О ВОСПИТАНИИ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Тинчурина Виктория Валерьевна

Современный мир полон проблем, здоровье – главная ценность человека – стоит на первом месте. Ни новые медицинские технологии  лечения людей, ни обеспеченность рынка фармакологическими препаратами никогда не решат этой проблемы, если сам человек не будет правильно относиться к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zdorove.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      О ВОСПИТАНИИ  ОСОЗНАННОГО  ОТНОШЕНИЯ

         К СВОЕМУ  ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный мир полон проблем, здоровье – главная ценность человека – стоит на первом месте. Ни новые медицинские технологии  лечения людей, ни обеспеченность рынка фармакологическими препаратами никогда не решат этой проблемы, если сам человек не будет правильно относиться к своему здоровью.

       Дошкольная педагогика стоит у истоков воспитания ребёнка, поэтому именно она призвана воспитывать в растущем человеке совместно с семьёй внимание, заботу, контроль, бережное отношение к своему самочувствию через правильный приём пищи, полноценный сон, физические упражнения, чистоту и опрятность, любовь к постоянному труду. Здоровье дано нам от рождения, это бесценный дар, отсюда сложно оценить его, особенно в дошкольном возрасте. Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, кожей, беречь глаза, зубы, уши, руки, ноги? Как научить его всем премудростям, как уберечь себя в мире опасностей и неожиданностей? Эти вопросы здоровья, наряду с другими, непосредственно ложатся на плечи дошкольных работников и родителей.

        В настоящее время становится очевидным необходимость воспитания у детей правильного отношения к своему  здоровью посредством создания в детском саду специальных условий. Решению этой проблемы посвятили свои работы многие современные авторы здоровьесберегающих  программ и методик: Г.К. Зайцев, Л.Ф. Тихомирова, В.В. Колбанов, М.К. Колесникова,

Т.А. Берсенева, Л.Г. Татарникова, Н. Алямовская и другие. В большей степени они сориентированы на формирование знаний и умений, а не на отношения. Однако  важнее сформировать отношение, так как именно оно определяет характер действий и поступков ребёнка, активность обращения и использования определённых знаний и умений.

        Поэтому можно сказать, что проблема воспитания у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью рассмотрена недостаточно, что и определяет актуальность темы.

        Последние комплексные медицинские обследования петербургских детей свидетельствуют о неблагоприятной обстановке в плане здоровья юных петербуржцев. Лишь 10% пятилетних детей признаны здоровыми.

Среди заболеваний наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата – 63%, отклонения сердечно-сосудистой системы -33%, болезни желудочно-кишечного тракта – 18%. При этом, частота этих и других заболеваний с возрастом только растёт. Всё это указывает на необходимость внедрения целенаправленной работы по профилактике заболеваний детей, развитию физических резервов, а также, обязательно – задачи по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью. Именно правильное отношение к здоровью является ведущим личностным образованием ребёнка-дошкольника к здоровью, условием его формирования, становления валеологической компетентности.

        Несмотря на то, что в детском саду в группе 20 детей и более, и все они одного возраста, можно не сомневаться, что одинаково здоровых среди них нет. «Мера» здоровья у всех разная, а поэтому для поддержания и укрепления здоровья требуется разное количество и качество усилий. То, что хорошо одному, не всегда полезно и хорошо другому ребёнку.

       В детском саду делается всё возможное для обеспечения санитарно-гигиенических условий оздоровления детей. Все дети нуждаются в правильном режиме, физических упражнениях и закаливании.

       Опираясь на опыт работы своего дошкольного учреждения, можно сказать, что в детском саду созданы условия для развития валеологической компетентности детей. Педагоги создают различные педагогические  ситуации валеологического содержания в непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также в совместной организованной деятельности в режимных моментах (дидактические игры, беседы, физкультминутки, экскурсии, викторины, недели здоровья, спортивные праздники, выставки).

Стало традицией  в апреле месяце проводить неделю здоровья приуроченной к  Всемирному  дню здоровья. В соответствии с годовым комплексно-тематическим планированием каждая группа проводит различные мероприятия для укрепления здоровья детей:

-  Беседы:

«Держи голову в холоде, ноги в тепле»

«Домашний доктор на окошке»

«Где зелень, там здоровье»

«Не зная броду - не суйся в воду»

«Сырая вода - здоровью беда»

«Бактерии - друзья и враги»

«Целебная сила трав»

«Грибы - друзья здоровья»

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке»

«Вода - источник здоровья»

«Здоровье - бесценный дар»

«Цветы - лекарство для души»

«Грязные руки грозят бедой»

«Не всякий грибок в кузовок»

- Час веселых состязаний  

- Выставки детского творчества

- Праздники: « В гостях у доктора Пилюлькина»

                       « Спортландия»

- Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в Королевство чистоты», «Кулинарный поединок».

