Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста".
консультация

.Познакомить родителей с понятием "Плоскостопие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактика плоскостопия20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением или деформацией формы стопы

Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную деформацию стоп?

  • Тревожным признаком является изношенность обуви с внутренней стороны. Проверьте несколько старых пар обуви: если подошва стерта у внутреннего края, возможно, следует проконсультироваться с врачом-ортопедом.
  • Также симптомами плоскостопия бывают быстрая утомляемость при пеших прогулках, усталость и боль в ногах, отечность и появление судорог. При плоскостопии отекают не только стопы, но и лодыжки. Женщинам становится очень сложно ходить на каблуках. Из-за удлинения стопы старая обувь становится мала, приходится покупать туфли большего размера.
  • Могут появиться боли в пояснице, коленях, бедрах.  Походка и осанка становятся неправильными, неестественными. Иногда плоскостопие способствует появлению вросшего ногтя.

Факторы риска развития плоскостопия у детей.

1) Наследственность. Если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает. Возможно врожденное плоскостопие в результате пороков развития, поэтому всех детей в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 1 года обязательно нужно показать врачу-ортопеду для исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия.

2) Повышенная масса тела. У «пухленьких детей» нагрузка на ноги вдвое, а то и втрое больше нормальной. Впрочем, «худенькие» так много двигаются, что тоже перегружают свои стопы.

3) Ношение неправильно подобранной обуви (узкой, широкой, совсем без каблука) тоже нанесет вред. Многие девочки-подростки так любят шпильки! А через несколько месяцев обращаются к ортопеду не только с болями в стопах, но и с болью в коленках.

4) Поднятие тяжестей или длительные нагрузки на ноги. Мальчишки иногда посещают спортивные секции, не задумываясь о последствиях. Прежде чем отдавать своего сына на растерзание тренера, обратитесь к врачу. Если ребенок здоров, тогда все нормально.

5) Перенесенная травма стоп.

6) Гипермобильность суставов (чрезмерная «гибкость»). Суставы в этом случае переразгибаются, а связочный аппарат быстро растягивается.

Степень плоскостопия.

  • Для ранней стадии характерно развитие несостоятельности связочного аппарата. При этом стопа не деформируется, но связки растягиваются, вследствие чего человек чувствует боль. Неприятные ощущения возникают в основном после длительных прогулок или вечером, после рабочего дня. Обычно для снятия боли достаточно отдыха.
  • Слабовыраженное плоскостопие (первая степень) характеризируется чувством усталости в ногах, появляющимся после физических нагрузок. Также может наблюдаться снижение пластичности походки, отечность ног. Если надавить на стопу, человек почувствует боль.
  • Комбинированное плоскостопие (вторая степень) проявляется в уплощении стопы: своды исчезают, стопа становится явно плоской. Усиливаются и учащаются боли в стопах. Часто они могут распространяться вплоть до коленных суставов. Ходьба значительно затруднена.
  • Резко выраженное плоскостопие (третья степень) становится частой причиной обращения больного человека к доктору. Отмечается сильная боль в стопах и голенях, отечность ног, головная боль и боль в пояснице. На данной стадии заболевания человек не может заниматься спортом, его трудоспособность заметно снижена и даже спокойные медленные пешие прогулки проходят с трудом. Для передвижения человеку необходимо заменить обычную обувь на ортопедическую.

Подбираем ребёнку правильную обувь.

Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

Обувь должна прочно сидеть на ноге лучше, если будет фиксироваться шнуровкой, быть ребенку по размеру.

Профилактический супинатор должен быть в обуви каждого ребенка, даже не имеющего нарушений формирования стопы. Если уже имеются нарушения формирования стопы, можно изготовить ортопедическую обувь на заказ.

Не рекомендуется донашивать чужую обувь. Это прямой путь не только к плоскостопию, но и к грибковым заболеваниям. Когда конструируется детская обувь, то рассчитывается точный размер каблучка, форма колодки. Под влиянием носки неравномерно стирается каблук, колодка теряет свою упругость и перестает «удерживать» ногу в правильном положении. Кроме того, старая обувь, как правило, «разношена», то есть широка больше обычного, нога начинает «болтаться».

Профилактика плоскостопия.

Лечение плоскостопия, прежде всего, подразумевает укрепление тех мышц, которые поддерживают свод стопы. Для этого существуют различные варианты, которые можно использовать дома:

1) Укрепление организма, закаливание.

Естественный контакт стопы с землей обеспечивает массаж множества активных точек, расположенных на поверхности стопы. В результате не только укрепляются мышцы стопы, но и весь организм в целом.

Особенно полезно ходить босиком по песку или гальке, по неровной поверхности земли, пригоркам, а также по бревнам.

Плавание также относится к данному виду укрепления мышц стопы, особенно использование стиля кроль. Гребля ногой, которая активно используется при этом виде плавания, также способствует укреплению мышц стопы.

2) Занятия физической культурой.

Тем не менее, следует помнить, что при тяжелых клинических проявлениях болезни (таких, как боли и отеки) некоторые физические упражнения вызывают непосильную нагрузку на стопы.

В таком случае необходимо избегать таких спортивных упражнений, как беговые коньки, лыжный ход. Легкие же упражнения будут в любом случае полезны, поскольку способствуют укреплению организма.

3) Гимнастика.

«Качели»

Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу. Сопровождается четверостишием:

Ах, качели, ах, качели,

Прямо к небу подлетели,

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

«Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки. Мы хлопали-хлопали в ладошки, А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя.

Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети,

Стали ножки выставлять,

И на пальчиках стоять.

«Барабанщик»

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан,

Загремел, как ураган.

Но его когда дарили,

То потише попросили.

Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке,

Быстро он переставляет ножки.

«Веселый ежик»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке,

А мы массируем ножки!

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками!

Станут ножки выполнять

Замысел художника!

«Улитка»

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.

Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

«Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.

Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром,

Мастер к нам пришел в наш дом!

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Очень полезны закаливающие процедуры: ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазание босиком по шведской стенке, езда на велосипеде, плаванье. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажёр, по которой ребёнок мог бы походить дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика и предупреждение плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

​Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.Стопа является опорой, фундаментом т...

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...

Консультация для родителей "Профилактика сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Консультации содержат необходимую информацию для родителей о профилактике сколиоза и плоскостопия...

Консультация для родителей: «Плоскостопие у детей дошкольного возраста»

В данной консультации идёт речь о формировании детской стопы и вида нарушений....

консультации для родителей "Плоскостопие у детей дошкольного возраста".

Причины, лечение и профилактика плоскостопия у дошкольников....