Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста "Здоровый дошкольник"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Владимирова Галина Анатольевна

      Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

     Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

     Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Актуальность определяется основными задачами в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  • пункт 1.6., подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
  • пункт 1.6., подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по ЗОЖ дошкольника56.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Г.А. Владимирова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопетровская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

143570 Московская область,

Истринский район, с. Новопетровское,

ул. Советская, дом 42 .

Тел., факс 8 (498) 316-24-39

Тел. 8 (498) 316-23-44

E-mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru

Автор проекта

Владимирова Г.А.

инструктор по ФИЗО

сентябрь 2021

г. Истра

ПРОЕКТ

по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 

«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»

(в рамках профилактической акции «ЗДОРОВЬЕ - ТВОЕ БОГАТСТВО!»)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

  1. Пояснительная записка.
  1.  Актуальность проекта.
  2.  Цель и задачи проекта.
  3.  Принципы реализации проекта.
  4.  Формы и методы работы.
  1. Основная часть проекта
  1. Этапы реализации проекта.
  2. План-график мероприятий
  3. Планируемый результат
  1. Список используемой литературы.
  2. Приложения.
  • Беседы с детьми.
  • Консультации для родителей.
  • Планы мероприятий.
  • Сценарии проведения мероприятий.
  • Анкеты для родителей.
  • Фотографии.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Актуальность определяется основными задачами в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  • пункт 1.6., подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
  • пункт 1.6., подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (Законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Наш детский сад (корпус 1-19), находится в особых условиях: некоторые дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья, и ограниченными возможностями в здоровье.

Низкий показатель индекса здоровья и высокая заболеваемость наших воспитанников обусловлены рядом причин:

  • большинство воспитанников ДОУ соматически ослаблены;
  • большое количество детей входит в группу часто-болеющих;
  • частые пропуски детьми посещения утренней гимнастики;
  • одежда детей не всегда соответствовала температурному режиму;
  • формы работы с родителями малоэффективны.

Характеристика проекта:

  • Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
  • Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.
  • Продолжительность: долгосрочный. Срок реализации проекта: 1 учебный год

Участники проекта: воспитанники детского сада 3-7 лет, родители воспитанников (законные представители), педагоги: воспитатели, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, педагог-психолог, администрация детского учреждения.

  1.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:       

Цель: приобщение детей и их родителей (законных представителей) к физической культуре и здоровому образу жизни. 

Задачи:

  • задачи, связанные с развитием детей:
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и подвижных играх;
  • обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • задачи, связанные с деятельностью педагога:
  • овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  • охрана жизни и укрепление здоровья детей.
  • задачи по работе с родителями (законных представителей) воспитанников:
  • повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
  • повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
  • поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

  1.  ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  • Принцип «Не навреди». Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий безопасны для здоровья и развития ребенка.
  • Принцип доступности и индивидуализации:
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • адаптированность материала к возрасту и возможностям ребенка.
  • Принцип систематичности и последовательности:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных правил и норм.

  1.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Для успешной реализации поставленных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Оборудован спортивный зал, для занятий имеется различный спортивный инвентарь; мячи, кегли, ракетки, обручи, скакалки, тоннели, и т.д. Проводятся занятия по физической культуре в каждой возрастной группе. В группах старшего дошкольного возраста одно занятие проводится на улице.

В детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • спортивные праздники, досуги и развлечения.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия.

Методы реализации проекта:

  • наглядный метод: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии), имитация (подражание), зрительное ориентиры (предметы, разметка поля);
  • наглядно-слуховые приемы: музыка, песни;
  • словесный метод: объяснение, пояснение, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, беседа, словесная инструкция;
  • практический метод: повторение упражнений без изменения и с изменениями, повторение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме;
  • игровой метод: подвижные игры, сенсомоторные игры, оздоровительно-развивающие игры (игры на формирования правильной осанки, игры, игры при заболеваниях горла и носа, направленные на исправление плоскостопия) и т.д.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

  1.  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап.  Информационно-подготовительный (сентябрь – декабрь)

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проводимая работа:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: исследование состояния здоровья детей; диагностика физической подготовленности дошкольников.
  2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: опрос, анкетирование родителей.
  3. Составление плана реализации проекта.
  4. Изучение научно-методической литературы:
  • новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Теоретическая подготовка педагогов: изучение литературы, анализирование ресурсов, планирование работы, проведение мониторинга.

II этап. Основной (январь – декабрь)

Цель: формирование потребности воспитанников в здоровом образе жизни.

Проводимая работа:

  1. Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике.
  2. Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические семинары, консультации, мастер-классы).
  3. Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
  4. Корректировка системы физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса с внесением здоровьесберегающих компонентов: утренняя ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика по окончании физкультурных занятий, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, подвижные игры, игры-эстафеты, закаливающие мероприятия.

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. 

III этап. Заключительный, оценочный (апрель-май)

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий и мероприятий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

  • исследование состояния здоровья детей за 3 года;
  • мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
  • мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
  • проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин по ЗОЖ.

