"Академия здорового человека"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смирнова Ольга Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

квест-игра  с применением здоровьесберегающих технологий

  в   группе компенсирующей направленности для детей с  ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Радуга»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

квест-игра  с применением здоровьесберегающих технологий

в   группе компенсирующей направленности для детей с  ЗПР

 

«АКАДЕМИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА».

 

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

 

Задачи:
Обучающая:
Дать детям  общее понятие об органах чувств человека.  

Учить  различать понятия:  «часть  тела», «орган чувств»,  «вкус», «зрение», «слух», «обоняние»,  «осязание».

Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела.
Развивающая:
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Развивать умение делать собственные выводы.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны,

бережное отношение детей к своему здоровью.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Словарная работа:  академия, органы чувств, слух, зрение, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, лаборатория,  лаборант, профессор.

Форма организации: Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, музыкальное, физическое развитие.

Здоровьесберегающие  технологии:  двигательная гимнастика, хождение по массажным дорожкам, дыхательная гимнастика,  гимнастика для глаз, массаж, музыкотерапия, элементы  ароматерапии, вкусотерапия, гимнастика  Су-Джок, рефлексия.

 

Оборудование: Компьютер,  экран, презентация «Академия здоровья человека», аудиозапись «Звуки»; мешочки - ткань размером 10*15 см для определения запаха (чеснок, лук, цедра лимона, цедра апельсина, корица); овощи и фрукты на шпажках для определения вкуса продуктов; массажная дорожка, картинка сердце разрезанная на 6 частей, карточка-лабиринт, шарики Су-Джок, цветные льдинки, 4 ведра с наклейками для льда, повязка для глаз, белые халаты и бейджики, картинки для рефлексии.

 

Предварительная работа: Чтение художественной  литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, игры,  наблюдения.

 

1 Организационный момент

Звучит спокойная музыка (Дети входят в зал, встают в круг)

 

Воспитатель: Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

ВоспитательА знаете, мы ведь не только поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья!

 

2 Основная часть

Воспитатель:  Сегодня, ребята,  я   приглашаю вас в необыкновенное путешествие в «Академию здоровья человека».     Как вы думаете, что такое здоровье?

ДетиЗдоровье – это когда тебе хорошо.

Здоровье – это когда ничего не болит.

Здоровье – это красота.

Здоровье – это сила.

Здоровье – это когда хорошо спишь.

Воспитатель:  Правильно ребята, но еще здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Посмотрите,  сколько   органов чувств у человека  

Путешествуя мы должны быть готовы к любым трудностям и для этого нам нужно  подготовиться и хорошенько размяться.

Двигательная разминка «Дети»

Мы – весѐлые ребята, мы – ребята-дошколята,                      Ходят по кругу.

Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся,                      Руки в стороны, пальцы раскрыты –    

Раз-два, два-раз! Много силы есть у нас!                                руки к плечам, сжимают пальцы в кулаки.                                                                                  

Мы наклонимся сейчас,                                                             Наклоняются влево.

Полюбуйтесь-ка на нас! Раз - два! Не зевай!                           Наклоняются вправо.

 С нами вместе приседай!                                                          Приседают.

Раз – прыжок! Два – прыжок!                                                    Прыгают на обеих ногах

 Прыгай весело, дружок!                                                            в чередовании с ходьбой.                                                                             

 

Воспитатель: Теперь мы готовы отправиться в дорогу!

  А вот перед нами и карта нашего путешествия 

  Отправляемся в путь (звучит музыка и дети идут по массажным  дорожкам см.ФОТО ).

Мальчики и девочки

Пойдемте по дорожке

Массажная, ребристая

Укрепляет ножки

Крепкие и сильные

Будут наши ножки.

 Если будем мы шагать

      По такой дорожке.

Воспитатель:   Вот, ребята, мы с вами и попали  в «Академию здоровья человека».

             

 Детей встречает профессор Неболейкин.

Профессор Неболейкин: Здравствуйте ребята, я очень рад видеть вас в своей Академии, в которой у меня много разных лабораторий.  И прежде, чем пройти в лаборатории  нужно  одеть всем халаты, потому, что мы с вами будем лаборантами. А ваш воспитатель будет старшим лаборантом и моим помощником. Пройдя весь путь в  академии вы, ребята, узнаете главный секрет здоровья. В каждой лаборатории вы найдете его частичку. И в конце  пути, сложив все части, вы сможете узнать этот секрет.

(Дети и воспитатель  надевают  халаты и у каждого  на халате бейджик с  его именем).

Первая лаборатория «Наше  тело»   

 

Профессор Неболейкин:    Моя первая лаборатория называется "Наше тело».      

А как вы думаете, ребята, что нужно делать человеку, чтобы не болеть?

 (Ответы детей.) 

Профессор Неболейкин: Молодцы, ребята. Я вам предлагаю выполнить первое задание в моей академии.

