формирование привычки к здоровому образу жизни дошкольников
статья (старшая группа)

 В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как дошкольный возраст — важнейший период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, происходит интенсивное физическое развитие. В своей работе особое внимание хочу уделить валеологии, так как наука валеология сложная, поэтому к своим рассказам и беседам я добавляла интересные упражнения для различных групп мышц, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, ритмическую гимнастику, а также подобрала приятную музыку, которая поднимает настроение или помогает расслабиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_obraz_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает все большую актуальность. Существует множество причин сложившейся ситуации. Можно выделить основные: ухудшение общей экологической ситуации ( особенно в таком мегаполисе, как Санкт - Петербург)  развитие информационных технологий ( дети все больше времени проводят за компьютером , телевизором и т. п. ), увеличение требований к образованию ( из-за учебных нагрузок дети перестали гулять и играть), а также из-за уменьшения среднего возраста рожениц, что приводит к появлению на свет детей с различными патологиями. По данным исследований дети дошкольного возраста Санкт-Петербурга стали чаще болеть простудными заболеваниями, за последние годы значительно снизился процент детей с 1 группой здоровья. В связи с этим основной задачей родителей, дошкольных образовательных учреждений, школ становится задача укрепления здоровья детей.

        Дошкольный возраст — важнейший период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, происходит интенсивное физическое развитие. Один год жизни дошкольника вмещает в себе несколько лет жизни взрослого, настолько серьезны изменения, происходящие в организме за очень короткое время. И поэтому очень важно сохранить здоровье детей в процессе воспитания и обучения, сформировать у ребенка привычку к здоровому образу жизни.

        Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в младших группах детского сада. В этом деле нет мелочей. Вся повседневная работа педагогов должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. И самым главным принципом нашей работы должен быть принцип «Не навреди». Как уже было сказано выше все меньше абсолютно здоровых приходит в детский сад, и актуальность работы по сохранению и укреплению здоровья не подлежит сомнению.

        Я начала свою работу в средней группе с проведения нетрадиционных физкультурных занятий. Для воспитания у детей интереса и желания заниматься физкультурой я использовала различные методы: включение сказочного сюжета, ритмическую гимнастику, зверобику, упражнения на расслабление, дыхательную и цветовую саморегуляцию.

        Эти занятия строились на основе русских народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими. Такая совместная деятельность с детьми подходит для самореализации ребенка, который всегда хочет походить на любимого героя. В сказке герой всегда выходит победителем из трудных ситуаций, и ребенок старается стать таким же смелым, решительным и находчивым. Общеразвивающие упражнения я заменяла имитационными движениями или ритмической гимнастикой под музыку. Это способствует приобретению выразительности, точности, координации движений и обеспечивает эмоционально-положительное состояние детей. Для улучшения психологического настроя детей проводилась цветовая саморегуляция.

        Выполняя с детьми различные физические упражнения я пришла к выводу, что ребенку необходимо знать как устроен его организм, для чего ему нужны те или иные органы, как они работают и для чего нужно беречь их. Поэтому для работы с детьми старшего дошкольного возраста я разработала познавательные циклы по валеологии.

        Валеология — наука о путях и способах формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. И именно в этом направлении я построила всю свою работу. Для успешной реализации я определила для себя следующие задачи работы:

  1. Знакомство детей со строением тела человека, с устройством и работой различных органов нашего организма.
  2. Формирование привычки к соблюдению правил личной гигиены, и умение обосновывать необходимость соблюдения этих правил.
  3. Формирование сознательной потребности в двигательной активности.
  4. Развитие творческого, критического мышления для оценки поведения человека в различных ситуациях.
  5. Развитие познавательных интересов, творческих способностей, умение сравнивать и обобщать.

        Валеологические познавательные мероприятия в старшей группе проводились один раз в месяц. Наука валеология сложная, поэтому к своим рассказам и беседам я добавляла интересные упражнения для различных групп мышц, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, ритмическую гимнастику, а также подобрала приятную музыку, которая поднимает настроение или помогает расслабиться. Все это помогало детям усвоить знания по валеологии, провести совместную деятельность более интересной, занимательной, насыщенной. Я увидела заинтересованность детей в познании собственного организма. Усвоение ребенком знаний о человеческом организме способствует самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней.

