: Статья: "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками":"
статья (младшая группа)

Трубицына Татьяна Владимировна

Статья: "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками "

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        Трубицына Татьяна Владимировна

                                                                                                        Воспитатель ГБДОУ детский сад №32

                                                                                                        Красносельского района Санкт-Петербура

Тема: Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов,  ни полное физическое, психическое и социальное благополучие 
Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний. В решении этой задачи принимают участие медицинские и педагогические сотрудники. Но их усилия должны быть направлены не только на снижение заболеваемости путем проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий, но и на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

 «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 Применение таких технологий решает следующие задачи:

- закладывание фундамента хорошего физического здоровья

- повышение уровня психического и социального здоровья

- формирование самостоятельной заботы о своём здоровье и потребность в занятиях физкультурой

- мотивация к здоровому образу жизни.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

- утренняя гимнастика

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- самомассаж

гимнастика для глаз

- закаливание

- воздушные процедуры

- гимнастика пробуждения

- артикуляционная гимнастика

- ходьба по массажным коврикам

- подвижные игры

- -рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)

-режим дня

  - чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня 

- -работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни)

Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу по оздоровлению детей и укреплению их организма.

Каждое утро мы с детьми начинаем с утренней гимнастики для того, чтобы поднять настроение воспитанникам, повысить жизненный тонус и подготовить к многообразной деятельности.

Для этого используем разные виды утренней гимнастики:

- традиционный комплекс занятий (прыжки, ходьба, бег)

- сюжетная гимнастика (например, с героем – мишкой, иллюстрируя стихотворением)

- подвижная игра (например, «Катится колобок»)

           В утреннюю гимнастику обязательно включаю дыхательную, которая необходима для восстановления дыхания. А так же она направлена на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

            Ежедневно провожу гимнастику после сна для того, чтобы обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, привести мышцы в тонус, улучшить настроение, привить привычку разминаться после сна. Гимнастика после сна отличается от утренней и проводится в постели. Я сочетаю гимнастику, стихи и музыку. Все упражнения провожу в игровой форме. Например, «Потягушки» - лёжа на спине вытягиваем руки вдоль тела, тянемся и возвращаемся в начальную позу, выдыхаем.

 Заканчиваем гимнастику упражнениями на дыхание. Делаем самомассаж. Это повороты головы вправо, влево, поглаживание рук, живота, ног и пяток. Сгибаем ноги, обхватываем коленки и выпрямление. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).         

  Два раза в неделю проводятся физкультурные занятия в зале. Они направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, действовать сообща в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. А самое главное  -  овладение жизненно важными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием.

  Ежедневно уделяем внимание пальчиковой гимнастике. Провожу её в любое удобное время в течение дня. Эти упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук. Немаловажно, что разрабатывая руки детей, мы стимулируем развитие речи. Также развивается воображение и память. Улучшается артикуляция звуков и становление ритмики речи. Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме и

 самома дети с удовольствием в неё включаются. 

Используем самомассаж ладоней колючими мячиками:

Этот мячик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения выполняются соответственно тексту.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.

Я выбрала наиболее доступные формы закаливания:

-соблюдение температурного режима в течение дня;

-правильная организация прогулки и ее длительность;

-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

-дыхательная гимнастика после сна;

-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

-сон без маек.

Использование различных форм здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием

включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"

Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальныйсоциальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества вцелом, самое дорогое богатство-здоровье. Каждый родитель хоче...