Физкультурная минутка как способ снятия напряжения и утомляемости у дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сабынина Елена Георгиевна

Способ снятия напряжения и утомляемости у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutka_v_dou.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Физкультурная минутка как способ снятия напряжения

и утомляемости у дошкольников»

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 176»

Сабынина Елена Георгиевна

У нынешних дошкольников в большинстве случаев наблюдаются невротические состояния. Они проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости внимания, поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Эти дети быстро утомляются и начинают отвлекаться на занятиях, невнимательно слушают, разговаривают.

Физкультурные минутки способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению работоспособности.

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение её в режим дня детей дает положительные результаты.

Физминутка – кратковременное (в течение 1-3мин) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.

Назначение физминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятиях. Физминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисованием и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статистического положения тела, умственного напряжения, у детей  устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание, способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными, рассеянными.

С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях математике, развитию речи учебный материал сочетается с движениями.

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Известный физиолог И.А. Аршавский отмечал важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50% времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Нейрофизиолог М.М. Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». С одной стороны, уровень сформированности тонкой моторики кисти определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.

Движения – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Учебная работа для ребенка – труд, который осуществляется на фоне длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. К моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. По мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.

Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в детском саду и дома.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Упражнения, входящие в физминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен веществ в организме, повышают внимание. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снижается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия. Но не все занятия требуют введения физминутки. Нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

Наиболее благоприятным временем для проведения физминутки следует считать вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Уловить этот момент часто бывает трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе. Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторые любят их общество, а других возмущает неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитают заниматься с одним, а играть с другими. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не значит, что этих воздействий нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко на сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития ребенка во многом как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, т.е. психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.

Правильно построенное обучение непрерывно создает «зону ближайшего развития», (которая определяется как область потенциальных возможностей ребенка или «расстояние» между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он делает при помощи взрослого, в сотрудничестве с ним) и таким образом открывает пути психическому развитию ребенка. При неблагоприятных условиях зона может оказаться суженой или вовсе исчерпанной, что, естественно, приведет к замедлению развития.

Развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка. Стремительно развиваются внимание, память, мышление и воображение.

Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается и на физическом, и на их духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

Музыка в повседневной жизни детей поднимает их жизненный тонус, эмоционально окрашивает разнообразную деятельность, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Физминутка может проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного движения и задания.

Общеразвивающие упражнения для физминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структурные части.

Например, на занятиях математике, предлагают детям похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один меньше количества показанных игрушек и т.д.

Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения.

Физические упражнения подбираются для физминуток с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включают 2-3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп – 3-4. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из-за стола.

На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др.), наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо, влево и другие.

На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы.

Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчивается физминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. Упражнения подбираются хорошо знакомые детям.

В сопровождении музыки все разученные физические упражнения приобретают большую четкость, точность, плавность. Музыкальный руководитель (воспитатель) обращает внимание на согласованность движений детей с характером музыки, её началом и окончанием. В младшей группе педагог приучает к этому путем одновременного сочетания слова, музыки и действий самих детей, т.е. воздействует на их сознание, слуховое и зрительное восприятие.

Под руководством воспитателя дети, выполняя физические упражнения в сопровождении музыки, двигаются и изменяют движения в согласованности с музыкальным произведением и средствами музыкальной выразительности, начинают и оканчивают движение в соответствии с началом и окончанием звучания музыки. Таким образом, музыкально-ритмические навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, а также используются для физминуток.

Подвижные игры в качестве физминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части в любое, по усмотрению воспитателя, время.

Дидактические игры с движениями в качестве физминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, звуковой культуре речи, по математике.

Физминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

Стихотворный текст должен быть высоко художественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

Преимущество следует отдать стихам с четким ритмом, так как они дают возможность использования разнообразных движений;

Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетание    (ча – ча – ча – печка стала горяча, са – са – са – в лесу бегала лиса и т.д.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

физкультурные минутки для дошкольников

физкультурные минутки для дошкольников...

Физкультурные минутки для дошкольников

Физкультурные минутки для дошкольников...

Релаксация - как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников (памятка для педагога)

Правильное полноценное дыхание поможет ребенку избавиться от сильного напряжения, снять раздражение. Этому будет способствовать выполнение следующих упражнений....