СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья

Мелкова Алла Сергеевна

               В настоящее время тема физического воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как  прослеживается тенденция к ухудшению здоровья населения. Экологическая обстановка на всей планете остаётся критической (существует ряд проблем), различные химические добавки и продукты питания, бытовые неблагоприятные факторы и многое другое негативно воздействуют на здоровье дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Мелкова Алла Сергеевна

Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1161

Абрамова Ирина Александровна

Старший методист ГБОУ Школа № 1161

г. Москва

               В настоящее время тема физического воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как  прослеживается тенденция к ухудшению здоровья населения. Экологическая обстановка на всей планете остаётся критической (существует ряд проблем), различные химические добавки и продукты питания, бытовые неблагоприятные факторы и многое другое негативно воздействуют на здоровье дошкольников.

Дошкольное образование, как первая ступень непрерывного образования ставит перед специалистами постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Организация ООД по воспитанию, формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников предусматривает активную практическую, интеллектуальную,  самостоятельную и совместную деятельность  педагогов и воспитанников.      Анализ состояния здоровья воспитанников показывает, что 32 % детей входят в число часто болеющих детей, 30% приходят в сад уже со 2 группой здоровья. Поэтому задачей ДО является обеспечить каждому воспитаннику охрану и укрепление физического и психического здоровья, т.е. создать благоприятные гигиенические, педагогические, эстетические условия, а также создание комфортной психологической обстановки в коллективе. Для полноценного физического развития необходима правильно организованная предметно – пространственная среда. Среда должна стимулировать физическую активность детей, побуждать их двигаться. Игровое пространство и в помещении, и на улице должно быть трансформируемым, быстро меняться и предоставлять достаточно места для подвижных игр, для другой двигательной и познавательной активности. Поэтому в дошкольном отделении функционирует: физкультурный зал, 2 спортивные площадки, беговая дорожка, прыжковая яма, в каждой групповой комнате оформляем физкультурный уголок. Физическое развитие непрерывно связано с психическим здоровьем. Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. Способность управлять своей психикой – ведущий показатель психического здоровья. Для того чтобы быть психически здоровым человеком, надо научиться управлять своими эмоциями. Психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции играют очень большую роль в формировании личности, можно сказать ведущую. Для оптимального развития личности необходим соответствующий баланс положительных и отрицательных эмоций. Показателем достижения психического здоровья является эмоциональное благополучие человека. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья, главный фактор, определяющий качество жизни. Эмоции имеют большое значение в формировании поведения и составляют важную часть личности человека. Состояние эмоций обуславливает базу психического здоровья. Поскольку эмоции влияют на функции организма, эмоциональное благополучие имеет прямое отношение и к физическому здоровью. Психическое здоровье – необходимое условие для полноценного развития и функционирования дошкольника в процессе его жизнедеятельности и является предпосылкой здоровья физического. Важнейшим условием для полноценного психического развития является создание эмоционально комфортной и развивающей для ребенка образовательной среды. Самым физиологическим и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. С помощью определенного уровня двигательной активности можно снижать нервно – психическое напряжение на структуры головного мозга. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку удовольствие и радость. Для достижения высокого уровня эмоционального благополучия и укрепления психического здоровья необходимы: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, способность сближаться с другими людьми, систематические занятия физической культурой, рациональное питание и полноценный отдых, культивация положительных эмоций.  Воспитательное и оздоровительное направление работы по сохранению физического и психического здоровья воспитанников в ДО включает проведения комплекса следующих мероприятий:

- соблюдение режима дня;

- зарядка и гимнастика пробуждения;

- закаливающие мероприятия;

- физкультурные минутки при организации ООД;

- прогулка (утром/вечером);

- проведение ООД по физической культуре (3 раза в неделю), спортивных досугов, праздников, недель здоровья;

- ООД в бассейне (2 раза в неделю);

- участие в комплексных, районных, окружных и городских праздниках, досугах и соревнованиях;

- музыкотерапия;

- сказкотерапия;

- психогимнастика;

- театральные постановки;

- работу с природным материалом (глина, песок, краски);

- сотрудничество с родителями по данному направлению работы (консультирование, совместные досуги и родительские дни);

- просветительская работа (издание буклетов, газет, плакатов, листовок, информационных стендов и пр.)

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

Список литературы:

1. Бушнева И.М. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2010. – 250 с.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

3. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.

4. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М., Айрис – пресс, 2008. – 96 с.

5. Полякова М.Н. Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.

6. Сундукова А.К., Г.Н. Калайтанова. Практический опыт здоровьесберегающей  деятельности в ДОУ.- М.:АРКТИ, 2008.- 104 с.

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

8.Чечельницкая С.М. Михеева А.А. Руководство по управлению здоровьесберегающими процессами в образовательных учреждениях – Москва: Центр «Школьная книга», 2012 г. – 808 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников подготовительных групп»

Тематический контроль по теме:  «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников...

Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни.

Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

Консультация на тему: "Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни"

Консультация на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

Родительское собрание «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников»

Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи  по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей....

ПОДГОТОВКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ №2 "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ"

ПОДГОТОВКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ №2"СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ИПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ"...