений в "сухом бассейне"

Игры и упражнения в "сухом бассейне"...

Картотека игр и упражнений в сухом бассейне

Сухой» бассейн располагает широким спектром возможностей как профилактической помощи здоровым детям, так и лечебной помощи детям с различными двигательными и неврологическими нарушения...

Игры и упражнения в сухом бассейне

Игры и упражнения в сухом бассейне...

Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...

"Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...

Картотека игр и упражнений Большой сухой бассейн в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Картотека игр и упражнений Большой сухой бассейн в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...