Здоровьесберегающие технологии как средство развития детей через музыку, движение и речь
консультация (средняя группа)

Черских Галина Михайловна

Логоритмика относится к одному из видов инновационных здоровьесберегающих  технологий.  Ее задача заключается в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку, текстовое сопровождение развивать чувство ритма и использовать в лечебно – коррекционных целях. Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx19.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии как средство развития детей через музыку, движение и речь

      Логоритмика относится к одному из видов инновационных здоровьесберегающих  технологий.  Ее задача заключается в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку, текстовое сопровождение развивать чувство ритма и использовать в лечебно – коррекционных целях. Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.

Задачи логоритмики: оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

Средствами логопедической ритмики являются:

  • ходьба и маршировка в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы.

     Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

 Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, 

рече - двигательной, познавательной.

     Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют ребенку овладеть своими мышцами, научиться управлять движениями. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.

Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.

   Не все речевые упражнения можно выполнить в сопровождении действия и речи. Это может вызвать расстройство дыхания. В этих случаях можно разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст.

Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности.

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти и проговаривать слова:

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

(вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс)

Руки в стороны, в кулачок.

Разжимай — и на бочок.

Некоторые упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.

Спал цветок (присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел, шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Бабочка

Солнце утром лишь проснется -

Бабочка кружит и вьется («летать», имитируя движения бабочки)

   Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны педагогов осуществляется постоянный контроль над точностью их выполнения.

    Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. При разработке любого логоритмического занятия должен учитываться главный принцип в работе - индивидуальный подход, учет возрастных, психофизических особенностей и степень речевых нарушений ребенка.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы в формировании речевой функции, в том числе задержки речевого развития, различные нарушения звукопроизношения и особенно детям, страдающим заиканием и др.

   В результате использования данной методики (по анализам многих источников) к концу учебного у детей прослеживается положительная динамика.  Регулярные занятия логоритмикой способствуют совершенствованию двигательных навыков, общему оздоровлению детского организма, улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, а так же формируют положительный эмоциональный настрой.

Еще один плюс занятий это то, что они групповые, заметно как ребенок приобретает навыки общения и активного взаимодействия в детском коллективе. 

Таким образом, логоритмика – оздоровительная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алябьева Г.Н. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие – М., 2006.
  2.  Гавришёва Л.Б., Нищева Н.В. Логоритмические распевки Изд-во «Детство–пресс», 2007.-29с.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмческие занятия в детском саду для малышей.

 Пособие /под ред. О.Е. Громова, В.В. Дремова. - М.: Изд-во ТЦ Сфера,2004.- 59с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"

Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....

План по самообразованию музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии как средство развития музыкальности дошкольников"

Материал включает планирование работы музыкального руководителя  по самообразованиюр рамках ФГОС...

Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников

Консультация "Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников" была представлена узкими специалистами на семинаре по развитию речи для педагогов ДОУ...

Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Движение - одно из важнейших условий жизни и развития ребёнка. Для детей с нарушениями зрения дефицит движения возрастает в несколько раз. Так как эти дети ограничены зрительными возможностями....

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи детей»

Здоровье – бесценный дар,Потеряв его в молодостиНе найдёшь до самой старости.(Так гласит народная мудрость)В соответствии с Профессиональным стандартом 3.1.1. Трудовая функция в разделе &la...

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».

Здоровьесберегающая технология – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья школьников. Применять оздоровительные технологии ...

"Эффективное использование здоровьесберегающих технологий,как средство развития речи детей"

laquo;Речь – это прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».  ...