Ожидаемый результат:

Проект «Здоровый дошкольник» будет является результатом творческой деятельности детей, их родителей, педагогического коллектива – моделью организации работы по физическому развитию в нашем учреждении (корпус 1-19). 

ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ

с 01 сентября по 30 ноября

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный

Сюжетно-отобразительная игра «Веселая стирка» (игры с водой и прищепками)

Группа раннего развития

Экскурсия в кабинет медицинской сестры

Старшая группа

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «С обручем»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «С обручем»

Владимирова Г.А.

Всероссийский день хоккея. НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Играем в хоккей»

Владимирова Г.А.

Всероссийский день хоккея. НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Играем в хоккей»

Владимирова Г.А.

Беседа «Почему следует строго соблюдать режим дня»

Средняя группа

Экспериментальная деятельность: «Воздух»

Подготовительная к школе группа

Лепка из соленого теста: «Овощи, фрукты - полезные продукты».

Младшая группа

 с 01 декабря по 28 февраля

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный

Февраль-март. Фотоконкурс «Домашние рецепты полезного питания». Изготовление стенгазеты в каждой группе силами родителей воспитанников.

Родители воспитанников

Беседа: «Как устроено тело человека»

Подготовительная к школе группа

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Владимирова Г.А.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Младшая группа

Беседа: «Щи да каша – пища наша»

Средняя группа

Беседа: «Кто со спортом дружит, тот живет, не тужит». Рассматривание альбома «Зимние виды спорта»

Владимирова Г.А.

НОД по формированию правил здорового образа жизни. Тема: «В гостях у Мойдодыра»

Группа раннего развития

НОД по физкультуре. Спортивная мероприятие в подготовительной к школе группе «Защитники Родины» (в рамках празднования Дня защитника Отечества)

Владимирова Г.А.

НОД по художественно-эстетическому развитию.  Рисование на тему «Мы со спортом крепко дружим!»

Старшая группа

с 01 марта по 31 мая

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный

Инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка-чумазая»

Группа раннего развития

День здорового питания. Дидактическая игра «Что едят сырым, а что вареным»

Младшая группа

Викторина «Знатоки спорта»

Средняя группа

Игра-развлечение «Нам болезни не страшны, со здоровьем мы на ты!»

Подготовительная к школе группа

Выставка рисунков «Берегите здоровье!»

Старшая группа

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «Веселые эстафеты»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «Веселые эстафеты»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Космическое путешествие»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Владимирова Г.А.

Международный Олимпийский день Беседа «Олимпийские игры – символ спорта и мира»

Владимирова Г.А.

с 01 июня по 31 августа

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный

Досуг с родителями конкурсное мероприятие «Веселые эстафеты»

Родители воспитанников

Экскурсия на пищеблок детского сада

Подготовительная к школе группа

Лепка: «Мячик-главный наш спортсмен»

Группа раннего развития

Беседа: «Кто со спортом дружит, тот живет, не тужит».

Рассматривание альбома «Летние виды спорта».

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Скакалка-подсекалка»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «Скакалка-подсекалка»

Владимирова Г.А.

Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

Младшая группа

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «Скакалка-подсекалка»

Владимирова Г.А.

НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Скакалка-подсекалка»

Владимирова Г.А.

Фотоконкурс «Лето в объективе фотографии». Фотостенд с фотографиями детей.

Игра-конструирование «Больница для зверят»

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»

Старшая группа

  1. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Главным результатом реализация проекта является не достижение высоких результатов за короткий отрезок времени, а помощь детям в проявлении их собственных потенциальных возможностей, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Ожидаемые результаты проекта:

  • снижение заболеваемости среди воспитанников и сотрудников ДОУ;
  • сформирование желания у дошкольников и их родителей (законных представителей) вести здоровый образ жизни, формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков;
  • появление у детей возможности активного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
  • совершенствование уровня профессионального мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста;
  • расширение сотрудничества детского сада с родителями воспитанников (законных представителей), повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья, активизация участия родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
  • обновление и пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • разработка (корректировка) перспективного планирования по физическому развитию детей 3-7 лет, методических материалов (конспектов НОД, сценариев спортивных праздников, досугов и развлечений, видео презентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов и др.).

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Агапова И. А. Спортивные сказки и праздники для дошкольников. – Москва, 2011.
  2. Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование. Система работы. – Волгоград, 2014.
  3. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. – Москва, 2010г.
  4. Новикова И.М., «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва, 2014.
  5. Яковлева Т.С., Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ. – Москва, 2006.
  6. Методический журнал «Инструктор по физкультуре». – Москва, 2010-2016.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание». – Москва, 2011-2016г.
  8. Учебно-методический журнал «Обруч». – Москва, 2021
  9. Интернет-ресурсы.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Конспекты занятий.
  • Беседы с детьми.
  • Планы мероприятий.
  • Сценарии проведения мероприятий.
  • Анкеты для родителей.
  • Фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего органи...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"

Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие «Быть здоровыми хотим!»

Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...