В качестве примера в приложении № 1 представлен конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в Королевство чистоты», где дети в игровой форме рассматривают предметы, которые нужны людям для того, чтобы быть чистыми, опрятными, а значит здоровыми.

       Проводится работа с родителями (консультации, собрания, лектории, где даются и разъясняются многие важные вопросы о здоровье, праздники здоровья, недели здоровья). Родители и дети совместно привлекаются к участию в семейных спортивно-оздоровительных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья». Во всех группах создана развивающая среда валеологического содержания. Результаты педагогической работы отражаются, прежде всего, на эмоционально-положительном отношении детей к здоровью и глубоких знаниях о здоровье и здоровьесберегающем поведении.

      Но не только педагог должен воспитывать правильное отношение к своему здоровью. Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играла ведущую роль, которую сохранила и по сей день.

      Атмосфера в семье, отношения между родителями и детьми, пронизанные любовью, вниманием и искренним интересом друг к другу, - это и многое другое составляет основу семейного воспитания. Семья закладывает фундамент нравственности в личность ребёнка. Однако сегодня семейное воспитание не выполняет всех своих функций в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания семьи и возможности обеспечения детей качественным образованием. Родители, несомненно, заинтересованы в том, чтобы их дети были не только образованными, но и воспитанными. Сегодня наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей. Эта озабоченность может стать опорой в общем стремлении родителей и педагогов в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

       Никто из родителей, воспитателей и педагогов не будет возражать против утверждения, что развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего дошкольного возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

      До 3-летнего возраста ребёнок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определённые психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребёнок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больно» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый»- с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые могут эффективно препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребёнка образно-словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться  между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д.), с одной стороны, и словами которые сопровождают эти ощущения.

        Например, каждый из нас видел детей, которые от одного слова «врач»  («укол», «таблетка») впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить со страхом перед большой опасностью.

        Очень часто родители, пытаясь помочь ребёнку, подготовить его к той или иной процедуре, связанной с болью (анализы, инъекции), своими жестами, мимикой, позой ещё больше пугают ребёнка, а это в конечном итоге приводит к тому, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз. Сформировавшийся соответствующий рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

      Большую роль играют оценки родителей. Ребёнок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливает ребёнка, приговаривая: «Ешь побольше, здоровым будешь!» В этом случае у ребёнка формируется неправильное отношение к здоровью. Кроме того, психологи, исследовавшие особенности взаимоотношений детей, установили, что наименьшей популярностью пользуются дети, склонные к полноте, «толстяки». Да и сами родители так же относятся к полным детям, хотя и стараются не демонстрировать это отношение в непосредственном общении.

       Очень часто родители совершают грубые психологические ошибки, когда в общении с ребёнком они проявляют негативное отношение к его внешности: «Какой ты неуклюжий!», «Ой, какой ты лопоухенький!». Это отрицательно влияет на формирование целостного образа «Я» у детей, в котором немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое Я.

       Причиной формирования определённого отношения к здоровью у ребёнка являются сами родители как носители определённых физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребёнка.  Например, если мать полностью сконцентрирована на своём недуге, то это может повышать тревожность детей, даже привести к развитию психических отклонений. Лечение болезни взрослого и психотерапевтическая работа с ребёнком позволяют преодолеть эти расстройства психики у ребёнка.

       О формах общения родителей с детьми дошкольного возраста, особенно когда речь идёт о формировании правильного отношения к своему здоровью у ребёнка, необходимо рассказать более подробно, так как способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия  является использование любимых игрушек. Родители должны помнить, что ребёнок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребёнка и родителя участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т.д.), эта последняя чаще всего и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребёнок помогает игрушке осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола. Это всё найдёт отражение в дидактических играх. Подобный приём можно использовать для подготовки ребёнка к определённым неприятным процедурам (инъекциям, прививкам, санации полости рта и др.)

       От родителей и воспитателей потребуется терпение и выдержка, они должны повседневно помогать своему ребёнку. Таким образом, задача педагогов и родителей помочь детям развивать индивидуальные знания, навыки и умения, необходимые для сохранения здоровья; способствовать желанию учиться самостоятельно, находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных ситуациях; привить ребёнку привычку заботиться о своём здоровье.

     Главная задача – не вложить в голову ребёнка сумму определённых знаний и правил, а помочь ему задуматься о своём здоровье. И это действительно произойдёт, если ребёнок проявит активность в отношении своего здоровья. Прежде чем это произойдёт, необходима упорная совместная работа родителей и педагогов, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребёнка здоровым.