                

  Дидактическая игра «Лабиринты здоровья»

Цель: Расширить представления детей о предметах личной гигиены, их предназначений; о зависимости здоровья от правильного питания; об элементарных правилах охраны здоровья и здорового образа жизни. Развивать мелкую моторику рук, координацию  

движений глаз и рук, тактильную чувствительность. Закреплять умение вести линии

пальцем, не отрывая его от картинки

Материал: карточки с изображением лабиринтов.

               1. Волосы - расческа

               2. Нос – носовой платок

               3. Руки – мыло

               4. Руки (ногти) – ножницы

               5. Зубы – зубная щетка с пастой

Описание: Перед ребенком ставится задача найти дорожку от предмета до изображения   

                     результата, которого можно достичь с помощью этого предмета. Объяснить,    

                   как и   для чего используется данный предмет .

Профессор Неболейкин: Молодцы, вы справились с первым заданием и вот ваша часть секрета.

Воспитатель: Отправляемся во вторую лабораторию (идут по  «дорожке здоровья»).

 

Вот полянка перед нами

Вся усыпана цветами.

Мы не будем их срывать

Будем ножками ступать!

 

Вторая лаборатория «Зоркие ребята» 

 

 Профессор Неболейкин: Вот следующая  лабораторию «Зоркие ребята», а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам.. 
 (Глаза)

 Профессор Неболейкин: Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза?

 (Ответы детей.) 

 Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю, как вы бережете свои глаза.

 

Игра «Да или нет». (Если ответ «ДА», то вы хлопаете в ладоши, а если «НЕТ», то топаете ногами). Будьте внимательны! Начинаем!

 

На экране  картинки:

1. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате  

2. Ребенок читает лежа 

3  Ребенок читает в темноте  

4. Ребенок вытирает глаза чистым платком  

5. Ребенок держит ножницы и карандаши острием вверх 

6.  Ребенок трет глаза грязными руками  

7. Ребенок читает в транспорте   

Воспитатель: Ребята, вы были внимательны и знаете,  как беречь свое зрение, предлагаю выполнить гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Закрываем мы глаза»

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса,                              Дети закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают,

Упражненья выполняют.                  Продолжают стоять с закрытыми глазами      

А теперь мы их откроем,                  Открывают глаза,

Через речку мост построим.             Взглядом рисуют   мост  

Нарисуем букву «О»,                        Глазами рисуют букву «О».

Получается легко.                          

Вверх поднимем, глянем вниз,         Глаза поднимают вверх, опускают вниз.                                                               

Вправо, влево повернём,                   Глазами смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнём.                 Глазами смотрят вверх-вниз

 

 Профессор Неболейкин: Молодцы, вы справились со вторым заданием и вот ваша часть секрета.

Воспитатель: Отправляемся в третью лабораторию  (идут по  «дорожке здоровья»).

Ну, а тут морское дно,

Манит очень нас оно.

Мы по камушкам пройдемся,

Будто в море окунемся!

Третья лаборатория «Слухачи» 

Профессор Неболейкин:   Ребята, я вас приглашаю в лабораторию «Слухачи».

Оля слушает в лесу, 
Как кричат кукушки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле…(Ушки)

Профессор Неболейкин: Ребята, послушайте внимательно, что вы сейчас  слышите?

Дидактическая игра «Узнай по звуку»

Включается запись звучания музыки, грома, барабана, шума ветра, журчание ручья, плач ребенка, пение птиц)  и дети по очереди угадывают звук.

 (Ответы детей).

 Профессор Неболейкин: Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Какой орган помог вам в этой игре определить звуки?

       (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам помассировать наши уши для того, чтобы они всегда хорошо слышали.

Самомассаж   «Взяли ушки за макушки».

(выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади).

 

Взяли ушки за макушки            Большим и указательным пальцами с обеих       

                                                                                  сторон                                            

Потянули…                                 несильно потянуть вверх

Пощипали…                                несильные нажимы пальцами,

Вниз до мочек добежали.           с постепенным  продвижением вниз

Мочки надо пощипать:               пощипывание в такт речи

Пальцами скорей размять.          приятным движением разминаем   между  

                                                                   пальцами                                                       

Вверх по ушкам проведём.         провести по краю уха, слегка сжимая

И к макушкам вновь придём.

 

Профессор Неболейкин:  Какие правила охраны слуха вы знаете?

 (Ответы детей).

Профессор Неболейкин:   Молодцы, вот ваша следующая часть секрета.

Воспитатель: Отправляемся в следующую лабораторию по нашей «дорожке здоровья»

 

Впереди нас ждет река -

Широка и глубока,

Но не будем мы бояться,

Будем прыгать и смеяться!

Камни очень ждут ребят,

Походить там каждый рад!

 

Четвертая лаборатория «Море запахов» 

 

Профессор Неболейкин: Я вас приглашаю в лабораторию запахов, а что здесь изучают вы узнаете  отгадав загадку:

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет..
 (Нос)

    

Профессор Неболейкин: Правильно ребята. Для чего человеку нужен нос?

