«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми раннего возраста(1-3 года)»
статья (младшая группа)

Кропачева Ольга Владимировна

Ранний возраст – важный период в жизни ребенка, в это время активно закладывается  фундамент его  физического и  интеллектуального развития. Именно в этом возрасте развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения. В возрасте 1 – 3 лет ребенок впервые знакомится с новым социальным окружением, попадает в детский сад. И конечно, главной целью педагогов, сотрудников дошкольного учреждения становится оказание помощи, поддержки, направленной на успешную адаптацию и всестороннее развитие малышей. Одним из  условий достижения  цели  является сохранение и приумножение здоровья воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kropacheva_zozh_yasli.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кропачева Ольга Владимировна

воспитатель

МКДОУ д/с «Золотой ключик»,

 г. Слободской, Кировская область

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

с детьми раннего возраста(1-3 года)»

Ранний возраст – важный период в жизни ребенка, в это время активно закладывается  фундамент его  физического и  интеллектуального развития. Именно в этом возрасте развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

В возрасте 1 – 3 лет ребенок впервые знакомится с новым социальным окружением, попадает в детский сад. И конечно, главной целью педагогов, сотрудников дошкольного учреждения становится оказание помощи, поддержки, направленной на успешную адаптацию и всестороннее развитие малышей. Одним из  условий достижения  цели  является сохранение и приумножение здоровья воспитанников. Весь распорядок дня в детском саду должен быть направлен на сохранение здоровья детей. Здоровье – это главное богатство человека. В дошкольном учреждении особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Современные здоровьесберегающие технологии подразделяются

 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 2. Технологии обучения здоровому образу жизни

 3. Коррекционные технологии

Здоровьесберегающие технологии в детском саду реализуются на основе принципов:

- «Не навреди!»

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

- Принцип доступности и индивидуальности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

При реализации здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста  необходимо учитывать малые возможности детей, период адаптации малышей к условиям детского сада, особенности их психического и физического развития. Частая смена деятельности, использование игровых сюжетов, атрибутов, оборудования, учет индивидуальных физических способностей позволяют сохранять интерес, создают мотивацию и предотвращают переутомление.

В период адаптации показала свою эффективность  пальчиковая гимнастика. Был разработан комплекс пальчиковых игр, простых и доступных для детей. Для активизации внимания детей  игры собраны в разные сюжеты. Игры проводятся ежедневно.

  • «Зайкин домик», куда вошли такие игры как «Дождик», «Молоточки», «Замок», «Зайка», «Капустка»
  • «В гости к мышкам», где объединены игры «Мышки – пекари », «Ладошки», «Кошечка Мурка», «Ежик»,  «Ладушки»
  • «Цирк»,  с играми «Барабан», «Лошадки», «Слон», «Паучок», «Воздушный шарик»
  • «На лесной полянке», с играми  «Пчелки», «Ягодки», «Жук», «Петушок»

Также активно используются сенсорные зоны, игры для развития мелкой моторики и осязания.  Мы используем не только готовые игры, но и создаем свои с учетом возможностей и потребностей детей, например «Накорми колобка», «Подбери крышечку», «Сенсорная книжка», «Мягкий бизиборд» и т. д. Была организована акция с родителями, которые приняли участие в создании развивающих игрушек  для малышей. Ежедневно проводятся массаж и самомассаж  детских ладоней и пальцев посредством массажных мячиков и  палочек, шишек, сыпучих материалов (крупы, песок, перебирание мелких деталей). Все материалы оформлены в виде сенсорных коробочек с разным содержимым.

В работе с детьми раннего возраста ежедневно используются элементы дыхательной  и артикуляционной гимнастики,  такие как «Подуй на листочек (снежинку)», «Воздушный шарик», «Самолет летит»,  «Цокают лошадки», «Пчелки», «Язычок танцует», «Часики».

В ясельной группе большое значение  уделяется воспитанию культурно – гигиенических навыков, как необходимого условия  укрепления и сохранения здоровья. Таким образом, закладываются основы воспитания валеологической культуры детей.

Здесь используются дидактические упражнения  и игровые ситуации  для формирования начальных навыков  соблюдения гигиены детьми. Например: «Моем ручки и вытираем ладошки», «Причешем кукле волосы», «Послушная ложка», «Купание кукол».

После дневного сна с детьми  используются корригирующие дорожки, которые оказывают массажный и развивающий эффект. Они выполнены из разных материалов, дорожки безопасные и подлежат санитарной обработке.

Организация двигательной активности детей в течение дня – обязательное условие их полноценного физического и психического здоровья. Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, различные игровые упражнения («Прокати мяч», «Пролезь в норку», «Собери грибочки», «Прыг - скок», «Шагаем – бегаем» и пр.).   Дети в игровой форме знакомятся с основными движениями, приобретают физические навыки. Все  подвижные игры содержат сюжет, где используются песенки и потешки, вносятся персонажи, игрушки. Всё это позволяет создать условия для двигательной активности детей, вызвать интерес к подвижным играм. Также в работе с детьми раннего возраста используются элементы ритмопластики. Дети под музыку выполняют определенные движения на различные темы «Курочка и цыплятки», «Мишки и зайки», «Солнышко».

Родители являются активными участниками образовательного процесса. С ними проводится просветительская работа по приобщению к ЗОЖ, по воспитанию валеологической культуры детей, по развитию детской двигательной активности. Организуются совместные спортивные развлечения с детьми, создаются тематические акции и выставки, проведены  мастер – классы на тему «Пальчиковые игры», «Игровые упражнения с малышом».

В ясельной группе детского сада созданы условия для сохранения и укрепления здоровья, для развития физических качеств воспитанников. Создан центр двигательной активности, где подобрано безопасное физкультурное оборудование (тоннели, мячики, мягкие валики, массажные дорожки, каталки, сенсорные коробочки).

Организован ежедневный утренний фильтр, позволяющий  отслеживать состояние здоровья малышей, ежедневно проводятся проветривание и влажная уборка помещения.

Соблюдается режим дня. Прогулки, правильное питание, полноценный сон – неотъемлемые составляющие комплекса мер по сохранению  здоровья детей.

Стратегической целью современных дошкольных образовательных учреждений является раскрытие основных и потенциальных возможностей специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов для полноценного гармоничного развития ребенка является здоровье. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста позволяет облегчить период адаптации малышей к условиям детского сада, создает условия для укрепления здоровья, способствует развитию физических качеств и умений, вызывает положительный эмоциональный настрой. Дети в процессе двигательной деятельности учатся взаимодействовать друг с другом, слушать, выполнять действия. Всё это закладывает основы дальнейшей успешной социализации и полноценного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Сообщение на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Сообщение  на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми  раннего возраста»....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»

Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...

Статья: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми раннего возраста(1-3 года)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУс детьми раннего возраста(1-3 года)»Ранний возраст – важный период в жизни ребенка, в это время активно закладывается  фундаме...