Развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа.
статья (младшая группа)

Кочкарова Эльза Жавитовна

Развитие детей младшего возраста с помощью  игрового массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_massazh.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей младшего возраста с помощью  игрового массажа.

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — все это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.

Ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.

Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка.. Под игровым самомассажем понимается следующее:

Имитационные упражнения.

Мимические упражнения.

Упражнения для стоп, рук, спины.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру, рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упражнений, между которыми проводить расслабление мышц.

Методика самомассажа имеет большое практическое значение наряду с другими вспомогательными методами, повышающими эффективность физических упражнений.
Самомассаж способствует улучшению кровообращения в организме, помогает нормализовать обмен веществ. Жизнедеятельность все органов и систем органов приводится в норму благодаря воздействию на любые точки нашего тела.

 В условиях детского сада мы используем игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основной закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением , в стихах дети получают радость и хорошее настроение. Самомассаж способствует развитию у малышей, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Основные условия проведения самомассажа для детей:

- не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
- движения должны быть плавными, массирующими;
- двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.

Игровой самомассаж – эта уникальная тактильная гимнастик а , благодаря который в мозг поступает мощный поток импульсов  от рецепторов расположенных  в коже, а так же  проприорецепторов  мышц и суставов . Одновременно   с этим в кору головного мозга  ( в речеслуховые, зрительные, творческие и творческие зоны ), поступает информация  которая не только оказывает  тонизирующие воздействие на центральную нервную систему , но  и способствует увеличению резервных  возможностей  функционирования головного мозга  

Веселые стихи , яркие образы, обыгрывающие массажные движения , их простата доступность , возможность использования в различной  обстановке   и в любое время способствует изменению позиции ребенка  из объекта в субъект  педагогического воздействия  , а это граница успеха  реабилитационной , коррекционной  и развивающей работы.

Поколачивание ладони кончиками  сложенных в щепоть  пальцев

Уложили дятла  спать

в деревянную  кровать  

Он в кровати всем назло    

Продолбил  себе  дупло  (В. Линькова)

Зигзагообразное поглаживание

Дунул ветер на березку , разлохматил ей причёску

Ветер очень торопился, улетел, не извинился . (М.Пляцовский)

Намыливание рук

Не секрет для нас с тобой ,

Каждый знает это –

Руки мой перед едой

И после туалета  

Упражнения с массажными мячиками

Массажный мячик – эффективное средство расслабления мышц.  Пупырчатая поверхность мяча воздействует  на нервное окончания ,  улучшает приток крови  и активизирует кровообращение. при выполнение  с массажным мячиком воздействуется  глубокие  мышечные структуры.  Сочетание  таких упражнений как пальчиковая гимнастика, самомассаж с  с массажными мячиками дает возможность  для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком , оказывая стимулирующие влияние на развитие речи.  Мячиком нужно совершать движение  по  спирали  от  центра   ладони к кончикам пальцев  

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали

(удерживать указательными пальцами левой и правой руки  мяч, затем средними пальцами и.т.д.)

Поиграю я футбол

И забью ладошкой гол

(ладошками отбивать мяч)

По столу круги катаю

Из под рук не выпускаю

Взад – перед его качу ;

Вправо – влево  -  как хочу

 (Катать мяч  ладошкой правой руки  вправо – влево, взад – вперед)

Карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним (самомассаж рук карандашом).

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. 
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. 
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

«Утюжок».  Прокатывание карандаша вдоль поверхности стола.

Инструкция: Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой.  

 «Карандаш я покачу,

Вправо-влево – как хочу».

 

«Добывание огня».   Прокатывание карандаша между ладонями.

 

Инструкция: Положи карандаш на одну ладошку, накрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями. Начни упражнение медленно, постепенно ускоряйся. Прокатывай карандаш от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это двумя карандашами.

 

«Догонялочка»  Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Инструкция:  Возьми карандаш всеми пальчиками. Попробуй покрутить его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

 

Босохождение . Процедура босохождение   является действенным методом закаливания , который к тому же является хорошим средством укрепления связок стопы, формирования ее свода – профилактики плоскостопия. Хождение босыми ногами по холодному полу     по земле , возможным неровностям : ребристым дорожкам , массажным коврикам и.т.д. возбуждает нервную систему. А хождение босиком по мягкой  траве, мягким коврам успокаивает ее.  Чередуя хождение   босыми ногами по разным поверхностям  , например по ребристой доске  и мягкому ковру ,2 создает эффект контрастного душа» для стоп

Закаливающая процедура  «Босохождение»  применяется детям    с 1,5 лет и старше , хорошо переносится  , очень физиологична . Противопоказаний данного закаливания нет Исключения составляют дети с острыми заболеваниями .

Методика проведения

- Расстелить  на полу массажные коврики и положить ребристую доску на пути  детей  к кровати . Дети готовятся к сну: переодеваются.

- Проходят босыми ногами сначала по массажным коврикам(ребристой доске), а потом по мягкому кору  к своим кроватям  После тихого часа процедуру можно повторить . Игровое упражнение можно повторить стихами.

Зашагали ножки , топ,топ,топ!

Прямо по дорожке, топ,топ,топ!

Ну ка веселее, топ,топ,топ!

Вот как мы гуляем, топ, топ,топ!

Топают, ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ,топ,топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

  Игровой массаж является эффективным подходом к комплексному решению вопросов оздоровления детей младшего дошкольного возраста. Он осуществляется планово, систематически и целенаправленно на всех этапах физкультурно-педагогической работы. Применение игрового массажа способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья, и приобщает детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.С., Санкт-Петербург 2012 г, «Пальчиковая гимнастика»
  2. «Учимся играя» № 8 2012 г, № 10 2015 г
  3. Рожков О.П., Дворова И.В., Москва – Воронеж 2007 г, «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни»
  4. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: КОРОНА принт, 2000. — 320 с, ил.
  5. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.
  6.  . Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.-М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал
  2. https://infourok.ru/ Образовательный портал
  3. https://www.defectologiya.pro/ Московский институт коррекционной педагогики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего возраста

Задачи, значение сенсорного воспитания...

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку». Автор: О.А. Мамышева

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку» с с использованием образовательных ...

Перспективный план по самообразованию по теме "Социальное развитие детей младшего возраста через окружающий мир"

Социальное  развитие ребенка - процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение и неважно с...

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...