(Ответы детей).

Профессор Неболейкин: Молодцы, нос - орган чувств, который отвечает за  обоняние. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложный эксперимент и поэтому, чтобы ваши носы хорошо дышали,  я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

 

               Дыхательная гимнастика:

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный  выдох через нос.

Дыхание

Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

Курносик

Очень любим мы свой нос.
А за что? Вот в чем вопрос!
И.п. – о.с.
1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

 

Профессор НеболейкинСледующий эксперимент проведет наш  старший лаборант. Сейчас он даст вам понюхать мешочки, а вы попробуете по запаху догадаться, что в этих мешочках.  

Опыт «Узнай по запаху» (слайд№16)             


Профессор Неболейкин: Молодцы все справились с заданием. Какой орган вам помог справиться с заданием?

 (Ответы детей).

 

Профессор Неболейкин  Вы правы ребята. Вот ваша еще одна часть секрета.

Воспитатель:   Мы продолжаем с вами наше путешествие.  (Идут по «дорожке здоровья»).

Тук-тук-тук-тук,

Моих пяток слышен стук,

 Мои пяточки идут,

В лабораторию ведут.      

 

                Пятая лаборатория «Море вкусов» 

 

Профессор Неболейкин:  Я вас приглашаю в лабораторию, в которой можно определить, что это за продукт, но не видя его.

Чтоб попробовать компот,
       Есть у человека  ….   (рот)

А что нам помогает определить вкус продукта?

 (Ответы детей).

 Воспитатель: Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус?

(Ответы детей).

Профессор Неболейкин: Ребята, за время вашего путешествия вы, наверное, проголодались. И я вам предлагаю поиграть  во вкусную игру.

   Игра "Определи на вкус"

ВоспитательЯзык помог нам ощутить вкус пищи, но не всё стоит пробовать на вкус.  А что нельзя пробовать?

 (Ответы детей).

Профессор Неболейкин:  Молодцы, ребята. Вы своими правильными ответами заслужили еще одну часть секрета.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие.(Идут по «дорожке здоровья»).

 Мы шагаем по дорожке, 

 тренируем наши ножки,

А потом еще немножко

Разомнем свои мы ножки.

Чтоб здоровыми остаться,

Надо с детства закаляться!

 

            Шестая лаборатория «Волшебное осязание» 

 

Профессор  Неболейкин:   Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств, которые отвечают за осязание.

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…   (кожа).

 Воспитатель: Кожа-орган осязания. Она помогает нам почувствовать окружающий мир. Кожа самый большой орган осязания, она покрывает все тело человека.

Профессор Неболейкин: Ребята, у меня в лаборатории есть цветные льдинки, которые вам необходимо разложить по цветам.

 

                                    Гимнастика с шариками Су-Джок.

Шариком  круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

                      (выполняем упражнения в соответствии с текстом)

Профессор  Неболейкин: Вот ваша последняя часть секрета. Ребята, наше путешествие по «Академии здоровья человека» подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать?

  (Ответы детей)

 

III. Заключительная часть. 

 

Воспитатель: Что же интересного  мы с вами сегодня узнали?

 В какой лаборатории  вам понравилось больше всего?

Я предлагаю на этот вопрос вам ответить, выбрав ту картинку, которая изображает понравившуюся лабораторию.  

                             Рефлексия  

 

Профессор  Неболейкин: Мы с вами собрали все части нашего секрета, и сложив их мы можем узнать в чем состоит главный секрет здоровья.  (Складывают детали секрета, в  итоге получается сердце).

 

Воспитатель: Ребята, а я хочу вам раскрыть еще один секрет здоровья. Это – хорошее настроение, доброе отношение к окружающим, верные друзья, любовь близких людей. Без этого тоже мы не сможем быть здоровыми

              Дидактическое упражнение «Руки  любви»  (слайд №21)          (Приложение №7)

 

Профессор  Неболейкин:  Ребята вот и закончилось наше путешествие по моей «Академии здорового человека». Мне приятно, что вам было интересно проводить время в разных лабораториях. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель:  А нам пришло время возвращаться, закроем глаза и «руки любви»   перенесут нас в детский сад. Открывайте глаза вот мы и в детском саду  (слайд №22).

      Всем спасибо! Вы были молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Академия здоровья»

конспект для организации работы с детьми в образовательной области "Здоровье"...

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар практикум для родителей "Малая академия здоровья" на тему "Растим детей здоровыми , крепкими,жизнерадостными"

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Вестник «Малая академия здоровья» Рубрика «Выходные с пользой для здоровья»

Рекомендации родителям о проведении выходных с пользой для здоровья....

Игра -викторина по здоровому питанию «Академия здорового питания»

Сформировать  представление о здоровье, как одной из важнейших жизненных ценностей;Формирование представления о правильном питании, рациональном использовании продуктов питанияСформировать предст...

Здоровье — одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней — здоровую планету.

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые, и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. Что же это такое – Здоровый Образ...