                                                                                         Приложение № 1

                                                       Конспект

                                          комплексного занятия

«Путешествие в Королевство  чистоты»  в старшей группе  детского сада.

Задачи:

1.Сформировать представления у детей о защитной функции нашей кожи и средствах личной гигиены, закрепляя основные правила мытья тела, рук, ухода за волосами.

2.Развитие потребности в правильном уходе за своим телом.

3.Развитие инициативы и любознательности с целью получения и закрепления полученных знаний.

4.Активизация словаря детей: подбор синонимов к прилагательным.

5.Продолжать развивать диалогическую и монологическую  формы речи детей.

6.Развитие логического мышления, воображения, тактильного восприятия, способствовать раскрытию творческих способностей детей.

7.Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Материалы и оборудование: письмо, картинка ( с изображением неопрятного и опрятного ребенка), предметы личной гигиены для дидактической игры «Чудесный мешочек»,  цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными на них фигурами (прямоугольник, круг, треугольник, овал и квадрат), магнитофон, ноутбук  для  показа  презентации, фрукты.

                                                   Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, что в нем говорится.

« За морями, за горами есть волшебная страна. Страною Чистоты зовется она. Напал на нее очень  злющий враг, Король Неряха. Справиться с ним сможете только вы, выполнив его задания. Я вас отблагодарю.

                                                                                               Королева Чистоты».

Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь Королеве Чистоты? Перед трудным путешествием нам надо сделать небольшую разминку, вы согласны? Тогда отправляемся в путь!

( дети вместе с воспитателем выполняют упражнения под музыку)

                                 Отправляемся вперед,

                                 Много нас открытий ждет.

                                 Мы шагаем друг за другом

                                 Лесом и зеленым лугом.

Обычная ходьба.

                                 Мостик в сторону качался,

                                 А под ним ручей смеялся,

                                 На носочках мы пойдем,

                                 На тот берег перейдем.

Ходьба на носочках.

                                Друг за другом мы идем

                                И к болоту подойдем.

                                Перейдем преграду вмиг-

                                И по кочкам прыг, прыг, прыг.

Прыжки на двух ногах

                               Дальше, дальше мы шагаем,

                               В Королевство попадаем.

Обычная ходьба.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель:  Первое задание такое: как можно назвать человека, который имеет неаккуратный вид? (показ картинки)

 Ответы детей.

Как можно сказать об этом человеке, который выглядит очень опрятным? (показ картинки).

Ответы детей.

Правильно ребята, в Королевстве Чистоты должны жить только опрятные, чистые,пригожие ,красивые, аккуратные, привлекательные люди. С этим заданием мы справились, вы молодцы.

Посмотрите, ребята, Король Неряха прислал нам какой-то мешочек.

Вам надо на ощупь, не заглядывая в мешочек, определить ,что там находится.

Проводится игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель:  Ребята, Король Неряха интересуется: для чего нужны эти предметы? Ответы детей.

Верно, эти предметы нужны для ухода за телом человека и называются они - средства личной гигиены. А кто из вас знает, что такое личная гигиена? (ответы детей)

Все правильно, это уход за своим телом. Наша кожа защищает тело от болезней. А когда вы прыгаете, бегаете, вам становится жарко. На коже появляются капли пота. Если кожу долго не мыть, на ней скапливается жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого наша кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того грязные и неряшливые люди, такие как Король Неряха,  неприятны окружающим. Вот почему нужно мыться и ухаживать за собой.

А теперь давайте отдохнем, мы это заслужили.

(проводится физкультминутка)

Воспитатель: Следующее задание Короля Неряхи такое: вы должны показать, каким предметом личной гигиены нельзя поделиться даже с другом? ( дети должны положить в коробку предметы, которыми можно делиться, а остальные оставить у себя).

Молодцы, и с этим заданием мы справились.

Король Неряха прислал нам загадки в электронном виде. Давайте их посмотрим и отгадаем (показ презентации, в конце звучит « Гимн воде»

Давайте же мыться ,плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате ,корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане, всегда и везде-

Вечная слава воде!)

Воспитатель: Ребята, прозвучал гимн воде  и Король Неряха побежден. Вы молодцы, давайте подарим ему предметы личной гигиены, чтобы он тоже стал похожим на вас, таких красивых ,опрятных и аккуратных.

( дети должны из геометрических фигур на листах придумать и  дорисовать предметы личной гигиены). Звучит спокойная музыка.

Подведение итогов.

Воспитатель: Королева Чистоты благодарит вас. Вы не испугались трудных заданий Короля Неряхи и победили его. Ваши рисунки мы отправим ему, будем надеяться, что он перевоспитается и станет Королем Чистоты. А Королева приготовила вам вкусный и полезный подарок. (Детей угощают фруктами).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...