        В подготовительной группе в вечернее время я провожу один раз в месяц оздоровительный досуг, чтобы лучше закрепить полученные знания. Оздоровительный досуг включает в себя различные виды массажа, дыхательные и двигательные упражнения, пальчиковые игры, сюжеты сказок, ритмическую гимнастику.

        Для работы с детьми подготовительной группы я ставила следующие задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  2. Профилактика простудных заболеваний.
  3. Приобретение навыков правильного дыхания.
  4. Развитие навыков элементарного самомассажа.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  6. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации.

        Для решения этих задач я подготовила следующий материал:

  • Составила ряд авторских конспектов по теме»Мой организм»
  • Подготовила наглядный материал (строение глаза, уха, носа,зуба с мнемотаблицами)
  • Подобрала картотеки:

1).по разным видам массажа

2).гимнастики для глаз, рук, ног

3).ритмической гимнастики

4).подвижных игр

5).физминуток, утренней гимнастики

6).стихов, пословиц, поговорок, кроссвордов по данной теме

7).лекарственных растений с подбором стихов

Изготовила дидактические игры:

  • «Что везет паровозик здоровья»
  • «Опасно для здоровья»
  • «Полезная-вредная еда»
  • «Витамины»
  • «Предметы гигиены»
  • «Здоровые зубы»
  • «Береги глаза»
  • «Волшебный кубик»
  • «Полезно для зубов»
  • «источник здоровья»
  • «Составь слово»

Приобрела игры по данной теме:

  • «Любит-не любит»
  • «Валеологический мальчик»
  • «Органы чувств»
  • «Горькое-сладкое-кислое-соленое»
  • «Малыши-крепыши»
  • «Кожа,питание,сон»
  • «Уши,зубы,глаза»
  • «Если малыш поранился»

Изготовила модели:

  • «Чтобы кожа была здоровой»
  • «Алгоритм ЗОЖ»
  • «Виды движения»
  • «Виды построений»
  • «Алгоритм самомассажа»

Для решения поставленных задач мне была необходима помощь родителей моих воспитанников. Проведя первую консультацию я увидела,что родителей заинтересовала данная работа и они готовы проводить ее дома , но для этого у них не хватает знаний. Поэтому я подобрала и провела ряд консультаций , изготовила папки-передвижки, показала родителям, как мы занимаемся в группе. Для просвещения родителей подобрала материалы по валеологии:

  • «Я и мое настроение»
  • «Сон и его организация»
  • «Как мы дышим и зачем»
  • «Воздействие цвета»

По физкультурно-оздоровительной работе и формированию представлений о ЗОЖ:

  • «Закаливающие процедуры дома»
  • «Упражняюсь вместе с мамой»
  • «Упражняюсь вместе с папой»
  • «Значение микроэлементов и витаминов»
  • «Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия»
  • «Дыхательная гимнастика»

Я составила перспективный план взаимодействия с родителями,где я наметила ряд мероприятий,необходимых для эффективной работы по валеологическому развитию и оздоровлению детей. В своей работе с родителями использовала следующие формы работы: наглядную агитацию, почтовый ящик, круглый стол, собрания, консультации, совместные физкультурные праздники и досуги.

В результате моих наблюдений и диагностических данных можно отметить, что у детей появился устойчивый интерес к познанию своего организма , к здоровому образу жизни. И все это благодаря систематической работе по формированию привычки к здоровому образу жизни, по валеологическому развитию ребенка. Дети стали более любознательными, раскрепощенными, у них появилвсь сознательная потребность к физическим нагрузкам, дети стали меньше болеть.

В своей работе я не ставлю целью достижения высоких результатов. Моя задача помочь  ребенку проявить собственные возможности, которые даны ему от рождения. А они есть у каждого ребенка. Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движения , научится бережно относиться к своему организму , то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в движениях и стремление к ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребёнок рос здоровым. Данный материал помогает понять причины снижения уровня здоровья детей-дошкольников, обращает внимание взрослых на необходимост...

«Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»

Важной задачей в процессе образования и воспитания дошкольников остается укрепление и сохранение здоровья детей. Каждый из нас знает, что здоровье купить нельзя. Поэтому мы должны формировать у дошкол...

Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников.

   Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Наиболее эффективным и д...

«Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников»

       Конечно же, каждый может назвать примеры из своей сферы деятельности. Но главное, безусловно, что мы «высадили» и растим - это наши дети. Ведь дети - это наше будущее...

Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников

Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников...