Консультация «Игры по развитию речи в физической культуре»
консультация


Предварительный просмотр:

Консультация

«Игры по развитию речи в физической культуре»

«Движение - это жизнь»

Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

По мнению психологов, маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух. 

Развитие речи напрямую связано с физическим развитием.

Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.       Использование подвижной игры помогает повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры - потешки с пальчиками и. т. д.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм.

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи.

Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности.

 Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

От таких игр ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.           Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком.

Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

 В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

 

Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом.

«Жмурки-носильщики»

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Мяч бросай – животных называй»

Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.

Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Карусель»

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Внешний круг проговаривает считалку: 

Карусель, закружись,

А потом остановись.

 Кто словечко угадает,

 В дружный круг к нам попадает. 

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывают загадку, если отгадали, то встают во внутренний круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию занятий по развитию речи и физической культуре.

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию речи и физической культуре....

Консультация "Игра в развитии речи дошкольника"

Цель: Углубить знания родителей о значении игр в развитии речи детей; познакомить и показать  игры по развитию речи, которые они могут использовать в совместной деятельности с детьми.План: ...

Сообщение на педсовете "Роль игры в развитии интереса к физической культуре".

Роль игры в развитии интереса детей к физической культуре посредством развития сюжета. интереса к самой игре....

Консультация "Игры для развития речи детей дома"

quot;Игры для развития речи детей дома"...

Интегрированное занятие по развитию речи и физической культуре, посвященное Дню Победы «Гордимся мы своей победой! Хотим мы жить под мирным небом!»

Интегрированное занятие по развитию речи и физической культуре,посвященное Дню Победы«Гордимся мы своей победой!                      ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и физической культуре в старшей группе МБДОУ №126 «Поможем лисичке» Декабрь 2021

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и физической культуре в старшей группе МБДОУ №126«Поможем лисичке»...