ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В НАШЕМ САДУ "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
проект

Азаров Петр Николаевич

    Здоровье сбережение в нашем детском саду –  это различные технологии, которые  направлены на решение задач современного дошкольного образования, а именно задач сохранения, поддержания,  укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. Улучшение их двигательной активности  с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №12 д/с № 24

http://dopobr.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/08/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%97%D0%9E%D0%96.png

дошкольников

Здоровье сбережение детей в нашем детском саду «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

    Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

    Здоровье сбережение в нашем детском саду –  это различные технологии, которые  направлены на решение задач современного дошкольного образования, а именно задач сохранения, поддержания,  укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. Улучшение их двигательной активности  с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

Главными задачами  являются:

 1. Укрепление, обогащение и сохранение детского здоровья на основе системного использования доступных для нашего детского сада средств физического воспитания, организации двигательной активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активного участия детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Сотрудничество конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

     К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду  мы относим:

- организацию санитарного режима и создание гигиенических условий для детей;

 - организацию здорового сбалансированного питания;

- обеспечение психологического комфорта и безопасности детей во время пребывания их в нашем детском саду;

- организацию профилактической работы с детьми и сотрудниками.

    Чтобы здоровье сберегающие технологии были успешно воплощены в жизнь, необходимо обучить детей  элементарным моментам здорового образа жизни. Используя в своей работе оздоровительную гимнастику, различные  игры-релаксации, разные виды массажа, короткие физкультминутки во время занятий, специально подготовленные занятия оздоровительной физкультуры. Упражнения для глаз, массовые оздоровительные мероприятия, также прививать детям гигиенические навыки.

    Так же при реализации здоровье сберегающих технологий большую роль играет работа с семьей. При взаимодействии с родителями, для  формирования здорового образа жизни у их детей, прекрасно реализуется комплекс мероприятий, к которым можно отнести:  родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями.

      Здоровье сберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих направлениях:         

  • Медико-профилактическая технология. Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение  и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Задачи данной деятельности:

- организация и контролируемость сбалансированного питания детей, их физического развития, закаливания;

- проведения мониторинга здоровья детей, а также разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья;

 - организация контроля в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов.

 - организация профилактических мер.

- организация среды, здоровье сбережения в дошкольной образовательном учреждении.        

  • Технологии просвещения родителей. Безусловно, важно насколько правильно организован режим дня ребенка, какое внимание родители уделяют здоровью своего ребенка. Ведь от этого зависит его настроение, состояние эмоционального и психологического комфорта. Если здоровый образ жизни ребенка, к которому его учат в детском саду, находит поддержку и дома, то он закрепляется в сознании ребенка. В противоположном случае, когда ребенок дома не получает необходимого понимания и поддержки, то полученная информация в дошкольном учреждении будет лишней и неинтересной для ребенка.
  • Технологии обеспечения психологического комфорта ребенка.

Задача данной деятельности – обеспечение психологического комфорта и позитивного психологического благополучия ребенка в процессе общения со  взрослыми и сверстниками в детском саду;

обеспечение социально-эмоционального комфорта ребенка дошкольного возраста, ведь эмоциональное настроение, психологический комфорт, бодрое настроение ребенка является важным составляющим его здоровья.

  • Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое развитие  ребенка, также на укрепление его здоровья.

 Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

 - развитие физических качеств детей - дошкольников;

 -профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

- воспитание привычки физической активности;

 - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

 - оздоровление детского организма средствами закаливания.  

Физкультурно - оздоровительная работа  осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому развитию, а также педагогами   в форме различных  физкультминуток, гимнастик.

Картотека здоровье сберегающих технологий.

  Существует много эффективных разновидностей современных здоровье сберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

    Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровье сберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

    Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

    Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровье сберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

    Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровье сберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

   На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

    В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

     Пальчиковая гимнастика — это вид здоровье сберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

   Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

    Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

    Также к здоровье сберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

    Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

    Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

   Психогимнастика относится к инновационным здоровье сберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.                                                                                         Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

    Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

    Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

     Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

    Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

     В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровье сберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни «Глаза наши помощники»

Автор: Егорова Ирина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории Программное содержание:·        Познакомить детей со строением нашего глаза.·...

Важные рекомендации для родителей! «Здоровый образ жизни у наших детей! Подготовила: воспитатель младшей группы Рафикова Эльмира Тихфятовна 2016 – 2017 учебный год

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...

Презентация "Здоровый образ жизни в нашей группе."

В презентации представлены материалы и фото о том, как в своей группе стараемся приобщить детей к ЗОЖ....

формирование навыков здорового образа жизни "Глаза - наши помощники"

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Юрьевна, а ваши имена я вижу на ваших бейджиках. При встречи мы с вами здороваемся, желаем друг другу здоровья! Но сейчас мы с вами поздороваемся необычно. В...

Проект " Здоровый образ жизни в нашей группе "

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формированиифундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот периодидет интенсивное развитие органов, становление функциональных ...

презентация на тему здоровый образ жизни:"Витамины наши друзья".

цель: знакомть детей с полезными продуктами, в которых есть витамины для роста здорового детского организма, для укрепления иммунитета....

Проект «Здоровый образ жизни в нашей группе!»

Проект для подготовительной группы о формировании представлений о здоровом образе жизни, расширение знаний о сохранении здоровья. ...